s21880216

 

 Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки

   Задачи.

-Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек.

-Способствовать проявлению и развитию у детей творческих

способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.

-Воспитывать у детей интерес к народным игрушкам.

-Научить детей делать куклу, дымковские игрушки своими руками.

-Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Посмотрите, что за вещи нынче в гости к нам пришли.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.

Чтоб сказать, что есть ребятки, просто чудо мастера

Наблюдая за детьми, какие игрушки они приносят в группу и играют, я сделала  вывод: что дети не знают о русской народной игрушке, поэтому, учитывая их значимость, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, я решила познакомить детей с народными игрушками, а также попробовать сделать их, что поможет приобщить их к духовной культуре нашей страны.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости.

Основными задачами по данному направлению стали: приобщение детей к народной культуре через знакомство с различными видами декоративно - прикладного искусства. Через продуктивно-творческую деятельность: лепку, рисование, ручной труд я воспитываю в детях уважение к труду народных мастеров, развиваю художественно-изобразительные навыки.

Знакомство мы начали с первой игрушки, которая была на Руси -это кукла. Рассказала какими куклами играли дети. Узнали, что первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы из сучьев веток деревьев.Рассказывала, что к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.Не остались воспитанники равнодушными к этой игрушке. Мы решили, что такая куколка должна быть и у нас. Поэтому в свободное от занятий время мы с детьми делали игровую куклу «Зайчик на пальчик».

Но нам не всё ещё под силу и мы пригласили наших мам, чтобы вместе поучаствовать в мастер-классе по изготовлению народной игрушки.

 

Вдохновлённые родители и дети были вовлечены в вихрь творчества, в группе на выставке самодельных кукол ни одной одинаковой не оказалось

Некоторые трудности, например, при завязывании узелков, детям помогали преодолевать родители, а дети, наоборот, советовали, какой цвет ткани подойдет для юбки их куколке, какой платочек, Они создавали вместе свой маленький шедевр, вкладывали в него свою душу. Куколки получались совершенно разные и очень красивые, а главное, ребята с гордостью показывали их друг другу и играли с ними. Участие мам придавало особую значимость нашим творческим занятиям с детьми. Был оформлен фотоальбом.

Знакомила детей с сестрицами-матрёшками мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Рассказывала детям о красоте и особенностях этой игрушки, что это «народная игрушка Интересно детям было и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек. Так понравилась им эта кукла! Дети узнали о том, что название им давали в зависимости откуда она родом, где сделана была матрешка. И расписывали матрешек в разных местностях по –разному, этим они и отличаются друг от друга. Роспись матрешки указывала, из какой местности она к нам пришла. Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия

А потом дети расписывали матрёшек, сначала по раскраскам

Лепили и раскрашивали их.

Дети очень старались и матрёшки получились красивыми и яркими

Знания закрепляла с помощью росписи плоскостных матрёшек, а из работ мы оформили альбом : «Матрёшки»

   Рассказывала детям, что наша Родина славиться своими мастерами Места, где живут народные мастера, называют центром народных промыслов. Расширяла представления о дымковских расписных игрушках, что они тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку. На некоторое время мы превращались в мастеров дымковской игрушки. Мы расписывали бумажных кукол.

Лепили и раскрашивали дымковские игрушки.

Играли и очень радовались своим работам.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Казалось бы – простой узор,

Но отвести не в силах взор

Чтобы добиться стабильных положительных результатов, мне важно было создать информационную и предметно-развивающую среду для эффективной работы. Для родителей воспитанников это были письменные консультации в родительском уголке. Для детей были приобретены книжки раскраски с видами росписей, где задания направлены на закрепление знаний, сделала дидактическую игру : «Составь узор», которой любят играть дети.

И в заключении, хочется сказать: Для меня работа была увлекательной. Знакомство с народными игрушками дало возможность прикоснуться к корням и вновь почувствовать себя народом с богатой историей и традицией Мы узнали, что народная игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Они одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни. А ещё мы научились делать игрушки и их расписывать, Во время подготовки и проведения таких коллективных творческих дел происходит единение детей, воспитателей, родителей и это способствует формированию единого коллектива. Но это только начало интересной работы. У нас появилось достаточно кукол, чтобы в группе открыть мини-музей русской народной куклы. Ребятишки мои подрастают, и я надеюсь, что они сами с большим удовольствием будут мастерить куколок.

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов