Чем занять ребенка в свободное время дома

Перепёлкина Юлия Михайловна
  • Все про лето долгожданное!

   Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Поэтому многие родители, задолго до наступления тепла начинают заботиться о том, где и как ребенок проведет лето.

 

 

 

Игры во дворе 

Начинается лето, и большую часть времени дети проводят на улице. Обычно дети прекрасно находят, чем там себя занять. А если нет, то вот  здесь я составляла список игр и занятий для летних прогулок. Но бывает, что соберется несколько детей, а компания никак не складывается. Или просто дети скучают и начинают уж слишком баловаться или ссориться. Тогда на помощь приходят организованные игры.

 
Я бы их разделила на игры для совсем малышей (1-3 года), и постарше (3-6 лет – о них я пишу тут).  Для большинства приведенных ниже игр достаточно компании из двух-трех детей.
 
Итак, в возрасте 1-3 года мои детки и их друзья с удовольствием играли в:
 
“Гуси-гуси”.
Это классика детских игр. Думаю правила описывать не нужно 
 
“Каравай-каравай, кого хочешь выбирай”.
Еще одна классическая игра, которую любят все малыши без исключения.
 
“Съедобное-несъедобное”. Развивает координацию и внимание.
Для игры нужен мяч. Все игроки садятся на лавочку (или становятся в линию), а ведущий (обычно кто-то из взрослых) каждому по-очереди бросает мяч, говоря какое-нибудь существительное. Если оно относится к съедобному, то игрок должен поймать мяч, если нет – оттолкнуть.
 
“Светофор”. Игра полезна для изучения цветов.
Надо на земле прочертить две полоски на расстоянии друг от друга – это бордюры. Между нами дорога. Дети становятся на одном крае дороги в ряд. Ведущий – “светофор” говорит: “Светофор показывает такой-то цвет”. Дети смотрят на свою одежду – у кого есть этот цвет, тот показывает его и спокойно переходит на другую сторону дороги. А у кого нет – перебегает, а светофор его ловит.
 
“Сова (день-ночь)“. Игра развивает реакцию.
Ведущий-сова закрывает глаза и стоит смирно приговаривая “День-день-день”. В это время другие игроки-птички бегают вокруг. Когда же сова крикнет “Ночь!”, все птички должны тут же присесть на корточки и замереть. Кто не успел – того сова схватит. А потом все сначала:)
 
“У медведя во бору”
Ведущий (обычно взрослый)- медведь. Он присаживается и читает стихотворение:
У медведя во бору
Спелых ягод наберу.
Сладкую малинку
Полную корзинку
(В это время остальные дети ходят по площадке и изображают собирание ягод в корзинку)
Медведь сидит
И на нас глядит
Корзинка опрокинулась –
Медведь за нами кинулся!
(При этих словах “медведь” вскакивает и начинает гоняться за детками, задача которых убежать в заранее выбранный “домик”).
 
“Иголочка и ниточка”. Развивает внимание
Ведущий идет впереди, дети гуськом за ним. Они должны повторять все действия ведущего: он поднял руку – и они, он запрыгал – и они, он прошел по бордюру – и они, и т.д. и т.п.
 
Песенки с соответствующими движениями (инсценировки)
еще больше их примеров можно посмотреть тут.
 
Взрослый поет и показывает, малыши должны делать вместе с ним.
 
“Зайка“
Зайка серенький сидит     (садимся на корточки и показываем на голове руками “заячьи ушки”)
И ушами шевелит              (“шевелим” этими ушками)
Вот так, вот так он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть        (встаем в полный рост)
Надо лапочки погреть       (хлопаем в ладошки)
Вот так, вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,        (Начинаем прыгать на месте)
Надо зайке поскакать
 Вот так, вот так надо зайке поскакать
Зайку волк испугал,          (Останавливаемся и изображаем испуг)
Серый зайчик убежал!     (Дети разбегаются кто куда)
 
Большая подборка видео с такими песенками Железновых (“Музыка с мамой”) была у нас скачана уже не помню откуда  Вот самый популярный у нас стишок:
 
“Жираф“
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)- (руками показать на себе “пятнышки”)
На лбу,            (В достаточно быстром темпе дотронуться до той части тела, которую называют)
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях
И носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) – (руками на себе проводить “полосочки”)
На лбу,
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях
И носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза) – (на себе показывать шерсть      
На лбу,                                                                                                щипательными движениями)
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях

И носках.

Игра «В небе» Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять – Вместе мы идём гулять.

(Идём на месте.)

А над нами что такое? Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх.)

Солнышко там ярко светит. (Руки вверху растопыриваем пальцы.)

Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны.)

А по небу что плывёт? Это белый пароход? (Поднимаем руки вверх.)

К нам плывут издалека, Словно лодки, облака.

(Водим руками справа налево.)

В небе птички пролетают высоко и низко.

(Машем руками, как крыльями.)А живут где эти птички? Далеко и близко. (Машем руками перед собой.)

Игра «Дождик» Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнышко сияло ярко. (Руки вверху, растопыриваем пальцы.)

Всем деревьям было жарко. Ветер дул и задувал.

(Показываем, как дует ветер.)

И деревья он качал.

(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)

Дождик сильный вдруг полил, Все листочки намочил.

(Трясём кистями рук.)

Дождик землю намочил, Всюду луж больших налил.

(Разводим руки в стороны.)

Дождик льётся всё сильнее. Где же лужицы поуже?

Мы пройдём, ведь мы сумеем Перепрыгнуть через лужи!

(Прыгаем на месте.)

Игра «Прыгаем через лужи" На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем через те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра «Бабочки и цветочки» На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.

Игра «После дождика»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Всюду бабочки летают, Над цветочками порхают. (Машем руками.)

В поле бабочки летели, На цветочки они сели. (Приседаем.)

Над полянкой жук летит. Смотрит вниз он и жужжит. (Изображаем.)

Паучок в траве бежит. Он к друзьям своим спешит. (Бежим на месте.)

Червячки в земле ползут – Были там, а стали тут.

(Смотрим вправо, потом влево.)

На поверхность вылезают И спокойно отдыхают. (Приседаем.)

Игра «Жучки, муравьи, червячки» Когда воспитатель произносит слово «жучки», дети должны махать руками (будто крылышками), когда слово «муравьи» - должны бежать на месте (муравьи бегают по земле), а когда слово «червячки» - присесть (червячки ползают в земле). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Игра «Летний луг» Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы пришли на летний луг. (Идём на месте.)

Как красиво всё вокруг! (Разводим руки в стороны.)

Здесь травинки и листочки, Разноцветные цветочки.(Сводим руки перед собой.)

Мы по лугу побежим, (Бежим на месте.)

Мы на травке полежим. (Разводим руки ладошками вверх.)

Мы поднимем наши ножки, Потрясём ими немножко.

(Весело трясём сначала одной ногой, потом другой.)

На лугу мы отдохнём Солнечным и тёплым днём. (Приседаем.)

Игра «Бабочки летают» Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Все цветочки расцветают, Всюду бабочки летают.

Могут близко подлететь, Крылышками нас задеть.

К нам садятся на головку И взлетают быстро, ловко.

Полетят с макушки И заденут ушки. А потом заденут лоб, Щёчки, носик, ротик.

Пощекочут плечи нам, Грудку и животик.

Бабочки-красавицы К ножкам прикасаются.

И над ручками порхают, На ладошках отдыхают.

 

Игра «Кто летает?» Воспитатель называет животных. Если животное летает, дети машут руками, как крыльями. Если животное не летает, дети стоят, опустив руки. Воспитатель может сопровождать слова действием (махать руками) и иногда показывать действие неправильно, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Ягоды»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.

Мы с корзинкой в лес пойдём, Много ягод наберём.

Раз - клубника, Два - черника,

Три - румяная брусника, А четыре - земляника.

Пять - лесная вишня, Нам не будет лишней.

Шесть - калина красная, Ягода прекрасная.

Семь - малина сладкая, Очень ароматная.

Восемь - ежевика, Девять - костяника,

Десять - голубика. Просят: «Собери-ка!»

Игра «Собираем ягоды» На полу - кружочки, вырезанные из красной бумаги. Это ягоды. По команде воспитателя дети начинают их собирать. Игра закончится, когда все ягоды будут собраны. Победителем окажется тот, кто соберёт ягод больше других.

Игра «Овощи и фрукты» Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).