Все для родителей
Уважаемые родители! В разделе видео есть интересные материалы,незабудьте его посетить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_ras_dlya_roditeley.docx | 33.84 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditelskih_sobraniy_gr_.6.docx | 25.73 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 287.64 КБ |
sovety_logopeda.docx | 1.51 МБ |
sovety_logopeda.docx | 173.07 КБ |
rechevye_igry_po_doroge_v_detskiy_sad.docx | 660.32 КБ |
pamyatka.docx | 203.5 КБ |
sovety_logopeda.docx | 315.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевые нарушения у детей с РАС»
Подготовила: учитель-логопед
Ушакова Ю.С.
Патологии речи у детей с диагнозом РАС – очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.
Какие бывают нарушения речи у детей с аутизмом?
Алалия (полное отсутствие речи). Встречается у большинства детей с РАС (от 25-30% до 50%, исходя из различных исследований).
Эхолалия (неконтролируемое повторение слов или фраз, услышанных где-то). Обычно данное нарушение характеризуется неуместным воспроизведением тех или иных словосочетаний, а также отдельных слов.
Тахилалия (беглый темп речи). Ребенок воспроизводит большое количество слов, фраз, отчего создается иллюзия развитой речи. При этом отсутствует понимание сказанного.
Позднее появление в лексиконе обращений, а также трудности в построении диалога. При этом монологическая речь развита хорошо. Ребенок может часто говорить сам с собой, но не способен поддержать коммуникацию с кем-то. Он редко обращается к собеседнику по имени и не использует местоимения в качестве обращений «ты», «вы» и т.д.Позднее появление в речи личных местоимений (в особенности 1-го лица единственного числа «я»), а также их неправильное употребление в речевой деятельности. Ребенок может говорить о себе, используя местоимения второго и третьего лица («ты», «он» и т.д.). Говоря о других, также может быть путаница местоимений.
Нарушения грамматического строя речи. Неправильное произношение окончаний, неверное использование глаголов и падежей, некорректное сочетание слов в предложениях, искажение частей речи и т.д.Непонимание смыслового значения слов, сложности в усвоении сказанной информации, применение собственных неологизмов (придуманные слова).
Слабая мимика, отсутствие жестов и интонаций при разговоре.
Нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм и т.д.).
Нарушения мелодики речи (изменение темпа, ритма и высоты голоса).
Таким образом, речь ребенка с РАС систематически подвергается множественным искажениям при произношении, иногда носящим комплексный характер.
Специалисты выделяют несколько видов нарушения речи у детей с РАС:
-Первичный мутизм (отсутствие развития речи с рождения или задержка развития речи). В данном случае начало гуления, лепета, слов, фраз – всё происходит с существенной задержкой. При этом понимание речи тоже нарушено. Этот вид речевых патологий обусловлен выраженной степенью умственной отсталости или сенсомоторной алалией в сочетании с аутизмом.
- Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с последующим
глубоким (до алалии) падением. При данном виде нарушения общее развитие речи поначалу проходит по общепринятым нормам, иногда даже опережая их. Вовремя начинается гуление, лепет и первые слова. Вскоре они переходят в фразы, а затем происходит регресс.
- Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с дальнейшим регрессом (2 – 6 лет) и частичным восстановлением к 7 годам. Также, как и в предыдущем типе, развитие речи происходит в срок, затем — упадок, но к 7 годам речь восстанавливается, правда, в искаженном варианте, сопровождаясь эхолалией и другими нарушениями.
-ЗРР в сочетании с комплексным нарушением речи. В данном случае развитие речи происходит с существенной задержкой. Далее речь сопровождается различными нарушениями, зачастую комплексными.
-Ложное развитие речи. При данном виде речевая функция развивается согласно нормам, быстро пополняется лексикон, отсутствует эхолалия. Лишь постепенно (после 4-5 лет) становится понятно, что речевая деятельность не выполняет свою основную функцию. Ребенок не может поддержать диалог, отсутствуют коммуникативные навыки, речь состоит из заимствованных слов и речевых штампов, характерна монологическая речь.
Таким образом, развитие речи у детей с аутизмом характеризуется весьма специфическими чертами и во многом зависит от того, проходит ли коррекция, и когда она была начата. Только в случае должного коррекционного вмешательства полное формирование речи у детей с РАС может быть достигнуто к концу дошкольного возраста. Именно поэтому, если у ребенка стоит диагноз РАС, необходимо как можно раньше обращаться к специалистам и курсами проходить коррекцию по развитию речи.
