Инновационная деятельность
Иновационная деятельность в школе
Инновационная деятельность в МБОУ "Бичурская СОШ №1"
Центр образования естественнонаучной и технологической направленности "Точка роста"
Организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_v_shkole.docx | 23.73 КБ |
innovatsionnaya_i_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_v_ou.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность в школе Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Педагогическая наука в процессе развития образовательной организации выделяет:
Существуют различные основания для классификации инноваций:
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:
В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое. Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития. КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема:
« » г. Составитель: Критерии оценки инноваций. Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами на всех уровнях! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов. Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер. Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности. Такими критериями являются:
В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:
Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях. При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении. |
Инновационная деятельность школы
Направления развития школы
- Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.
- Реализация Программы информатизации образовательного процесса.
- Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.
- Использование информационных технологий в системе управления школой.
- Обеспечение качественного образования школьников.
Направления инновационной деятельности
- Создание современной инновационной среды в школе.
- Управление качеством современного образования.
- Информатизация учебно-воспитательного процесса.
Применение ИКТ осуществляют с различными целями:
- В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.
- Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,
- Для проверки знаний учащихся.
- При оформлении творческих работ.
- На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;
- В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;
- В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;
- В подготовке к предметным олимпиадам;
- В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
- реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:
– уроки-экскурсии;
– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;
– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;
– просмотр фильмов и видеороликов;
– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;
– групповые задания.
В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала, его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.
Но указанный переход от традиций к инновациям должен носить не спонтанный характер. Все изменения должны быть тщательно спроектированы, причем по нескольким направлениям: психолого-педагогическому, социально-педагогическому и непосредственно педагогическому.
Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.
Выше упоминалось многообразие инновационных технологий, применяемых в образовательном процессе. Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:
1. Общие технологии:
– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;
– дидактические;
– здоровьесберегающие.
2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:
– личностно-ориентированные;
– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;
– мониторинг интеллектуального развития;
– воспитательные;
– технология перспективно-опережающего обучения.
Предварительный просмотр:
Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность ОУ
В течении ряда лет МБОУ «Бичурская СОШ №1» работает над проблемой введения и реализацией ФГОС.
Для обеспечения введения обновленных ФГОС необходимо было проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
- Создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
- Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
- Создание организационного обеспечения введения ФГОС;
- Создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
- Создание информационного обеспечения введения ФГОС;
- Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС;
В 2019-2020 гг. начался подготовительный этап к введению ФГОС СОО. А с 2022-2023гг введение обновленных ФГОС НОО и ООО.
Это определило содержание опытно-экспериментальной деятельности ОУ на ближайшее время, которая была построена по следующим направлениям:
Организационно-нормативная деятельность
. Организация деятельности рабочих групп по теме ОЭР;
. Консультативно-методическая работа с педагогами;
. Моделирование педагогической системы школы, обеспечивающей введения ФГОС СОО, определение психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.
Методическая деятельность
. Апробация программно-методического обеспечения образовательного процесса школы, направленного на введения ФГОС;
_ Создание рабочих программ педагогов в соответствии с требованиями ФГОС;
. Создание диагностических средств ОЭР;
. Разработка психологического и методического обеспечения психолого-диагностической, тренинговой, консультативной работы с учащимися и родителями по вопросам введения ФГОС СОО;
Образовательная деятельность
. Организация педагогических семинаров по проблеме введения ФГОС в условиях ОЭР;
. Организация консультаций для педагогов по вопросам введения ФГОС в условиях урочной, внеурочной, внеклассной, внеучебной деятельности, а также в условиях дополнительного образования (совместно с ДДТ);
. Мероприятия по повышению квалификации педагогов в рамках плана повышения квалификации ОУ.
Распространение инновационного опыта
. Проведение открытых уроков, внеурочных занятий в рамках кружковой работы, элективных курсов, дополнительного образования совместно с ДДТ и пр.;
. участие в районных и республиканских семинарах;
. Организация и проведение круглого стола, посвященного проблемам;
. Участие в ярмарке инновационных продуктов ОУ в п. Саган-Нур;
-Представление опыта на профессиональных семинарах и конференциях в г. Улан-Удэ
Экспертная деятельность
. Внутришкольная экспертиза результатов первого этапа экспериментальной деятельности (отчет, круглый стол);
. Экспертиза результатов первого этапа ОЭР (работа экспертной группы при Управляющем совете школы).