Мои методические разработки

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№1 «Светлячок»  Курского муниципального района Ставропольского края

Конспект непосредственно образовательной

деятельности в средней группе

«О том, что было – не забудем»

Воспитатель: Плющенко Ю.В.

Ст. Курская

2020 г.

Конспект занятия

Тема: «О том, что было - не забудем»

Средняя группа

Ход занятия:

Цель:  

-систематизировать знания детей о том, что народ чтит память героев войны.

- развивать интерес к изучению родного края;

-учить детей образовывать  существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.        

Для проведения непосредственно-образовательной деятельности были созданы условия соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.

Оборудование и организация среды помещения были безопасными, эстетически привлекательными и развивающими.

Для реализации поставленной цели, определены следующие задачи:

Образовательные: Обогатить знания детей о памятках, находящихся на территории Курского района.

      Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы;

Закреплять знания детей о военной технике.

Развивающие: Развивать эмоционально-ценностное отношение к станице, стране, к людям.

Развивать бережное отношение к природе, культуре, достопримечательностям.

Развивать память и мышление.

Воспитательные:

 Воспитывать любовь к родному району, интерес к прошлому и настоящему.

Формировать положительную мотивацию на занятии.

Формировать навыки речевого общения друг с другом.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу, у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу, взявшись за руки. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем районе.Ребята, давайте отпустим руки и поздороваемся с нашими гостями.

Этот год в нашей стране объявлен годом Памяти и Славы, потому что в этом году отмечается 75 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы живем в мирное время, а что такое война??

(Ответы детей)

Дети: Война – это борьба. ( Враг нападает, а защитники освобождают свою Родину, враги убивают людей, грабят, забирают в плен, расстреливают, бросают бомбы на города, жгут дома.)

А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.

Воспитатель включает звуки военных действий.

Воспитатель: Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? Когда раздаются такие звуки?

Дети: Во время войны.

А хотели бы вы больше узнать о войне? Тогда я вам сейчас расскажу.

Давайте посмотрим на экран

Основная часть

Было это давно, в прошлом веке, в сорок первом году. Люди занимались своим делом, работали, учились, дети ходили в детский сад. 

2 слайд.

Но вдруг, внезапно, напал на землю русскую, злодей Германский, Гитлером звали его,  собрал он свою армию, вооружил ее танками, самолетами, пулеметами и напал на нашу страну.

Весь  народ встал на защиту нашей Родины.

   Война шла на земле и в воздухе, на морях, реках, в лесах и болотах шли ожесточенные бои.

   Солдаты смело сражались с врагом, а помогала им в этом военная техника

Игра.

Что изображено на экране?

- Как одним словом можно назвать, что это? (военная техника)

Дети, посмотрите на столе стоит военная техника. Я вам предлагаю ее посчитать.

- Сколько единиц военной техники на столе? (1-5)

- Который по счету самолет? (Ответы детей)

- на котором месте стоит вертолет?

Правильно ребята!

А наш рассказ о войне продолжается

Я предлагаю присесть и посмотреть на экран

3 слайд.

Многие города нашей страны, нашего края, захватили фашисты. Пыльным августовским днем пришли немцы к нам, в Курскую. Пять месяцевхозяйничали фашисты в нашем родном Курском районе. Освободить его от злодея фашистского пытались много раз, но дело это было очень сложное.

   Освобождение нашего района началось со ст. Галюгаевской.

Карта на экране

Посмотрите, мы с вами изготовили игру «О том, что было – не забудем », это карта Курского района, на ней мы отмечаем, в каких местах расположены памятники героям войны.  А в этом месте находится ст.Галюгаевская

На защитувставали не только взрослые, но и дети.

C:\Users\Admin\Desktop\image_image_1618674.jpgОдин из них - Федя Шерстобитов. Он жил на окраинестаницы Галюгаевской, около Терека. Терек-это река, которая протекает рядом  со станицей. Однажды, собирая сухую траву,мальчик встретил наших разведчиков и сообщил о том, что немцы хотят перейти  через Терек. Эти сведения помогли советским бойцам при освобождении станицы от врага. В честь Феди Шерстобитова названа улица в ст. Галюгаевской, и водворе школы стоит памятник.

Этот мальчик совершил подвиг, такой же, как совершали взрослые бойцы. У взрослого бойца были большие предметы, а у мальчика – маленькие.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»

Игра «Назови ласково»

Сейчас я буду бросать мяч и говорить слова, а вы возвращаете мне мяч, называя его ласково.

Сапоги – сапожки

Тулуп – тулупчик

Штаны – штанишки

Ремень – ремешок

Рубашка – рубашечка

Пилотка – пилоточка

Звезда – звездочка

Рюкзак – рюкзачок

Винтовка – винтовочка

Наш детский сад находится на улице Акулова, она названа в честь лётчика Павла Андреевича Акулова, который сражался с немцами за освобождение нашей станицы.

   Прогнали наши солдаты врага лютого и освободили Курский район.

А как наш народ чтит память о своих героев?

Ребенок: Им ставят памятники, их именами называют улицы, школы.

Воспитатель: Да, дети, в память о солдатах установлены памятники и мемориалы, называют улицы. (слайд памятника)          

C:\Users\Admin\Desktop\памятники\kyrsk8.jpgЭто памятник - мемориал воинам Великой Отечественной войны в станице Курской.

    Давайте  мы на минуточку представим, что мы солдаты и поиграем в игру передай флажок.

Игра «Флажок» (Физминутка)

 Мы сейчас с вами под музыку будем передавать флажок по кругу. Как только музыка остановится, у кого находится флажок, тот проходит по кругу военным маршем, как солдат, а мы будем дружно хлопать.

Воспитатель:Ребята, во время войны, чтобы не падать духом, солдаты очень любили посидеть возле костра. Они пели песни, писали фронтовые письма, ели печенную картошку.

А хотели бы вы посидеть у костра? тогда давайте пройдем, у нас тоже есть костер, присаживайтесь вокруг костра.

Ребята, про бойцов есть много стихотворений, а вы знаете? (ответы детей)

Ребенок читает стих.

А сейчас, я предлагаюпоиграть в игру«Каким должен быть солдат»Передаём звезду по кругу и называем, каким должен быть настоящий солдат (храбрый, смелый, выносливый, здоровый, бесстрашный, волевой, любящий Родину)

В  мае 1945 году одолели солдаты Гитлера, злодея фашистского и вернулись домой с Победой, и подарили ее всем нам.  

Каждый год, на «День Победы», запускают праздничный салют, давайте поиграем в игру, которая называется «Салют»

Физминутка «Салют»

Вокруг все было тихо (встать прямо, руки опустив)

И вдруг – салют! Салют! (руки вверх)

Ракеты в небе вспыхнули (раскрыть пальчики веером)

И там, и тут! (помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками)

Над площадью, над крышами (присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками)

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше, огней фонтан живой (поднять руки вверх 2 раза

На улицу, на улицу, все радостно бегут (легкий бег на месте)

Кричат «Ура»! (поднять руки вверх, крикнуть «Ура»

Любуются на праздничный салют! (раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой, вправо-влево.

А сейчас я вам предлагаю,попробовать сделать свой салют, за мной шагом марш.

      Сначала я покажу, затем вы приступите к работе.

(Посмотрите ребята, у вас на столах лежит кусочек пластилина, нам нужно из него сделать звезду, берем кусок пластилина, разминаем, раскатываем его между ладонями, круговыми движениями, затем сплющиваем шар, кладем на клеенку и формочкой вырезаем звезду, остатки пластилина кладем на розетку (тарелку))

Приступаем к работе.

Вы молодцы, посмотрите, какие красивые звезды у нас получились. И сейчас я предлагаю вам поместить их на доску.

Вот такой праздничный салют над нашей станицей у нас с вами получился.

    Ребята, подойдите ко мне.

Что вам запомнилось в  занятии??

Какое задание вам запомнилось больше всего?

 Посмотри на столе грустное и веселое солнышко.

