Конструкт занятия по социально-коммуникативному развитию «Хорошо у нас в светёлке»
Наряду с обычным конспектом занятия, стало модным делать конструкт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструкт занятия по социально-коммуникативному развитию «Хорошо у нас в светёлке» | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт занятия по социально-коммуникативному развитию
«Хорошо у нас в светёлке»
Дата: 09.12.2021
Тема: «Хорошо у нас в светёлке»
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная
Цель:
Расширить и закрепить знания детей о русских традициях, жизни людей в старину, их развлечениях.
Задачи:
• Закрепить знания детей об устройстве русской избы, о предметах, находящихся в ней.
•Совершенствовать знания о народных традициях: приветствия, гостеприимство, «почитание старости», «помочь».
• Познакомить с традицией «посиделки»
• Воспитывать интерес к жизни на Руси в старину
• Уточнить, соблюдаются ли старинные русские традиции в настоящее время
• Дать представление о рукоделии, об орудиях труда рукодельниц
• Воспитывать духовную нравственность
• Развивать художественно-творческие способности детей.
МАТЕРИАЛ: мини-музей «Русская изба», печка, кочерга, ухват, посуда, лавки, прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки, лучины, ложки, запись р. н. мелодий.
Этапы занятия | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационный этап Задача: развивать вариативные формы приветствия; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым | Приветствие
Дети входят в мини-музей под веселую хороводную мелодию. Их встречает воспитатель в костюме Хозяйки (в сарафане и цветастом платке). | - Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Милости просим в гости, в мою светелку. Я - Марья –хозяйка. Проходите, будем чай пить, хороводы водить хлеб-соль кушать, да песни слушать! Добро пожаловать! | Дети слушают, здороваются разными приёмами: кланяются в пояс, говорят словами, улыбаются, машут руками. | Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям |
2. Мотивационный этап. Задача: вызвать интерес и смотивировать детей на предстоящую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес, сопереживание, доброе отношение к старине
| Загадки, показ экспонатов, стимулирование занимательным содержанием | Загадаю вам загадку, вы дадите мне отгадку? В нём живёт моя родня, (Дом) - Ребята, скажите, а как раньше называли жилище человека? (изба) - На какие части делится изба? (сени и горница) - Что самое главное в горнице? Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает (Печь) -На какие части делит печь горницу? (левая, за печкой – женская. Здесь хозяйки делают домашние дела (готовят еду, моют посуду, стирают и т. д.) А женщину в старину называли баба. Вот поэтому место за печкой называли «бабий кут». Кут – угол.) - Что в нем находится? (посуда, все,что нужно для печи: кочерга, ухват и т.д.) - А другая сторона, правая, самая нарядная, красивая. Ее называют «красный угол». Тут стоит стол обеденный, сундуки, лавки, икона висит. На полу – половики, на окнах – занавески. Этот угол самый светлый, красивый. Красный угол, по-другому, называют светелкой. - Здесь гостей встречали, потчевали и все самые важные вопросы семейные решали. Марья – хозяйка: Ну, что ж, долгожданные мои, сядем рядком, да поговорим ладком! Устали? Пальчиковая гимнастика: (Чистякова Е.Б.) Строим, строим, строим дом. Дом с высоким потолком, С треугольной крышей Вот такой? Нет, выше. Окон в доме три и три. Поскорей в них загляни. Там увидишь печку, На печке – человечка. - Вот я вас увидела и сказала «Здравствуйте!» А что это за слово такое? (Ответы детей) - А в горницу я вас пригласила словами «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова - Гостей в доме принято угощать. В богатом доме угощение побогаче, в бедной – попроще. А уж хлеб да соль в каждом доме были. Русский народ так и называют – «хлебосольным». «Дай Бог тому, кто в нашем дому, добрым хозяюшкам, дорогим гостям, малым детушкам. Надели нас, Господь, и житьем, и здоровьицем» Вот с такими пожеланиями потчевали хозяева гостей. А Бога русский народ всегда вспоминал – и горе, и в радости. А Бог – это кто? Что вы о нем знаете? - А еще на Руси правило было: «почитание старости». Что вы об этом знаете? - А изба-то