Проект "Аллея выпускников"

Кияница Анастасия Александровна

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_alleya_vypusknikov_1.docx205.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7

города Крымска

ПРОЕКТ

"АЛЛЕЯ ВЫПУСКНИКОВ"

C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\Дерево.jpg

Воспитатель: Кияница Анастасия Александровна

2023 год

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Вид проекта: исследовательский, детско-родительский.

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из молодого саженца постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить много лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что в основном нас окружают тополя, ели и березы. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы сами посадить и вырастить другие виды деревьев и кустарников?». С помощью родителей мы закупили саженцы деревьев березы и декоративно лиственного растения Туи. Таким образом у детей появилась возможность посадить и ухаживать за деревьями.

Цели и задачи проекта

Цель:

Сформировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья);

- развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений деревьев;

- обогащать словарный запас и развивать связную речь у детей;

- способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за деревьями;

- воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям;

- вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети подготовительных группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: 3-4 месяца.

Этапы реализации проекта

Содержание практической деятельности

1 этап - организационный

- Изучение методической литературы.

- Подбор справочной, детской художественной литературы.

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о деревьях.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

- Проблемная ситуация: «Сможем мы сами посадить и вырастить деревья и кустарники?»

- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом деревьев.

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной

Вид деятельности

Формы организации детской деятельности

Игровая

Деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», "Определи на ощупь".

Н/и «Как зовут тебя деревце».

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

Деятельность

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине.... с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево - дом и столовая для животных».

Наблюдение за ветками березы и тополя, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Восприятие

художественной

литературы

Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка деревьев и кустарников на территории детского сад.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Изобразительная

деятельность

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка березы».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Музыкальная

деятельность

Слушание:

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.

Двигательная

деятельность

Физкультминутки: «Дерево», «Ветер дует нам в лицо..."

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами :

- Помочь детям посадить саженцы деревьев;

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает;

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке с родителями;

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный

- Оформление фотовыставки «Самое красивое дерево около нашего дома»

- Создание знака «Аллея выпускников»

- Заполненный лист наблюдений за ростом деревьев

- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

- Набор карточек «Деревья».

- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

- Схема для описательного рассказа о деревьях.

- Настольные, дидактические игры.

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

- Посаженные саженцы на территории детского сада.

- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Проект практически применим и может быть использован в работе других дошкольных учреждений.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.