Советы Педагога -психолога Запреты и наказания
Советы Педагога -психолога
Запреты и наказания Ребенок приходит в этот мир, ничего не зная ни о нем, ни о себе. У него очень много забот. И самая важная - найти свое место среди людей, идентифицировать себя. Каждое его проявление: плач, крик, шалости, произнесение слов — это проверка: можно ли поступать так?
Следовательно, для него чрезвычайно важна реакция взрослых, так как для ребенка это своеобразный индикатор. Если папа и мама одобряют поступок, значит, он все сделал правильно, если останавливают, запрещают — это ограничительный сигнал. Но как показать маленькому человечку границы дозволенного? Устанавливать запреты на определенное поведение детей является неизбежной обязанностью родителей. Это необходимо для того, чтобы ребенок в своих действиях учитывал не только собственные желания, но также потребности других людей, ориентировался на общепринятые социальные нормы поведения.
Каких правил надо придерживаться, делая ребёнку замечания?
Правило 1: вместе с ребёнком обсудите причины его поведения и пути выхода из сложившейся ситуации.
Правило 2: Замечания должны быть чёткими и лаконичными.
Правило 3: Старайтесь не начинать замечания с таких слов, как «если» и «почему». Обычно с них начинаются угрозы. Лучше начать фразу со слова «как только» ("Как только игрушки будут убраны, мы сможем вместе посмотреть мультики» и т.д.).
Правило 4: В обращении к ребёнку лучше использовать Явысказывания («Я очень расстраиваюсь, когда игрушки не на своих местах» и т.д.).
Не всегда бывает достаточно устного запрета на какое-то действие, часто дети слов просто не понимают. В таких ситуация родители бывают вынуждены прибегнуть к наказанию.
Что необходимо учитывать родителям, если всё-таки приходится наказывать ребёнка?
1. Необходимо заранее предупредить ребенка о том, что за определенный проступок его накажут и тогда право выбора остается за ним.
2. Нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его.
3. Запрещая ребенку, что-то делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения (нельзя, "закрывая одну дверь, не открыть при этом другой").
4. Родители должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Естественно, недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, сами не придерживаются этих правил.
5. Запрещая что-либо и устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть.
6. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это не приятно. Они должны дать понять ему, что, несмотря ни на что, любят его!
7. Никогда нельзя доходить до применения физической силы при наказании! Нельзя оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Обсуждению должен подлежать только конкретный его проступок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_pedagoga_-psihologa_zaprety_i_nakazaniya.docx | 2.8 МБ |