Родителям

Виртуальный этнографический музей МАОУ СШ 16 города Красноярска

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям ребенка

для которого русский язык не является родным:

1. Перейти дома в общении между собой и с ребенком на русский язык.

2. Проверить чтобы все необходимое (учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка) было для выполнения задания.

3. Должны знать какое домашнее задание ребенок выполняет и когда его нужно сдать.

4. Сидите рядом с ребенком до тех пор, пока он не завершит делать домашнее задание.

5. Дети лучше выполняют домашнее задание если говорят о нем или объясняют кому-то, что и в какой последовательности следует делать.

6. Если задание оказалось трудным для выполнения, помогите ребенку, пытаясь объяснить наилучшим образом, но не делая задание за него.

7. Разучивание русских детских песен, потешек, стихов. Просмотр русских диафильмов, сказок.

8. Посещение детских театров.

9. Посещение кружков дополнительного образования художественной направленности.

10. Задача родителей не только знакомить ребенка с собственными традициями и семейным укладом, но и культурой округа, особенностями тех народов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать, ходить в музеи, театры, читать художественную литературу.



Предварительный просмотр:


Советы педагога-психолога по карманным деньгам

Карманные деньги — это личные финансы ребенка, и не стоит их путать с теми средствами, что вы даете ему на проезд, питание в школе или экскурсии. Собственные средства помогают ребенку становиться более самостоятельным и учат разбираться в ценности вещей.

Психологи рекомендуют начинать выделять ребенку деньги на карманные расходы, когда ему исполнится 6–7 лет. В этом возрасте дети уже достаточно развиты, чтобы понимать, что каждая вещь в этом мире имеет определенную стоимость.

Выдавать карманные деньги следует небольшими суммами, ориентируясь при этом на общий доход семьи. Помните, что ребенок может случайно потерять денежные средства, поэтому выделяйте ему ту сумму, за потерю которой вы лично не будете сильно переживать.

Периодичность выдачи карманных денег лучше определить вместе с ребенком. Считается, что чем меньше возраст, тем чаще следует это делать. Однако детям старшего возраста целесообразно выдавать одинаковые суммы не чаще одного раза в месяц: это научит их планировать свой бюджет и более рационально распоряжаться деньгами.

Не стоит материально поощрять ребенка как за отдельные оценки, так и за успешное окончание учебного года. Денежное вознаграждение в данном случае не является хорошим стимулом для ребенка, скорее наоборот, может даже снизить его успеваемость в школе. Впрочем, награждать за выдающиеся результаты (победа на олимпиаде, сдача сложного экзамена и т. д.) можно, но вместо вручения денег лучше подарить что-нибудь, о чем ваш ребенок давно мечтал.

Платить за вынос мусорного ведра, уборку комнаты или вымытую посуду тоже не логично, так как ребенок видит, что подобную работу его родители выполняют абсолютно бесплатно, и не осознает их мотивы поведения. Ребенку следует объяснить, что каждый член семьи должен вносить свой вклад в домашнее хозяйство.

Однако ребенку нужно давать возможность заработать деньги, чтобы он лучше понимал их ценность. Вы можете доверить ему те виды работ, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а специально нанятыми людьми. Например, это может быть мойка машины, мелкий ремонт по дому или курьерская работа для детей старшего возраста. И главное в этом случае даже не денежное вознаграждение, а то, что ребенок получил новые полезные навыки.

Сегодня уже в начальных классах школьники могут иметь свою личную банковскую карту, например для оплаты завтраков и обедов. Безусловно, это удобный способ контроля за расходами ребенка. Однако электронные деньги дают детям ложный сигнал о том, что финансовые средства появляются из ниоткуда и не заканчиваются. Поэтому в качестве карманных средств лучше рассматривать именно наличные. Так дети будут видеть, что деньги реальны, что они тратятся, когда вы оплачиваете покупки, и что их становится меньше.



Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н.Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить невозможно, до сих пор никто так и не решился пересмотреть, отменить или переосмыслить нормы речи. В новом тысячелетии нормы значительно снижаются и оспариваются. Но все же... Есть критерии, по которым точно можно отметить нарушения речи.

Признаки нарушения речи ребенка

  • отставания от возрастной нормы (см. нормы по А.Н. Гвоздеву)
  • длительное и многообразное употребление слов-звукоподражаний

(патология:«ту-ту, ав-ав, ням-ням» и после 2-х лет)

  • длительное отсутствие стремлению подражать новым словам

(в норме к 1,3г. Должно быть 20 слов, затем к 1,9-1,10г. Наблюдается «прорыв» словаря до 80 и более слов. Патология -меньше 20 слов)

  • более позднее появление фразы

(в норме 1,5-3г. после 30-40 слов возникают фразы. Патология-когда в наличии есть 60-100 слов, а фразы нет. Ребенок просто указывает на предметы)

  • стремление подражать не контуру целого слова, а его части.

Настораживает сокращение всех слогов, опускание ударного слога, сокращение числа слогов до одного (часики- «тят»,масло- «ма», девочка- «де»)

  • длительное ,морфологически нечленимое деление слов при связывании их во фразу

(в норме должна быть связь между 3-4 словами, слова изменяются по родам, падежам, и др. грамматическим категориям. Патология, когда фраза звучит так: «Дека асе зё.»- девочка несет флажок.

  • Значительное преобладание «внутренней» (импрессивной) речи над «внешней» (экспрессивной)

(в норме к 3 годам должно быть снижение, речь должна переходить во «внутренний план»,как бы проговариваться про себя. Патология- со слов родителей: « ребенок все понимает, но не говорит». Плюс + Импульсивность, отвлекаемость, интеллектуальные

Советы логопеда родителям для детей 2-4-летнего возраста:

  • игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения, проявления правильной речи (чтобы благополучно прожить «Кризис трехлетнего возраста»)
  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто ребенок не в силах «затормозиться» и может проявиться «речевой негативизм»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания
  • при просмотре телевизора или компьютера (не более 1,5 ч. в день) для «неговорящих» детей подбор сказок или мультиков не более 1-2 сюжетов. Желательно мультики без слов, но с комментариями родителя, «переводом» действий и сюжета
  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса, мелкую моторику пальцев рук
  • часто посещать с ребенком выставки, музей, концерты, а также рынки или супермаркеты для развития пассивного словаря

Помощь родителей в воспитании правильной речи

  1. по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  2. активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов(Зачем? Почему? Как?)
  3. поправлять речь ребенка, не «сюсюкаться». Называть слова правильно (если ребенок говорит на кошку «мяу», то надо произнести четко «кошка», и добиться повторения хотя бы контура слова «ко» или «ко-ка»)
  4. замедлить темп речи для «неговорящего» ребенка
  5. использовать подражательность (сначала движениям тела, затем мелким движениям пальцев, жестов и мимики, далее-движениям органов речи)
  6. развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  7. совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  8. Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  9. Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  1. Если ребенка постоянно критикуют-он учится ненавидеть
  2. если ребенка высмеивают-он становится замкнутым
  3. если ребенок живет во вражде-он учится быть агрессивным
  4. если ребенка подбадривают-он учится верить в себя
  5. если ребенок растет в упреках-он учится жить с чувством вины
  6. если ребенка поддерживают-он учится ценить себя
  7. если ребенка окружают понимание и дружелюбие-он учится находить любовь в этом мире


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Анкетные данные

  1. фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
  2. дата рождения__________________________________________________________________
  3. детский сад, школа______________________________________________________________
  4. домашний адрес, телефон________________________________________________________

  1. Особенности анамнеза (нужное подчеркнуть)
  • протекание беременности и родов(резус-конфликт, воздействие химических, физических, механических факторов; инфекционных заболеваний(краснухи, ОРВИ, гриппа, токсиплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни почек и печени), симптомов угрожающего выкидыша, токсикоза (в первом, втором, третьем триместре беременности) у матери.
  • Протекание родов (в срок, в 7, в 8 месяцев, затяжные, стремительные, обезвоженные, иные особенности:________________________________________________________________________________________________
  • состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломы, кровоизлияния, синяя или белая асфиксия) Когда закричал?___________________Вес и рост при рождении___________________когда принесли кормить, как сосал? ______________
  • данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (на учете у какого специалиста состоял)_________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данные о раннем речевом развитии ребенка:

время появления гуканья________________,гуления____________, лепета____________, первых слов_________ фразы________

  1. Какие звуки долго произносились неправильно?_____________________________________________________________________

они: искажались, пропускались, заменялись другими звуками (какими?)_________________________________________________ примеры:_____________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности понимания ребенком речи окружающих (детей и взрослых)________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

  1. особенности воспроизведения слоговой структуры слов (примеры)_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

  1. данные о речевых нарушениях у родственников_____________________________________________________________________
  2. проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других нарушений речи? Когда? В какие сроки? Каковы результаты?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологический портрет малыша (подчеркнуть)
  • особенности общения с детьми и взрослыми (легко и охотно вступает в беседу, умеет ее поддержать и закончить)
  • внимательно (невнимательно) и с удовольствием слушает сказки, стихи, рассказы. Умеет(не умеет) логично, последовательно пересказать содержание. Во время чтения задает уточняющие вопросы, может придумать (изменить) окончание повествования.
  • Часто (очень редко) рассказывает о происходящих событиях (на прогулке, дома, в гостях)
  • Легко (с трудом )учит стихи, песни
  • Во время игры (рисования, лепки, выполнения домашних поручений) умеет (не умеет) планировать свои действия, подготовить все необходимое, не доводит(доводит) их до конца, (не)усидчив, (не)внимателен, (не)может объяснить причину неудач
  • Были ли попытки обучить ребенка второму языку?______ В каком возрасте?_______Каковы успехи?______________________
  • Советы и рекомендации специалисту___________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

A

Гиперактивность... Что это?

Гипердинамический синдром — повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью, рассеянностью, нарушением концентрации внимания, повышенной возбудимостью.

Распространенность до 30 % среди детей 2-7 лет

Портрет гиперактивного ребенка

  • не реагирует на запреты и ограничения
  • не ходит. Бегает!!!
  • беспокойно спит
  • невнимателен к предметам и чувствам окружающих
  • очень общителен, но связи поверхностны
  • любит шумные, подвижные игры. игры с правилами даются с трудом
  • имеются различные нарушения речи

Как утихомирить «разбушевавшегося» ребенка

Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:

  1. Вспомни, как кричит корова (лягушка, собака). Сосчитай от 1до 20, а потом наоборот.
  2. «Замри-отомри».«День-ночь» (бегай - спи). «Море волнуется». «Кошки-мышки», «Шторм-штиль».
  3. «Пульт». Договориться заранее, что при нажатии «кнопки» (или носа) у ребенка идет «замедление» или «выключается звук»
  4. «Тигр на охоте», долго сидит в засаде (можно вместе под одеялом), «Паук в паутине», «Ловим осторожную бабочку».
  5. «Кит». Он делает глубокий вдох и ныряет на глубину искать на дне кораллы (или плывет к материкам).
  6. «Громко-тихо». Слово повтори громче меня, затем тише.
  7. «Тяни-толкай». Чередовать напряжение и расслабление (двигаем диван, затем падаем и отдыхаем с шумным выдохом).
  8. «Рисовалочка-язык». Перед зеркалом высунуть язык и рисовать буквы, фигуры, цифры.
  9. «Колыбелька - малышу». Запеленать ребенка в покрывало или простыню (возраст не имеет значения) и петь друг-другу колыбельные.
  10. «Пакетик или салфетка». Подбросить вверх. Пока падает вниз — надо громко смеяться. Как только упадет—замолчать
  11. «Капитан и корабль». Капитан дает команды «прямо», «налево», «направо», а корабль выполняет. Затем доплыть в прихожую(детскую) и расставить игрушку (кегли, мячи) на определенное место. Роли меняются.
  12. «Шлагбаум». Бегающему ребенку перегородить дорогу и назвать «пароль» (пропуск) по темам (например: придумать 5 слов со звуком А, назвать морское животное, мебель, деталь посуды, посчитать окна в квартире).
  13. «Мячик». Ребенок встает на корточки, взрослый ладонью по макушке легонько отстукивает разный ритм, а ребенок подпрыгивает на корточках.
  14. «Веселый счет». Бегающему ребенку под счет надо 3 раза дунуть, 5 раз подпрыгнуть, 4 раза щелкнуть языком 2 раза сбегать на кухню и назад.
  15. «Копирка». Подражать за взрослым все действия и слова (переходя постепенно от резкого и громкого к плавному и тихому).
  16. «Жмурки». Сидеть тихо. После второго сигнала дудочки (колокольчика) с завязанными глазами, наощупь попросить убрать в определенное место кубики, мозаику.
  17. «Волшебный мешочек». Сшить его размером с ладошку. Положить туда мелкие игрушки , предметы (фасоль, макароны крупу) и попросить по описанию назвать предмет. Мешочек положить на голову и можно с ним как угодно двигаться и баловаться. Но чтобы он не упал!

Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры помогут малышу себя контролировать, улучшат состояние речи.

Важно!Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка.

Советы логопеда родителям:

  • игнорировать вызывающие поступки, поощрять малейшие случаи хорошего поведения
  • Слово «нельзя» произносить не чаще 3 раз (когда опасность для жизни). Часто такой ребенок не в силах «затормозиться»
  • Давать дробные, пошаговые инструкции в 1-2 задания
  • избегать скопления людей, резких звуков, грубый тон разговора и конфликтов в семье
  • развивать тактильные ощущения, мягкую интонацию голоса
  • соблюдать режим

Дополнительно

  1. Четкий распорядок , режим труда и отдыха
  2. использовать в интерьере спокойные тона голубой цвет и все оттенки зеленого
  3. ограничить просмотр телевизора и время работы у компьютера
  4. работа с мелкими предметами, деталями
  5. физическая нагрузка средней интенсивности, но длительная по времени (бег трусцой, плавание, велосипед)
  6. много массажа и водных процедур
  7. снизить потребление сахара, продуктов с салицилатами(газировки, жвачки, пищевые красители, ароматизаторы)
  8. консультация специалистов (невролога,психиатра, психолога и др.)


Предварительный просмотр:

Заповеди для родителей:

(или как избежать речевого негативизма)

  1. Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть
  2. если ребенка высмеивают - он становится замкнутым
  3. если ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным
  4. если ребенка подбадривают - он учится верить в себя
  5. если ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины
  6. если ребенка поддерживают - он учится ценить себя
  7. если ребенка окружают понимание и дружелюбие - он учится находить любовь в этом мире

Важно! Быть терпеливыми, не терять самообладания, быть примером для ребенка



Предварительный просмотр:

Речевые игры дома

  • «большое-маленькое» (лимон-лимончик, стол-столик)
  • «все наоборот» (добрый-злой, высоко-низко, вышел-зашел)
  • «один-много» (дом-дома, зима-зимы)
  • «посчитаем до 5» (один стол, два стола... пять столов, но пять стульев, т.е. разные окончания грамматических форм)
  • «назови одним словом» (диван, кровать, кресло — это мебель)
  • «кто больше найдет деталей» (у стула есть: ножки, сиденье, спинка, болты, гайки, ткань...)
  • «Чей-чья-чьё-чьи?» (у медведя хвост межвежий, голова медвежья, брюхо медвежье, лапы медвежьи)
  • «кто больше скажет?» (Это слива. Она фиолетовая. Овальная. Сочная. Кислая. Витаминная. Можно сварить сливовое варенье. Выжать сливовый сок. Засушить и сделать сухофрукт...)

Помощь родителей в воспитании правильной речи

  1. по рекомендации логопеда показывать ребенка врачам-специалистам, добросовестно проходить курсы лечения
  2. активизировать самостоятельную речь ребенка путем постановки проблемных вопросов(Зачем? Почему? Как?)
  3. замедлить темп речи для объяснения ребенку нового материала
  4. использовать подражательность и образцы в речи
  5. развивать наблюдательность, внимательность к языковым явлениям и предметам окружающей действительности
  6. совершенствовать навыки самообслуживания, прививать любовь к знаниям, развивать трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, аккуратность
  7. Ежедневно давать ребенку рассматривать картинки, новые предметы, комментировать их
  8. Ежедневно читать тексты, доступные его пониманию и возрастным возможностям. Объяснять смысл непонятных слов и выражений