Главные вкладки
Обучение элементам грамоты дошколят
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура ООД 1) ОРГМОМЕНТ; 2) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ; 3) ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА; 4) ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ЗВУКА изолированно и в слогах; 5) ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ; 6) ФИЗМИНУТКА; 7) РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ; 8) ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СВЯЗНОЙ РЕЧИ; 9) ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ; 10) ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, побуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача – включить детей в работу с первых минут занятия. Орг.моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Задания , предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Игровая форма сообщения темы занятия не только побуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ (по артикуляционным и акустическим признакам) На данном этапе реализуются следующие задачи: уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука уточняются акустические признаки звуков: - поётся или не поётся звук (гласный или согласный), - «спит» или «работает» голосок (глухие или звонкие); - «твердый» или «мягкий» образное сравнение звука (р – рычание тигра, ш – шелестящая листва, т – стук молотка) обозначение звука цветовым символом (гласный – красный кружок, согласный твердый – синий кружок, согласный твердый звонкий – синий кружок с колокольчиком, согласный мягкий глухой – зеленый кружок, согласный мягкий звонкий – зеленый кружок с колокольчиком) определение места звука в Звуко-буквенном замке (в сине-зеленом или красном замке звук будет жить)
МАРКЕРЫ ЗВУКА И БУКВЫ БУКВЫ МЫ ВИДИМ, ПИШЕМ и ЧИТАЕМ ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ
СОГЛАСНЫЙ ТВЁРДЫЙ ГЛУХОЙ ЗВУК ЗВОНКИЙ ЗВУК ГЛАСНЫЙ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ЗВУК ЗВОНКИЙ ЗВУК УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
4 . ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ЗВУКА ИЗОЛИРОВАННО И В СЛОГАХ Основной задачей является развитие слухо-речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).
5. ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ЗВУКА В СЛОВАХ На этом этапе решаются следующие задачи: Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; Уточнение и расширение лексического запаса; Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; Развитие слухового внимания и зрительной памяти; Овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
«ЗВУКОВАЯ ПТИЧКА» Начало слова Середина слова Конец слова
«СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ» 1 слог 2 слога 3 слога
6. ФИЗМИНУТКА Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это: Снять усталость и напряжение; Внести эмоциональный заряд; Совершенствовать общую моторику; Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
7. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ На данном этапе решаются следующие задачи: Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; Актуализация накопленного словаря; Формирование связности и четкости высказываний; Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии .
СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ЭТО ЗАКОНЧЕННАЯ МЫСЛЬ; СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ «ДРУЖАТ»; МЕЖДУ СЛОВАМИ ЕСТЬ ПРОМЕЖУТКИ (РАССТОЯНИЕ); ПРЕДЛОЖЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ; В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ТОЧКА.
8. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СВЯЗНОЙ РЕЧИ Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Решаются следующие задачи: Развитие воображения и творческой фантазии; Развитие словотворчества; Развитие мелодико-произносительных и просодических компонентов.
9. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ Это завершающий этап занятия, предусматривающий решение следующих задач: Познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; Научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней.
10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. В не меньшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось?» Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?». Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
Практикум по обучению элементам грамоты Отгадай загадку! Длинный тонкий стебелёк, Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный ... Дальше
1. В слове «МАК» первый звук [ М ] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим кружком с колокольчиком. Наведи на нужный символ указатель и нажми на него левой кнопкой мыши. Продолжи звуковой анализ. 2. Напечатай слово: звук [ м ] обозначается буквой М [ эМ ] . Продолжи. ШПАРГАЛКА Наведи курсор мышки на указатель и нажми на него левой кнопкой. А Д Г В Б И З Ж Ё Е Н М Л К Й О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я М А К ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ слова «МАК»
А Д Г В Б И З Ж Ё Е Н М Л К Й О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Б Ы К ЗАКРЕПЛЕНИЕ: слово БЫ К
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Охотно жду ваши вопросы и предложения по теме «Обучение дошкольников элементам грамоты. Структура ООД». Нажми!