Победа в войне принесла людям мир, счастье, радость. А солнце это и есть мирное небо над головой. Сейчас я вас попрошу выбрать себе одно солнышко. Если вы не затруднялись в выполнении заданий, то возьмите веселое солнышко, а если возникли трудности, возьмите грустное солнышко. Покажите гостям, какое солнышко вы выбрали.

Как хорошо в родном краю!

Ты всех счастливее на свете.

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит теплый ветер.

Молодцы ребята! Мне было приятно с вами провести время!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

    Разрешите представиться – Плющенко Юлия Владимировна, учитель-логопед  МКДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок», лауреат II степени районного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2020» в номинации «Педагогический дебют».

     «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал глава государства на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России».

    В силу своего возраста я не могу еще отнести себя к опытному педагогу, тем более к наставнику, но в некоторых вопросах, касающихся моей работы, работы учителя-логопеда, попробую научить вас  инновационному методу, который поможет вам в деятельности со своими воспитанниками по обогащению их пассивного и активного словаря, составлению предложений, закреплению знаний о частях речи.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться ни один год. От этого зависит и социальный статус и профессиональная карьера человека. Современная жизнь диктует свои законы. Речь людей становится деловой лаконичной, лишенной образности, яркости. И для меня, как учителя-логопеда дошкольного учреждения  первостепенная задача –овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка
   Решению проблем речи может помочь «Методика пяти строк» или «Нерифмованное стихотворение», которую сравнительно недавно стали применять педагоги для активизации познавательной деятельности. Она используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам дошкольного образовательного учреждения.

Метод подробно описан в пособии Валентины Михайловны  Акименко «Развивающие технологии в логопедии».

   Актуальность и целесообразность используемого метода вы видите на экране:

-Для ребенка открываются новые творческие и интеллектуальные возможности.

 -Гармонично вписывается в работу в развитии лексико-грамматической категории.

- Способствует обогащению и актуализации словаря.

- Является диагностическим инструментом.

-Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).

- Используется  для закрепления изученной темы.

- Является игровым приемом.

 - Составление схемы пяти строк используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    При творческом использовании данной схемы на занятии, она воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять нерифмованное стихотворение, только  на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово признак, слово предмет, слово действие, согласовывать слова в предложении.

    Самое главное  - составить нерифмованное стихотворение, получается у всех.

    Когда же начинать знакомство с этим приемом? Ответ однозначный – с детьми старшего дошкольного возраста.

    Уважаемые коллеги  я хочу познакомить вас с этой методикой, дать вам попробовать и узнать, что же такое «Схема пяти строк» или «Нерифмованное стихотворение».

 Существует определенный алгоритм составления нерифмованного стихотворения.

Первая строка - это сам предмет, одно слово обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка - два слова прилагательные,. описывающие основную мысль

Третья строка  – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

 И пятая строка – это обобщающее слово или ассоциация.

     Мною были разработаны схемы для составления модели нерифмованного стихотворения – настольная и напольная, в форме разноцветных кругов, выделяя определенным цветом строку алгоритма. А вообще для схемы можно использовать разные геометрические фигуры.

     При составления нерифмованного стихотворения с детьми, можно использовать наводящие вопросы. Ну что, давайте попробуем?

У нас есть фокус-группа из 6-ти человек.

Вот вам  бейджики, напишите на них, как к вам можно обращаться.

    Составлять нерифмованное стихотворение мне поможете вы, уважаемые коллеги.

    Сначала составлять нерифмованное стихотворение мы будем по настольной схеме.

     Со схемой нам все понятно! Тогда надо определиться с темой нерифмованного стихотворения. Тема может быть любой. В нашем дошкольном учреждении, например, сейчас проходит тематическая неделя – финансовая грамотность. Давайте я покажу на примере этой темы, как можно использовать данную методику для закрепления пройденного материала.

         Считаю, что в современном мире, финансовая компетенция так же важна, как и умение читать, считать и писать.      Кем бы не стал ребенок, кем бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики. Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности, чтобы ребенок в будущем, жил комфортной обеспеченной жизнью.

