Казачий класс
Программа воспитательной работы в казачьем классе. Разработки мероприятий и фото для родителей. Поезки и планируемые мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skiba_programma_vospitat.raboty.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы для начальной школы
БОУ СОШ № 1 МО Динской район на 2012 – 2016г.
Программа «Юные казачата»
Программа разработана
учителем начальных классов
БОУ СОШ № 1 Скиба А.Н.
Структура воспитательной программы
- Пояснительная записка.
- Цели, задачи программы.
- Формы работы.
- Направления работы.
- Содержание и методы реализации воспитательной программы
- Ожидаемые результаты.
Пояснительная записка
Роль семьи важна в культурном и нравственном становлении ребёнка, но в наше время, когда общественная жизнь так нравственно деформирована, роль школы в деле духовного и гражданско-патриотического воспитания должна резко возрасти. В этот кризисный момент общественной жизни школа должна стать центром духовного возрождения народа. Дать молодому поколению нравственные ориентиры и воспитать его волю.
Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Программа предназначена для организации различных форм работы с учащимися в классах казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры кубанского казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия кубанского казачества подрастающему поколению, и является инструментом воплощения в жизнь на уровне школы указа Президента РФ от 11.08.2004г. № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края» и региональных нормативно-правовых документов в области образования.
Цель программы:
Передать идеи духовности подрастающему поколению, воспитать человека, отвечающего народному идеалу совершенной личности, уважающего культуру не только своего народа, но и народов-соседей, всех народов России, что соответствует многовековому, традиционному укладу казаков.
Сроки:
. Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). При переходе детей в среднее звено школы есть преемственность.
Задачи программы:
1)Формировать традиционные нравственные ценности в сознании детей через духовное возрождение казачьих семей, изучать и овладевать опытом предыдущих поколений.
2) Приобщать детей к истокам культуры казаков
3) Развивать творческую деятельности по возрождению казачества, сохранению и развитию через изучение народных праздников, обычаев, традиций, ремёсел.
4) Прививать художественный вкус, музыкальную культуры.
5) Возрождать и развивать спортивные народные игры, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами.
6) Воспитать любовь к родному краю, потребность в её защите от негативных воздействий
7) Воспитать потребность в изучении родного края, Кубани.
8) Дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
9) Формировать у детей таких качеств, как честность, отзывчивость, доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.
10)Развивать физические способности учащихся, пропагандирование здорового образа жизни.
11) Формировать и совершенствовать трудовые навыки
12)Формировать у учащихся интерес к исследовательской работе.
Формы работы:
1) работа с родителями учащихся;
2) работа на уроках кубановедения;
3) введение регионального компонента на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры;
4) занятия кружка «История и культура кубанского казачества»;
5) занятия спортивного кружка «Казачьи забавы»;
6) организация воспитательной внеурочной работы в классе;
7) участие во всех районных и станичных мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.
Воспитание патриотических и духовно-нравственных ценностей через изучаемые предметы (на уроках и во внеурочное время).
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
1. Гражданско-патриотическое направление.
2.Историко-краеведческое направление.
3. Социально-патриотическое направление
4. Спортивно-оздоровительное направление
5.Трудовое направление
Казачьи заповеди.
Никогда не обижай слабого, не воюй с ним.
Не трать своей души на ненависть, зависть.
Будь послушным, будь опрятным.
Будь законопослушным, но помни – душа твоя принадлежит только Богу, и да не проникнет в нее зло человеческое.
Храбрые всегда добрые, потому как они сильные.
Люби Россию, ибо она твоя мать и ничто в мире не заменит тебе ее.
Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Кубани.
Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет.
У любого человека должны быть, кроме родителей, четыре корня:
-родная земля,
-родной язык,
-родная культура,
-родная история.
Устав казачьего класса.
Юные казачата обязаны:
1.Выполнять устав казачьего класса.
2.Добросовестно учиться, изучать историю родной Кубани, ее традиции, культуру, обычаи.
3.Знать свою Родословную.
4.Соблюдать школьную дисциплину.
5.Уважительно относиться к людям старшего поколения и своим сверстникам.
6.Защищать младших и помогать им.
7.Бережно относиться к окружающей среде.
8.Беречь имущество школы.
9.Принимать активное участие в жизни школы и станицы.
Содержание и методы реализации воспитательной программы
В рамках мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей в классе казачьей направленности проводится работа по следующим направлениям:
1.Гражданско-патриотическое направление.
Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни, смотры инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. В 1 классе в период месячника оборонно-массовой работы учеников посвящаются в казаки. Казаки школы принимают участие в митингах ко Дню Победы, освобождению станицы Динской, Кубани, демонстрациях, в конкурсе «Гвоздики Отечества».
Работа фольклорного ансамбля казачьей песни «Юные казачата»
Участие в мероприятиях: «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности, «Уроки Светофорика». Проведение уроков на казачью тематику , такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой» и др. Ежегодно в рамках недели начальных классов проведение внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества.. Ребята должны знакомиться с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, пробовать себя в творчестве, мастерить поделки, разучивать казачьи игры и песни, соревноваться в спорте, посещать школьный музей казачества. Проведение библиотечных уроков. Изучение сказок и стихов Кубанских поэтов, творчества кубанских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков.
Постоянно поддерживать связь с малышами детского сада «Ручеек», знакомить малышей с правилами дорожного движения, с историей и бытом казаков. Проводить интересные инсценировки, костюмированные представления.
Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории на тему: «Защищать Родину - гражданский и конституционный долг», встречи с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.
С 1-4 классы проводить классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества-священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.
Участие ребят в митингах, посвященных освобождению Динского района, митинге в честь вывода воинов-интернационалистов из Афганистана.
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы, Троицы (Свято-троицкий храм ст.Динской), изучать духовные наследия на уроках основ православной культуры.
2.Историко-краеведческое направление.
В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества.
Уроки гуманитарного цикла на темы: «Вечной памятью живы», «Жить и помнить», «Пришла война, пришла беда» и др.
На базе школы открыт музей, работающий по комплексно – краеведческому профилю. Постоянно пополнять экспонаты музея силами учеников, родителей, жителей района.
Проект развития школьного музея.
Цель:
Совершенствование системы патриотического воспитания учащихся для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите через совместную социально-полезную деятельность родителей, детей, педагогов, общественности.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
- Уроки истории, литературного чтения, музыки, ИЗО;
- тематические классные часы,
- музейные уроки;
- уроки мужества,
- устный журнал,
- предметные недели, беседы,
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,
- конкурсы,
- посещение музеев,
- праздники, посвященные памятным датам
- работа клуба «Всезнайка».
- занятия кружка «История казачества»
Ключевые дела:
Оформление «Книги Памяти»
Помощь ветеранам ВОВ.
Акция «Солдаты России».
Создание проектов по оформлению школьного музея.
Организация тематических экспозиций
Общешкольные акции:
- Фотовыставки «Ветеран в нашем доме»
- Акция «Подари музею историю»
Ожидаемые результаты в классе:
- воспитана активная жизненная позиция;
- сплочен классный коллектив;
- знание истории, традиций и обычаев кубанских казаков;
- развитие патриотизма, любви к малой Родине.
3.Социально-патриотическое направление.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста и инвалидов. Участие в акциях «Мы помним тебя, ветеран», «Бумажный журавлик»,
Проект «Мы вместе»
Данный проект объединяет несколько всероссийских акций, направленных на помощь больным детям. Это акции посвящённые дню инвалидов и детям больным раком.
Акция «Бумажный журавлик»
Благотворительная акция по сбору денежных средств «Бумажный журавлик», приуроченная к Международному дню детей, больных раком.
Цель: привлечь внимание общественности к страшному заболеванию-раку, оказать помощь больным детям.
15 февраля каждый год проходил Международный день детей, больных раком, в рамках которого по всему миру проводилось огромное количество благотворительных акций, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам детей, имеющих онкологические заболевания и на оказание им материальной помощи.
Активное участие в организации мероприятий районного масштаба, направленных на помощь детям больным раком.
Организовывать и провести акции в школе в соответствии с целями проекта.
Подготовка детьми сообщения о первых признаках заболевания и проведение бесед с учениками начальной школы.
Активная работа с родителями с целью привлечения к участию в акциях.
Привлечь жителей района к сбору средств на лечение нуждающихся.
Пока сроки действия проекта не завершились. Это стало нашей традицией -помогать больным детям.
Благотворительная акция «Цветик-семицветик. Вместе поможем детям»
Цель: помощь больным детям
Организация ярмарок, на которых ребята продают поделки, сделанные своими руками.
Предполагаемые результаты: помощь больным детям, а зная признаки начинающегося заболевания, ребята будут вовремя обращаться за медицинской помощью, а ведь, главное, профилактика заболеваний!
4. «Спортивно-оздоровительное» направление.
Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Цели: укрепление здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.
Задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Основные направления деятельности в период реализации проекта:
1) Социально-психологическое, направлено на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни.
2) Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательно - оздоровительное – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Воспитание воли казака. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале и бассейне. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Особое внимание будет уделено вовлечению детей занятиями в спортивных секциях и кружках. Обязательное участие детей в школьной и районной спартакиаде.
4) Работа с родителями. Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей через родительские собрания по средствам бесед: «Физическое здоровье младшего школьника», «Эмоциональное состояние первоклассника», «Режим дня школьника», «Воспитание детей в семье казака».
Участники проекта:
- Учащиеся 1-4 классов
- Классный руководитель;
- Учителя-предметники;
- Школьный врач (медсестра, фельдшер);
- Врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
- Врачи-специалисты;
- Психолог;
- Родители;
- Библиотекари.