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук у детей с РАС»
Подготовила: учитель-логопед
Ушакова Ю.С.
В индивидуальной работе с детьми, имеющими РАС, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы - развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия,
связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования - развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.
Цели диагностики:
- выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и степень соответствия возрастным нормам;
- определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.
I блок. Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила.
1 Сжать пальцы в кулак.
2 Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть
остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза
3 Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2-раза
4 Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке
(«пальчики прячутся»).
5 Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («пальчики здороваются»).
II блок. Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость
выполнения, точность.
Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки;
коробок со спичками.
1 Выложить узор из мозаики («дорожка», «крест», «домик») и др.
2 Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала
крупные, затем мелкие).
3 Чертить карандашом вертикальные линии („палочки“) в разлинованной тетради.
4 Нанизывать на нитку бусинки.
Укладывать в коробок 5 спичек, правой и левой рукой по одной спичке.
Коррекционная работа.
Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего
гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.
Необходимо следовать следующим правилам:
- систематичность проведения игр и упражнений;
- последовательность в проведении игр и упражнений – « простого к
Сложному»;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на
положительном эмоциональном фоне;
- любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным, т.к. для любого человека, независимо от его возраста, значим результат.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям.
1 Массаж и самомассаж.
2 Пальчиковые игры.
3 Игры с предметами и материалами.
4 Изодеятельность.
Массаж и самомассаж.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики.
- разминание ладони;
- поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка (поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру);
- прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти
подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) - это «лучи солнца»;
- «пиление» ладони одной руки гребнями пальцев другой руки;
- точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию;
- массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой
поверхностью) шариком;
- массаж с бигуди –«липучками» (расческой-щеткой). Катание бигуди между
ладошками.
Пальчиковые игры.
Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими рука» несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы, например: удерем фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления - ручной и кистевой динамикой. Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на
качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти.
- «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с
большим, указательный с указательным и т. д. ;
- «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой
- «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук,
соединить их.
- «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний
пальцы, расставить их
- «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить
- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют
стрижку ножницами
- «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные — вверх
Консультация для родителей
«Коммуникативные игры с детьми
с расстройствами аутистического спектра»
Подготовила: учитель-логопед
Ушакова Ю.С.
Детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.
Развитие коммуникативных способностей целесообразно начинать с простых игр и упражнений.
Цель - побуждать ребенка к речевому высказыванию.
Игра «Паровозик-ту-ту-ту»
Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком, возит его по столу и произносит: «ТУ-ТУ». Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить «ту-ту» или «У -у».
Упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»)
Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: «Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай.» Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: «Мишка топает. (Зайка прыгает)». Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой. Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит: «Мишка топает, топ-топ. Саша топает, топ-топ». Поддержите ребенка в его начинании: « Ты молодец. Вот как топаешь».
Игра «Кулачками тук-тук»
Взрослый сжимает кулаки, показывая их ребенку и говорит: «Вот какие кулачки. А у Саши есть кулачки?» Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: «Тук-тук».
«Сова-большая голова»
Читаем потешку «Совушка- сова» и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо. Предложите ребенку повторить за вами.
«Подметаем пол»
Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола. Для убедительности можно взять метлу или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
«Здравствуй, солнышко!»
Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку «Здравствуй, солнышко!!» кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка».
«Ладушки»
Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки..»
«Мы на лодочке плывем»
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-
Покачнулись ты да я
«Покатаем мячик»
Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребёнком.
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Бумажный листопад (снегопад)»
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».
«Мой кубик, твой кубик...»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.
«Снежки»
Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
«Молоточек»
Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации.
Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Занавесочка».
Цель: формировать произвольный выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
«Колокольчик»
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
· -использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Консультация для родителей
«Использование карточек PECS в работе с детьми с РАС»
Подготовила: учитель-логопед
Ушакова Ю.С.
Карточки PECS - это один из способов альтернативной коммуникации. Способ, который даёт возможность выразить ребенку свои желания и потребности, а педагогу донести до ребёнка слова и их значения.
PECS (Picture Exchange Communication System, или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и Лори А. Фрост.
Основой метода является мысль, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. В самом начале нужно определить потенциальные стимулы (что ребенок любит и хочет).
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:
- отработка зрительного контакта, слов/жестовых обозначений «да», «нет», «дай»;
- ребенок должен быть обучаем;
- ребенок должен уметь имитировать действия, повторять за педагогом.
Есть целый алгоритм обучения работе с PECS.
Физический обмен картинки на предмет. Для первой ступени обучения, необходимо два человека. Один выполняет роль того, у кого что-либо просят, а второй человек помогает ребенку и подсказывает ему. Такие занятия проводятся как со специалистами, так и дома. Список потенциальных стимулов нужно сделать заранее, существуют как положительные, так и отрицательные стимулы, на этом этапе советуют брать вещевые или пищевые стимулы. Вся суть этого этапа проста - внимание ребенка привлекают (иногда это очень тяжело сделать) на знакомый и любимый предмет, а потом ребенок должен обменять его на карточку (изображение предмета). Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая количество предметов и карточек.
Вторая ступень обучения - научить ребенка отдавать карточку в режиме спонтанности. Специалист подбирает набор карточек для коммуникативной книги, которая будет использоваться на коммуникативном поле. На это поле ребенок будет выкладывать изученные карточки. Как только ребенок научится самостоятельно отдавать карточку, нужно начинать работать на дистанции, которую нужно постепенно увеличивать. Ребенку нужно вложить понимание о важности привлечения внимания коммуникативного партнера до обмена картинками (иногда и на этом этапе привлекают второго педагога/взрослого).
Выбор двух-трех различных картинок, обучение распознаванию того, что изображено на карточке. В этом заключается цель третьей ступени обучения. Результаты записываются, частой ошибкой на этой стадии, является ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из двух слов (вводится предикативный словарь). Важно научить ребенка находить нужную карточку в книге.
Четвертая ступень обучения - обучение составлять предложения из карточек. Для удобства используется полоска из липучки, на которой ребенок может составить предложение. Также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить что-то конкретное (как пример, предмет определенного цвета). В конце этапа в коммуникативной книге ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.
Пятая ступень обучения - обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. Главное задать вопрос до того, как ребенок начинает составлять предложение. На этом этапе охватывается большое количество тем (от эмоций, до буквенного состава слов и т. д.)
Шестая ступень обучения - обучение делать комментарии при помощи карточек. Ребенка нужно научить осознанно и адекватно отвечать на ряд вопросов, заданных в случайном порядке. Внимание обращается не столько на требование вещи - деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале педагог действует также, как и на предыдущих этапах, работает с визуальной подсказкой. Постепенно визуальная опора исчезает.
Конечно мы понимаем, чтобы полностью освоить эту систему, нужно очень много работать с ребенком, его навыками и пониманием. Иногда работа с освоением системы PECS длится годами, но это не повод отказываться от нее. За многолетний опыт работы, система доказала свою эффективность. PECS дают детям и взрослым найти общий язык, быть понятыми и услышанными. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его. И это доказано многими специалистами на практическом опыте.
Главное вводить систему постепенно, а семье со специалистом работать в команде
Предварительный просмотр:
«О пользе логоритмики»
Логоритмика - это направление логопедической работы, включающее игровые упражнения, в которых сочетаются музыка, движения и слова.
Занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие.
Регулярное включение элементов логоритмики в занятия с ребёнком может дать заметные результаты. Занятия логоритмикой проводятся в игровой форме и строятся по принципу подражания, поэтому пользуются популярностью у детей и дают хороший эффект.
Логопедическая ритмика рекомендуется следующим категориям детей:
- если у ребёнка наблюдаются запинки в речи, заикание;
- если у ребёнка очень быстрый или замедленный темп речи;
- если у ребёнка слабо развита моторика и координация движений;
- если у малыша задержка развития речи (ЗРР);
- при дизартрии;
- когда ребёнок часто болеет простудными заболеваниями.
Все дети с удовольствием выполняют логоритмические упражнения. Заниматься логоритмикой можно с ребёнком любого возраста.
- Для детей от рождения до 2,5 лет.
Для стимуляции речевого развития можно читать малышу стишок или потешку и одновременно помогать ему выполнять нужные движения: поднимать и опускать руки, хлопать ручками в такт стишкам или музыкальным ритмам.
-Для детей от 2,5 до 4 лет.
В этот возрастной период интенсивно формируется речь и совершенствуются двигательные навыки. Занятия логоритмикой будут хорошим подспорьем на данном этапе.
Задача ребёнка: повторять за взрослым стихотворные строки и выполнять соответствующие движения. Если ребёнок ещё не может повторить целую фразу, можно попросить его повторять только последние слова или просто окончания слов.
-Для детей 4 – 6 лет.
К этому возрасту речь ребёнка становится более правильной, число «детских» ошибок в речи значительно уменьшается. Поэтому можно начинать добавлять проговаривание чистоговорок для отработки звуков с выполнением движений.
Ол-ол-ол – Ваня далеко ушёл (топаем двумя пальцами: указательным и средним).
Ел-ел-ел – старый филин прилетел (машем руками-крыльями).
Ла-ла-ла – очень острая пила (изображаем пилу рукой, выполняем движения
вперёд-назад).
Ло-ло-ло – в небе солнышко взошло (поднимаем руки вверх).
- Для детей 6 – 8 лет.
В этом возрасте у детей хорошо развита фантазия. Дети 6-8 лет могут выполнять самые разнообразные движения. Поэтому интересными для них будут задания, в которых взрослый будет читать стихотворные строки под музыку, а дети сами будут подбирать и выполнять движения в соответствии с этими строками.
В процессе занятий логоритмикой особое внимание нужно уделять выполнению речевых упражнений. Стихотворные строки нужно проговаривать таким образом, чтобы малышу было несложно соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи.
Следует соблюдать определённую последовательность: сначала ребёнок должен выполнять движения по показу взрослого, а потом самостоятельно, в удобном для него ритме, одновременно проговаривая в том же ритме слова.
Очень важно, чтобы занятия приносили ребёнку удовольствие. Чтобы
разнообразить занятия логоритмикой, можно использовать игрушки, элементы карнавальных костюмов.
«Играем - фонематический слух развиваем»
Фонематический слух дает ребенку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.
Работать над фонематическим слухом необходимо, соблюдая определенные этапы.
1(начальный) этап.
На этом этапе создается основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
• «Угадай звук»
Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры
(например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребенку догадаться по звуку, что лежит внутри.
• «Жмурки»
Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
• «Веселый карандашик»
Даем ребенку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
2 этап.
На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь может звучать по разному.
• «Чей голос?»
Записываем на диктофон знакомые ребенку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача - отгадать, чей голос звучит.
• «Сказка о трех медведях»
Читаем сказку о трех медведях ребенку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа медведь и медвежонок.
• «Спрячемся от волка»
Игру проводим под музыку. Ребенок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо - все спокойно, громко - идет волк, нужно прятаться.
3 этап.
Этот этап более сложный. Ребенок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.
• «Скажи правильно»
Показываем малышу картинку и называем ее неверно, заменяя первый звук в слове любым другим.
Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребенок должен повторить правильное слово.
4 этап.
Рассказываем ребенку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.
• «Что лишнее?»
Произносим три одинаковых слога, а четвертый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду.
Ребенок должен найти «лишний» слог.
• «Повтори!»
Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребенок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со. Если ребенку сложно повторить цепочку из трех слогов, можно начинать с двух.
• «Сосчитай слоги»
Произносим слова вместе с ребенком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам.
5 этап.
На данном этапе ребенок учится различать звуки и выделять их в слове.
• «Подбери слово»
Всем знакома игра – подбор слов на определенный звук. Кто назовет больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребенка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
• «Выбери картинку»
Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
• «Лови звук»
Произносим несколько слов, просим ребенка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.
«7 игр на развитие грамматического строя речи»
Овладение ребенком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.
Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.
• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа
существительного)
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребенок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребенок: «У меня чашки» и т.д.
• «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже) Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочередно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребенок называет: зайца, медведя, белку, лису.
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свеклу и т.д.»
• «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже) Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребенок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.
• «Большой зверь» (работаем над словообразованием).
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовем?» Ребенок: «Котище (слонище и т. д.).
• «Кто у кого?» (образовываем название детенышей с помощью суффиксов.)
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козленок» (утенок, волчонок, бельчонок и т.д.).
• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребенок отвечает: «Деревянный».
Задаем много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.
• «Чье это?» (образовываем притяжательные прилагательные)
Задаем следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребенок отвечает:
«Птичий». Можно еще спросить, например: чья лапа у собаки – собачья,
чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
Поиграйте в эти несложные игры с ребенком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.
Игры на развитие речевого дыхания
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)
Краткое описание:
Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).
Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Сказав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.
Методические указания. До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Целью упражнений на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков.
«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?»
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте лишком долго (больше 2-3 секунд, а то закружится голова).
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь,сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Что развиваем: умение обеспечивать длительное, направленное движение воздуха при ротовом выдохе; активизируем мышцы губ.
Что вам понадобится: фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные Как играть?
Двух птичек посадите на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Малыш и мама садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы малыш не надувал щеки, когда дует на птичек, они недолжны сильно напрягаться. Если у ребенка пока не получается, сдуйте птичку сами.