Для Вас, родители

Горюнова Галина Дмитриевна

Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расстройствами аутистического спектра

 

      У ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС)  может быть нарушено формирование всех форм общения.

       Прежде всего,  у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки.  В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный  предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания.

       Во взаимодействии  с взрослым у ребенка с РАС отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками,  понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.

       Ведущая роль в процессе общения с ребенком принадлежит взрослому.

Какие бы то ни было действия ребенка  имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим.

       В связи с этим в ходе общения  ребенком рекомендуется использовать жесты. Например, указательный жест появляется в арсенале ребенка уже на первом году жизни, и можно его с успехом использовать в ходе занятий по развитию речи. Кроме этого, часто жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др.

        При обучении ребенка простым выразительным жестам помните, что использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры. Не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

        Помните!, что в норме выразительные жесты являются вспомогательным средством общения между людьми и употребляются ограниченно. Ниже перечислены некоторые общеупотребительные жесты.

 

 

На! (предложение)

Протягиваем раскрытую ладонь.

Дай! (просьба)

Несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

Да (согласие)

Один или несколько раз киваем вверх-вниз.

Нет (отрицание)

Один или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

Там (указание направления)

Показываем указательным пальцем на предмет.

Сюда! (подзывание)

Взмахиваем ладонью по направлению к себе.

Хорошо! (одобрение)

Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Молодец! (одобрение, похвала)

Гладим ребенка по голове.

Ай-ай-ай! (порицание)

Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

Тихо! (призыв к молчанию, тишине)

Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Баю-бай (спать пора)

Смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем.

Привет! (здороваемся)

Берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

Пока! (прощаемся)

Поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

Большой (обозначение величины)

Разводим руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны).

Маленький (обозначение величины)

Приближаем друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки).

Много (обозначение количества)

Широкий обводящий жест рукой.

Мало (обозначение количества)

Неширокий обводящий жест рукой или сложить ладони горсткой.

Один (обозначение количества)

Показать указательный пальчик.

«Умный пальчик»

Это указательный палец руки ребенка.

 

 

Консультация для родителей «Социализация ребенка с аутизмом»

   Одним из основных аспектов расстройства аутистического спектра (РАС) является социальная дисфункция. Она может проявляться в различных формах поведения, от полного избежания какого-либо личного взаимодействия, до полной монополизации разговоров по одной, интересующей только говорящего, теме. Не существует стабильной схемы социальной дисфункции, но она почти всегда является одним из основных идентификаторов РАС и часто наиболее выделяется при взаимодействии с кем-то из спектра. Трудно справляться с социальной дисфункцией детям с РАС, потому что социальные навыки охватывают такую широкую гамму возможностей.
   Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации.           Социализация детей с аутизмом на ранних этапах их развития в значительной степени зависит от согласованности действий членов семьи, реализуемых ими стилей и методов семейного воспитания. При выборе подходов к воспитанию ребенка родители должны правильно ориентироваться в особенностях его психического развития, его потребностях, интересах, причинах дезадаптивных форм поведения.
   Многие родители детей с аутизмом в преддошкольном и дошкольном возрасте обращают особое внимание на недоразвитие речевых и гностических процессов у детей, стараются как можно раньше стимулировать их психическое развитие (обучают чтению, рисованию, организуют занятия с логопедом, педагогом-дефектологом). Однако многие из них не уделяют должного внимания развитию социально-бытовых навыков у ребенка.

   Как правило, формирование навыков самообслуживания у аутичнного ребенка вызывает определенные сложности, что обусловлено нарушениями произвольного поведения, наличием страхов, трудностями контакта с ребенком.
   Для успешного овладения бытовыми навыками необходимо, чтобы у ребенка с аутизмом была потребность в их использовании. Формирование такой потребности возможно при создании значимой для ребенка ситуации.


   Очень важным для адаптации ребенка с аутизмом в условиях семьи является соблюдение четкого распорядка дня. Учитывая то, что у детей с аутизмом наблюдается выраженная склонность к постоянству любое изменение режима дня оказывает негативное влияние на его поведение.
   В процессе формирования навыков социализации огромная роль принадлежит игре. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей с аутизмом намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность. Приведем примеры игр с предсказуемым результатом:
- бросание мячей, лежащих в корзине, – игра заканчивается, когда корзина пуста;
- вариант игры в домино – игра заканчивается, когда все фишки соединены друг с другом;
- лото – игра заканчивается, когда все картинки накрыты соответствующими карточка; - игра с куклами – игра заканчивается, когда дети последовательно за- действовали все предметы, лежащие на столе, и т.д. В ситуациях, когда момент окончания игры определить трудно, можно использовать песочные часы, секундомер.
   Для взрослых, ведущих занятия в малой группе, также необходимо соблюдение особого речевого режима, включающего ряд требований:
1. Речь взрослого должна быть ситуативной, т.е. относиться к текущему игровому контексту;
2. Высказывания должны быть короткими и упрощенными, например: «кидай», «поиграйте с кубиками», «твой ход» и т.д.;
3. Слова должны быть распространенными и общеупотребительными;
4 .Нужно соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным тоном. Например, в ситуации подсказки тон голоса должен быть спокойным, в ситуации побуждения – приподнятым, для поощрения лучше использовать радостные интонации («Молодец!»);
5. Необходимо предоставлять детям время для ответной реакции на высказывание взрослого, т.е. делать небольшую выжидательную паузу. Например, подскажите ребенку «бей мяч» и подождите, когда он ударит. При обучении детей навыкам социальной игры в малой группе необходимо постоянное закрепление уже сформированных навыков.
   Помощь детям, страдающим аутизмом, адаптироваться к окружающей среде, является одним из аспектов комплексного подхода к лечению, но также важно выстраивать среду таким образом, чтобы она увеличивала шансы вашего ребенка на успех.
Для создания комфортных условий для ребенка можно провести следующие модификации:

  1. Комната для отдыха – эта комната будет безопасным местом для вашего ребенка, где он может расслабиться, успокоится, преодолевая страх, агрессию и усталость.
  2.  Рабочее место и игровое пространство.
  3. Обеспечение комфортной для ребенка цветовой гаммы вокруг.
  4. Зонированное освещение.

    Методом наблюдения подбираются более комфортные условия для обучения, игры и отдыха малыша. На данном этапе окружающая среда меняется под ребенка с аутизмом.
Социализация детей с аутизмом должна проводиться в разных внешних условиях и с разными инструкторами. Основная задача: привить навыки и научить ими пользоваться в комфортных для аутиста условиях. На данном этапе наблюдается тесный контакт между ребенком, родителями, врачами, педагогами и сверстниками.

Консультация на тему: «Учим детей пересказу сказок с помощью мнемотаблиц»

 

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой – учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Если при обучении пересказу использовать наглядность, яркость изображений основного текста, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов, то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно приобщать к пересказу большее количество ребят. Не нужно опасаться, что использование символико-моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.

Задача педагога состоит в методически грамотной организации детского пересказа как средства развития связной речи ребенка-дошкольника.

К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определенного уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует, поэтому подача информации в виде зрительных образов наиболее эффективна для достижения результатов. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.).

Исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Поэтому педагог должен лишь научить ребенка читать графическую аналогию.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет память, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек связано с работой памяти. Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника, (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Дети младшего и среднего возраста не всегда могут пересказывать даже небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге (лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая). Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки.

Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т.к. ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всем, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Этапы работы с мнемотаблицей.

Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображенные на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвертый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах)).

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы.

Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей и подготовительной группах. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст – возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О), чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это – своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой. Дети все более активно играют в театр, диалоги между детьми более насыщенны

В подготовительной группе речь совершенствуется как средство общения. Дети не просто легко пересказывают текст сказки, не пропуская сюжетов, так как графически отображают в таблице, но еще и творчески подходят к замене образов на символы. Дети сами выбирают тот символ, который им доступен и понятен. Они также используют буквенное обозначение: осень – О, зима – З или используют короткие слова: ветер – наклоненное дерево и т.д. Все это ведет к эффективности сохранения и воспроизведения информации.

Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школе.  

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Формирование элементов невербальной коммуникации (жестов) у детей с расстройствами аутистического спектра

      У ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС)  может быть нарушено формирование всех форм общения.

       Прежде всего,  у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает руки с просьбой взять его на руки.  В некоторых случаях дети могут протягивать руки в соответствующем направлении, но без попыток назвать нужный  предмет, без обращенного взгляда на взрослого, без речевого или звукового проявления своего желания.

