Методика заучивания стихотворений (презентация)

Презентация методика заучивания стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zauchivaniya_stihov_moya.pptx608.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Слайд 2

Методические требования к заучиванию стихотворений (по Тихеевой Е.И.) Не заучивать стихи хором ( искажается и пропадает смысл, появляются дефекты речи, пассивные дети таковыми и остаются, формируется монотонное чтение, ненужная тягучесть, искажаются окончания слов, дети быстро утомляются от сопутствующего этому шума); Стихотворение заучивается целиком (не по строфам и строкам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти; Не требовать полного запоминания на одном занятии , нужно продумать его повторения, которые должны быть в разных формах (чтение по ролям, предложить вспомнить стихотворение при подходящей ситуации); Учет индивидуальных особенностей детей (молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, потешки ; застенчивым приятно услышать свое имя в потешке , поставить себя на место действующего лица); Необходимо создавать «атмосферу поэзии» во всем детском саду , т.о . стихи должны звучать не от случая к случая, а систематически и на прогулках, в повседневном общении и т.д.

Слайд 3

Построение занятия по заучиванию стихотворения Занятие по з аучиванию стихотворения Вводная часть Основная часть Заключительная часть

Слайд 4

Цель: заинтересовать, создать эмоциональный настрой, вызвать соответствующее стихотворению состояние. методы и приемы: - беседа, связанная с темой стихотворения - вопросы, напоминания о событиях из детского опыта; - наглядный материал (игрушки, картинки, портрет поэта); - загадки; - рассказ об авторе стихотворения; Вводная часть

Слайд 5

Основная часть Цель : помочь осмыслить, запомнить, выразительно прочитать стихотворение Методы и приемы: - выразительное чтение; - анализ произведения; - повторное чтение с установкой на запоминание; - воспроизведение детьми произведения;

Слайд 6

Заключительная часть Цель : углубить восприятие стихотворения. методы и приемы : - выразительное чтение педагогом или детьми, - рассмотрение иллюстраций близких к теме стихотворения, - прослушивание музыки, - рисование на тему, соответствующую содержанию стихотворного произведения.

Слайд 7

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы , как: игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком); досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие . Так, в сказке К. Чуковского « Мойдодыр » один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте; драматизация с игрушками , если стихотворение дает возможность использовать игрушку; воспроизведение игровых стихов методом игры (« Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака ).

Слайд 8

Заучивание стихотворений в младшем дошкольном возрасте Для заучивания используются коротенькие потешки и стихи ( А.Барто «Игрушки»; Е.Благинина «Огонек»; Д.Хармс «Кораблик» и др.). наличие игровых моментов ; простота и ясность знакомых детям образов; - небольшой объем стихов ; - часто повторяющийся текст . Поскольку у детей младше 4 лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение . Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения .

Слайд 9

Заучивание стихотворений в среднем дошкольном возрасте Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи ( Е.Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С.Маршак «Мяч» и др.). - увеличивается объем произведения; - особое внимание уделяется пониманию и осознанному освоению приемов запоминания и выразительного чтения. - активизируется внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты . - продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями .

Слайд 10

Заучивание стихотворений в старшем дошкольном возрасте и в подготовительной группе Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи( А.С.Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И.Суриков «Зима»; Е.Благинина «Посидим в тишине»; Е.Серова «Незабудки»; С.Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». - совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. - для лучшего воспроизведения произведения уместно помочь детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. - особое внимание уделяется подготовительной работе, обеспечивающей полноценное восприятие произведения.

Слайд 11

РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОВ РУКАМИ Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста. Это помогает быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, т. к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы.

Слайд 12

Стихи – это образы. В фильме «Без семьи» старший брат помогает младшему выучить стихотворение: « Ты должен видеть всё, о чём говоришь ». Можете описать малышу образы стихотворения. Только не пересказывайте подробно, потому что поэт уже сделал это лучше вас. Добавьте к образам конкретику, чтобы картинка стала как живая. Например, в стихотворении Сергея Есенина «Поёт зима, аукает»: «Слышишь, как воет вьюга, свистит ветер? Ветви сосен лохматые от снега, качаются на ветру. Видишь рваные облака на небе? А воробышков, прижавшихся к окошку? Они похожи на бедных деток-сироток, ждут тепла, солнышка». Можно вообще ничего не говорить, а просто с закрытыми глазами представить, что читают. Лучше всего читать книжку с яркими картинками. Можно нарисовать, но если малыш любит рисовать.

Слайд 13

Стихи – это ритм . Часто рекомендуют бросать мячик , произнося следующее слово. Для ребёнка поймать мячик – трудное задание, оно требует сосредоточения. Дошкольнику тяжело следить и за мячиком, и за словами. Но мячик может помочь! Нужно стучать им об пол, читая стишок. Такая работа механическая, не будет отвлекать. Можно хлопать в ладоши в ритм стиха , а ещё лучше – ходить. Ходьба естественна, не мешает работе мозга. Стихи мелодичны . Можно выучить стихотворение как песенку. Её запомнить легче, но трудно потом превратить снова в стихи. Лучше отбивать ритм, воспользовавшись ударными инструментами: барабаном, бубном, ложками.

Слайд 14

Стихи – это интонация. Всегда читайте стихотворение выразительно . Ребёнок не должен слышать монотонного чтения . Интонированию нужно учить с детства на собственном примере. Дети, которые до школы не умеют читать стихи выразительно, научатся со временем расставлять логические ударения, но не смогут выражать эмоции, заложенные в стихах, так, как те, кто делал это с младенчества.

Слайд 15

Составление мнемотаблицы Использование данного приёма в заучивании стихов способствует увеличению объёма памяти. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное представление. И что не маловажно, многие дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Особенно актуальна данная методика заучивания стихотворений для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для начала необходимо начертить мнемоквадраты Так как мнемотаблица предназначена детям старшего дошкольного возраста она выполнена в чёрно-белом цвете. В каждом мнемоквадрате «зашифрована фраза» в виде рисунка. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.