Главные вкладки
Основы педагогической деятельности
Страница посвящена теоретическим и правовым основам педагогической деятельности в помощь практикующим педагогам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС – требования к уроку
Идеи проектирования урока Ясность цели и конкретность задач Нацеленность на результаты (предметные, метапредметные , личностные) Наличие мотивации к учебной деятельности на уроке Связь содержания с личным опытом ребенка Наличие проблемной ситуации Постановка учебной задачи Создание ситуации выбора (целей, содержания, форм и способов работы)
Идеи проектирования урока Отбор содержания: использование потенциала УМК, дополнительный материал (если необходимо ) Понимание взаимосвязи деятельности учащихся на уроке с достижением планируемых результатов Различные виды самостоятельной деятельности учащихся на уроке Учет требований СанПин (в том числе при использовании технических средств) Оценочная деятельность на уроке (и учителя, и учащихся) Рефлексия деятельности
Из Федерального Закона № 273 от 29.12.12 г. «Об образовании в РФ» Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. 3 . Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами : … свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; … свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания….
Типы уроков Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала Урок «открытия» нового знания Урок закрепления Урок совершенствования знаний, умений, навыков Урок рефлексии Урок обобщения Урок обобщения и систематизации изученного материала Урок контроля Урок контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков Урок развивающего контроля Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Урок «открытия нового знания» — первичное введение учащихся в новую тему, проблему, вопрос; — организация поисковой работы учащихся по выявлению источников информации о предмете познания ; — анализ проблемы — непосредственное проведение учебного исследования; — прямая передача (изложение) новых знаний учащимся; — определение контуров новой изучаемой темы, ее обобщенное предъявление; — определение источников и методов самостоятельной работы с ними… Создание учителем условий, благоприятствующих развертыванию и развитию познавательного процесса на новом материале, стимулирование его активного восприятия, организация поиска, приобретения, усвоения, освоения, овладения новым учебным материалом
Урок рефлексии Предполагает деятельность учащихся по совершенствованию системы знаний, умений и навыков. Основным отличием данного урока от более привычного типа урока закрепления и обобщения ЗУНов является ориентация на индивидуализацию и дифференциацию бучения, построение индивидуальных образовательных маршрутов на уроке, решение учащимися собственных учебных задач . Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Урок развивающего контроля на уроках развивающего контроля доминирует контроль «для ученика», тогда как традиционно контроль воспринимается как «контроль для учителя »; важной составляющей подобных уроков является мотивация учащихся к данному виду деятельности: предварительное оценивание (прогнозирование результата), соотнесение результатов контроля с предполагаемыми, самостоятельные выводы по результатам контроля ; работа над ошибками на таком уроке строится по индивидуальному маршруту для каждого ученика или группы учащихся ; ученик не боится ошибиться, так как анализ допущенных ошибок позволяет ликвидировать пробелы, допущенные при обучении . Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие идее и структуре критериального контроля.
Урок построения системы знаний Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета во внеурочной деятельности, на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон ) Курс «Я - исследователь» (автор А. Савенков ) и др.
www.fgos-spb.ru
Предварительный просмотр:
Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников
Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности?
1. Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.
2. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.
3. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны медленно, но неуклонно усложняться. Причем успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность [36, С.97].
К.Д. Ушинский писал: “Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нём преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле” [11, С.95]. Педагог Е.А. Макарова, занимающаяся художественным воспитанием, подметила, что те дети, которые наряду с общественно - образовательной школой серьезно занимаются чем-то еще в кружках, секциях или глубоко интересуются наукой, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психологически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Что же необходимо изменить в образовательном процессе, управлении им, чтобы содействовать развитию творческой личности? Для этого надо решить 2 проблемы:
1) проблема создания личностью себя самой;
2) проблема создания социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества [31].
Для реализации творческих способностей необходимо:
1. Рефлексивное видение учащимся целесообразности своих действий и их оснований, что предполагает постоянное инициирование учителем ее в образовательном процессе;
2. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности;
3. Создание условий для схематизации заданий. Практически давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка;
4. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей [23, С.142].
Для развития творческих способностей учащихся учитель должен использовать следующие развивающие методы, средства и приемы обучения: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок, метод решения задач по аналогии, метод мышления по ассоциации, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод решения задач по алгоритму. Рассмотрим данные методы подробнее.
Метод проблемного обучения заключается в том, что учебная деятельность предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Существуют следующие приемы создания проблемы. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности и излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения, ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т.д.)
Ю.Г. Тамберг выделил в данном методе 4 уровня сложности:
1 уровень - не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ.
2 уровень - не может решить , но может понять ход решения и ответ.
3 уровень - самостоятельно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов решает сам.
4 уровень - ребенок решает задачу самостоятельно
Следует давать задачи первых трех уровней. Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме “Реши сам”, а в режиме “Давайте решим вместе”. Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его копилку задач, в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах [4, С.23].
Мы рассмотрели метод проблемного обучения. Рассмотрим следующий метод - проб и ошибок.
Этот метод зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. В основе этого метода решается вопрос “ А что, если попробовать сделать так?”. Этим с методом хорошо решать задачи, где не более 10 проб и ошибок. Этот метод учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах. Мы же знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.
Метод решение задач по аналогии. Аналогии классифицируются по таким критериям как свойства (например, выращивание ржи аналогично выращиванию пшеницы), функции (например, дом - улей - гнезда), отношение разной природы (например, переход тепла от горячего тела к холодному и перетаскивание жидкости от верхнего сосуда в нижний), образы (например, Карлсон - вертолет)
Данный метод позволяет на основании аналогии одних признаков у двух разных объектов сделать верное заключение о сходстве и других признаков. Помогает переносить знания из одной области знаний в другую. Существует разновидность этого методы - мышление по ассоциации. Ассоциации могут быть следующих видов:
1) по смежности, т.е. по близости, по сходству в пространстве или времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному совпадению (например, улей - пчелы, медведь- зима - берлога);
2) по сходству, подобию т.е. похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции (например мяч- арбуз, снег - вата);
3) по контрасту т.е. противоположное по каким-то свойствам (например, добро - зло, гора - равнина).
Целью ассоциативного мышления является создание новых оригинальных идей, смысловых связей, стимуляция воображения и улучшение запоминания и вспоминания [5].
Главное в методе мозгового штурма генерирование идей без всякой критики, т.е. принимать все идеи, а лишь потом приступать к осмыслению, критике, анализу идей и выработке решений.
Метод мозгового штурма содержит всего 4 этапа:
1. Постановка задачи
2. Выдвижение идеи
3. Обсуждение идей
4. Принятие решений
Этот метод хорош для развития фантазии, воображения и для раскрепощения сознания детей. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий; можно не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу, класс; поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить позитивной критике.
Родоначальником метода контрольных вопросов является древнегреческий философ Сократ. Он путем постановки сильных наводящих вопросов пытался найти истину. Классическими шагами решения задачи этим методом являются
1. Формулировка задачи
2. Составление полного списка вопросов, проясняющих ситуацию и наводящих на решение задачи
3. Постановка вопросов и получение ответов на эти вопросы
4. Формирование решения в процессе ответов
5. Выбор наилучшего решения
Этот метод хорош для решения задач малой и средней трудности, однако здесь нужно научить детей задавать вопросы и убедить их в том, что не знать что-то не позорно - позорно не узнать, если можно узнать. Не задавать вопрос, когда не поняли, это не позор, а трусость.
Сущность метода морфологического анализа заключается в точно и четко формулируемой проблеме; выделение важных и характерных для системы признаков (это могут быть части, свойства, режимы, словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы), по их признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки и варианты их исполнения располагают в форме таблицы. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.
Целью метода является решение сравнительно простых творческих задач; анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть); развитие управляемого воображения и фантазии; исправление одного из недостатков метода проб и ошибок - пропуск хорошего варианта решения. Этот метод хорошо применять там, где более 10 вариантов. Кроме того, значительно расширяется область поиска решений [3].
К довольно таки новым методам можно отнести решение заданий по алгоритму, который используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Алгоритм состоит из девяти последовательных шагов, таких как:
1. Точно понять задачу.
2. Сформулировать
3. Сформулировать идеальный конечный результат.
4. Составить модель задачи.
5. Поискать в каждой части модели задачи ресурс для ее решения.
6. Применить приемы разрешения противоречий.
7. Сформулировать несколько решений.
8. Выбрать самое сильное решение.
9. Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, ответить на вопрос: “Чему меня научила эта задача?”
Мы ознакомились с существенными особенностями методов развития творческих способностей. Частью общего метода, улучшающим его воздействие является прием. Основные приемы развития фантазии и воображении представлены в приложении А. мы рассмотрим лишь некоторые из низ:
1. Увеличение или уменьшение объекта. (Дюймовочка, великаны, Мальчик-с-пальчик)
2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям. Для этого необходимо выбрать несколько произвольных объектов живой или неживой природы; сформулировать их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать новые свойства “из головы”; наделить ими человека.
3. Превращение человека в любой объект.
4. Фантастическое объединение (рыба + человек = русалка).
Совокупность приемов называется средством. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для развития творческого мышления, воображения, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники с интересными развивающими заданиями, т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы, музыкальные ряды и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения [37] Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:
1. Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)
3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
В отдельную категорию выделяют игровую технологию. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая технология как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Основой игровой технологии является педагогическая игра. Чаще всего учитель пользуются деловыми играми, которые проводятся с целью активизации учебного процесса и развития познавательного интереса у учащихся. Деловая игра имеет структуру, которая отражена в таблице 1.
Таблица 1
Технология деловой игры
I . Этап подготовки игры | |
Разработка игры разработка сценария план деловой игры общее описание игры содержание инструктажа подготовка материального обеспечения | Ввод в игру постановка проблемной цели условия, инструктаж регламент, правила распределение ролей формирование групп консультации |
II. Этап проведения | |
Групповая работа над заданием работа с источником тренинг мозговой штурм работа с игротехником | Межгрупповая дискуссия выступления групп защита результата правила дискуссии работа экспертов |
III. Этап анализа и обобщения. вывод из игры анализ, рефлексия оценка и самооценка работы выводы и обобщения рекомендации |
Таким образом, мы рассмотрели, основные методы приемы и средства развития творческих способностей. Выбор какого-либо метода, приема зависит от поставленной цели, содержания материала, прогнозируемых результатов. Главное, чтобы их реализация помогла развить заложенные в каждом ученике способности, вселила в них уверенность, и вызвала интерес к дальнейшей деятельности.
Следует отметить, что проблема развития творческих способностей у младших школьников многоаспектная и непростая. Большое внимание этой проблеме уделяли такие ученные как Теплов Б.М., Венгер Л.А., Евдокимова Л.Н. и многие другие. Особенностью развития творческих способностей у младших школьников является систематическое обращение к их эмоциональным переживаниям. В настоящее время разработано довольно много различных методов приемов и средств, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников. В отдельную категорию выделяют игровую технологию, способствующую активизации учебного процесса. Включение игровой технологии в образовательный процесс более подробно рассмотрено во второй главе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Национальная доктрина образования
в Российской Федерации
Правительство РФ
Постановление
от 4 октября 2000 г. N 751
г. Москва
Введение
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- противодействие негативным социальным процессам;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
Основные задачи государства в сфере образования
Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.
Государство в сфере образования призвано обеспечить:
- реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
- участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;
- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
- расширение участия общества в управлении образованием;
- участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
- светский характер образования;
- условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
- всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
- условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;
- ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;
- открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;
- нормативное финансирование образовательных учреждений;
- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
- привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
- доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;
- предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;
- свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;
- высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
- единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
- законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;
- повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;
- гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
- сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;
- развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;
- качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
- государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
- создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;
- создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;
- создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;
- развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
- интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
- развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;
- создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;
- поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
- активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
- доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
- интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;
- активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.
Педагогические кадры
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство призвано обеспечить:
- дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
- условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения;
- привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;
- ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
- условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;
- условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
Качество образования
Государственная политика в области образования обеспечивает:
- создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
- индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Доступность образования
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
- общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- обязательное и бесплатное основное общее образование;
- общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
- общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
- бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;
- бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;
- дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;
- общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оплата труда педагогических работников
Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.
Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:
- учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;
- иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение
Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.
Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.
При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.
Социальное обеспечение обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов
Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:
- защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;
- адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;
- содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.
Финансирование системы образования
Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.
Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.
На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.
Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.
На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.
На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.
В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.
***
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ВОСПИТАНИЕ ДОСТИГЛО СВОЕЙ ЦЕЛИ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СИЛОЙ И ВОЛЕЙ САМОГО СЕБЯ ОБРАЗОВЫВАТЬ И ЗНАЕТ СПОСОБ И СРЕДСТВА, КАК ЭТО ОСУЩЕСТВИТЬ». ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ ДИСТЕРВЕРГ
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – ЭТО ИМЕННО ТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЧТО, КАК ИЗВЕСТНО, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ- ПРЕДМЕТНИКА – ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА, «ВКЛЮЧИТЬ» ЕГО АКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ, СДЕЛАТЬ ЕГО АКТИВНЫМ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ УЧАСТНИКОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ИГРА – ЭТО УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ. ДЕТИ ЛЕГКО ВКЛЮЧАЮТСЯ В ИГРУ И АКТИВНО В НЕЙ УЧАСТВУЮТ.
В игре ребенок активно общается и с одноклассниками, и с учителем, даже если до этого он испытывал какие-либо трудности в общении. Игра «затягивает» его и он активно включается в процесс. Кроме важнейших коммуникативных навыков ребенок получает пока еще маленький, но уже опыт публичного выступления. Он высказывает свою позицию, аргументирует и отстаивает ее. Очень важным моментом является личное эмоциональное восприятие ребенком изучаемого материала. Оно раскрывает творческий потенциал учащихся во время игры.
ИГРА ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ОЩУТИТЬ СЕБЯ СУБЪЕКТОМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОЯВИТЬ И РАЗВИТЬ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Игра эффективна, прежде всего, благодаря: вариативности; организации на основе самоуправления; выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников; наличия системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.
НЕ МЕНЬШУЮ АКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ВЫЗЫВАЮТ У УЧЕНИКОВ ЭЛЕМЕНТЫ СОРЕВНОВАНИЯ НА УРОКЕ. ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ САМОВОСПИТАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - ЭТО ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ, СПОСОБНОЕ ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕ. Однако, результатом может быть пассивная личность с установкой «кто-нибудь, лишь бы не я», а может быть активная личность с установкой «кто, если не я?».
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - ТАКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОПОЗНАНИЯ, САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ. ПРИМЕНЯЮТСЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ, ПОМОГАЮЩИЕ СОЗДАВАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, САМОУВАЖЕНИЯ, СОБСТВЕННОЙ АВТОРИТЕТНОСТИ .
