Беседа для детей подготовительной группы на тему: «День Государственного герба Российской Федерации»

Воспитатель: Литвинова А.В.

Цель: познакомить дошкольников с историей происхождения герба России, его значением в прошлом и современной жизни.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить и обобщить знания о государственных символах России – флаге, гимне, гербе;
  • активизировать словарный запас детей;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к истории нашего государства;
  • развивать способность обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение;
  • развивать нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своей Родины;

воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине;
  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам России.

Оборудование: телевизор, презентация «День Государственного герба Российской Федерации», Государственный герб Российской Федерации, дидактическая игра  «Найди символы нашей страны», дидактическая игра «Собери герб».

 

 

Ход беседы:

Педагог: Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!

Ребята, что такое Родина?

Дети: Это место, где ты родился, где живешь.

Педагог: А как называется наша Родина – страна, в которой мы живем?

Дети: Россия (Слайд 2).

Педагог: А какая она, наша Россия?

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, непобедимая.

Педагог: А как называется главный город нашей страны?

Дети: Столица России – город Москва (Слайд 3).

Педагог: Кто является президентом нашей страны?

Дети: Владимир Владимирович Путин (Слайд 4).

Педагог: Ребята, у каждой страны есть свои символы. Конечно же, у России они тоже есть. Кто из вас может назвать символы России?

Дети: Государственные символы России – герб, гимн, флаг (Слайд 5).

Дидактическая игра: «Найди символы нашей страны»

Перед детьми раскладываются карточки с изображением государственных символов разных стран. Детям предлагается найти символы Российской Федерации.

(Дети выполняют задание)

Педагог: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Посмотрите на флаг Российской Федерации. Из каких цветов состоит флаг нашей страны? Кто из вас знает их правильную последовательность?

Дети: Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство.

Синий – цвет веры, верности, постоянства.

Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество (Слайд 6).

Педагог: А что же такое гимн?

Дети: Гимн – это главная песня страны. Гимн России прославляет силу, мощь, гордость нашего государства.

Педагог: Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Когда звучит гимн, все обязательно должны вставать. Ребята, кто из вас знает, кто написал гимн России?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, гимн написали: композитор Александр Васильевич Александров и Сергей Владимирович Михалков (написал текст гимна) (Слайд 7). У России есть еще один Государственный символ, отгадайте, какой?

У России величавой

На гербе орел двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

Ребята, что же это за символ?

Дети: Герб России. (Слайд 8).

Педагог: 30 ноября отмечается День Герба Российской Федерации.

Что такое герб? Герб – это условное изображение, которое является символом и отличительным знаком государства, рода или отдельного лица. (Существует специальная наука о составлении герба, о гербовых фигурах – геральдика)

Герб придумали наши предки, когда много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?

Дети: Копье, меч, лук.

Педагог: А что защищает самого воина?

Дети: Доспехи, щит.

Педагог: Правильно, ребята, в руке у воина был щит. Но в разгар боя воинов трудно было различить: где свои, а где враги. И тогда было решено наносить знак на щит. Щит с таким знаком стали называть гербом. Настоящие гербы появились именно у рыцарей (Слайд 9). Рыцарский герб, изображенный на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, о заслугах и подвигах. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все государства имеют свой герб.

Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Ребята, давайте рассмотрим герб Российской Федерации. Что представляет собой Государственный герб России? (Слайд 10).

(Ответы детей)

  • Четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности щит красного цвета.
  • На щите золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья.
  • Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенной лентами. Короны над головами орла рассматриваются как символы республик, краев, областей.
  • В правой лапе орла скипетр – знак верховной власти; в левой лапе орла держава – символ власти монарха (держава – золотой шар с короной или крестом сверху) (Слайд 11). Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство.
  • На груди орла красный щит. На щите серебряный всадник в синем плаще на белом коне, поражающий серебряным копьем черного дракона (Слайд 12).

Всадник на коне – это не просто воин – это Георгий Победоносец. На поклонной горе в Москве стоит белокаменный храм Георгия Победоносца (Слайд 13). Издавна Георгий Победоносец почитается как покровитель воинов, защитник Отечества. Рыцарь на белом коне поражает черного змея. Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает зло. Как говорится в сказках: добро побеждает зло. Наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Ребята, где можно увидеть Государственный герб России?

Дети: На важных государственных зданиях, где находятся органы власти (Слайд 14). На официальных знаменах страны (Слайд 15). На официальных печатях и бланках документов (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверениях) (Слайд 16). На денежных знаках. На государственных наградах. На пограничных столбах (Слайд 17).

Дидактическая игра «Собери герб»

На столе у детей лежит картинка (в разобранном виде герб РФ). Задание: собрать герб в первоначальный вид.

(Дети выполняют задание)

Педагог: Ребята, может кто-нибудь из вас знает, почему на гербе России двуглавый орел?

(Ответы детей)

Педагог: Начнем с далекого прошлого. Еще в XIII веке до нашей эры двуглавый орел служил гербом Хеттских царей. Шли столетия, шло время, и мы видим уже двуглавого орла на эмблемах Рима. В 330 году до нашей эры орел стал государственной эмблемой Римской империи (Слайд 18).

Гербовый орел пришел в Россию из Византии. Великий князь всея Руси Иван III женился на наследнице Византийского престола Софье Палеолог. Она и привезла этот герб. Иван III соединил герб Византийской империи с гербом Москвы (Слайд 19). Началом Российского государственного герба принято считать 1497 год, когда на печатях Ивана III появилось изображение двуглавого орла. Печать выступала в качестве герба. Орел на печатях Ивана III изображался с закрытым клювом, больше походил на орленка, чем на орла. Россия тогда была молодым государством.

При царствовании Василия III с 1505 года по 1533 год двуглавый орел изображается с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки (Слайд 20). Высунутые язычки у орла – символ сильного государства. Русь крепнет, объединяет вокруг себя все новые княжества.

При царе Иване IV (Грозном) с 1533 года по 1584 год Герб снова изменяется. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным крестом (Слайд 21). 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Орел встрепенулся, впервые распустил крылья. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу. (Многими трактовалось как символ единства великорусов, малороссов и белорусов). В это время Россия закончила свое объединение и стала единым прочным государством. (Слайд 22). При царствовании Алексея Михайловича с 1645 года по 1676 год герб выглядел так: у орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало полное утверждение России как мощного государства (Слайд 23).

С 1682 года по 1725 год Россией правил Петр I. Изменился герб. Орел стал изображаться черным – знак могущества государства, на голове императорские короны (Слайд 24). Александр I царствовал с 1801 года по 1825 год. Государственный герб означал великую единую неделимую Российскую империю (Слайд 25).

В 1917 году царь Николай II отрекся от престола. Двуглавый орел изображался без императорских корон, державы, скипетра и без изображения Георгия Победоносца. Такое изображение герба использовали и после Октябрьской революции до 24 июля 1918 года (Слайды 26 – 27). 24 июля 1918 года был принят новый герб РСФСР (Слайд 28). 6 июля 1923 года был закреплен Конституцией СССР государственный герб СССР. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». В верхней части герба – пятиконечная звезда с желтым ободком (Слайд 29). 16 мая 1992 года на гербе изменилась надпись. Вместо РСФСР стала надпись Российская Федерация. 30 ноября 1993 года первый президент Российской Федерации подписал Указ, в котором дается описание нового герба: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторических короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона». Государственный герб Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года  «О Государственном гербе Российской Федерации» (Слайд 30)

Педагог: Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству, к Отечеству. Поэтому отношение к символам государства должно быть уважительным. Оскорбление Государственных символов – это равносильно оскорблению государства, его народа, его истории и культуры.

У России герб красивый…

У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
О. Емельянова

Вопросы:

1. Как называется наша Родина – страна, в которой мы живем?

2. Как называется столица нашей Родины?

3. Кто является президентом России?

4. Назовите Государственные символы России.

5. Из каких цветов состоит Государственный флаг России? Их последовательность.

6. Что означает каждый цвет Государственного флага России?

7. Что такое Государственный гимн России?

8. Как слушают гимн России при его торжественном официальном исполнении?

9. Когда в нашей стране отмечают День Государственного герба Российской Федерации?

10. Что такое герб?

11. Где можно увидеть Государственный герб Российской Федерации?

12. Что изображено на гербе России?

13. Что держит в своих лапах двуглавый орел на гербе России?

14. Кто изображен на груди орла?

15. Кто такой Георгий Победоносец?

16. Как нужно относиться к Государственным символам нашей Родины?