Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р,»РЬ» и буква»Р». Чтение слогов»
познакомить детей со звуком и буквой «Р»;учить дифференцировать звук по качественной характеристике(согласный или гласный; твёрдый или мягкий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р,»РЬ» и буква»Р».
Чтение слогов»
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.
Задачи:
Образовательные:познакомить детей со звуком и буквой «Р»;учить дифференцировать звук по качественной характеристике(согласный или гласный; твёрдый или мягкий);выделять звук в слове;определять место звука в слове, количество слогов в слове;обучать звукобуквенному анализуслова; совершенствовать грамматический строй языка, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Развивающие:развивать фонематическое восприятие,мелкую моторику пальцев рук,слуховое внимание, навыки учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность,активность,старательность, отзывчивость, дружелюбие.
Материалы и оборудование:символы для выкладывания схемы слова; наборы букв; тетради в клетку с заданием для выполнения; сундук с замком;конверты с заданиями; предметные картинки:рыба ,топор,помидор,карандаш,ракета,рубашка,розы; слоги: РА,РО, РУ,РЫ,РЭ.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Приветствие:
Мы скажем небу: «Здравствуй»!
Пусть будет утро ясным!
Природе скажем мы:
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья,
Любви и красоты!
Воспитатель:
- Много звуков есть на свете:шелест листьев, плеск воды.
А ещё есть звуки речи, мы их чётко знать должны.
Звуки чётко произносим, слушаем внимательно.
Будем чётко говорить и писать старательно.
Воспитатель:
- О чём говорится в стихотворении? ( о звуках )
- Что такое звук ? (то,что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем).
-Что образуют звуки соединяясь друг с другом? (слоги)
- С помощью чего мы общаемся ? (при помощи слов).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Беседа:
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А,О,У,Ы,Э), назовите согласные звуки (Л,М,Н).
-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?
Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.
-Кто расскажет?
Ребенок: Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
(Стук в дверь)
Воспитатель: - Ребята! К нам пришла посылка!Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо).
Воспитатель: - Сундучок – то не простой! С замком!Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься.
Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замком. Прежде чем открыть замок нужно выполнить мои задания.Мои волшебные помощники спрятали конверты с заданиями у вас в группе. Найти их несложно,нужно лишь угадать, где они лежат.Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать конверты с заданиями.В последнем конверте с заданием будет лежать ключ,которым вы сможете открыть замок.
Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»
Дед Грамотей.
Воспитатель: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать конверты с заданиями?/Ответы детей/
Воспитатель: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Ребенок вынимает конверт из-за зеркала).
Воспитатель: - А конверт -то непростой! В нём задание.
Задание №1.
Подскажите слово в конце каждого предложения.
1. В реке большая драка-
Поссорились два …. (рака)
2. Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я….(комара)
3.Верещунья белобока,
А зовут ее …. (сорока)
-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)
-Какой это звук? (согласный)
Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)
Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
Игра» Поймай звук»
а) из ряда звуков:о,р,н,х,ц,р,ш,м,с,р,ч,в,к,р,ж,я,г,р.
Б)из ряда слогов и звукосочетаний:РА,ПУ,КО,СЫ,РУ,УП,РЫ,ОП,РО,АП,АР.
в)из ряда слов:корова,лопата,виноград,рыба,телефон,комар,тетрадь,помидор,ручка,ракета.
Справились с заданием, молодцы!
Воспитатель: - Слушайте следующую подсказку ,где искать следующий конверт с заданием:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: - Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!
/Дети находят второй конверт, выполняют второе задание. /
Задание №2
Определи место звука и обозначь на схеме.
-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, помидор)
Ситуативная беседа:
-Где спрятался звук? Вначале слова? В середине слова ? Или в конце слова?
-Определите место звука Р в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.
-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)
-Где поставим квадрат под изображением помидора? (в конце, потому что в слове помидор звук Р слышится в конце)
-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)
( И с этим заданием вы замечательно справились)
Воспитатель: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Он бывает баскетбольным
Волейбольным и футбольным.
Скачет,прыгает,летает.
И усталости не знает.
/Дети достают конверт со следующим заданием, он находится возле ящика с мячами. /
Задание №3.
Воспитатель: - Вот и третье задание .
-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)
-Морковь,помидор,картошка.
-Ребята, вы согласны? Молодцы.
А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.
-Назовите овощи, которые не обвели (капуста, лук)
-Почему? (нет звука Р в этих словах)
Воспитатель: - У нас уже три задания выполнены! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение. /
Воспитатель: - Ну, а где нам искать конверт с четвёртым заданием, постарайтесь угадать:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: - Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
-Посмотрите,ребята ,что в конверте. Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!
Задание № 4.
-Помогите мне собрать букву. (к доске выходят дети)
Это буква Р.
-Послушайте стихотворение про букву Р.
Кто делает зарядку по утрам,
Тот букву Р легко покажет нам.
Одно лишь надо не забыть:
Какой руке согнутой быть.
Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение. (показываю).
Воспитатель:
Звукобуквенный анализ и синтез:
- Положите букву «Р» перед собой. Впереди буквы «Р» положите букву «А». Прочитайте, что у вас получилось: АР.
Переставьте буквы местами «Р», и потом «А».
Прочитайте, что у вас получилось? (часть слова РА. Добавьте часть слова МА.
Получилось слово, кто его прочтёт? (РА-МА).
-Сколько звуков в этом слове?
-Сколько букв в этом слове?
-Назовите гласные, согласные ?
-Сколько частей в этом слове? Прочитайте 1-ю часть, 2-ю часть слова.
Обведите букву Р по точкам в первой строке, а в остальных строчках напишите перед гласной буквой. Посмотрите как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог ? (пальчики тянем , не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
(работа в тетрадях)
(я выставляю слоги и картинки)
Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?
Посмотрите на картинки и назовите первый слог в названиях картинок (роза-ро).Прохлопываем слова, делим их на слоги. Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза, (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры )
(открываем замок).
Вот и открыли мы сундучок!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: - Этомедали « Умница» и « Умник» от Дедушки Грамотея и буквы на магнитиках!
Воспитатель: - буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?
/Дети предлагают свои варианты. /
Воспитатель: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?
Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.
Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.
Рефлексия:
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Какой это звук гласный или согласный?
- Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?
- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!