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (МЕТОДИКА И.ЗАЙЦЕВОЙ) 6-7 КЛАССЫ (2009-2010 И 2010-2011 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ) Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ. Много ли читает дополнительной литературы? Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? Часто ли задает вопросы?
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО МЕТОДУ А.Я.РОКИЧА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ» В 2008-2009 Г. (5-Й КЛАСС) И 2010-2011 Г. (7 КЛАСС) Термальные ценности: 1-я группа: деньги, любовь, развлечения, свобода; 2-я группа: интересная работа, уверенность в себе; 3-я группа: здоровье, познание, творчество, счастье других людей. Инструментальные ценности: 1-я группа: жизнерадостность, независимость, высокие запросы; 2-я группа: аккуратность, образованность, твердая воля; 3-я группа: исполнительность, ответственность, самоконтроль, широта взгляд ов.
ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ЗА 2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД. История: 1 – я четверть – 65% 2-я четверть – 59% 3-я четверть – 62% 4-я четверть – 67% Год – 63% Обществознание: 1-я четверть - 82% 2-я четверть – 82% 3-я четверть – 89% 4-я четверть – 95% Год – 87%
Предварительный просмотр:
Предметные игры как основа социализации личности обучающихся в условиях адаптивной школы.
Автор:
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания БОУ г. Омска
«СОШ № 135 им. А.П.Дмитриева»
высшей категории.
Что такое социализация? Социализация – это, прежде всего, процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками. Выходя за пределы семьи, стен школы, ребенок не просто должен быть адаптирован к социуму, а понимать и принимать ценности и традиции своего народа. Духовно-нравственное воспитание – важнейшая составляющая процесса социализации личности ребенка. Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг сказал: «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».
Задача современной школы в условиях федеральных государственных стандартов не просто втолковать каждому ученику ценностные ориентиры нашего общества, но и сформировать стойкую потребность в духовном самосовершенствовании. Современные педагогические технологии позволяют развивать различные стороны личности ученика. Но, независимо от ступени образования, игра занимает важное место в жизни ребенка. Игра – это универсальное средство формирования социально-активной личности. Дети легко включаются в игру и активно в ней участвуют. Нам, педагогам, не стоит забывать об этом важнейшем ресурсе и необходимо активно его использовать.
Принимая участие в игре, ребенок примеряет на себя ту или иную роль, вживается в нее, начинает смотреть на мир сквозь призму характера своего персонажа, чувствовать и думать так, как это мог бы делать его персонаж. Благодаря ролевой персонификации ребенок лучше понимает сложные процессы и явления прошлого и настоящего.
Правильно спланированная и проведенная игра дает возможность детям не только проявить себя, но и усвоить, принять и перевести в разряд своих убеждений базовые духовные и нравственные ценности современного общества.
К 1150-летию Российской государственности мы реализовывали большой проект «России гражданин» в старшей школе. Целевым назначением проекта являлось формирование активной и четкой гражданской позиции, а также подготовка будущих избирателей путем участия в игровом политико-правовом избирательном процессе.
Проект включал в себя несколько этапов и был построен исключительно на игре. Так старшеклассникам нужно было создать две политические партии, выбрать их лидеров, провести предвыборную кампанию и принять участие в выборах партии школы. Уже на первом этапе игры все старшие классы, с 9-х по 11-е, активно включились в процесс. Дети по собственной инициативе создали избирательный штаб, куда могли прийти все желающие поучаствовать в проекте. Сразу же организовались и две партии: «Равенство» с коммунистической идеологией и демократическая партия «Новая школа». В каждой партии выдвинулись талантливые и активные лидеры. У каждой партии сложился свой электорат. Лидеры партий начали серьезную подготовку к политическим дебатам: писались программы по обновлению и улучшению школы, снимались клипы, создавались оперативные штабы, работали корреспонденты. В какой-то период весь этот процесс стало сложно контролировать.
По всей школе появлялись агитационные плакаты, призывавшие голосовать за того или иного кандидата в Президенты школы. Между классами был устроен конкурс плакатов в поддержку партий. Редакционные коллегии классов выложились на все 100%, проявляя свои умения и таланты в поддержке понравившейся партии. Возник невероятный ажиотаж.
Уже непосредственно на самих политических дебатах не было отбоя от желающих присутствовать на них. Зал был полон. Кандидаты в Президенты школы не на шутку старались «свалить» соперника. Команды кандидатов, работавшие в зале, раздавали конфеты присутствующим, выкрикивали лозунги и разные эпитеты в строну соперников прямо из зала. Соперники обвиняли друг друга в попытках подкупа избирателей. Так что политические дебаты однозначно удались.
Через три дня после проведенных дебатов школьники пришли на настоящие выборы, где работала избирательная комиссия во главе с председателем, сидели наблюдатели от партий и представители прессы. Настоящие урны для голосования добавляли серьезности процессу. Явка на выборы была очень высокой и составила более 70%.
С помощью настоящих членов избиркома нашей школы, детская избирательная комиссия провела выборы от начала до конца по всем правилам.