   В этом году неделя детской книги – одно из самых значимых событий в отечественной детской литературе – отмечает свое 80-летие. Проходит она с 23 по 31 марта. К этой дате приурочила выставку в книжном уголке. Всю неделю мы изучали, читали книжки на тему «Финансовая грамотность», рассматривали картинки, рисовали под впечатлением.

       Правда ли деньги правят миром? Если вас, как и меня интересует этот вопрос, рекомендую прочесть новую книгу Виталия Константинова, его комикс «Все деньги мира. От ракушки до криптовалюты» выпущенную в 2022 году. Это кропотливый труд автора, с широким обзором выбранной темы, забавными историями, увлекательным повествованием, прикольными репликами и подобным рисованием.

  И я хочу предложить вам, попробовать составить нерифмованное стихотворение на тему: Деньги.

      Сейчас я дам образец составления нерифмованного стихотворения со словом ракушка. Почему ракушка?

Ракушка – первая денежная единица, которой пользовались многие страны, в том числе и на Руси в безмонетный период.

Итак, начинаем.

Первая строка – главное слово Ракушка

Какая она? Уникальная, неповторимая.

Что она делает, или что можно делать? Купить, обменять, оплатить

Фраза. Каури – это денежный эквивалент

Ассоциация – Украшение

Смотрите что у нас получилось. Сколько слов вы назвали. И за каждым словом стоит размышление маленького гражданина, которое останется с ним на долгие годы.

- Вам я предлагаю составить нерифмованное стихотворение со словами

Сбербанк

Итак, сбербанк,

Какой он? городской, большой. (государственный, ближайший, кассовый)

Что он делает? Хранит деньги, выдает кредиты, проводит платежи. (занять, выдавать)

Предложение с этим предметом. В банке проводят платежи.

И ассоциация, ассоциация у меня – зарплата. (счет,

- вам, кредитная карточка.

Что это? Кредитная карточка  

Какая карточка? Нужная, пластиковая. (использованная)

Что делает карточка? Или что может делать карточка. Расплачиваться,

Составим  предложение из четырех слов. Карточкой можно оплачивать покупки.

И, слово ассоциация или обобщающее понятие. Банк. (счет)  

- деньги

Первая строка – главное слово Деньги

Какие они? Необходимые, незаменимые.

Что они делают? Помогают, отдают, приносят.

Фраза. Деньги необходимы каждому человеку.

Ассоциация – Купюра.

Отлично!

Сейчас будем работать по напольной схеме, я покажу образец.

Я возьму слово кошелек.

- кошелек

Кошелек

Пустой, набитый, (красивый, новый, патрепанный, огромный)

Что делает кошелек? или что может делать? Хранит деньги, потерять, пропасть

Я люблю полный кошелек.

И слово ассоциация у меня – сумочка

- сейф

Что это? сейф

Какой он? Личный, маленький, большой, секретный

Что делает сейф? Или что может делать сейф? Хранит,  закрывается, открывается.

Следующая четвертая строка, предложение из четырех слов. Деньги хранят в сейфе.

И пятая, слово ассоциация или обобщающее понятие. Деньги, замок или ключ.

- криптовалюта  

Криптовалюта

Виртуальная, неизменная, цифровая

Купить, продать, оплатить

Криптовалютой  можно оплатить товар

Деньги

- монета

Золотая, мелкая, старинная, железная, серебряная

Зазвенеть, упасть, покатиться, сверкать

Золотая и серебряная монета

Карман (кошелек, мешочек, золото)

 (разобрали)

     Возвращаюсь опять к книге Виталия Константинова. Читатели узнают, как вели торговлю до появления денег, и правда ли, что где деньги — там и обман, и несправедливость. Но главная идея книги, что, кстати, упускают некоторые авторы детских книг, и что особенно важно, сейчас, в наше неспокойное время – Виталий Константинов доносит до сознания маленького читателя – внимание - Основная идея этой книги, что не всё продается, и не всё покупается в этом мире. – ДЕНЬГИ – не главное в нашей жизни, что ЛЮБОВЬ, ТАЛАНТ, СЧАСТЬЕ, ЗДОРОВЬЕ, не купишь ни за какие деньги мира.

    Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы, чтобы вот те знания, которые вы сейчас уже примерно представляете, использовали  на конкретном примере, на тех понятиях, которые НЕ КУПИШЬ НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ МИРА!!!

Пожалуйста, составьте нерифмованное стихотворение на тему: (работа в группах)

1гр – любовь (по настольной схеме)

2гр – талант (напольная схема)

Помните, что главное слово у вас уже есть на карточках.

     Пока наши конкурсанты углубились в творчество, мне хотелось бы предложить уважаемым зрителям поиграть.

     Поскольку мы находимся с вами на таком большом и интересном, да еще и, юбилейном мероприятии с необычным названием  ФЕСТИВАЛЬ «Симфония урока», я хотела бы, чтобы вы составили со словом ФЕСТИВАЛЬ нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Но задание не простое.

     Необходимо разделиться на 2 команды, и первая команда будет составлять стихотворение со словом ФЕСТИВАЛЬ, включающее материальную сторону мероприятия, т.е., чем материально заинтересован выступающий на фестивале. А второй команде необходимо подобрать слова, отражающие моральную сторону, чувства удовлетворения от выступления на фестивале.

    Я вижу, что наши конкурсанты уже готовы.

Итак, пожалуйста – представьте своё нерифмованное стихотворение.

Первая группа

Слово Любовь

Два прилагательных – настоящая, верная

Что делает? Помогает, согревает, сплачивает

Любви все возрасты покорны

Солнце, сердце

Отлично!

Вторая группа

Талант

Удивительный, редкий.

Восхищает, привлекает, завораживает.

Используется для достижения целей..

Дар.

Совершенно верно, справились, молодцы! Спасибо вам большое!

     Уважаемые коллеги, мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса. И позвольте подвести результаты нашей совместной работы. Как было сказано раннее, одним из наиболее распространенных приемов рефлексии – является нерифмованное стихотворение.

     И я вам предлагаю, подвести итоги нашей совместной деятельности и составить нерифмованное стихотворение на тему: «Мастер-класс»

(Рамка)

    Когда вы будете подбирать, именно те единственные прилагательные, глаголы, афоризмы, вы почувствуете, насколько ближе, роднее и понятнее стал для вас мой мастер - класс.

    Мне хотелось бы, чтобы это всё вы пронесли сквозь искусство этой методики.

   А пока вы думаете, я попробую выразить своё отношение и сказать, что же для меня фестиваль «Симфония урока».

    Итак, Фестиваль «Симфония урока»

Творческий, актуальный

Волнует, сближает, дисциплинирует.

Фестиваль – это сказочное явление.

Испытание.

Пока наши  коллеги еще работают, вам слово, уважаемые зрители.

Материальная сторона                            Моральная сторона

ФЕСТИВАЛЬ

Прибыльный, манящий

Увеличивает, оплачивается,    стимулирует

За фестиваль получу премию

НАГРАДА

ФЕСТИВАЛЬ

Полезный, познавательный

Показывает, учит, развивает

Форма показа достижений педагогов

ФЕЙЕРВЕРК

Гениально справились с заданием! Очень талантливые педагоги в нашем округе!

Мне очень интересно посмотреть на оценку коллег моего мастер-класса.

(в рамке)

Мастер – класс

Поучительный, интересный

Учит, развивает, сближает

Каждое дело мастера боится

Праздник

     Мне очень приятно, что вы так высоко оценили мою работу. Я помещу этот словесный портрет моей творческой работы на самом видном в моем кабинете и еще очень долго буду испытывать чувство морального удовлетворения от нашей с вами совместной работы.

    Уважаемые коллеги вот и подошло к концу моё выступление, показ моего мастер-класса. Я вас искренне благодарю, я желаю вам, чтобы все использованные мною методы в данном мероприятии, помогли вам в дальнейшем, стали изюминкой в работе с детьми, источником не только морального, но и финансового удовлетворения!

      Всем творческих успехов, новых финансовых вливаний в вашу жизнь, огромное всем спасибо. И мне хотелось бы закончить свое выступление такими словами:

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, улыбнитесь

Лучик солнца это вам.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: