Педагогическая находка

Глухенькая Диана Александровна

Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka_tekst.doc117 КБ
Файл pedagogicheskaya_nahodka.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

 «Использование интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста»

 Добрый день, уважаемые коллеги, жюри! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Актуальность.

Центральной идеей непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Встраиваясь в общую систему образования, дошкольное образование берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

Для меня такой технологией стали интеллект - карты. Метод интеллект - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллект-карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей и способствует взаимодействию детей как со взрослыми, так и со сверстниками.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);
  • привлекательностью (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
  • запоминаемостью (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
  • своевременностью (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
  • творчеством (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
  • возможностью пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, дополнить новым материалом).

Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

С детьми составляем интеллект-карту по следующим правилам:

  1. Лист бумаги располагаем горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать.
  2. Главную идею обозначаем в центре листа.
  3. Из главной идеи с помощью разноцветного выделения рисуем линии – ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы, затем добавляем символы, иллюстрации и стрелочками показываем связи между понятиями.
  4. По картинкам составляем предложения, которые складываются в рассказ.

Используем интеллект-карты в следующих образовательных направлениях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Первое с чего мы начинаем, знакомим детей с интеллект-картами дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками». Сначала это были небольшие по содержанию карты, раскрывающие одну тему. Далее мы продолжили составлять карты более обширно.

На занятии по  развитию речи была создана интеллект – карта «Зима». Карта составлялась совместно с воспитателем. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, изменения в природе, признаки зимы, одежда, зимние забавы (развлечения).

 Представляю вашему вниманию серию фотографий, на которых запечатлены наши дети в процессе составления интеллект-карт.

Этапы работы с умной картой:

  1. сбор материала о предмете или объекте;
  2. создание интеллект-карты (индивидуально или фронтально);
  3. закрепление и обобщение материала;
  4. составление рассказа по интеллект картам.

В совместной работе над интеллект-картами, дети учатся договариваться, слышать и слушать друг друга, распределять обязанности,  планировать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность.

В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте.

Воспитанники с огромным интересом принимают участие в создании интеллект – карт. Она становится для них увлекательной интересной игрой, красочные картинки, сочетание аппликации и рисование привлекает в работе всех детей, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха.

Составленные карты «Фрукты и овощи»; «Звери» используются для обобщения и закрепления знаний по темам. Применялись  карты  как наглядно - дидактическое пособие.

Используем карты при изучении нового материала, при закреплении и обобщении, при составлении и пересказе рассказов, текстов, применяем карты как наглядно - дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей.

ВЫВОД

Таким образом интеллект-карта является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний накопленных человечеством.

В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя педагогическая находка « Интеллект – карты в работе с детьми дошкольного возраста » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Турана Воспитатель: Глухенькая Диана Александровна

Слайд 2

В дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, познавательного и речевого развития. Одной из таких технологий является создание интеллект-карт , которые обеспечивают высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Слайд 3

Цель и задачи использования интеллект-карты Цель: развивать познавательную активность детей в разных видах деятельности. Задачи: формировать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира; развивать психические функции (внимание, память, мышление); развивать речевую активность, связную речь; расширять пассивный и активный словарь; способствовать взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Слайд 5

Правила создания интеллект - карт лист бумаги располагается горизонтально; для создания карт используются цветные карандаши, маркеры; наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков; основная идея, проблема или слово (картинка) располагается в центре; главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего порядка соединяются с главными ветвями; каждая главная ветвь имеет свой цвет; над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово (картинка).

Слайд 6

Процесс создания интеллект - карты

Слайд 7

Интеллект - карты

Слайд 8

Как использовать карты в дальнейшем? Интеллект – карту можно поместить в родительский уголок. Использовать для расширения имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности. Карту можно передать в другую группу для аналогичного использования. Самостоятельно составленную карту воспитанника, можно поместить в его личное портфолио .

Слайд 9

Вывод Интеллект - карта является универсальным способом познания окружающего мира и знаний накопленных человечеством. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд 10

Спасибо за внимание!