Инновационная деятельность на базе КФУ
Отчёт об инновационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_innovatsii.docx | 19.81 КБ |
proekt.docx | 41.48 КБ |
proekt.rar | 643.56 КБ |
konspekt_uroka_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx | 341.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по инновационной деятельности за (ноябрь-декабрь 2016 года)
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | МБОУ «Школа № 179» с углубленным изучение отдельных предметов |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | Г.Казань, ул.А.Кутуя, дом 4, кв. 78; 89033139054; http://nsportal.ru/fazulzyanova-leylya-rifkatovna alfa-fazl@mail.ru |
Тема инновационной разработки | Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе. |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Фазулзянова Лейля Рифкатовна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться. Цель Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Морфология.Имя прилагательное» Задачи: 1) изучить требования ФГОС по формированию УУД; 2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий; 3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Имя прилагательное»; 4) разработать диагностические материалы на предметные и метапредметные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Имя прилагательное» Ожидаемые результаты 1) контрольно-диагностический лист по разделу «Морфология. Имя прилагательное»; 2) диагностические материалы на предметные и метапредметные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Имя прилагательное» |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях; - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; - печатные работы за отчетный период и др. | - республиканский семинар «Формирование социально-адаптивной личности обучающихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности» - литературный салон «Тайны школьной библиотеки» (9 класс), 1 декабря 2016 год; - публикация http://nsportal.ru |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительные динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов учащихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); - др. | - участие в муниципальном туре олимпиады по русскому языку и литературы (9, 10 классы) - 11 классов не было |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО; - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) | - контрольно-измерительные материалы по разделу «Морфология. Имя прилагательное» |
Предварительный просмотр:
ПРОЕК
Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов
на уроках русского языка в 6 классе
Введение
1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:
личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного уровня развития.
2. Актуальность проекта
С 1 сентября 2015 года началась реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
3. Цель и задачи проекта
3.1. Цель проекта
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Морфология.Имя прилагательное»
3.2.Задачи проекта:
1) изучить требования ФГОС по формированию УУД;
2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;
3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Имя прилагательное»;
4) разработать диагностические материалы на предметные и метапредметные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Имя прилагательное»
4. Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1) контрольно-диагностический лист по разделу «Морфология. Имя прилагательное»;
2) диагностические материалы на предметные и метапредметные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Имя прилагательное»
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1. Низкая мотивация учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
2. Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.
Заключение
Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов – личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем); коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка) универсальные действия.
В данной проектной работе представлены контрольно-диагностические листы, которые включают задания на предметные и метапредметные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Морфология. Имя прилагательные». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться.
Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской. Учитель может использовать этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Список использованных документов и источников информации
1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
2. Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.
3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
4.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru >rmo_2011docs|13uo37.doc – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.11.2014).
5.Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su >ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.11.2014).
Приложения
Приложение 1.
Контрольно-диагностический лист по разделу
«Морфология. Имя прилагательное»
Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | Знать морфологические признаки имени прилагательного; знать об особенностях употребления прилагательного в речи; показать роль прилагательных в тексте |
Степени сравнения имён прилагательных | Знать способы образования степеней сравнения имён прилагательных, грамматические и синтаксические особенности прилагательных в разных формах сравнительной и превосходной степени; пользоваться в речи синтаксической синонимией; самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации; пользоваться различными видами словарей |
Разряды имён прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные | Знать разряды прилагательных по значению и грамматической форме; уметь распознавать качественные, относительные, притяжательные прилагательные; объяснять языковые явления; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения |
Морфологический разбор имени прилагательного | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | Знать условий написания одной и две буквы н в суффиксах прилагательных; владеть навыками морфемного разбора; применять изученное правило, выявлять и предупреждать речевые ошибки; добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её |
Приложение 2
- Предметные планируемые результаты
Базовый уровень
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Люблю тебя Петра тв…ренье
Люблю твой строгий строй…ый ви…
Невы д…ржав…ое т…ченье
Б…реговой ее гр…нит
Тв…их огра… узор чугу…ый
Тв…их задумч…вых н…чей
Прозрач…ый сумрак
Блеск бе…лу…ый
Когда я в комнате м…ей
Пишу читаю без л…мпады
И ясны спящие гр…мады
Пусты…ых улиц и св…тла
Адмиралтейская игла…
(отрывок из поэмы
А.С.Пушкина "Медный всадник")
1)Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина
«Медный всадник».