у меня вон какая большая да крепкая! Легко ли одному человеку построить такую избу? - А скажите, дети, есть ли сейчас такой обычай «помочь», помогают ли люди друг другу. - Вот и нам помогли люди добрые построить такой красивый детский сад с большим и светлым залом благодаря доброй традиции. В нашей светелке много света дают электрические люстры. А в давние-давные времена, когда еще не было электричества, в русской избе горели вот такие лучины. - Скажите, а зачем нужен был хороший свет девушкам? - А какие предметы нужны для рукоделия? (прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки) | Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы, слушают рассказ воспитателя и рассматривают экспонаты мини-музея (Дети садятся на лавки) Показ пальчиковой гимнастики: Ударяем кулачком о кулачок. -Поднимаем руки вверх, встаем на носочки. - Показываем руками невысокую, треугольную крышу. -Показываем руками высокую, треугольную крышу. -Выставляем по очереди по 3 пальца на каждой руке. -Ладошки у висков, имитируем заглядывание в окно. -Изображаем руками печку. -Беремся за уши и дразнимся. (Рассуждения детей. Вывод: Бог – это воплощение добра, любви, справедливости.) (Высказывания детей) (Высказывания детей о «помочи») (Рассуждения детей. Вывод: Это правило существует и сегодня.) (Чтобы девушки могли рукодельничать) | Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость, интерес сопереживание, доброе отношение к старине |
3. Практический этап Задача: обогащать представления о старинных русских традициях, развивать художественно-творческие способности детей | Поговорки, пословицы, показ, рефлексия, игры | Марья- хозяйка: Мы сказали, что русский народ гостеприимный, хлебосольный. А какие пословицы, поговорки, прибаутки говорят при встрече гостей. Марья -- хозяйка: Как вы думаете, ребята, что у нас хранится в этом красивом сундуке? Марья- хозяйка : Что нам думать, да гадать? Давайте-ка мы его откроем. (пробует, а он не открывается). А я, кажется, знаю! Этот сундук непростой, а с секретом. Он откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде. (Открываю сундук, а там лежат предметы для рукоделия: пяльцы, нитки, веретено, пряжа, спицы) Марья - хозяйка: В старину была еще одна замечательная традиция, когда в одной избе, самой большой, собирались девушки и парни. Они рассказывали веселые истории, сказки, пели и танцевали. Такие встречи называли «посиделки». Но на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. -Ну-ка, рукодельницы, покажите наши умения! -А теперь давайте с нами попоем и спляшем, И покажем, как играют хохломские ложки наши! Марья - хозяйка: Рукодельничать, петь, да плясать вы умеете. А вот умеете ли вы думать быстро да соображать? СЛОВЕСНАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЛИШНЕЕ» -сапоги, туфли, лапти, веретено, калоши (лишнее – орудие труда); - рубаха, понева, блузка, кочерга, юбка (лишнее – кухонная утварь); - хохлома, дымка, передник, гжель, жостово (лишнее – предмет одежды) Марья –хозяйка: Собрались мы позабавиться, Да потешиться, пошутить, Поиграть, посмеяться. Эй, народ, веселись, На игру становись! | а) Просим к нам в избу, красному гостю – красное место! б) В тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее! в) Та –ра –ра, та-ра-ра, Заходите со двора, Песни петь, да плясать, Всех вокруг забавлять! (Ответы детей) -Не красна изба углами, а красна пирогами. -Без труда не вынешь и рыбку из пруда. -Труд кормит, а лень портит. Русский хоровод Танец с ложками (Ответы детей) ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» | Дети активно вспоминают поговорки и пословицы, демонстрируют хоровод и танцы. Дети сняли нервное и мышечное напряжение игрой. |
4. Заключительный этап Подведение итогов Задача: сформировать потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах | Просьба | Марья –- хозяйка: Я вам в подарок даю папку с раскрасками на тему «Русская изба»в свободное время вы можете раскрасить (на выбор). Дети, повеселились и потрудились вы на славу. Пришло время чай пить с сушками, с ватрушками. Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, говорим о том - о сём. | Дети делятся впечатлениями, высказывают собственные суждения, вступают в диалог. | У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах |