Картотека пальчиковых игр.
- СЕМЬЯ
Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки
Все такие нужные!
Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться
до большого пальца правой руки.
Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.
Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.
Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.
А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».
- «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
- «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
- Яблочко.
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутитекулаком.
И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.
- «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
- «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
- Дождик.
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошкамивверх – вниз.
Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошкирастопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
- «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
- «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
- Жук, жук.
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,а второй – листик, под который и залетает жук.
- «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
- НАША БАБУШКА
Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками
И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки
Села тихо в уголочек положить руки на колени,
Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
И клубочки разбросали.
Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение
Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»
- «Зима»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
- Муха строит дом.
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
- «Детёныши домашних животных»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола отсебя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
- Кораблик
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки, только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
- «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
- Тетери.
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,«слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели.-указательный и средний палец –
- «Обувь»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы
Вышли пальчики гулять выполнять «фонарики»
Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы
В домик спрятались опять сжать руки в кулаки.
- Отличные пшеничные.
(Из шведской народной поэзии)
Мы печём пшеничные пироги отличные. Одну ладонь кладём на другую,потом наоборот – лепим пирожки.
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные? Две ладони рядом, изображаем поднос с пирожками.
Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора. По очереди загибаем пальцы,
начиная с большого.
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже. Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.
Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят тесто.
Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.
Пироги пшеничные в печку посадили мы. Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки с ладони другой руки.
- «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
- «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
- Синий чиж.
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь- стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.- машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький. Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные движения, пёрышки на хохолке «развеваются».
А на лапке маленькой сапожочек аленький. Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал и головкою кивал. Машем «крыльями», киваем головой.
- ТИКИ – ТАК
Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать
Так часики стучат ими вправо-влево.
Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг
Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
- Ах ты, радуга-дуга…
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга! Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны в сторону.
Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать, В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы напевая песенку.
Нужно солнышко – колоколнышко! Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.
- «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
- Шла собака через мост…
(Русская народная потешка)
Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова), остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится, Две ладони оставьте вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится. Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение.
- «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения «помешиваем чай».)
- «Новогодний праздник»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)