5.Обучение детей с ОВЗ

Фоменко Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

C:\Users\всш\Desktop\2023-11-03\АООП титул.JPG

​ ​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место предмета «История Отечества» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.

Задачами изучения истории являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание у учащегося патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей у учащегося анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьника умения применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «История Отечества» отводится 2 часа в неделю

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI–XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI в. 

Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.

Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России 

Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601–1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII в. 

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин (Китаем).

Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Культурное пространство XVI–XVII вв. 

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное пособие по истории.

Наш край в XVI–XVII вв.

Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • называть этапы отечественной истории Нового времени, их хронологические рамки;
  • локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;

3. Работа с исторической картой:

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;

4. Работа с историческими источниками:

  • различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);
  • характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
  • проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
  • сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):

  • рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв., их участниках;
  • составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

  • раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России в XVI–XVII вв.
  • объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
  • объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Россия в XVI в.

 17

2

Смута в России

 14

3

Россия в XVII в.

 20

4

Культурное пространство XVI-XVII вв.

 10

5

Наш край в XVI‒XVII вв.

 6

6

Обобщение

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Завершение объединения русских земель

 2

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1852e4

2

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18546a

3

Органы государственной власти

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1855e6

4

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185780

5

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в.

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185906

6

Внешняя политика России в XVI в.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185d34

7

Ливонская война: причины и характер

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185eba

8

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18602c

9

Социальная структура российского общества

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1861b2

10

Многонациональный состав населения Русского государства

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a186356

11

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1864dc

12

Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a186856

12

Россия в конце XVI в.

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1869dc

14

Накануне Смуты

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a186b6c

15

Смутное время начала XVII в.

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a186d1a

16

Царь Василий Шуйский

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a186eb4

17

Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a187076

18

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине».

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a187242

19

Подъем национально-освободительного движения

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1873fa

20

Освобождение Москвы в 1612 г.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a187878

21

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a187a6c

22

Итоги и последствия Смутного времени

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a187e90

23

Царствование Михаила Федоровича

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a188070

24

Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18821e

25

Цартвование Алексея Михайловича

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1883ea

26

Патриарх Никон, его конфликт с царской властью

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1885b6

27

Царь Федор Алексеевич

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a188a70

28

Экономическое развитие России в XVII в.

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a188c50

29

Социальная структура российского общества в XVII в.

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a188e08

30

Городские восстания середины XVII в.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a188f7a

31

Соборное уложение 1649 г.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189132

32

Денежная реформа 1654 г. Медный бунт

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189308

33

Восстание Степана Разина

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1896f0

34

Внешняя политика России в XVII в.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1898d0

35

Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189a88

36

Укрепление южных рубежей

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189dda

37

Отношения России со странами Западной Европы и Востока

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189c2c

38

Освоение новых территорий. Народы России в XVII в.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a189f92

39

Изменения в картине мира человека в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18a41a

40

Архитектура в XVI-XVII вв.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18a604

41

Изобразительное искусство XVI-XVII вв.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18a7b2

42

Летописание и начало книгопечатания XVII в.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18a99c

43

Развитие образования и научных знаний в XVI-XVII вв.

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18ab68

44

Наш край в XVI‒XVII вв.

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18afdc

45

Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII вв.: от Великого княжества к царству"

 1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18b1d0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 

 3

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII век: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Тырин С.В., Чиликин К.П.; под общ. ред. Мединского В.Р., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 • История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌https://m.edsoo.ru/863f8d54‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌https://m.edsoo.ru/863f8d54‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌https://m.edsoo.ru/863f8d54