Трансляция педагогического опыта
Выступления с целью обмена опытом с коллегами
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение познавательной активности через художественно-эстетическое творчество
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца.
Средствами искусства можно помочь ребенку скорее развить необходимые для школьной учебы качества: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имение первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции, овладение необходимыми умениями и навыками, физическая развитость.
Поэтому в моей работе используются различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод эстетического убеждения;
• метод сенсорного насыщения;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:
• интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
• разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;
• полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;
• подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности.
Важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.
В ходе реализации работы по художественно-эстетическому развитию дети:
В работе со специалистами:
• на физкультурных занятиях – разучивают игры,
• на музыкальных занятиях – разучивают песни и танцы,
• на музыкально-спортивных праздниках и развлечениях – творчески перерабатывают полученные знания и умения.
С воспитателем:
• учатся рисованию, лепке, аппликации.
• читают художественную литературу о природе и жизни, рассматривают и беседуют по картинам, отражающим направление проекта.
С родителями:
• участвуют в творческих мастерских, организованных педагогами ДОУ,
• участвуют в выставках совместного семейного творчества.
Благодаря совместной работе над одной темой, развилось сотрудничество:
- в детском коллективе;
- между детьми и взрослыми (педагогами, родителями);
- среди коллег, сотрудников.
Дети приобрели не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира.
Дети:
- экспериментируют в создании образа;
- в процессе собственной деятельности проявляют инициативу;
- проявляют самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;
- планируют деятельность, умело организует рабочее место, проявляют аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам;
- дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;
- появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;
- появился интерес к творческому экспериментированию;
- повысился уровень ручной умелости, координации движений;
- повысился уровень художественно – творческих способностей;
- повысилась познавательная активность.