Главные вкладки
Для родителей
В этом разделе вы сможете узнать полезную информацию, которая поможет узнать ребенка лучше, а также памятки для вашей безопасности и безопасности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_i_dezadaptatsiya_rebenka_v_shkole.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация и дезадаптация ребенка в школе.
Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
- индивидуальных особенностей ребенка;
- уровня готовности к школе;
- степени развития социальных навыков.
Выделяют физическую и психологическую адаптацию:
- Физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:
- организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
- создание комфортных условий для общения;
- проведение оздоровительно-профилактической работы;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- организация активного досуга во внеурочное время;
- проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Проблемы адаптации первоклассников
- хроническая неуспеваемость - возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
- негативистская демонстративность - характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
- вербализм - развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления;
- проявление лени
Дезадаптация - это нарушение процесса адаптации ребенка к учебно-воспитательному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими.
Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:
- наследственность;
- индивидуальные особенности и новообразования;
- взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
- проблемы в установлении социальных контактов и др.
Наиболее часто встречаются следующие виды:
- Социальная. Включает в себя отрицание принятых в обществе установок, асоциальное поведение, проблемы саморегуляции школьника.
- Психосоциальная. Характеризуется психологическими особенностями личности.
- Патогенная. Проявляется через нарушения в функционировании головного мозга, психические расстройства, а иногда и фобии, которые имеет ученик.
- Интеллектуальная. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.
- Эмоциональная. Повышенный уровень тревожности, чувство страха за успеваемость. При этом возникает этот вид у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.
К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:
- недостаточная подготовленность к школе;
- низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
- школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
- гиперопека родителей, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку;
- избыточная требовательность педагога, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
- не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
- любые психологические нарушения и расстройства;
- неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).