Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р,»РЬ» и буква»Р». Чтение слогов»

Квасова Марина Александровна

познакомить детей со звуком и буквой «Р»;учить дифференцировать звук по качественной характеристике(согласный или гласный; твёрдый или мягкий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р,»РЬ» и буква»Р».

Чтение слогов»

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Задачи:

Образовательные:познакомить детей со звуком и буквой «Р»;учить дифференцировать звук по качественной характеристике(согласный или гласный; твёрдый или мягкий);выделять звук в слове;определять место звука в слове, количество  слогов в слове;обучать звукобуквенному анализуслова; совершенствовать грамматический строй языка, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие:развивать фонематическое восприятие,мелкую моторику пальцев рук,слуховое внимание, навыки учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность,активность,старательность, отзывчивость, дружелюбие.

Материалы и оборудование:символы для выкладывания схемы слова; наборы букв; тетради в клетку с заданием для выполнения; сундук с замком;конверты с заданиями; предметные картинки:рыба ,топор,помидор,карандаш,ракета,рубашка,розы; слоги: РА,РО, РУ,РЫ,РЭ.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Приветствие:

Мы скажем небу: «Здравствуй»!

Пусть будет утро ясным!

Природе скажем мы:

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья,

Любви и красоты!

Воспитатель:

- Много звуков есть на свете:шелест листьев, плеск воды.

А ещё есть звуки речи, мы их чётко знать должны.

Звуки чётко произносим, слушаем внимательно.

Будем чётко говорить и писать старательно.

Воспитатель:

- О чём говорится в стихотворении? ( о звуках )

- Что такое звук ? (то,что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем).

-Что образуют звуки соединяясь друг с другом? (слоги)

- С помощью чего мы общаемся ? (при помощи слов).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

  Беседа:

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А,О,У,Ы,Э), назовите согласные звуки (Л,М,Н).

-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.

-Кто расскажет?

Ребенок: Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Стук в дверь)

Воспитатель: - Ребята! К нам пришла посылка!Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).

Воспитатель: - Сундучок – то не простой! С замком!Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься.    

Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замком. Прежде чем открыть замок нужно выполнить мои задания.Мои волшебные помощники спрятали конверты с заданиями у вас в группе. Найти их несложно,нужно лишь угадать, где они лежат.Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать конверты с заданиями.В последнем конверте с заданием будет лежать ключ,которым вы сможете открыть замок.

Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

Дед Грамотей.

Воспитатель: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать конверты с заданиями?/Ответы детей/

Воспитатель: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый  конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Ребенок вынимает конверт из-за зеркала).

Воспитатель: - А конверт -то непростой! В нём задание.

Задание №1.

Подскажите слово в конце каждого предложения.

1. В реке большая драка-

Поссорились два …. (рака)

2. Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я….(комара)

3.Верещунья белобока,

А зовут ее …. (сорока)

-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)

-Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)

Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Игра» Поймай звук»

а) из ряда звуков:о,р,н,х,ц,р,ш,м,с,р,ч,в,к,р,ж,я,г,р.

Б)из ряда слогов и звукосочетаний:РА,ПУ,КО,СЫ,РУ,УП,РЫ,ОП,РО,АП,АР.

в)из ряда слов:корова,лопата,виноград,рыба,телефон,комар,тетрадь,помидор,ручка,ракета.

Справились с заданием, молодцы!

Воспитатель: - Слушайте следующую подсказку ,где искать следующий конверт с заданием:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: - Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!

/Дети находят второй конверт, выполняют второе задание. /

Задание №2

Определи место звука и обозначь на схеме.

-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, помидор)

Ситуативная беседа:

-Где спрятался звук? Вначале слова? В середине слова ? Или в конце слова?

-Определите место звука Р в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.

-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)

-Где поставим квадрат под изображением помидора? (в конце, потому что в слове помидор звук Р слышится в конце)

-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)

( И с этим заданием вы замечательно справились)

Воспитатель: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Он бывает баскетбольным

Волейбольным и футбольным.

Скачет,прыгает,летает.

И усталости не знает.

/Дети достают конверт со следующим заданием, он находится возле ящика с мячами. /

Задание №3.

Воспитатель: - Вот и третье задание .

-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)

-Морковь,помидор,картошка.

-Ребята, вы согласны? Молодцы.

А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.

-Назовите овощи, которые не обвели (капуста, лук)

-Почему? (нет звука Р в этих словах)

Воспитатель: -  У нас уже три задания выполнены! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение. /

Воспитатель: - Ну, а где нам искать конверт с четвёртым заданием, постарайтесь угадать:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!

-Посмотрите,ребята ,что в конверте. Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!

Задание № 4.

-Помогите мне собрать букву. (к доске выходят дети)

Это буква Р.

-Послушайте стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение. (показываю).

Воспитатель:

Звукобуквенный анализ и синтез:

- Положите букву «Р» перед собой. Впереди буквы «Р» положите букву «А». Прочитайте, что у вас получилось: АР.

Переставьте буквы местами «Р», и потом «А».

Прочитайте, что у вас получилось? (часть слова РА. Добавьте часть слова МА.

Получилось слово, кто его прочтёт? (РА-МА).

-Сколько звуков в этом слове?

-Сколько букв в этом слове?

-Назовите гласные, согласные ?

-Сколько частей в этом слове? Прочитайте 1-ю часть, 2-ю часть слова.

Обведите букву Р по точкам в первой строке, а в остальных строчках напишите перед гласной буквой. Посмотрите как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог ? (пальчики тянем , не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

(работа в тетрадях)

(я выставляю слоги и картинки)

Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?

Посмотрите на картинки и назовите первый слог в названиях картинок (роза-ро).Прохлопываем слова, делим их на слоги. Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза,  (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры )

(открываем замок).

Вот и открыли мы сундучок!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Этомедали  « Умница» и « Умник» от Дедушки Грамотея и буквы на магнитиках!

Воспитатель: -  буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?

/Дети предлагают свои варианты. /

Воспитатель: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?

Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.

Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.

Рефлексия:

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Какой это звук гласный или согласный?

 - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!