Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Практикум по решению задач»
11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 №413, с изменениями от 29.12.2014 №1645, 31.12.2015 №1578 (далее-ФГОС СОО);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
- «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 №03-296)
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 №09-1672)
- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218) задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Главное назначение экзаменационной работы в форме ЕГЭ – получение объективной информации о подготовке выпускников школы по математике, необходимой для их итоговой аттестации и отбора для поступления в вуз.
Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа факультатива позволяет решить эту задачу.
Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Проведение факультативных занятий предусматривает более глубокое ознакомление с темами, изучаемыми в курсе математики 11 класса, отработку навыков решения заданий, наиболее часто встречающихся на итоговой аттестации, знакомство с КИМ с целью подготовки к сдаче ЕГЭ. Программа факультатива включает решение упражнений, составляющих задания 2-й части и заданий13-17. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена.
Цель курса:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задача: развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Рабочая программа факультативного курса включает ведущие темы основной школы, включаемые в задания ЕГЭ и темы, которые учащимся предстоит изучить в 11 классе в курсе алгебры и начала анализа и геометрии. Темы факультативных занятий будут определяться изучаемым на уроках алгебры и геометрии материалом и данной рабочей программой.
Программа факультатива рассчитана на 1 год обучения – 11 класс и содержит следующие темы:
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь:
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
- решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций;
- решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
- решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование.
Тема занятия | Количество часов | Дата | ||
По плану | фактич | |||
Вводное занятие. Что представляет собой ЕГЭ по математике. Требования к уровню подготовки выпускника средней школы. | 1 | |||
Общая характеристика заданий ЕГЭ и оценка их выполнения. | 1 | |||
Преобразование степенных и иррациональных выражений. | 2 | |||
Преобразование тригонометрических выражений. | 2 | |||
Задачи на движение | 2 | |||
Задачи с физическим содержанием | 2 | |||
Решение уравнений, общие положения, приемы решения уравнений | 2 | |||
Решение уравнений с модулем | 1 | |||
Дробно-рациональные неравенства (метод интервалов). | 1 | |||
Задачи на части и проценты | 1 | |||
Решение планиметрических задач | 1 | |||
Графики элементарных функций | 1 | |||
Графики функций, связанные с модулем | 1 | |||
Задачи на сплавы, растворы и смеси | 1 | |||
Тригонометрические уравнения. | 2 | |||
Системы уравнений | 2 | |||
Тригонометрические неравенства | 1 | |||
Неравенства, содержащие модуль | 1 | |||
Решение стереометрических задач | 3 | |||
Задачи на выполнение определенного объема работы | 1 | |||
Решение планиметрических задач | 1 | |||
Применение производной к исследованию функций | 2 | |||
Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции | 2 | |||
Резерв | 2 | |||
Итого | 34ч | |||
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности | |
теоретические | практические | |||||
Выражения и преобразования | 4 | |||||
Преобразование степенных и иррациональных выражений. | 1 | 1 | Фронтальная работа Лекции Семинары Практикум по решению задач | выполнять преобразование алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений с использованием формул сокращенного умножения, основных свойств корней и степеней. | ||
Преобразование тригонометрических выражений. | 1 | 1 | Компьютерные практикумы ( дома) Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | выполнять преобразование тригонометрических выражений | ||
Уравнения, системы уравнений и неравенства. | 10 | |||||
Решение уравнений, общие положения, приемы решения уравнений | 1 | 1 | Лекции семинары | Умеют решать линейные уравнения с одной переменной и системы линейных уравнений способом подстановки, сложения и графическим методом. Решают квадратные уравнения. Знают и умеют применять теорему Виета о корнях уравнения. Умеют решать неравенства с одной переменной и системы неравенств | ||
Решение уравнений с модулем | 2 | 2 | Компьютерные практикумы ( дома) Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Решают уравнения с модулем | ||
Тригонометрические уравнения. | 2 | 2 | Лекции семинары Практикум по решению задач | Решают тригонометрические уравнения | ||
Дробно-рациональные неравенства (метод интервалов). | 2 | 2 | Групповая работа Лекция Семинары , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Решают дробно-рациональные неравенства методом интервалов | ||
Тригонометрические неравенства | Решают тригонометрические неравенства | |||||
Функции | 6 | |||||
Графики элементарных функций | 2 | 2 | Компьютерные практикумы ( дома) Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Строят и знают свойства графиков элементарных функций | ||
Графики функций, связанные с модулем | 1 | 1 | Групповая работа Лекция Семинары , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Строят и знают свойства графиков функций, связанные с модулем | ||
Производная и ее применение | 4 | |||||
Применение производной к исследованию функций | 1 | 1 | Лекции семинары | Применяют производные к исследованию функций | ||
Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции | 1 | 1 | Компьютерные практикумы ( дома) Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Применяют производные к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции | ||
Решение текстовых задач | 5 | |||||
Задачи на части и проценты | 1 | 1 | Лекции семинары | Решают задачи на сложные проценты | ||
Задачи на выполнение определенного объема работы | 1 | 1 | Лекции семинары | Решают задачи на работу | ||
Задачи на движение | 1 | Лекции семинары | Решают задачи на движение | |||
Задачи на сплавы, растворы и смеси | Лекции семинары | Решают задачи на сплавы , растворы смеси | ||||
Задачи с физическим содержанием | Групповая работа Лекция Семинары , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Решают задачи см физическим содержанием | ||||
Решение геометрических задач | 5 | Лекции семинары | ||||
Решение планиметрических задач | 2 | 3 | Лекции семинары | Решают задачи планиметрии | ||
Решение стереометрических задач | 2 | 2 | Групповая работа Лекция Семинары , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Решают задачи стереометрии | ||
Итого |
Литература
- Корчагин В. В. Математика: сборник задач./М.:Эксмо,2015.
- Лысенко Ф. Ф., Калабухова С. О. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2017. Учебно-методическое пособие./ Ростов на Дону. Легион, 2017.
- Прокопьев А. А., Кожухов И. Б. Математика. Задачи и решения. – М.: Махаон, 2006
- Семёнов А. В. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Математика 2017. Учебное пособие. М.: Интеллект-центр, 2017
- ЕГЭ 2020. Математика. Базовый уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий. Под редакцией Ященко И.В.
- ЕГЭ 2020. Математика. Базовый уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий. Под редакцией Ященко И.В.
- ЕГЭ 2020. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий. Под редакцией Ященко И.В.
Информационные ресурсы интернет
- http://fipi.ru/ . Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике.
- http://reshuege.ru/ . Сайт для подготовки учащихся к ЕГЭ и проведения он-лайн тестирования.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Республики Бурятия
ГБОУ «Шимкинская школа- интернат среднего общего образования»
Проект: «Покормите птиц зимой»
Руководитель проекта:
Классный руководитель :
Сушкеева С.В.
Шимки, 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Паспорт проекта
- Пояснительная записка социально-педагогического проекта
- План работы над проектом
- Ресурсное обеспечение проекта и основные риски
- Этапы реализации проекта
- Описание проекта
- Заключение
- Приложение 1
- Приложение 2, 3
- Приложение 4.
- Литературная страничка
- Литература
Паспорт педагогического проекта
Идея проекта | Помочь братьям нашим меньшим |
Название | «Покормите птиц зимой» |
Разработчик | Сушкеева Светлана Владимировна |
Исполнители | 5 класс |
Сроки реализации | ноябрь – декабрь 2023 г |
Цель проекта | Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. |
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Анкетирование учащихся:
Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости.
- Построить снежный городок.
- Залить каток.
- Проложить лыжню.
- Поиграть в снежки.
- Расчистить дорожки.
- Смастерить кормушки для птиц.
В результате анкетирования получились следующие результаты:
Все дети считают первоочередным делом сделать кормушки.
Зима – трудный период в жизни птиц. Особенно в наших суровых краях зимы холодные и голодные. Птицам необходима помощь.
Многие из них улетают на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы и светит теплое солнце.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель проекта:
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
- Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
- Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
- Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Сроки работы: ноябрь – январь
Методы и приёмы:
1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.
План работы над проектом:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы;
- Создание творческих групп;
- Совместное составление плана работы над проектом.
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
- Проведение конкурса на лучшую кормушку.
- Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.
Участники проекта учащиеся 5 класса ГБОУ «Шимкинская ШИСОО» и Классный руководитель: Сушкеева С.В.
Ресурсное обеспечение проекта:
Вид Ресурсов | Перечень действий |
Информационные | Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся группы. |
Кадровые | Создать инициативную группу из учащихся группы по реализации проекта; |
Нормативно-правовые | Утвердить местоположение уголка птиц на детской площадке. |
Программно-методические | Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек. |
Материально-технические | Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал. |
Основные риски от внедрения проекта:
Риски | Пути их преодоления |
Кормушки могут быть разрушены местными жителями | Призыв к бережному отношению к объектам природы. |
Кормушки могут быть испорчены подростками | Повышение эффективности воспитательной работы: проведение акций, собраний, бесед по охране окружающей среды. |
Кормушки могут быть испорчены метеоусловиями. | Принять меры для безопасного расположения изготовленных кормушек. |
Этапы реализации проекта:
Содержание работы | Срок |
Экскурсия в лес, наблюдение за птицами | ноябрь |
Подготовка плаката с результатами экскурсии и с призывом к сохранению природы и ее обитателей. | ноябрь |
Пропаганда идеи защиты птиц среди учащихся школы. | декабрь |
Привлечение спонсоров, заинтересованных решением данной проблемы, которые смогли бы помочь с материалом. | декабрь |
Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы. | декабрь - январь |
Выступление участников акции с результатами работы Дальнейшее развитие проекта. | январь |
Смета проекта:
Наименование | Количество | Цена |
1. Бумага для офисной техники формата А4 | 1 пачка | |
2. ДВП | 1 лист | |
3. Перчатки | 10 пар | |
4. Гвозди |
| |
5.Ватман | 3 листа | |
Всего : |
Описание проекта.
1. Теоретический этап.
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –35 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Мы составимпрезентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам.
2.Практический этап
Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При
наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Кормушка
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
- Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из---под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
- Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
- Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.
- Даже из старой строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку, если снабдить ее крышей из фанеры. Такую кормушку можно подвесить на ветвях деревьев рядом с вашим домом или в парке.
- Подвесная кормушка автоматического наполнения. Корм поступает из широкогорлой стеклянной бутылки по специально прорезанным в кормовом столике углублениям. Крепеж для установки бутылки и кормовой столик для птиц изготавливается из досок. Кормушку можно установить на балконе или прикрепить при помощи проволоки к стволу дерева.
- Кормушка с крышей и двумя полками для корма. Ее устанавливают на земле.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.
3. Этап наблюдения
Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.
- Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.
Проведя наблюдения, мы сделаем следующие выводы:
1. Какие птицы приспособлены к нашим условиям.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Птицы - наши друзья!
Листовка – обращение.
Дорогие ребята!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Воспитанники школы-интерната!
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Приложение № 3.
Птичьи приметы.
- Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Литературная страничка
Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
А.Яшин. Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой. Не богаты их корма. Сколько гибнет их — не счесть, Разве можно забывать: Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз |
Использованная литература.
- М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2018г.
- Материалы газеты «1000 советов».
- В. Бианки «Лесная газета». М. 2006г.
- Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
- Материалы журналов : «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
- Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 2017г.