На следующий день эмоции разгорелись с новой силой, когда школьники увидели результаты голосования. Ко всеобщему удивлению победила партия «Равенство» коммунистического направления. Однако, ни у кого из ребят не возникло и тени сомнения в честности проведения выборов. Закончился проект собранием старшеклассников по подведению общих итогов, где не только наградили победителей конкурса плакатов и самых активных участников проекта ( к слову, таковых оказалось более 30 человек), но предложили школьникам высказать свое мнение о проекте.
Старшеклассникам участие в проекте очень понравилось. Но главное, они отмечали, что проект дал им бесценный опыт грамотного и корректного политического общения, дискуссий; опыт участия в политических выборах, PR-менеджмента; опыт критического восприятия и осмысления политических программ в зависимости от идеологической направленности деятельности политических партий; работы в команде. В целом все ребята отметили значительное повышение уровня гражданской сознательности и политико-правовой культуры.
Таким образом, в течение двухнедельной игры ребята проделали огромный путь к гражданскому сознанию и политической культуре. Их простых школьников они превратились в полноценных граждан своей страны. Формирование этих качеств средствами только урочной деятельности заняло бы, как минимум, несколько лет. Да и за стойкий результат вряд ли можно было бы поручиться.
Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. А человек играет в игры всю свою жизнь. Так давайте не будем забывать о важности этого ресурса и будем активно его использовать в своей педагогической деятельности.
Литература:
- Берн Э. Игры, в которые играют люди.-М.,1992.
- Значение игр в жизни человека и их культурная ценность.// http://www.medicus.ru/psyhiatry/patient
- Ильин Е.Н. Путь к ученику.- М.:Просвещение,1998.
- Ильина Т.Д. Педагогика.- М.,1984.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.,2001.
- Социализация.// https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519
Предварительный просмотр:
Формирование компетентностей личности
в процессе подготовки к ЕГЭ
(Выступление на V-й региональной научно-практической конференции. Омск, 24 марта 2011 г.)
Бережная Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОУ «СОШ № 135» г. Омск
Подготовка к ЕГЭ и работа с тестами являются завершающим этапом среднего (полного) образования человека. Считается, что на данном этапе учитель уже ничему не учит ученика, а только проверяет и корректирует его знания для успешной сдачи государственного экзамена. Однако, работая с тестами, мы продолжаем формировать важнейшие компетенции личности ребенка, и об этом не нужно забывать. Мы обращаем особое внимание на образовательную компетенцию ученика как совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. В структуре образовательной компетенции особый интерес вызывает ключевая компетенция, которая относится к общему (метапредметному) содержанию образования.
Работая с тестами и готовя учеников к ЕГЭ, мы продолжаем формировать именно ключевые компетенции. Прежде всего, сама подготовка к государственному экзамену состоит из двух частей: работа с тестами под руководством учителя и самостоятельная работа ученика. Именно во второй части формируется способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Если в период обучения с 5-го по 9-й класс перед учеником не стоит остро проблема организации своего времени и деятельности, то в старших классах самоорганизация становится насущной необходимостью. Одновременно учащиеся продолжают оттачивать свои умения работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Непосредственная работа с тестами под руководством учителя также продолжает формировать ключевые компетенции ученика. Задания части А связаны с выбором варианта ответа из 4-х предложенных. Задания части В связаны с умением привести в соответствие какие-либо факты и события, вставить нужное понятие в схему, выбрать из нескольких предложенных характеристик те, которые соответствуют заданной в вопросе ситуации и т.д. Некоторые педагоги идут по пути выдачи как можно большего объема учебного материала ученикам, рассчитывая на то, что огромный багаж знаний поможет ребенку без труда справиться с этими частями теста. В результате, сталкиваясь с «непредвиденными» вопросами на экзамене, ребенок теряется, отвечает наугад или оставляет вопрос без ответа. Такой подход изначально ошибочен. Прав тот педагог, который не «заваливает» учеников теоретическими знаниями, а методично работает непосредственно с тестовыми материалами. Встречая трудный вопрос, мы, в первую очередь, учим ребенка переводить вопрос из сложного и непонятного на язык простых и понятных ребенку слов. Таким образом, мы формируем важнейшее умение – переводить с более высокого уровня на более простой и через это уже находить путь решения задачи. Одновременно мы продолжаем формировать способность применять понятийный аппарат и приемы анализа для раскрытия сущности и значения в данном случае непонятного вопроса или суждения. Также, работая с частью В, мы продолжаем формировать умение учеников анализировать и обобщать факты, применять уже имеющиеся знания на практике.
Гораздо более сложной и разнообразной по образовательным компетенциям является часть С в тестах государственных экзаменов. Она включает в себя работу с документом, понятийным аппаратом, фактическими знаниями, а также составлением развернутого плана и написанием эссе по обществознанию. Работа с документом требует от ученика понимания смысла высказываемой автором позиции, умением находить классификации и необходимые аргументы, приводимые автором. Обращаясь непосредственно к тексту предложенного документа, мы продолжаем формировать умение находить нужную информацию, адекватно ее воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями). При составлении сравнительной таблицы по истории мы отрабатываем навыки сравнительного анализа, умение находить сходства и отличия событий и явлений. А при выборе одной из предложенных позиций оттачивается способность проявлять свою собственную позицию, умение отстаивать ее и грамотно аргументировать, а также готовность применять уже имеющиеся знания на практике. Все это является важнейшей составной частью осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Наиболее сложными заданиями части С по обществознанию являются задания по составлению развернутого плана по предложенной теме и написание эссе. Здесь опять-таки важно не «заваливать» учащихся теоретическим материалом, а формировать умение классифицировать уже знакомый материал, разбивать его на части, пункты и грамотно формулировать названия каждого пункта плана. Для этого можно использовать перевод информации из одного уровня в другой, использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Кроме этого мы используем способность применять понятийный аппарат для раскрытия сущности темы и выбора пути для решения поставленной задачи.
Задача написания эссе облегчается тем, что у ребенка есть выбор темы (из шести предложенных), которая ему ближе и понятней. Однако сам навык написания эссе довольно сложен и вызывает ненапрасные опасения как у учеников, так и у педагогов. Прежде всего, эссе имеет жесткую структуру, которую ребенок не имеет права нарушить. В первой части он должен продемонстрировать умение формулировать проблему, исходя из темы эссе. Формировать это умение гораздо проще через понимание смысла самой темы. Раскрывая смысл темы через понятийный аппарат, ученик приходит самостоятельно к пониманию проблемы, а, значит, может ее сформулировать. После этого он уже достаточно легко раскрывает смысл темы, рассуждая, опираясь на терминологию. Для выполнения данного задания мы мобилизуем знания учеников ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологи, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять их с позиций явления социальной действительности.
После раскрытия темы, учащиеся высказывают собственную позицию, аргументируют ее и приводят пример в подтверждение высказанной позиции. Эссе заканчивается выводом из всех пунктов рассуждений ребенка. Отрабатывая с учащимися навыки написания эссе по обществознанию, мы продолжаем формировать важнейшую компетенцию выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа, определением сущностных характеристик объекта, выбором верных критериев для оценки объектов, объяснением положений на конкретных примерах; определением собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированием своей точки зрения.
Таким образом, компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых ( т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Это означает, что общие учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Литература:
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика.- 2003.- № 10.- С. 8-14.
- Глоссарий первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».- www.moi-universitet.ru
- Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции.- http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование.- 2003.- №2.- С.58-64.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования.// Народное образование.- 2003.- № 5.- С.55-61.
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 135
имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева»
Нравственное становление личности старшеклассников
посредством обучения предметам
социальной направленности
Автор: Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории.
Омск – 2017 год.
Современный мир сложен и многообразен. Прогресс принес человечеству не только процветания в различных областях нашей жизни, но массу негативных и неизбежных последствий стремительного развития социума. Общество постепенно превращалось в массу потребителей огромного количества благ и услуг. А вместе с этим пришло и стремление к личному комфорту, индивидуализм и приспособленчество. Каждый стремится занять лучшее место под солнцем, и вопрос цены уже никого не волнует. Мы наблюдаем разрушение вековых устоев, традиций и принципов, что вместе можно назвать одним словом – бездуховность.
Однако, не стоит забывать, что именно нравственность и духовность являются основой личности человека. Это мощнейшие внутренние регуляторы, без которых невозможно само существование человечества как высокоразвитой цивилизации.
В этих условиях школам принадлежит особая миссия по воспитанию и развитию будущего нашей страны и мира.
Внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта направлено на формирование общей культуры обучающихся, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в условиях единого образовательного пространства. В связи с этим особая роль принадлежит предметам гуманитарного цикла и, более того, предметам социальной направленности, таким как история, обществознание, право и экономика.
Считалось, что история уже сама по себе воспитывает патриотизм, а обществознание гражданственность, и придумывать на этих уроках ничего не нужно. Однако при более детальном анализе становится понятным, что историю дети воспринимают как набор фактов и дат, а обществознание, право и экономику, как необходимые предметы для сдачи ЕГЭ. Они совершенно обезличены в представлениях современных школьников. Неудивительно, что после сдачи экзамена большая часть знаний оказывается утраченной. Это показывают социологические опросы и жалобы преподавателей ВУЗов на низкий уровень основной массы абитуриентов.
Во многих школах эти предметы ведут разные учителя, полагая, что учитель истории должен вести только историю, ну, может, еще обществознание. Право должен вести юрист, а экономику, если не экономист, то математик точно. Отсюда разные подходы к преподаванию этих предметов, полное отсутствие связи между ними и, как следствие, полный раздрай в головах у выпускников. Мы забыли, что экономика – это гуманитарная наука. А вместе все эти 4 предмета составляют единый комплекс предметов социальной направленности, в преподавании которых главным, краеугольным камнем должно лежать духовно-нравственное развитие личности подростка, готовность выйти во взрослую жизнь, вооруженного знаниями, умениями и навыками, помогающими ему не только правильно выбрать профессию, но грамотно строить свои отношения во всех направлениях своей жизни и деятельности.
В нашей школе все эти четыре предмета преподает один человек. Как же, с практической точки зрения, выглядит формирование целостной картины посредством всех этих предметов?
В настоящее время среди выпускников школ очень много желающих сделать карьеру индивидуального предпринимателя. Казалось бы все просто. На уроках права мы изучаем, как открыть свое дело, какие правовые формы предпринимательства существуют. На экономике мы учимся рассчитывать прибыль, альтернативные издержки и т.д. На уроках обществознания мы говорим о роли государственного и частного бизнеса в экономике и развитии страны. Но учит ли все это ребенка честному, нравственному поведению в бизнесе, пониманию своей ответственности перед людьми и страной? Конечно, нет. И здесь задача учителя – развернуть сухую теорию лицом к ученику, помочь ему осознать, что такое собственное дело в полном объеме. И вот здесь мы начинаем с истории предпринимательства в России и мире. Мы говорим о том, в каких условиях начинали работать первые предприниматели, как они относились к своей работе, какие цели и задачи ставили перед собой. Мы изучаем деятельность крупнейших предпринимателей, как строили они свои предприятия и как гордились качеством своей продукции. Их честное имя было для них превыше всего. Так школьники понимают, что собственный бизнес – это огромный тяжелый труд и огромная ответственность перед людьми и страной.
Эти знания дополняются на уроках права, где правовые формы предпринимательства изучаются уже с практической направленности. Школьники с большим интересом разбирают плюсы и минусы каждой формы, составляют различные модели бизнеса, примеряют его на себя. Создав ту или иную модель, ученики четко определяют правовые основы своей будущей деятельности, в каких органах они должны зарегистрировать свой бизнес, почему это важно. При таком подходе на уроках экономики они уже не случайно выбирают, что и как они будут производить, а стараются сделать серьезный анализ рынка, его сегментов. Составляют бизнес-планы и внимательно изучают проблемы, связанные с получением прибыли. Этот же подход продолжается и на уроках обществознания, где мы говорим о роли человека в обществе, о его гражданской позиции, о его ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь своих близких и не только. Мы формируем понимание личной ответственности человека и ответственности бизнеса, что крайне важно в современных условиях. Для большего эффекта мы используем разные формы проведения занятий: лабораторные работы, моделирование, видеоуроки, разрабатываем проекты и спорим с конкурентами. Но важно то, что тема предпринимательства проходит через все 4 предмета. Она изучается комплексно с разных ракурсов. Так у школьника формируется целостное представление о предмете, вырабатывается личное ответственное отношение к своей будущей профессии, формируется его гражданская позиция.
С какой бы стороны мы ни изучали ту или иную тему, мы обязательно рассматриваем влияние культурных традиций в том или ином аспекте. Говорим о важности этических норм, духовно-нравственных качеств личности, без которых невозможно стать достойным человеком в любом деле и любой профессии.
Такой комплексный подход вырабатывает у ученика понимание своей роли и значения как будущего гражданина страны, формирует чувство сопричастности к ее прошлому и настоящему. История, обществознание, право и экономика перестают быть для ученика набором фактов, дат, статистических данных и сухих расчетов. Они обретают совершенно иной смысл, становятся живыми и понятными, а главное, по-настоящему, важными и интересными.
Многие старшеклассники, изначально выбрав базовый уровень изучения обществознания, переходят на профильный уровень, чтобы глубоко изучать не только само обществознание, но и право, и экономику, несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию им сдавать не нужно. Они понимают значение этих предметов для их успешного будущего.
Изучая предметы социальной направленности комплексно, на основе одних и тех же подходов и ценностей, мы добиваемся главного, а именно того, что воспитание и обучение в духе нравственности приводит к тому, что поступки, полезные обществу, становятся, по словам Георгия Валентиновича Плеханова, «инстинктивной потребностью» у наших выпускников.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.// http://www.garant.ru/news/403088/
- ФГОС: цели и задачи//
http://ds16sot.ru/index.php/obrazdeyatelnost/122-
Предварительный просмотр:
Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения |
Современное состояние проблемы снижения мотивации к учению и пути её решения.
Введение.
Я не буду особо заострять внимание на актуальности данной проблемы. Каждому из присутствующих хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Экономический курс страны на реализацию инновационной модели развития 2020 требует соответственных общесистемных изменений в образовании. Эти изменения направлены и на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, стоящих на пути преобразований. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного образования. Это означает, что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
В данном вопросе предлагаю обратиться к достижениям современной психологической и педагогической науки. Начну с понятий т. к. на сегодняшний день понятия «мотив» и «мотивация» не получили в психологии однозначного толкования.
§1. Общие подходы к изучению мотивации учения.
Мотивы – (от лат. moveo -двигаю) по одним источникам это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. По другим источникам это что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека, неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных гипотез.
Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и продолжено его учениками ( Божович Л.И., Элькониным Д.Б. , А.В. Запорожцем, В. Мануйленко, М. Истоминой, И. А. Зимней и др.).
Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.
Т. Е., с точки зрения Леонтьева, то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает.
Такого рода общий теоретический вывод сосредоточил внимание Леонтьева на изучении мотивов, придающих смысл человеческой деятельности и, таким образом, влияющих на ее протекание.
Изучение мотивов учебной деятельности было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а, следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в период психического развития.
В результате было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. И они всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в третьих – интерес к самим знаниям.
Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Это – внутренние мотивы. Другие связаны – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это – внешние мотивы.
Что же характеризует внутренние мотивы?
Внутренние мотивы:
Собственное развитие в процессе учения
Действие с другими и для других
Познание нового и неизвестного
Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы: это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом. Узко личные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.
Учеба как вынужденное поведение
Как привычное функционирование
Учеба ради лидерства и престижа
Стремление оказаться в центре внимания
Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.
Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.
Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом (самообразованием, танцами, посещение педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, ни наказание за его невыполнение?» Если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней. Если же, напротив, ваш ответ будет положительный, то ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.
Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренний мотив в отличие от внешнего никогда не существует до, после и вне самой деятельности.
Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.
Рассмотрим другую классификацию мотивов учебной деятельности. Это познавательные и социальные мотивы.
Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:
- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;
- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:
- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;
- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Термин «мотивация» используется в двояком смысле: как система факторов детерминирующих поведение и как характеристика процесса т.е.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности.
Учебная мотивация определяется специфическими факторами (И. А. Зимняя):
-самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
-организацией образовательного процесса;
-субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимоотношения с другими учениками и т. д.)
-субъектными особенностями педагога (отношение к ученику, к своему делу);
-спецификой учебного предмета.
Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная. Положительная мотивация – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность, подражание положительным идеалам и т. д.
Нейтральных к обучению мотивов может быть достаточно много (желание получить одобрение или обещанный подарок родителями...) Задача учителя заключается в том, чтобы знать эти мотивы, воздействовать на них, стремясь сделать положительными, помогающими учебной деятельности.
Негативные мотивы – отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние товарищей, неблагополучная семейная обстановка.
Учебная мотивация характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом.
Рассмотрим развитие учебной мотивации на разных возрастных этапах.
У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.
Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего, то, что к 3-4 классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то, или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.
Хочется отметить ещё одну особенность: по данным исследований, процессы развития мотивации учения и интеллекта взаимоопределяют друг друга, т. е. учебная внутренняя мотивация, является необходимым условием интеллектуального развития. Но те же исследования говорят нам, что у школьников в общеобразовательных учреждениях на начальном этапе обучения внутренние мотивы отсутствуют или занимают крайне незначительный процент.
Что касается познавательных интересов, то в начале обучения познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.
Перед школой встаёт большая проблема формирования именно внутренней мотивации.
Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, т.е. снижение ее внутренней мотивации. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте.
Причины снижения внутренней мотивации у подростков:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Психологами установлено, что в 5-6 классах преобладает социальный мотив учения, т.е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем; в 7 классах и 8-х - социально- познавательный, т.е. ещё и желание узнать новое, проявить себя; в 8 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.
Однако вызывает тревогу то обстоятельство, что у подростков нередко снижается общий интерес к учению, к школе. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5 и 7 классы. Школа перестаёт быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы.
1) Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.
2) Наконец, отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.
3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:
❖▪учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
❖▪когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);
❖▪когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
❖▪изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;
❖▪как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;
❖▪требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.
5) Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включиться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
6) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
У старшего школьника широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии, старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Встаёт вопрос «Стимулировать, КАК?»
Если начать расспрашивать учащихся, действительно получающих удовольствие от самой учебы, от самих занятий в школе и дома, о том, что же они чувствуют, что отличает их переживания в ходе внутренне мотивированных учебных занятий, то, скорее всего они назовут следующие особенности своих субъективных состояний:
а) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что в данный момент делаешь;
б) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая из их сознания посторонние мысли и чувства;
в) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности;
г) четкое осознание того, насколько хорошо, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности;
д) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
е) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро, «летит»;
ж) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле.
Весьма примечательно, что все эти семь показателей, или признаков, субъективного состояния внутренней мотивированности в деятельности, в равной степени присущих как детям, так и взрослым и могут наблюдаться в любой деятельности и не зависят ни от культурной, ни от расовой, ни от социальной и профессиональной принадлежности людей. В психологии особое состояние внутренней мотивированности, для которого характерны все эти семь вышеуказанных признаков называются «ощущение потока».
К сожалению, современная психология гораздо больше знает о том, как дети учатся читать и считать, но почти ничего не знает о том, как дети (с самого раннего возраста) научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можно усиливать и укреплять эту их важную способность.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
К факторам, оказывающим обычно положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся, следует отнести ситуацию свободного выбора. Психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора в процессе обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения.
Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.
8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Американский философ Г.Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».
Вывод: Опирайтесь на желания!
Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.
Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий