Нельзя сводить духовный мир маленького человека к одному учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, устремлениями.
Учение — это прежде всего человеческие отношения.
Из письма о педагогической этике, 1970 г.
Харламова Вероника Евгеньевна08.10.2023 - 23:15
Самое уродливое, самое зловещее в нашем педагогическом деле — не верить в человека. Там, где нет веры в человека, в доброе начало в нем, любая педагогическая система рассыпается в прах. Без веры в добро, без творения добра нашими отношениями — отношениями отцов и детей — не может быть и речи ни о какой педагогике. Воспитание - не безоговорочные приказы старших и безропотное подчинение младших, а совместная, напряженная, сложная духовная деятельность, в которой участвуют все старшие и младшие. Воспитывать - значит прежде всего думать друг о друге хорошо: учитель хорошо думает о своем воспитаннике, а воспитанник хорошо думает о своем воспитателе.
Из статьи "Без доверия нет воспитания", 1968 г.