- Администрация школы.
Формы и методы работы:
- Уроки физической культуры, окружающего мира.
- Уроки правильного питания
- Классные часы
- Работа спортивных секций
- Занятия спортивного кружка «Казачья удаль»
- День здоровья и спорта, День дружбы маленьких казачат
Ключевые дела:
1. Физкультминутки на уроках.
2. Работа спортивных секций.
3.Проведение Дня здоровья.
4.Проведение "Осеннего марафона"
5. Школьные соревнования по игровым видам спорта и легкой атлетике;
6. Соревнования по зимним видам спорта.
7.Спортивный турнир "Веселые старты", «Смотры казачьих классов»
8. Спортивный марафон "Я выбираю жизнь!"
9.Профилактические беседы по предупреждению распространения заболеваний.
Ожидаемые результаты:
-к концу 4 класса у детей сформированы первоначальные (необходимые для данного возраста) навыки здорового образа жизни;
-правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
-улучшение показателей физической подготовленности;
-сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
К данному направлению относится и проект «Разговор о правильном питании».
Целью системы является формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью через правильное питание.
Задачи:
1.Научить самостоятельно, работать с информационными источниками.
2. Использовать в практической деятельности такие методы исследования как опрос, анкетирование, сравнительный анализ.
3.Проводить простейшие опыты с продуктами питания и на основе полученных данных делать собственные выводы.
4. Изучить кубанскую кухню
Участники:
- Учащиеся 1-4 классов
- Классный руководитель;
- Учителя-предметники;
- Школьный врач (медсестра, фельдшер);
- Врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
- Родители;
- Библиотекари.
- Администрация школы.
Формы работы:
- Лекции
- Беседы
- Консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика заболеваний
- Проведение дней здоровья
- Проведение конкурсов и праздников, направленных на пропаганду здорового питания.
- Классные часы
- Внеклассные мероприятия
- организация самостоятельной работы учащихся.
Формы реализации: проектная деятельность.
Предполагаемые результаты:
1.В процессе проектной деятельности ребята должны научиться, самостоятельно работать с информационными источниками.
2.Находить нужную для проекта информацию, использовать ее в работе.
3.Проявлять свои творческие способности.
4.Оценивать и работать в мини-группах.
Проекты исследовательской направленности очень помогают в закреплении знаний по экологии питания, в формировании самостоятельных методов сохранения своего здоровья.
В результате реализации проектной деятельности у детей появляются знания: о здоровом образе жизни, о питательных веществах, необходимых организму, о режиме питания, о рационе питания, о правилах гигиены питания, о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель.
5. Трудовое направление
На уроках технологии и во внеурочное время школьники знакомятся с историей и бытом казаков, шьют одежду, осваивают навыки мастерства плетения изгороди из лозы, пробуют кулинарные рецепты приготовления казачьих блюд.
Целью данного направления программы является поиск эффективных путей и методов трудового обучения, способствующих развитию самостоятельности и активности обучающихся.
Задачи:
- формировать у обучающихся определенную систему навыков по труду, обеспечивающих их самостоятельность;
- развивать творческие способности
- включать обучающихся в социальную среду, приобщать к общественной жизни
-обеспечить связь теории с практикой, способствующей формированию умения обучающимися применять полученные знания на практике. Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):
Формы работы | сроки | участники |
Праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» | В течение года | Классный руководитель, ученики |
Экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира | В течение года 1-4 класс | Классный руководитель, родители, ученики |
Коллективно-творческие дела по подготовке праздников на Кубани | В течение года 1-4 класс | Классный руководитель, родители, ученики |
Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами | В течение года 1-4 класс | Классный руководитель, родители, ученики, ветераны труда |
Ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации | В течение года 1-4 класс | Старшеклассники, учитель, вожатая |
Совместные проекты с родителями «Труд моих родных», «Быт казаков» | В течение года 2-4 класс | Родители, учащиеся |
Трудовые десанты | В течение года 3-4класс | Учитель, учащиеся |
Реализация проекта школьной клумбы | В течение четырёх лет 1-4класс | Классный руководитель, родители, ученики |
Ожидаемый результат в классе:
К концу первого класса дети должны знать об истории появления казаков на Кубани; казачьих обычаях и обрядах; обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками.
К концу второго класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции, составлять родословную. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким.
К концу третьего класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края.
К концу четвертого класса дети должны знать о профессиях, распространенных на территории Кубани; известных людях Кубани; о подвигах земляков в годы войны; тружениках полей.
Ожидаемый результат в школе:
Весь коллектив и общественные организации активно работают над созданием целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся.
-Накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;
-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности казака, казачки;
-складывается система дополнительного образования: кружки, секции, фольклорный ансамбль;
-улучшилось оформление школы;
-укрепилась связь с родителями.