       Во взаимодействии  с взрослым у ребенка с РАС отмечается недостаточность использования мимики, жестов, интонации в голосе. Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд вдоль или сквозь собеседника. Дети могут неадекватно использовать взгляд, жесты, выражение лица, им тяжело регулировать оптимальную дистанцию, они неспособны развивать отношения со сверстниками,  понимать переживания, эмоции, мысли других людей, приобретать и закреплять социальный опыт.

       Ведущая роль в процессе общения с ребенком принадлежит взрослому.

Какие бы то ни было действия ребенка  имеют коммуникативный потенциал, несут коммуникативную информацию. То есть проявления поведения ребенка можно рассматривать как способы его общения, попытки что – либо сообщить окружающим.

       В связи с этим в ходе общения  ребенком рекомендуется использовать жесты. Например, указательный жест появляется в арсенале ребенка уже на первом году жизни, и можно его с успехом использовать в ходе занятий по развитию речи. Кроме этого, часто жесты помогают лучше понять значения слов — например, «большой», «маленький», «один» и др.

        При обучении ребенка простым выразительным жестам помните, что использовать можно только естественные общеупотребительные жесты, понятные всем представителям данной культуры. Не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.

        Помните!, что в норме выразительные жесты являются вспомогательным средством общения между людьми и употребляются ограниченно. Ниже перечислены некоторые общеупотребительные жесты.

 

На! (предложение)

Протягиваем раскрытую ладонь.

Дай! (просьба)

Несколько раз сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак.

Да (согласие)

Один или несколько раз киваем вверх-вниз.

Нет (отрицание)

Один или несколько раз киваем слева направо или машем прямо ладонью из стороны в сторону.

Там (указание направления)

Показываем указательным пальцем на предмет.

Сюда! (подзывание)

Взмахиваем ладонью по направлению к себе.

Хорошо! (одобрение)

Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Молодец! (одобрение, похвала)

Гладим ребенка по голове.

Ай-ай-ай! (порицание)

Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем рукой вверх-вниз.

Тихо! (призыв к молчанию, тишине)

Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Баю-бай (спать пора)

Смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем.

Привет! (здороваемся)

Берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии от другого человека) машем рукой из стороны в сторону.

Пока! (прощаемся)

Поднимаем руку и машем ладонью вверх-вниз.

Большой (обозначение величины)

Разводим руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны).

Маленький (обозначение величины)

Приближаем друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки).

Много (обозначение количества)

Широкий обводящий жест рукой.

Мало (обозначение количества)

Неширокий обводящий жест рукой или сложить ладони горсткой.

Один (обозначение количества)

Показать указательный пальчик.

«Умный пальчик»

Это указательный палец руки ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Социализация ребенка с аутизмом»

   Одним из основных аспектов расстройства аутистического спектра (РАС) является социальная дисфункция. Она может проявляться в различных формах поведения, от полного избежания какого-либо личного взаимодействия, до полной монополизации разговоров по одной, интересующей только говорящего, теме. Не существует стабильной схемы социальной дисфункции, но она почти всегда является одним из основных идентификаторов РАС и часто наиболее выделяется при взаимодействии с кем-то из спектра. Трудно справляться с социальной дисфункцией детям с РАС, потому что социальные навыки охватывают такую широкую гамму возможностей.
   Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации.           Социализация детей с аутизмом на ранних этапах их развития в значительной степени зависит от согласованности действий членов семьи, реализуемых ими стилей и методов семейного воспитания. При выборе подходов к воспитанию ребенка родители должны правильно ориентироваться в особенностях его психического развития, его потребностях, интересах, причинах дезадаптивных форм поведения.
   Многие родители детей с аутизмом в преддошкольном и дошкольном возрасте обращают особое внимание на недоразвитие речевых и гностических процессов у детей, стараются как можно раньше стимулировать их психическое развитие (обучают чтению, рисованию, организуют занятия с логопедом, педагогом-дефектологом). Однако многие из них не уделяют должного внимания развитию социально-бытовых навыков у ребенка.

   Как правило, формирование навыков самообслуживания у аутичнного ребенка вызывает определенные сложности, что обусловлено нарушениями произвольного поведения, наличием страхов, трудностями контакта с ребенком.
   Для успешного овладения бытовыми навыками необходимо, чтобы у ребенка с аутизмом была потребность в их использовании. Формирование такой потребности возможно при создании значимой для ребенка ситуации.


   Очень важным для адаптации ребенка с аутизмом в условиях семьи является соблюдение четкого распорядка дня. Учитывая то, что у детей с аутизмом наблюдается выраженная склонность к постоянству любое изменение режима дня оказывает негативное влияние на его поведение.
   В процессе формирования навыков социализации огромная роль принадлежит игре. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей с аутизмом намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность. Приведем примеры игр с предсказуемым результатом:
- бросание мячей, лежащих в корзине, – игра заканчивается, когда корзина пуста;
- вариант игры в домино – игра заканчивается, когда все фишки соединены друг с другом;
- лото – игра заканчивается, когда все картинки накрыты соответствующими карточка; - игра с куклами – игра заканчивается, когда дети последовательно за- действовали все предметы, лежащие на столе, и т.д. В ситуациях, когда момент окончания игры определить трудно, можно использовать песочные часы, секундомер.
   Для взрослых, ведущих занятия в малой группе, также необходимо соблюдение особого речевого режима, включающего ряд требований:
1. Речь взрослого должна быть ситуативной, т.е. относиться к текущему игровому контексту;
2. Высказывания должны быть короткими и упрощенными, например: «кидай», «поиграйте с кубиками», «твой ход» и т.д.;
3. Слова должны быть распространенными и общеупотребительными;
4 .Нужно соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным тоном. Например, в ситуации подсказки тон голоса должен быть спокойным, в ситуации побуждения – приподнятым, для поощрения лучше использовать радостные интонации («Молодец!»);
5. Необходимо предоставлять детям время для ответной реакции на высказывание взрослого, т.е. делать небольшую выжидательную паузу. Например, подскажите ребенку «бей мяч» и подождите, когда он ударит. При обучении детей навыкам социальной игры в малой группе необходимо постоянное закрепление уже сформированных навыков.
   Помощь детям, страдающим аутизмом, адаптироваться к окружающей среде, является одним из аспектов комплексного подхода к лечению, но также важно выстраивать среду таким образом, чтобы она увеличивала шансы вашего ребенка на успех.
Для создания комфортных условий для ребенка можно провести следующие модификации:

  1. Комната для отдыха – эта комната будет безопасным местом для вашего ребенка, где он может расслабиться, успокоится, преодолевая страх, агрессию и усталость.
  2.  Рабочее место и игровое пространство.
  3. Обеспечение комфортной для ребенка цветовой гаммы вокруг.
  4. Зонированное освещение.

    Методом наблюдения подбираются более комфортные условия для обучения, игры и отдыха малыша. На данном этапе окружающая среда меняется под ребенка с аутизмом.
Социализация детей с аутизмом должна проводиться в разных внешних условиях и с разными инструкторами. Основная задача: привить навыки и научить ими пользоваться в комфортных для аутиста условиях. На данном этапе наблюдается тесный контакт между ребенком, родителями, врачами, педагогами и сверстниками.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Учим детей пересказу сказок с помощью мнемотаблиц»

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой – учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Если при обучении пересказу использовать наглядность, яркость изображений основного текста, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов, то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно приобщать к пересказу большее количество ребят. Не нужно опасаться, что использование символико-моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.

Задача педагога состоит в методически грамотной организации детского пересказа как средства развития связной речи ребенка-дошкольника.

К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определенного уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует, поэтому подача информации в виде зрительных образов наиболее эффективна для достижения результатов. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.).

Исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Поэтому педагог должен лишь научить ребенка читать графическую аналогию.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет память, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек связано с работой памяти. Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника, (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Дети младшего и среднего возраста не всегда могут пересказывать даже небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге (лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая). Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки.

Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т.к. ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всем, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Этапы работы с мнемотаблицей.

Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображенные на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвертый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т.е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах)).

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы.

Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей и подготовительной группах. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст – возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О), чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это – своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой. Дети все более активно играют в театр, диалоги между детьми более насыщенны

В подготовительной группе речь совершенствуется как средство общения. Дети не просто легко пересказывают текст сказки, не пропуская сюжетов, так как графически отображают в таблице, но еще и творчески подходят к замене образов на символы. Дети сами выбирают тот символ, который им доступен и понятен. Они также используют буквенное обозначение: осень – О, зима – З или используют короткие слова: ветер – наклоненное дерево и т.д. Все это ведет к эффективности сохранения и воспроизведения информации.

Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школе.