Статья "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания"

Меркулова Елена Александровна

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания

Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделать себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте можно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связанно с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с бедным внутренним миром. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времён уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребёнка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы».

Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребёнке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в её многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причём здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая даёт возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

В своей работе, я использую арт- технологию (технология воспитания искусством).  Арт- технология таит в себе множество удивительных возможностей. При использовании данной технологии у ребёнка развивается эмоциональная сфера, образное мышление, воображение. В арт-технологиях экологической направленности особое внимание уделяется не столько усвоению экологической информации, сколько расширению чувственного опыта, развитию эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира и самой личности, воспитанию нравственных качеств.

Важнейшим в арт- технологиях является использование классической музыки. Она развивает у детей способность к образному мышлению, а также фантазию, эстетический вкус, оказывает влияние на нравственное развитие, воспитывает доброе и сострадательное отношение к природному миру.

В любом виде искусства, особенно в музыке, есть возможность воздействовать на эмоциональную сферу человека. В возрасте активного развития и формирования личности роль музыки в качестве воспитывающего фактора неоценима. Особенно детской психики, эмоционально-чувственного и интеллектуального развития ребёнка, его способности к воображению, фантазии, творчеству определяют содержание воспитательных воздействий, основанных на восприятии музыки. Специально подобранные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребёнка, а средства музыкальной арт-педагогики способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой.

Музыка эмоциональна по своей сути, поэтому её восприятие является, по мнению Б.М. Теплова, эмоциональным познанием, даёт прекрасную возможность развития чувственной сферы человека, особенно в детстве, - пробуждает активную реакцию и рефлексию, желание разобраться в своих переживаниях. Она обладает свойствами всего живого: ритмом и звуком, с помощью которых можно научить ребёнка чувствовать природу, ощущать многообразие окружающего и своего собственного мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Меркулова Елена Александровна

МБОУ ОЦ «БАГРАТИОН» Дошкольное отделение детский сад №67

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания

Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделать себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому именно в дошкольном возрасте можно и необходимо формировать у детей основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, помогающие ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную, можно утверждать, что применение художественно-эстетических средств в формировании у детей гуманного отношения к природе особенно эффективно. Это связанно с тем, что чувства сострадания, сопереживания, успешно стимулирующиеся, проявляющиеся и развивающиеся в процессе различных видов художественно-эстетической деятельности, определяют действенное отношение детей к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с бедным внутренним миром. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времён уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребёнка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы».

Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребёнке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в её многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причём здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая даёт возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

В своей работе, я использую арт- технологию (технология воспитания искусством).  Арт- технология таит в себе множество удивительных возможностей. При использовании данной технологии у ребёнка развивается эмоциональная сфера, образное мышление, воображение. В арт-технологиях экологической направленности особое внимание уделяется не столько усвоению экологической информации, сколько расширению чувственного опыта, развитию эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира и самой личности, воспитанию нравственных качеств.

Важнейшим в арт- технологиях является использование классической музыки. Она развивает у детей способность к образному мышлению, а также фантазию, эстетический вкус, оказывает влияние на нравственное развитие, воспитывает доброе и сострадательное отношение к природному миру.

В любом виде искусства, особенно в музыке, есть возможность воздействовать на эмоциональную сферу человека. В возрасте активного развития и формирования личности роль музыки в качестве воспитывающего фактора неоценима. Особенно детской психики, эмоционально-чувственного и интеллектуального развития ребёнка, его способности к воображению, фантазии, творчеству определяют содержание воспитательных воздействий, основанных на восприятии музыки. Специально подобранные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребёнка, а средства музыкальной арт-педагогики способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой.

Музыка эмоциональна по своей сути, поэтому её восприятие является, по мнению Б.М. Теплова, эмоциональным познанием, даёт прекрасную возможность развития чувственной сферы человека, особенно в детстве, - пробуждает активную реакцию и рефлексию, желание разобраться в своих переживаниях. Она обладает свойствами всего живого: ритмом и звуком, с помощью которых можно научить ребёнка чувствовать природу, ощущать многообразие окружающего и своего собственного мира.

Список литературы:

1.Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М.,1981.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Изд.2-е, испр. И доп. М.: Просвещение,1984.

3.Николаева С.Н. Календарь сезонных наблюдений. М.:Мозайка-синтез,2016.

4.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. М.:Мозайка-синтез,2016.