1.1. Положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников.
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников
за 2020-2021, 2021 – 2022, 2022 -2023 учебный год.
Педагог-психолог Манджиева Эльзята Эрдюшевна
Частное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Харада».
Цель работы: сохранение и сбережение психического здоровья участникам образовательного процесса, оказание помощи и поддержки обучающимся, нуждающимся в психологическом сопровождении в связи с трудностями в обучении, воспитании и развитии.
Задачи:
- организация системного психологического консультирования педагогов по вопросам создания индивидуальной траектории развития и саморазвития личности в условиях построения современной модели образования;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска», своевременное выявление детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации к новым условиям обучения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся, направленного на развитие у школьников психологических качеств, способствующих обеспечению личностной безопасности, способности эффективно противостоять кризисным и экстремальным ситуациям;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести профилактическую работу по итогам социально-психологического тестирования;
- своевременное выявление детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам обучения, воспитания и взаимодействия с ребенком;
- провести работу с педагогами по предупреждению эмоционального выгорания.
Основные стратегии:
- Реализация коррекции как привидение к усредненному показателю, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех психологической технологии.
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности участников образовательного процесса, их специфические возможности и в целом на уникальность психологического и личностного развития.
Анализ профессиональной деятельности по направлениям.
Деятельность педагога-психолога организовывалась в соответствии «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» (Приказ № 636 от 22.10.1999 г. МО РФ) а также на основании плана, составленного на соответствующий учебный год, утвержденного директором ЧОУ НОШ «Харада». В своей деятельности педагог-психолог руководствовался Конституцией и законами РФ, нормативными правовыми актами, указами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания охраны здоровья обучающихся, а также Уставом ЧОУ НОШ «Харада» и должностной инструкцией педагога-психолога.
Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:
Работа с учащимися:
- Диагностика эмоционального состояние в период адаптации. 1-е классы. (Настроение, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, двигательная активность)
- Диагностика тревожности: 4-е классы
- Диагностика Выраженность интереса к учёбе и особенности мотивации.
1-е, 4-е классы.
- Диагностика психологической готовности учащихся 1 классов.
- Работа с детьми, которые ранее не обучались в данной школе (новенькие)
- Мониторинг по изучению изменений к учебе со стороны учащихся, имеющих положительную мотивацию к учебе
- Психологическая профилактика факторов разрушающих здоровье. С учащимися «группы риска».
- Диагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Внеурочная деятельность: 4 «а» класс.
- Подготовка уч-ся 4-х классов к поступлению в среднее звено
- Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Работа с педагогическим коллективом:
- Индивидуальная работа с учителями. Оценка профессиональной деятельности педагога. (Молодые и вновь принятые учителя)
- Мониторинг психологического климата в коллективе.
- Управленческие и организационные аспекты взаимодействия с администрацией школы.
- Стили педагогического общения.
Работа с родителями:
Индивидуальное, групповое консультирование родителей по запросам.
- Родительский всеобуч. Психологическая помощь родителям: «Специфика обучения детей на образовательных ступенях школы»,
«Адаптация ребенка в 1 классе», «Переход из начальной школы в среднее звено».
- Помощь в проведении классных родительских собраний (по запросам)
- Изучение семей первоклассников
- Личные консультации родителей по вопросам семейного воспитания.
- Консультирование родителей детей «группы риска».
Организационно-методическая работа:
- Продолжение создания методической копилки психологической службы в школе.
- Ведение отчётной документации
- Организация «Школы первоклассника»
Коррекционная работа
В моей работе на проведение развивающих занятий я отвожу не менее половины «практических часов».
При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.
Положительная динамика уровня адаптации учащихся 1-х классов
к условиям обучения в школе
Согласно плану внутришкольного контроля проводились обследования 1-х классов по определению уровня готовности к школьному обучению.
Инструментарий: Экспресс-диагностика готовности к школе М. Семаго.
Таблица 1
№ |
Год обучения |
Всего учащихся |
| Уровень готовности | |||
Прошли обследование | Готов к обучению к школе | Готов условно | Условная готовность к началу регулярного обучения | Не готов к обучению в школе | |||
1 | 2020-2021 | 25 | 100% | 7= 28% | 6= 24% | 4=4% | 11=44% |
2 | 2021-2022 | 17 | 100% | 11=64% | 3= 18% | 1= 6% | 2=12% |
3 | 2022-2023 | 24 | 100% | 13=54% | 6=25% | 4=17% | 1=4% |
Результаты данного обследования показывают, что количество детей, получающих в результате проведенного исследования суммарные балы в диапазоне от 17 до 25, с каждым годом увеличивается. Это, прежде всего, связанно с увеличением возраста детей приходящих в школу. Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, набравших суммарную оценку от 14 до 17 баллов, можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. Дети, чей суммарный балл попадает в диапазон 11-14 баллов, нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и они в обязательном порядке были обследованы с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Дети, которые набрали менее 11 баллов, в обязательном порядке были дополнительно обследованы психологом, а при необходимости – логопедом или дефектологом, им в срочном порядке была оказана коррекционная помощь.
Обследование учащихся первых классов проведено в следующих направлениях:
изучение адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению.
В обследовании учащихся были использованы следующие методы работы: наблюдение, беседа, тестирование.
В целом все учащиеся адаптировались к школьной жизни и мотивированы на обучение, позитивно относятся к учителю и школе.
Для повышения уровня адаптации первоклассников проводились классные часы с психологом.
Положительная динамика уровня адаптации первоклассников
к условиям обучения в школе в 2020-2021гг., 2021-2022гг.,2022-2023 гг.
- Высокий уровень адаптации к школьному обучению
- Средний уровень адаптации к школьному обучению
- Низкий уровень адаптации к школьному обучению
Для повышения уровня адаптации первоклассников былы использованы: коррекционно-развивающая программа "Адаптация первоклассников"; коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным", коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации.
- Для диагностики уровня адаптации первоклассников были использованы следующие методики:
- Н. Лусканова "Что мне нравится в школе"
- 2.Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
- Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго.
Анализ фронтальной оценки
тревожности учащихся 4 классов за 2020-2021, 2021-2022, 2022 -2023 гг.
Дата проведения: октябрь - ноябрь 2020 года (таблица 2).
Таблица 2
№ | Класс | Количество учащихся | Общая тревожность | |
Высокая тревожность | Повышенная тревожность | |||
1 | 4 | 12 | 2- 16% | 3-25% |
Дата проведения: октябрь – ноябрь 2021 года (таблица 3).
Таблица 3
№ | Класс | Количество учащихся | Общая тревожность | |
Высокая тревожность | Повышенная тревожность | |||
1 | 4а | 12 | 2- 16% | 3-25% |
2 | 4б | 12 | 3- 25% | 4-33% |
Дата проведения: октябрь – ноябрь 2023 года (таблица 4).
Таблица 4
№ | Класс | Количество учащихся | Общая тревожность | |
Высокая тревожность | Повышенная тревожность | |||
1 | 4 | 7 | 1- 14% | 2-28% |
Показатели «высокая тревожность», «повышенная тревожность» представлены в виде диаграммы, за период с 2020 по 2023гг.
Для снижения уровня тревожности у 4-классников, мною были использованы специальные занятия - тренинги снижения уровня школьной тревожности в четвертом классе. Автор Микляева А. В., Румянцева П. В. В цикл входят 12 занятий по 30 минут 1 раз в неделю. После проведения занятий проводилась диагностика уровня школьной тревожности с использованием методики Филипса.
Педагог-психолог: Манджиева Эльзята Эрдюшевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1_dinamika_compressed.pdf | 1.3 МБ |