Самообразование. "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию по теме "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Автор: Виторович Виктория Александровна
Музыкальный руководитель первой квалификационной категории.
Краткое описание работы: В разработке обозначены актуальность, цели, задачи, формы и этапы работы над темой по самообразованию.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
Д.Д. Шостакович.
Актуальность
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
– одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1 . Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Формы работы:
- Проведение мониторинга в начале учебного года.
- Изучение литературы.
- Использование ресурсов.
- Разработка сценариев праздников и развлечений.
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
- Разработка картотек.
- Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
- Практикум для воспитателей.
- Мастер-класс для педагогов
- Консультация для воспитателей, родителей.
- Информационный материал на стенде для родителей.
- Папки-передвижки для родителей.
Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы): cентябрь 2022 - май 2023г.
- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
- анализ затруднений
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой): сентябрь – октябрь 2023г.
- разработка системы мер, направленных на решение проблем
III. Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, районных методических объединениях): октябрь 2023. – апрель 2024г.
- посещение методических объединений для музыкальных руководителей района.
- выступление на педагогических советах, родительских собраниях ДОУ, проведение открытых занятий.
IV. Обобщающий (анализ работы): май – август 2024г.
- корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
План работы на 2022-2023г
№ | Раздел плана. Формы работы | Сроки | Практические выходы | |
1. |
Диагностика музыкальных способностей детей | Сентябрь 2022г. |
Результаты мониторинга | |
| Изучение материала имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы по проблеме и применение на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях и в индивидуальной работе:
| В течение |
| |
| года | |||
|
Сентябрь | |||
| 2022г | |||
| Октябрь | |||
|
| |||
|
Ноябрь | |||
| 2022г | |||
2. | Декабрь 2022г | |||
| Январь 2023г | |||
| ||||
| Февраль 2023г | |||
| ||||
| Март 2023г | |||
|
Апрель | |||
| 2023г | |||
| Май | |||
| 2023г | |||
3. | Разработка образовательного проекта «Мир звуков» | Октябрь 2023г | Образовательный проект «Мир звуков» | |
4. | Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм» | Октябрь 2023г | Информация на стенде «Этот чудесный ритм» | |
5. | Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста. | С октября 2022г | Картотека музыкальных игр и упражнений для развития ритмического слуха детей. | |
6. | Изготовление карточек – стихов для развития чувства ритма, музицирования. | Ноябрь 2022г | Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования. | |
7. | Мастер-класс с педагогами «Элементарное музицирование с дошкольниками» | Ноябрь 2022г | Презентация | |
8. | Практикум для воспитателей «Развиваем у детей чувство ритма». | Январь 2023г | Презентация | |
9. | Консультация для родителей с использованием мультимедийной презентации «Этот удивительный ритм» | Февраль 2023 | Мультимедийная презентация «Этот удивительный ритм» | |
10. | Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики в самостоятельной музыкальной деятельности». | Март 2023г | Тезисы выступления | |
11. | Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (воспитатели по группам). | Март 2023г | Музыкально-дидактические игры на группах | |
12. | Диагностика музыкальных способностей детей | Апрель 2023г | Результаты мониторинга | |
13. | Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях. | В течение года |
| |
14. | Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей. | В течение года |
|
План работы
на 2023-2024учебный год
№ | Раздел плана. Формы работы | Сроки | Предлагаемый результат |
1. | Диагностика развития чувства ритма у детей подготовительной к школе группы. | Сентябрь 2023 Апрель 2023г | Карты с результатами мониторинга. |
2. | Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками. | В течение года |
|
3. | Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. | В течение года |
|
4. | Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов. | Постоянно | Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах. |
5. | Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников. | Октябрь- ноябрь 2023 | Музыкально- дидактические игры |
6. | Проведение открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе. | Ноябрь 2023 | Технологическая карта занятия |
7. | Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях». | Январь 2024 | Оформление |
8. | Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». | Март 2024 |
|
9. | Конкурс музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников «Музыкальная карусель» | Апрель 2024 | Музыкально- дидактические игры |
10. | Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей. | В течение года |
|
11. | Отчет по самообразованию | Май-июнь 2024 |
|
3 | Мастер-класс для педагогов «Изготовление ДМИ из брасового материала | Январь 2024г | Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов | ||