Казачий класс

Скиба Анна Николаевна

Программа воспитательной работы в казачьем классе. Разработки мероприятий и фото для родителей. Поезки и планируемые мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skiba_programma_vospitat.raboty.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы для начальной школы

БОУ СОШ № 1 МО Динской район  на 2012 – 2016г.

Программа «Юные казачата»

Программа разработана

учителем начальных классов

БОУ СОШ № 1 Скиба А.Н.

Структура воспитательной программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели, задачи программы.
  3. Формы работы.
  4.  Направления работы.
  5. Содержание и методы реализации воспитательной программы
  6. Ожидаемые результаты.

Пояснительная записка

Роль семьи важна в культурном и нравственном становлении ребёнка, но в наше время, когда общественная жизнь так нравственно деформирована, роль школы в деле духовного и гражданско-патриотического воспитания должна резко возрасти. В этот кризисный момент общественной жизни школа должна стать центром духовного возрождения народа. Дать молодому поколению нравственные ориентиры и воспитать его волю. 

Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание  любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей  «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.

 Программа предназначена для организации различных форм работы с учащимися в классах казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры кубанского казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия кубанского казачества подрастающему поколению, и является инструментом воплощения в жизнь на уровне школы указа Президента РФ от 11.08.2004г. № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края» и региональных нормативно-правовых документов в области образования.

Цель программы: 

Передать идеи духовности подрастающему поколению, воспитать человека, отвечающего народному идеалу совершенной личности, уважающего культуру не только своего народа, но и народов-соседей, всех народов России, что соответствует многовековому, традиционному укладу казаков.

Сроки:

.             Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). При переходе детей в среднее звено школы есть преемственность.

       Задачи программы:

1)Формировать традиционные  нравственные ценности  в сознании детей через духовное возрождение казачьих семей, изучать  и овладевать опытом предыдущих поколений.

2) Приобщать детей к истокам культуры казаков

3) Развивать  творческую  деятельности по  возрождению казачества, сохранению и развитию через изучение народных праздников,  обычаев, традиций, ремёсел.

4) Прививать  художественный  вкус, музыкальную культуры.

5) Возрождать и развивать  спортивные   народные игры, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.

6) Воспитать  любовь к родному краю, потребность в её защите от негативных воздействий

7) Воспитать  потребность  в изучении родного края, Кубани. 

8)  Дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

9) Формировать  у детей таких качеств, как честность, отзывчивость,  доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.

10)Развивать физические способности учащихся,  пропагандирование  здорового образа жизни.

11) Формировать и совершенствовать трудовые навыки

12)Формировать  у учащихся интерес к исследовательской работе.

Формы работы:

1)      работа с родителями учащихся;

2)      работа на уроках кубановедения;

3)      введение регионального компонента на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры;

4)      занятия кружка «История и культура кубанского  казачества»;

5)      занятия  спортивного кружка «Казачьи забавы»;

6)       организация воспитательной внеурочной работы в классе;

7)      участие во всех районных и станичных мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.      

Воспитание патриотических и духовно-нравственных ценностей через изучаемые предметы (на уроках и во внеурочное время).

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

1. Гражданско-патриотическое направление.

2.Историко-краеведческое направление.

3. Социально-патриотическое направление

4. Спортивно-оздоровительное направление

5.Трудовое направление

Казачьи заповеди.

Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.

Не трать своей души на ненависть, зависть.

Будь послушным, будь опрятным.

Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.

Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.

Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.

Люби все, что с ранних лет ты  впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Кубани.

Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.

У  любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:

                 -родная земля,

                  -родной язык,

                  -родная культура,

                  -родная история.

Устав казачьего класса.

Юные казачата обязаны:

1.Выполнять устав казачьего класса.

2.Добросовестно учиться, изучать историю родной Кубани, ее традиции, культуру, обычаи.

3.Знать свою Родословную.

4.Соблюдать школьную дисциплину.

5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.

6.Защищать младших и помогать им.

7.Бережно относиться к окружающей среде.

8.Беречь имущество школы.

9.Принимать активное участие в жизни школы и станицы.

Содержание и методы реализации воспитательной программы

В рамках мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей в классе казачьей направленности проводится работа по следующим направлениям:

1.Гражданско-патриотическое направление.

Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни, смотры инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. В 1 классе в  период месячника оборонно-массовой работы учеников посвящаются в казаки. Казаки школы принимают участие в митингах ко Дню Победы, освобождению станицы Динской, Кубани,  демонстрациях, в конкурсе «Гвоздики Отечества».

Работа фольклорного ансамбля казачьей песни «Юные казачата»

Участие в мероприятиях: «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности, «Уроки Светофорика». Проведение  уроков на казачью тематику , такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой» и др. Ежегодно в рамках недели начальных классов проведение внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества.. Ребята должны знакомиться с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробовать себя в творчестве, мастерить поделки, разучивать казачьи игры и песни, соревноваться в спорте, посещать школьный музей казачества. Проведение библиотечных уроков. Изучение сказок и стихов Кубанских поэтов, творчества кубанских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков.  

Постоянно поддерживать связь с малышами детского сада «Ручеек», знакомить  малышей с правилами дорожного движения, с историей и бытом казаков. Проводить интересные инсценировки, костюмированные представления.

Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории на тему: «Защищать Родину - гражданский и конституционный долг», встречи с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.

С  1-4 классы проводить классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества-священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.

Участие ребят в митингах, посвященных освобождению Динского  района, митинге в честь вывода воинов-интернационалистов из Афганистана.

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы, Троицы (Свято-троицкий храм ст.Динской), изучать  духовные наследия на уроках основ православной культуры.

2.Историко-краеведческое направление.

В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества.

Уроки гуманитарного цикла на темы: «Вечной памятью живы», «Жить и помнить», «Пришла война, пришла беда» и др.

На базе школы открыт музей, работающий по комплексно – краеведческому профилю. Постоянно пополнять экспонаты музея силами учеников, родителей, жителей района.

 Проект развития школьного музея.

Цель:

 Совершенствование системы патриотического воспитания учащихся  для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите через совместную социально-полезную деятельность родителей, детей, педагогов, общественности.

Задачи: 

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
  3.  Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы:

  • Уроки истории, литературного чтения, музыки, ИЗО;
  • тематические классные часы,
  • музейные уроки;
  •  уроки мужества,
  • устный журнал,
  •  предметные недели, беседы,
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,
  • конкурсы,
  • посещение музеев,
  • праздники, посвященные памятным датам
  • работа клуба «Всезнайка». 
  • занятия кружка «История казачества»

Ключевые дела:

Оформление «Книги Памяти»

Помощь ветеранам ВОВ.

Акция «Солдаты России».

Создание проектов по оформлению школьного музея.

Организация тематических экспозиций

Общешкольные акции:  

  • Фотовыставки «Ветеран в нашем доме»
  • Акция «Подари музею историю»

Ожидаемые результаты в классе: 

- воспитана активная жизненная позиция;


- сплочен классный коллектив;


- знание истории, традиций и обычаев кубанских  казаков;

- развитие патриотизма, любви к малой Родине.

3.Социально-патриотическое направление.

Направлено на активизацию духовно-нравственной и  культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста и инвалидов. Участие в акциях «Мы помним тебя, ветеран», «Бумажный журавлик»,

Проект «Мы вместе»

Данный проект объединяет несколько всероссийских акций, направленных на помощь больным детям. Это акции посвящённые дню инвалидов и детям больным раком.

Акция  «Бумажный журавлик»

Благотворительная акция  по сбору денежных средств «Бумажный журавлик», приуроченная к Международному дню детей, больных раком.

Цель: привлечь внимание общественности к страшному  заболеванию-раку, оказать помощь больным детям.

15 февраля каждый год проходил Международный день детей, больных раком, в рамках которого по всему миру проводилось огромное количество благотворительных акций, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам детей, имеющих онкологические заболевания и на оказание им материальной помощи.

         Активное участие в организации мероприятий районного масштаба, направленных на помощь детям больным раком.

Организовывать и провести акции в школе  в соответствии с целями проекта.

         Подготовка детьми сообщения о первых признаках заболевания  и проведение  бесед с учениками начальной школы.

Активная работа с родителями с  целью привлечения к участию в акциях.

Привлечь жителей района к сбору средств на лечение нуждающихся.

Пока сроки действия проекта не завершились. Это стало нашей традицией -помогать  больным детям.

Благотворительная акция «Цветик-семицветик. Вместе поможем детям»

Цель: помощь больным детям

Организация ярмарок, на которых ребята продают поделки,  сделанные своими руками.

Предполагаемые результаты: помощь больным детям, а зная признаки начинающегося заболевания,  ребята будут вовремя обращаться за медицинской помощью,  а ведь, главное, профилактика заболеваний!

4.  «Спортивно-оздоровительное»  направление.

Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Цели:  укрепление здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.

Задачи:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

 2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

 3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

 4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

 5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни  разных видов деятельности.

 6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Основные направления деятельности  в период реализации проекта:

1) Социально-психологическое, направлено на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни.

2) Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательно - оздоровительное – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Воспитание воли казака. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале и  бассейне. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Особое внимание будет уделено вовлечению детей занятиями в  спортивных секциях и кружках. Обязательное участие детей в школьной и районной спартакиаде.

4) Работа с родителями. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей через родительские собрания по средствам бесед: «Физическое здоровье младшего школьника», «Эмоциональное состояние первоклассника», «Режим дня школьника», «Воспитание детей в семье казака».

Участники проекта:

  • Учащиеся 1-4 классов
  • Классный руководитель;
  • Учителя-предметники;
  • Школьный врач (медсестра, фельдшер);
  • Врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
  • Врачи-специалисты;
  • Психолог;
  • Родители;
  • Библиотекари.
  • Администрация школы.

 

Формы и методы работы:

  1. Уроки  физической культуры, окружающего мира.
  2. Уроки правильного питания
  3. Классные часы
  4. Работа спортивных секций
  5. Занятия  спортивного кружка «Казачья удаль» 
  6. День здоровья и спорта, День дружбы маленьких казачат

Ключевые дела:

1. Физкультминутки на уроках.

2. Работа спортивных секций.

3.Проведение Дня здоровья.

4.Проведение "Осеннего марафона"

5. Школьные соревнования по игровым видам спорта и легкой атлетике;

6. Соревнования по зимним видам спорта.

7.Спортивный турнир "Веселые старты", «Смотры казачьих классов»

8. Спортивный марафон "Я выбираю жизнь!"

9.Профилактические беседы по предупреждению распространения заболеваний.

 Ожидаемые результаты:

-к концу 4 класса у детей сформированы первоначальные (необходимые для данного возраста) навыки здорового образа жизни;

-правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;

-улучшение показателей физической подготовленности;

-сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения. 

К данному направлению относится и проект «Разговор о правильном питании».

Целью системы является формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью через правильное питание.

Задачи:

1.Научить самостоятельно, работать с информационными источниками.

2. Использовать в практической деятельности такие методы исследования как опрос, анкетирование, сравнительный анализ.

3.Проводить простейшие опыты с продуктами питания и на основе полученных данных делать собственные выводы.

4. Изучить кубанскую кухню

Участники:

  •  Учащиеся 1-4 классов
  • Классный руководитель;
  • Учителя-предметники;
  • Школьный врач (медсестра, фельдшер);
  • Врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
  • Родители;
  • Библиотекари.
  • Администрация школы.

Формы работы:

  • Лекции  
  • Беседы
  •  Консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика заболеваний
  • Проведение дней здоровья
  •  Проведение конкурсов и праздников, направленных на пропаганду здорового питания.
  • Классные часы
  • Внеклассные мероприятия
  • организация  самостоятельной работы учащихся.

Формы реализации: проектная деятельность.

Предполагаемые результаты:

1.В процессе проектной деятельности ребята должны научиться,  самостоятельно работать с информационными источниками.

2.Находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе.

3.Проявлять свои творческие способности.

4.Оценивать  и работать  в мини-группах.

 Проекты исследовательской направленности очень помогают в закреплении знаний по экологии питания, в формировании самостоятельных методов сохранения своего здоровья.

В результате реализации проектной деятельности у детей появляются знания: о здоровом образе жизни, о питательных веществах, необходимых организму, о режиме питания, о рационе питания, о правилах гигиены питания, о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель.

5. Трудовое  направление

На уроках технологии  и во внеурочное время школьники знакомятся с историей и бытом казаков, шьют одежду, осваивают навыки мастерства плетения изгороди из лозы, пробуют кулинарные рецепты приготовления казачьих блюд. 

Целью данного направления  программы является поиск эффективных путей и методов трудового обучения, способствующих развитию самостоятельности и активности обучающихся.

Задачи:

- формировать у обучающихся определенную систему навыков по труду, обеспечивающих их самостоятельность;

- развивать творческие способности

- включать обучающихся в социальную среду, приобщать к общественной жизни

-обеспечить  связь теории с практикой, способствующей формированию умения обучающимися применять полученные знания на практике.        Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

Формы работы

сроки

участники

Праздники-игры  по теме труда: ярмарки, «Город мастеров»

В течение года

Классный руководитель, ученики

Экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира

В течение года

1-4 класс

Классный руководитель, родители, ученики

Коллективно-творческие дела по подготовке  праздников на Кубани

В течение года

1-4 класс

Классный руководитель, родители, ученики

Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами

В течение года

1-4 класс

Классный руководитель, родители, ученики, ветераны труда

Ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации

В течение года

1-4 класс

Старшеклассники, учитель, вожатая

Совместные проекты с родителями «Труд моих родных», «Быт казаков»

В течение года

2-4 класс

Родители, учащиеся

Трудовые десанты

В течение года

3-4класс

Учитель, учащиеся

Реализация проекта  школьной клумбы

В течение четырёх лет

1-4класс

Классный руководитель, родители, ученики

Ожидаемый результат в классе:

К концу первого  класса дети должны знать об истории появления казаков на Кубани; казачьих обычаях и обрядах; обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками. 


           К концу второго  класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции, составлять родословную. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким.

         
К концу третьего класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края.


       
К концу четвертого класса дети должны знать о профессиях, распространенных на территории Кубани; известных людях Кубани; о подвигах земляков в годы войны; тружениках полей.

Ожидаемый результат в школе:

Весь коллектив и общественные организации активно работают над созданием целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся.

-Накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;

-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности  казака, казачки;

-складывается система  дополнительного образования: кружки, секции, фольклорный ансамбль;

-улучшилось оформление школы;

-укрепилась связь с родителями.