2) Вставьте пропущенные буквы и запятые (у каждого ученика на столе карточки с текстом). Самопроверка по эталону.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
3) Подчеркните полные и краткие прилагательные как члены предложения (взаимопроверка).
4) Запишите 5 словосочетаний, обозначающих предмет и его признак.
Образец: стройный вид
5) Обозначьте значком O обращение.
Повышенный уровень
- Расставьте знаки препинания. Устно выполните пунктуационный анализ текста.
- Найдите строчки с обратным порядком слов (инверсией).
- Начертите схему предложения с однородными членами.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные действия
1)Составьте инструкцию выполнения морфологического разбора имени
прилагательного (по выбору учащихся).
2) Переписывая отрывок из текста, ученик допустил много ошибок.
Исправьте ошибки так, как это делает учитель.
Какие орфограммы не узнал ученик?
Люблю тебя, Петра тваренье,
Люблю твой строгий, стройный вит,
Нивы державное тиченье,
Биреговой ее гранид,
Твоих аграт узор чугуный,
Твоих задумчевых начей…
3)Графически объясните написание Н или НН в суффиксах прилагательных.
4) Создайте схему-алгоритм для определения количества Н в слове.
СХЕМА-АЛГОРИТМ ВЫБОРА Н или НН
Определить, какое по способу образования прилагательное?
↙ ↘
отыменное отглагольное
↙ ↘ ↓
да нет есть приставка?
НН ↓ ↙ ↘
какой суффикс? да= НН нет
-ан, -ян, -ин, -н есть суфф. –ова, -ева ?
-онн, -енн, -нн ↙ ↘
да= НН нет
↓
образован от глагола сов. вида
↙ ↘
да= НН нет= Н
Познавательные действия
- Что обозначает слово «державный»?
Как оно образовано?
2) Используя источник веб-сайта Википедия, расскажите о комплексе адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге.
3) Внимательно прочитайте окончательный (справа) и черновой (слева) тексты. Сравните их. Постарайтесь объяснить, почему автор остановил свой выбор на том или ином эпитете (прилагательном).
Люблю тебя, Петра творенье,
правильный, строгий, пышный вид Люблю твой строгий, стройный вид,
широкое теченье Невы державное теченье,
и вечный плеск о гранит Береговой ее гранит,
холодный, волной точёный, Твоих оград узор чугунный,
прибрежный гранит
бури зимних вечеров Твоих задумчивых ночей
летний блеск ночей безлунных Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
люблю огромные громады И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
юный град Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Коммуникативные УУД
Напишите заметку в стенгазету о вашем пребывании в Санкт-Петербурге.
II.Предметные планируемые результаты
Прочитайте стихотворение Игоря Ляпина «А помнишь? Вспомни!»
- А помнишь? Вспомни!
Неспешно вдоль Москвы-реки
С цветами радости и боли
Опять идут фронтовика…
Опять их молодость живая .
На тех дорогах фронтовых,
Которым ни конца ни края.
И я смотрю на праздник их,
На самый главный,
Самый кровный,
Вместивший путь пороховой.
От самой первой похоронной…
Базовый уровень
1) О чём текст и в каких словах заключена основная мысль?
2) Найдите корень в слове фронтовых и подберите однокоренные слова, записывая их в столбик (корень под корнем).
3) Подчеркните в записанных словах орфограмму
«Проверяемая гласная в корне» и подберите проверочные слова.
4) Выпишите все прилагательные и укажите их разряды.
5) Назовите использованную здесь форму степени сравнения.
Повышенный уровень
1) На основе текста составьте словарный диктант на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
2) Выпишите словосочетания с прилагательными, составьте схемы словосочетаний, определите, где инверсия.
3) Запишите получившиеся словосочетания в творительном падеже единственного числа. Выделите окончания.
4) Проанализируйте роль прилагательных в данном тексте.
Метапредметные результаты обучения
Коммуникативные УУД
1)О чём могут вспомнить фронтовики в День Победы? Расспросите об этом ветеранов.
2) Подготовьте небольшой текст-описание «День Победы 1945 года» на основе воспоминаний фронтовика, используя прилагательные.
III.Предметные планируемые результаты
Приходилось ли вам разговаривать с деревьями? Хотелось ли вам похлопать по шершавому толстому стволу старого дуба, или прикоснуться к молодой коре совсем ещё молодой березки, или послушать шорох листьев осинки? Тогда вы, конечно, поймёте, почему поэт Рюрик Ивнев назвал своё стихотворение «Разговор с деревьями».
Пусть со мною вы не говорите,
Стоит мне на вас взглянуть хоть раз,
Как неосязаемые нити
Навсегда соединяют нас.
Если же сюда прибавить краски,
Все оттенки солнечных лучей,
Всю траву, что жмется без опаски
К мускулистым выступам корней,
Кажется, что все взаимосвязи
Наших душ с зеленою листвой –
Не досужий плод моих фантазий,
А закон природы вековой…
Рюрик Ивнев
«Разговор с деревьями» .
Базовый уровень
1)Прочитайте стихотворение. Определите тему и идею.
2) Выпишите имена прилагательные. Как они образованы? Какие «природные» слова можно добавить в данный текст?
3) Определите способ образования всех прилагательных.
Повышенный уровень
- Подберите синонимы и антонимы к прилагательному НЕОСЯЗАЕМЫЙ.
Метапредметные результаты обучения
Коммуникативные УУД
- Напишите небольшое сочинение с таким же названием.
- Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте сочинение друг друга.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
Чей текст своеобразнее и больше соответствует заголовку?
Подписи к слайдам:
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ «МОРОЛОГИЯ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Фазулзянова Лейля Рифкатовна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 179» Ново-Савиновского района г.Казани Автор проект :
Цель проекта Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе Задачи проекта: изучить требования ФГОС по формированию УУД; ознакомиться с видами универсальных учебных действий; определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Имя прилагательное»; разработать диагностические материалы на предметные и метапредметные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Имя прилагательное»
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ Люблю тебя Петра тв…ренье Люблю твой строгий строй…ый ви… Невы д…ржав…ое т…ченье Б…реговой ее гр…нит Тв…их огра… узор чугу…ый Тв…их задумч…вых н…чей Прозрач…ый сумрак Блеск бе…лу…ый Когда я в комнате м…ей Пишу читаю без л…мпады И ясны спящие гр…мады Пусты…ых улиц и св…тла Адмиралтейская игла … (отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник")
Предметные планируемые результаты Базовый уровень Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». 2) Вставьте пропущенные буквы и запятые (у каждого ученика на столе карточки с текстом). Самопроверка по эталону.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак , Блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу , читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла …
3) Подчеркните полные и краткие прилагательные как члены предложения (взаимопроверка). 4) Запишите 5 словосочетаний, обозначающих предмет и его признак. Образец: стройный вид 5) Обозначьте значком O обращение.
Повышенный уровень Расставьте знаки препинания. Устно выполните пунктуационный анализ текста . Найдите строчки с обратным порядком слов (инверсией). Начертите схему предложения с однородными членами.
Метапредметные результаты обучения Регулятивные действия 1)Составьте инструкцию выполнения морфологического разбора имени прилагательного (по выбору учащихся ). 2) Переписывая отрывок из текста, ученик допустил много ошибок. Исправьте ошибки. Какие орфограммы не узнал ученик? Люблю тебя, Петра тв а ренье , Люблю твой строгий, стройный ви т , Н и вы державное т и ченье , Б и реговой ее грани д , Твоих а гра т узор чугу н ый , Твоих задумч е вых н а чей
3 ) Графически объясните написание Н или НН в суффиксах прилагательных. 4 ) Создайте схему-алгоритм для определения количества Н в слове. СХЕМА-АЛГОРИТМ ВЫБОРА Н или НН Определить, какое по способу образования прилагательное? ↙ ↘ отыменное отглагольное ↙ ↘ ↓ да нет есть приставка? НН ↓ ↙ ↘ какой суффикс? да= НН нет -ан, -ян, -ин, -н есть суфф. –ова, -ева ? -онн, -енн, -нн ↙ ↘ да = НН нет ↓ образован от глагола сов. вида ↙ ↘ да = НН нет= Н
Познавательные действия 1) Что обозначает слово « державный »? Как оно образовано ? 2) Используя источник веб-сайта Википедия, расскажите о комплексе адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге.
3) Внимательно прочитайте окончательный (справа) и черновой (слева) тексты. Сравните их. Постарайтесь объяснить, почему автор остановил свой выбор на том или ином эпитете (прилагательном). Люблю тебя , Петра творенье, правильный, строгий, пышный вид Люблю твой строгий, стройный вид, широкое теченье Невы державное теченье, и вечный плеск о гранит Береговой ее гранит, холодный, волной точёный, Твоих оград узор чугунный, прибрежный гранит бури зимних вечеров Твоих задумчивых ночей летний блеск ночей безлунных Прозрачный сумрак, Блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, люблю огромные громады И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла … юный град Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…
Коммуникативные УУД Напишите заметку в стенгазету о вашем пребывании в Санкт-Петербурге .
- А помнишь? Вспомни! Неспешно вдоль Москвы-реки С цветами радости и боли Опять идут фронтовика… Опять их молодость живая . На тех дорогах фронтовых, Которым ни конца ни края. И я смотрю на праздник их , На самый главный, Самый кровный, Вместивший путь пороховой. От самой первой похоронной… И до салюта над страной. Прочитайте стихотворение Игоря Ляпина « А помнишь? Вспомни!»
1) О чём текст и в каких словах заключена основная мысль ? 2) Найдите корень в слове фронтовых и подберите однокоренные слова, записывая их в столбик (корень под корнем). Базовый уровень 3) Подчеркните в записанных словах орфограмму «Проверяемая гласная в корне » и подберите проверочные слова. 4) Выпишите все прилагательные и укажите их разряды. 5) Назовите использованную здесь форму степени сравнения.
Повышенный уровень 1) На основе текста составьте словарный диктант на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова ». 2) Выпишите словосочетания с прилагательными, составьте схемы словосочетаний, определите, где инверсия. 3) Запишите получившиеся словосочетания в творительном падеже единственного числа. Выделите окончания. 4) Проанализируйте роль прилагательных в данном тексте .
Коммуникативные УУД О чём могут вспомнить фронтовики в День Победы ? Расспросите об этом ветеранов. 2 ) Подготовьте небольшой текст-описание «День Победы 1945 года» на основе воспоминаний фронтовика, используя прилагательные .
Пусть со мною вы не говорите, Стоит мне на вас взглянуть хоть раз, Как неосязаемые нити Навсегда соединяют нас. Если же сюда прибавить краски, Все оттенки солнечных лучей, Всю траву, что жмется без опаски К мускулистым выступам корней, Кажется, что все взаимосвязи Наших душ с зеленою листвой – Не досужий плод моих фантазий, А закон природы вековой… Пусть, деревья, вы не говорите, Стоит мне на все взглянуть хоть раз, Как неосязаемые нити Навсегда соединяют нас. Рюрик Ивнев «Разговор с деревьями» . Приходилось ли вам разговаривать с деревьями? Хотелось ли вам похлопать по шершавому толстому стволу старого дуба, или прикоснуться к молодой коре совсем ещё молодой березки, или послушать шорох листьев осинки? Тогда вы, конечно, поймёте, почему поэт Рюрик Ивнев назвал своё стихотворение «Разговор с деревьями».
Базовый уровень Прочитайте стихотворение. Определите тему и идею. 2) Выпишите имена прилагательные. Как они образованы ? Какие «природные» слова можно добавить в данный текст ? 3) Определите способ образования всех прилагательных.
Повышенный уровень Подберите синонимы и антонимы к прилагательному НЕОСЯЗАЕМЫЙ .
Познавательные действия Определите значение слова «досужий». Какими словарями вы воспользуетесь для определения значения данного слова ? Найдите эпитет. Какова его роль в этом художественном описании? Найдите качественное прилагательное и обоснуйте свой ответ.
1 ) Напишите небольшое сочинение с таким же названием. 2 ) Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте сочинение друг друга. Коммуникативные УУД 3 ) Поделитесь впечатлениями от прочитанного. Чей текст своеобразнее и больше соответствует заголовку ?
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи урока:1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;
3)развитие умения работать с толковым словарём.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков.
Предметные: вспомнить, что такое лексикология, лексическое значение слова, узнать, что такое грамматическое значение слова; уметь определять лексическое значение слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Метапредметные: навыки целеполагания и самоконтроля, навыки точного выражения своих мыслей, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и анализировать информацию, дополнять таблицы, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Межпредметные связи: история, литература.
Ресурсы урока.
Учебно-методические: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, Л. Ю. Комиссарова, Н. В. Ладыженская. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 144 с.
С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Словарь русского языка. – М., 1994.
Материально - технические: компьютер, проектор, таблицы, карточки
телефоны учащихся.
Ход урока
I.Этап мотивации
Учитель. Добрый день, ребята.
Часто, почти всегда для того, чтобы открыть для себя что-то новое и важное, мы должны вспомнить и повторить, что мы уже знаем.
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унести,
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли проверить знания свои,
Которые на уроках получили?
Тогда скорее в путь, друзья!
Учитель. Недавно на уроках истории вы узнали, как проходило обучение в Древней Греции.
Сейчас мы с вами отправимся в Древнюю Грецию. Предоставим слово некоторым ученикам из нашего класса, которые получили индивидуальное домашнее задание подготовить сообщение о том, как проходило обучение в школах Древней Греции. Остальные внимательно случают и выписывают в тетрадь слова, которые показались вам незнакомыми.
Знали ли вы, что слово школа по-гречески значит «досуг»? Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг?
- Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!
- Любовь к красивому слову, пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой.
-В 5 в. до н.э. зародилась наука риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.
Учитель. Спасибо ребятам за интересное сообщение. Теперь назовите слова, которые вы выписали.
Красноречие, риторика, ораторство, навыки.
Учитель. Если вы выписали данные слова, значит, вы не знаете, что они означают?
Да.
Учитель. Как же нам быть?
Нужно посмотреть в словаре.
Учитель. В каком?
Толковом.
Учитель. О каких авторах толковых словарей вы слышали?
Сергей Иванович Ожегов, Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков
Учитель. А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать?
Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.
II. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Постарайтесь определить тему нашего урока. Первая подсказка.
Один ученик читает афоризм Марка Туллия Цицерона, остальные учащиеся определяют его тему.
Карточка № 1.
Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Учитель. Вторая подсказка. Решите лингвистическую задачу. Прочитайте пары слов.
Посветить посвятить
Примерить примирить
Поласкать полоскать
Почему в корне они имеют разные буквы? От чего зависит выбор гласной?
От лексического значения слова.
Учитель. Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.
Слово и его лексическое значение.
Учитель. А кто может сказать, чему вам следует сегодня научиться?
Мы должны вспомнить, что такое лексика, учиться определять лексическое значение, уметь работать со словарной статьёй, пользоваться толковым словарём.
Учитель. Совершенно верно. Сегодня перед нами стоит важная задача: нам предстоит вспомнить из курса начальной школы, что такое слово, его лексическое значение. Мы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка и узнать, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова, используя толковый словарь.
III.Актуализация знаний учащихся
Учитель. Итак, используя «Толковый словарь» С.И.Ожегова, попробуем дать толкование выписанным вами словам.
Красноречие - -я, ср. 1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия. 2. То же, что риторика (в 1 знач.).
Риторика - и, ж. 1. Теория ораторского искусства. 2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая?. Впасть в риторику. II прил. риторический, -ая, -ое. Р. вопрос (приём ораторской речи — утверждение в форме вопроса).
Оратор - -а, м. Тот, кто произносит речь. [Виноторговец] плохо знал [французский] язык, но, все-таки, понял, что речь шла о правительстве и оратор кого-то сильно ругал. Короленко, Павловские очерки.
Учитель. А кто мне может сказать, когда и где появились первые словари?
Не знаем.
Учитель. Учебника истории у вас с собой нет, другой справочной литературы у меня тоже нет. Как же быть?
Посмотреть в Интернете.
Учитель. Тогда придётся воспользоваться вашими телефонами. Где вы будете искать нужную информацию?
В Википедии.
Учитель. Тогда найдите эту информацию и коротко перескажите.
Первые подобия словарей появились в XXV веке до н.э. у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Ну а первый известный нам полноценный словарь, представляющий собой отдельную книгу, появился в Китае в XX веке до н.э. Называется он Erya и состоит из 2094 словарных статей.
Учитель. Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 64 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их в тетрадь. По ходу чтения статьи сделайте в тетрадях пометки:
\/ - эту информацию я знаю;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация для меня не понятна.
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
Записать слова, которые сегодня на уроке будут ключевыми. Дать определение каждому понятию.
Слово
Лексика
Лексикология
Лексическое значение слова
-слово - называет понятия, предметы, признаки, действия
-слово – значимая единица языка
- слово - образует словарный состав (лексику) и имеет лексическое значение
Лексика – слово греческого происхождения, в переводе на русский язык обозначает – слово, выражение.
Лексикология – раздел науки, изучающий лексику
Лексическое значение слова – наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Учитель. Прочитайте предложение.
Я пойти завтра на прогулка.
- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение?
пойти - буд.вр., прогулка – в.п.
Учитель. Это и есть грамматические признаки, которые мы можем узнать из раздела Морфология.
- О чём нам это говорит? Только ли лексическое значение важно для слова?
Для слов важно знать как лексическое, так и грамматическое значение
Учитель.Какой вывод мы можем сделать, ребята?
лексическое значение
(изучает лексикология)
Слово имеет
грамматическое значение
(изучает морфология)
IV.Организация познавательной деятельности
Учитель. Работая парами, заполните таблицу. Карточка № 2.
Слово = лексическое значение + грамматическое значение
Слово | Лексическое значение | Грамматическое значение |
Форма слова, которая определяется по его окончанию. | ||
Чудный остров навещу, у Гвидона погощу. (А.С. Пушкин) | ||
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.(А.С.Пушкин) |
Проверяем по эталону.
Слово | Лексическое значение | Грамматическое значение |
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова. | Форма слова, которая определяется по его окончанию. | |
Чудный остров навещу, у Гвидона погощу. (А.С. Пушкин) | Часть суши, окруженная со всех сторон водой. | Имя существительное 2-го склонения, мужского рода, в винительном падеже, в единственном числе. |
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.(А.С.Пушкин) | Ярко светиться, сверкать. | Глагол в настоящем времени, во множественном числе. |
Учитель. А сейчас обратимся к русской истории. Следующее задание выполняем вместе. Работа над текстом. Карточка № 3.
Подчеркните основные понятия в тексте, отметьте значимые, на ваш взгляд, отрывки текста. Проверьте, знаете ли вы значения всех слов.
Вставить и объяснить орфограммы.
Ру.. (сс, с ) кие толковые сл..вари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встр..чались в книгах религиозного содержания.
Первые п..чатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.
В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались вкл..чить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.
В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъ..сняется л..ксическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, гру..(пп, п)а лингвистов работала более 20 лет.
Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.
Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.
В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.
В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.
И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение.
Учитель. Индивидуальная работа.
Проведем небольшой эксперимент. Представьте, что вы составители словарей. Составьте словарные статьи к словам ученик, учёный, учиться и представьте свой маленький толковый словарь.
Ученик –
Учёный –
Учиться -
Учитель. Сейчас работа в парах. Карточка № 4.
1 вариант
Словарь Ожегова даёт следующие значения прилагательного «напрасный». Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях:
- не приносящий желаемого результата
- не имеющий серьёзных причин
- несправедливый (стар.)
1.напрасные мучения
2. напрасные страхи
3.ругать напрасно
4. напрасная попытка
5. напрасная опала
6. напрасный труд
7.напрасная тревога
8. напрасные слёзы
9.старался напрасно
10 боялся напрасно
2 вариант
Словарь Ожегова даёт следующие значения прилагательного «тонкий». Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях:
- небольшой в поперечнике, в обхвате
- худощавый, стройный
- нежный, красиво очерченный
- изысканный
- острый, проницательный, умный
- тонкая проволока
- тонкая фигурка
- тонкое замечание
- тонкие черты лица
- тонкий вкус
- тонкий профиль
- тонкий ценитель
- тонкий запах
- тонкий ствол
- тонкие ломтики
В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.
А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненную работу по эталону.
1 вариант
1.1, 1.4, 1.6, 1.9
2.2, 2.7, 2.8, 2.10
3.3, 3.5
2 вариант
1.1, 1.9, 1.10
2.2
3.4, 3.6
4.5, 4.8
5.3, 7.7
Учитель. Карточка № 5.Замените словосочетания одним словом.
- кино ___________________________
- ателье ___________________________
Посетитель 3) магазина ___________________________
4) парикмахерской ___________________________
5)поликлиники ___________________________
Проверьте по эталону.
- Зритель
- Заказчик
- Покупатель
- Клиент
- Пациент
Учитель. Карточка № 6.
Найдите неправильный вариант (взаимопроверка). При необходимости используйте толковый словарь.
В комнату вошёл худой человек
- худощавый
- тощий
- истощённый
- тонкий
- сухопарый
- сухощавый
- тщедушный
- поджарый
Проверьте по эталону.4
Учитель. Карточка № 7. Спишите пословицы, вставив пропущенные буквы. Определите лексическое и грамматическое значение выделенных слов.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Слово не стр..ла, а пуще стр..лы разит.
От одного слова – да навек ссора.
Малое слово б…льшую обиду творит.
Засуха - недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха; существительное, 1 скл.,ед.ч., В.п.
Разить – бить, наносить удар оружием; глагол, наст.вр., ед.ч.
Ссора – взаимная вражда;существительное, 1 скл., ед.ч. , И.п.
Творить - создавать что-либо новое, производить действия; глагол, наст.вр., ед.ч.
Учитель. Для чего автор употребляет выразительные средства?
они делают описание ярким, образным.
Учитель. Находим однокоренное слово, которое связывает первые два предложения
снег- снегопад.
Учитель. Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов:
Безоблачное (небо) – чистое. Это прил .Ср.р; в И.п., в ед ч.; НЕБО – видимое над Землей пространство. Это сущ., в ср.р., в И.п.
Искрится – сверкает, переливается. Это глагол, в наст. вр., в 3л.).
Учитель. Вот и закончилось наше увлекательное и познавательное путешествие по лексике русского языка.
Выполняя задание, вы не просто определяли нужные слова, а называли те слова, которые имеют определённое значение. Все слова языка образуют словарный запас, или лексику.
V. Рефлексия
Карточка № 8. Предлагаю составить синквейн сегодняшнего урока.
Тема___________ЛЕКСИКА____________________ Одно существительное: ______________________________________ Два прилагательных (причастия) _______________________________________ Три глагола ______________________________________ Фраза (личное отношение к теме) _______________________________________ Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы) |
Вариант выполнения задания.
Тема___________ЛЕКСИКА______________ Одно существительное: _____________богатая, активная_____ Два прилагательных (причастия) Наследует, используется, изменяется Три глагола Богатство русского языка проявляется в лексике Фраза (личное отношение к теме) Словарный состав Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы) |
Учитель. Итак. Сделаем вывод.
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
-Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
- Как полученные знания можно применить в жизни?
Домашнее задание. 1 уровень. Выполнить упражнение 336.
1.М.Горький советовал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов».
2.«Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено – тем больше придаёт фразе силы и убедительности», - считал М.Горький.
3 Лексикон - запас слов и выражений человека.
2 уровень. Используя учебник истории, найдите информацию о школьной грамоте Древней Руси.
Приложения.
Карточка № 1.
Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Карточка № 2.
Слово = лексическое значение + грамматическое значение
Слово | Лексическое значение | Грамматическое значение |
Форма слова, которая определяется по его окончанию. | ||
Чудный остров навещу, у Гвидона погощу. (А.С. Пушкин) | ||
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.(А.С.Пушкин) |
Карточка № 3.
Подчеркните основные понятия в тексте, отметьте значимые, на ваш взгляд, отрывки текста. Проверьте, знаете ли вы значения всех слов.
Вставить и объяснить орфограммы.
Ру.. (сс, с ) кие толковые сл..вари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встр..чались в книгах религиозного содержания.
Первые п..чатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.
В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались вкл..чить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.
В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъ..сняется л..ксическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, гру..(пп, п)а лингвистов работала более 20 лет.
Карточка № 4.
1 вариант
Словарь Ожегова даёт следующие значения прилагательного «напрасный». Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях:
- не приносящий желаемого результата
- не имеющий серьёзных причин
- несправедливый (стар.)
1.напрасные мучения
2. напрасные страхи
3.ругать напрасно
4. напрасная попытка
5. напрасная опала
6. напрасный труд
7.напрасная тревога
8. напрасные слёзы
9.старался напрасно
10 боялся напрасно
2 вариант
Словарь Ожегова даёт следующие значения прилагательного «тонкий». Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях:
- небольшой в поперечнике, в обхвате
- худощавый, стройный
- нежный, красиво очерченный
- изысканный
- острый, проницательный, умный
- тонкая проволока
- тонкая фигурка
- тонкое замечание
- тонкие черты лица
- тонкий вкус
- тонкий профиль
- тонкий ценитель
- тонкий запах
- тонкий ствол
- тонкие ломтики
В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.
Карточка № 5.
Замените словосочетания одним словом.
- кино ___________________________
- ателье ___________________________
Посетитель 3) магазина ___________________________
4) парикмахерской ___________________________
5)поликлиники ___________________________
Проверьте по эталону.
- Зритель
- Заказчик
- Покупатель
- Клиент
5)Пациент
Карточка № 6.
Найдите неправильный вариант (взаимопроверка). При необходимости используйте толковый словарь.
В комнату вошёл худой человек.
1. худощавый
2. тощий
3. истощённый
4. тонкий
5. сухопарый
6. сухощавый
7. тщедушный
8. поджарый
Проверьте по эталону.
Карточка № 7.
Спишите пословицы, вставив пропущенные буквы. Определите лексическое и грамматическое значение выделенных слов.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Слово не стр..ла, а пуще стр..лы разит.
От одного слова – да навек ссора.
Малое слово б…льшую обиду творит.
Карточка № 8.
Предлагаю составить синквейн сегодняшнего урока.
Тема___________ЛЕКСИКА____________________ Одно существительное: ______________________________________ Два прилагательных (причастия) _______________________________________ Три глагола ______________________________________ Фраза (личное отношение к теме) _______________________________________ Одно слово-синоним (для обобщения или расширения смысла темы) |