Главные вкладки
Участие в научно-практических конференциях
Участие в межрегиональной научно-практической конференции "Дошкольное образование в условиях внедрения ФОП ДО: успешный опыт и перспективы развития"
Ссылка на сборник в котором опубликованы тезисы:
https://43vs.tvoysadik.ru/upload/ts43vs_new/files/b3/87/b38784c13d7c03dd3d9b72f026d46982.pdf
Участие в VIII педагогическом форуме для работников дошкольного образовани "Современные форматы по сохранению и укреплению традиционых Российских духовно-нравственных ценностей"
Ссылка на сборник в котором опубликованы тезисы:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Безрукова Н.В.,
музыкальный руководитель 1 категории,
МАДОУ «Детский сад № 51 «Вишенка»,
г. Верхняя Салда, 2024г
«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме детям, они узнают, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Предлагаю две народных подвижных музыкальных игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в развлечениях.
Русская народная подвижная музыкальная игра «Плетень»
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положение крест- накрест.
Первая часть игры называется – Приглашение.
Под русскую народную песню «Сеяли девушки яровой хмель» первая шеренга идет навстречу второй и кланяется, затем отходит на свое место. Тоже делает вторая шеренга.
Вторая часть игры называется – Пляска.
Дети свободно пляшут, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки дети бегут на свои места и строятся в шеренги.
Выигрывает та шеренга, которая построится первой.
Русская народная подвижная музыкальная игра «Петушок»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Ребенок в маске Петушка с перышком в руке идет противоходом к кругу.
Дети поют такие слова:
«Петя, Петя, Петушок,
Золоченый гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Петя по двору ходил
Перо Петя уронил».
Петя роняет перышко. Ребенок, перед которым Петя уронил перо, выходит вместе с Петушком из круга.
Дети говорят «Раз, два, три – беги».
Петушок и ребенок бегут под музыку в разные стороны, оббегая круг. Побеждает участник, поднявший перо первым.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.