Педагогическая работа

Бережная Юлия Ивановна

Предварительный просмотр:

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №1

Лабораторной  работы по биологии № 2

  Тема: «Биологически важные химические соединения»

Наименование работы: «Определение витамина С в продуктах питания»

Цель работы: Изучение роли и значения витамина С в питании человека, овладение методами определения содержания витамина С в продуктах питания

Приобретаемые умения и навыки: подготовка вариантов опытов, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.

 Норма времени:2 часа

Оборудование: Бюретка с маленькой воронкой, стеклянная палочка, лабораторный штатив, цилиндр, стаканы.

Реактивы: Иод аптечный 5% спиртовой раствор, крахмальная суспензия, дистиллированная вода. Соки: апельсина, лимона, яблока, картофеля.

 

Литература:

Литература:

 1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Приготовьте растворы из соков (апельсина, лимона, яблока, картофеля) и крахмальной суспензии

Пробирки

Соки

Крахмальная суспензия

1.Налейте в каждую пробирку по 20 мл сока (апельсина, лимона, яблока, картофеля)

2. Добавьте к сокам приготовленную крахмальную суспензию примерно по 5мл и перемешайте содержимое каждой пробирки

Приготовьте раствор йода для титрования.

Раствор йода 5%, дистиллированная вода

Для титрования в качестве стандартного раствора используют раствор иода, так как у аскорбиновой кислоты (витамина С ) есть свойство – быстрая реакция с иодом. 1 моль  аскорбиновой кислоты (176 г) реагирует с одним молем иода (254 г ).

Для получения более точного результата необходимо разбавить раствор иода в 40 раз. Концентрация такого раствора  будет около 0,005 моль\ л; 1 мл его соответствует 0,88 г аскорбиновой кислоты.

С помощью специальной химической посуды по каплям (титрование) добавляйте приготовленный раствор йода в пробирки с соками.

Количество израсходованного йода строго считайте. Пронаблюдайте, когда раствор с соком начнет голубеть-это показатель того, что йод окислил витамин С и начал взаимодействовать с крахмалом.

Запишите сколько миллилитров йода израсходовано для каждой пробирки

По степени изменения окраски сока в пробирках и по количеству израсходованного йода сделайте вывод о содержании витамина  С в соках различных растений

Бюретка , цилиндр,

Приступая к выполнению задания, ознакомьтесь с устройством бюретки, пипетки и техникой работы с ними. Рассмотрите деления на бюретке и уясните, как вести отсчет объема жидкости.

1.Закрепите бюретку в штативе, наполните ее раствором  иодной настойки и отметьте уровень жидкости по нижнему краю мениска.

2.Отмерьте с помощью цилиндра 20 мл сока. Отмеренное количество сока перенесите в стакан и добавьте 5 мл раствора крахмала, перемешайте стеклянной палочкой.

3.Медленно откройте кран бюретки и осторожно, по каплям, добавляйте из бюретки разбавленный раствор иода, при этом непрерывно перемешивайте палочкой
раствор в стакане. Внимательно следите за цветом раствора. Как только вся содержащаяся в растворе аскорбиновая кислота прореагирует с иодом, следующая же его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование надо вести до появления устойчивого синего окрашивания.  Заметьте объем раствора иода, израсходованного на титрование.

2

Рассчитайте содержание витамина С в соках:

Лимона

Апельсина

Яблока

Картофеля

Учитывая, что 1 мл раствора иода соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты (витамина С)

Формула для расчета витамина С в соке лимона:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке лимона

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке апельсина:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке апельсина

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке яблока:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке яблока

VI- количество израсходованного йода

Формула для расчета витамина С в соке картофеля:

mc=VI * 0,88 мг, где

mc- масса витамина С в соке картофеля

VI- количество израсходованного йода

3

Заполните таблицу результатов опытов

№ п/п

Название сока

Объём сока в миллилитрах

Объём раствора йода в миллилитрах

Количество витамина С миллиграммах

1

2

3

4

4

Сделайте вывод о содержании витамина С в соках различных растений.

Какое растение наиболее богато витамином С?

Задание для отчета

Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями

Контрольные вопросы

1.Приведите классификацию витаминов, дайте определение этой группе химических соединений.

2.Какую физиологическую роль выполняет витамин С в организме?

3.Причины гиповитаминозов и авитоминозов.



Предварительный просмотр:

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №1

Лабораторной  работы по биологии №1

  Тема: «Клеточное строение организмов»

Наименование работы: «Строение растительной, животной, бактериальной клеток»

Цель работы: Закрепить знания об основных положениях клеточной теории, о строении клетки, о выполняемых функциях органоидами .

Приобретаемые умения и навыки: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить различия в особенностях строения различных клеток, сравнивать их между собой.

 Норма времени: 2 часа

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, лук, разведенные дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Литература:

Литература:

 1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерий. Под микроскопом рассмотрите их, а  также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма

учебник

Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите  и снимите прозрачную кожицу. Положите ее в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука.

2.

Зарисуйте в тетради рассмотренные клетки и подпишите их органоиды.

учебник

Основные части растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма с пластидами, ядро и вакуоли.

3.

Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

учебник

  В письменной форме записать, сходство и отличие. Перечислить органоиды на рисунках.

4.

Сравните между собой клетки растительные и животные и ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается сходство и отличие клеток?
  2. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
  3. Объясните, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?

учебник

Клетка- основная структурная единица любого организма, обладающая всеми признаками живого.

Наличие хлоропластов, содержащих зеленый пигмент хлорофилл,- признак всех представителей царства растений. Во всех живых клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание ,выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки.

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется клеткой?
  2. Перечислите органоиды клетки?
  3. Какие функции выполняют в клетке ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды, клеточная оболочка?
  4. В чем отличие растительной клетки от животной?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №2

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Основы генетики. Закономерности наследования признаков»

Наименование работы: «Решение задач на моногибридное скрещивание»

Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, гомозигота, гетерозигота, расщепление.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки по решению генетических задач.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение:

  1. Сколько типов гамет образуется у жены?
  2. Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
  3. Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
  4. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

учебник

Оформление задач

Первым  принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ  х  ♂аавв;  неверная запись - ♂аавв  х  ♀ААВВ).

Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).

При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ  ; неверная запись -♀ ВВаа).

  Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно.  Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма  (В) семян гороха –  доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).

Под генотипом всегда пишут фенотип.

Гаметы записывают, обводя их кружком (А).

У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество  верная запись                             неверная запись

          ♀ АА                     ♀ АА

                     А                  А          А

   8.  Фенотипы и типы  гамет пишутся строго под соответствующим    генотипом.

   9.  Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода  и полученных результатов.

2.

При скрещивании раннеспелого сорта овса с позднеспелым получили 720 раннеспелых растений и одно позднеспелое. При дальнейшем самоопылении этих гибридов получили 344 растения

  1. Сколько гетерозиготных растений в первом поколении?
  2. Сколько разных фенотипов в первом поколении?
  3. Сколько разных генотипов в первом поколении?
  4. Сколько во втором поколении раннеспелых растений?
  5. Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?

учебник

Пример решения и оформления задач

Задача. У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих красную и желтую окраску плодов.

Дано:

А – красная окраска

а – желтая окраска

Р ♀АА   х   ♂аа        Решение:

1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи  родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

F1  и F2  - ?_        

2. Записываем схему скрещивания.

Р      ♀АА          х          ♂аа

            Кр                    желт.

а

А

  G                             

F1                                           Аа

                             100%

                                               Кр..

 Р         ♀Аа               х                      ♂Аа

              Кр.                                         Кр.

а

А

а

А

G                                       

 F2    АА        Аа          Аа         аа 

      Кр                   кр.                   Кр.            Желт.

        25%      25%         25%      25%

по фенотипу   3  :  1

по генотипу    1  :  2  :  1

Ответ: F1  Аа 100% кр.; F2    АА , Аа, аа  

3.

У кролика нормальная шерсть доминантна, а короткая рецессивно.У крольчихи с нормальной шерстью родилось 4 крольчонка с короткой шерстью, 3крольчонка с нормальной.

  1. Опишите словами генотип отца?
  2. Опишите словами фенотип отца?
  3. Сколько типов гамет образуется у отца?
  4. Какому теоретическому расщеплению соответствует расщепление по фенотипу в первом поколении?
  5. Однозначно ли можно определить генотип отца в данном случае?

учебник

 Образец смотри в тетради

4.

Мужчина с голубыми глазами (рецессивный признак) женат на женщине с карими глазами. У них родился голубоглазый сын.

  1. Опишите словами генотип отца
  2. Опишите словами генотип матери
  3. Дайте словесное описание генотипа сына?
  4. Могут ли в этой семье родится кареглазые дети?
  5. Могут ли у сына в будущем быть дети с карими глазами?

учебник

Образец смотри в тетради

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется генотипом и фенотипом?
  2. Какой вид расщепления по генотипу и фенотипу при моногибридном скрещивании?
  3. Как обозначаются гомозигота и гетерозигота?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №3

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Основы генетики. Закономерности наследования признаков»

Наименование работы: «Решение задач на дигибридное и полигибридное  скрещивание»

Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, гомозигота, гетерозигота, расщепление. Сформировать умение  и навыки по решению генетических задач.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

У кур оперенные ноги (А) доминируют над голыми, розовидная форма гребня (В) доминирует над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем.

  1. Сколько типов гамет образуется у курицы?
  2. Сколько типов гамет образуется у петуха?
  3. Сколько разных фенотипов, получается от такого скрещивания?
  4. Сколько разных генотипов получается от такого скрещивания?
  5. Какова вероятность рождения двух цыплят подряд с голыми ногами и простым гребнем?

учебник

При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.

♀        ♂

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

          ААВВ

ААВв

 

АаВВ

 

АаВв

 

Ав

ААВв

 

ААвв

 

АаВв

Аавв

 

аВ

АаВВ        

АаВв

 

ааВВ

 

ааВв

 

ав

АаВв

 

Аавв

 

ааВв

 

аавв

 

 

11.  Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или  ½.  Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления  (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).

2.

У арбуза зеленая окраска(А) и круглая форма (В) плодов доминирует над полосатой и удлиненной. Скрещивали сорт с полосатыми удлиненными плодами с гомозиготным сортом с зелеными круглыми плодами. Получили гибриды и провели их взаимное скрещивание, которое дало832 растения.

  1. Сколько разных фенотипов должно получится в F1?
  2. Сколько разных генотипов среди растений  F1 с зелеными круглыми плодами?
  3. Сколько растений в F2 полностью гомозиготные?
  4. Сколько растений в F2 имеют такой же генотип, как гибриды из F1 ?
  5. Сколько растений в F2 похожи на родительские растения с полосатыми удлиненными плодами ?

учебник

Пример решения и оформления задач

Задача. У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих красную и желтую окраску плодов.

Дано:

А – красная окраска

а – желтая окраска

Р ♀АА   х   ♂аа        Решение:

1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи  родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

F1  и F2  - ?_        

2. Записываем схему скрещивания.

Р      ♀АА          х          ♂аа

            Кр                    желт.

а

А

  G                             

F1                                           Аа

                             100%

                                               Кр..

 Р         ♀Аа               х                      ♂Аа

              Кр.                                         Кр.

а

А

а

А

G                                       

 F2    АА        Аа          Аа         аа 

      Кр                   кр.                   Кр.            Желт.

        25%      25%         25%      25%

по фенотипу   3  :  1

по генотипу    1  :  2  :  1

Ответ: F1  Аа 100% кр.; F2    АА , Аа, аа  

3.

  1. У кошек полосатый хвост(А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам. Все неполные гетерозиготы оказались не жизнеспособными. Получили 16 котят. Сколько котят будут со следующими признаками:
  1. Полосатые хвосты и длинные усы
  2. Однотонные хвосты и короткие усы
  3. Полосатые хвосты и короткие усы
  4. Однотонные хвосты и длинные усы
  5. Сколько разных генотипов будет у котят?

учебник

  Решение задачи по образцу

4.

У коров черная масть(А) доминирует над рыжей, а безрогость (В) над рогатостью. Скрещивали черного безрогого быка и рыжую рогатую корову и получили рыжего рогатого теленка.

  1. Сколько типов гамет образуется у быка?
  2. Сколько типов гамет образуется у коровы?
  3. Сколько разных генотипов следует ожидать от такого скрещивания?
  4. Сколько разных фенотипов следует ожидать от такого скрещивания?
  5. Оцените вероятность рождения черного рогатого теленка?

учебник

  Решение задачи по образцу

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Какое скрещивание называется дигибридным и полигибридным?
  2. Какова роль данных видов скрещивания?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №4

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков»

Наименование работы: «Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом»

Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены сцепленные с полом, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, анализирующее скрещивание, X-хромосома, Y-хромосома. Сформировать умение  и навыки по решению генетических задач.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в Х- хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием.

  1. Сколько типов гамет образуется у женщины?
  2. Сколько типов гамет образуется у мужчины?
  3. Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
  4. Какова вероятность, что мальчики в данной семье будут лишены этого дефекта?
  5. Какова вероятность рождения в этой семье здоровой дочери?

Решение задачи:

Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации:

ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот

XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот

ХBХb – черепаховая кошка

Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b.

Редко встречаются коты с черепаховой окраской, но они, как правило, бесплодны, так как их генотип ХХY, т.е. при мейозе у одного из родителей произошло не расхождение хромосом. 

2.

Гемофилия (несвертываемость крови) контролируется рецессивным геном(а), раположенным в Х- хромосоме, а сахарный диабет- аутосомным геном(в). У здоровых супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом.

  1. Сколько типов гамет образуется у матери?
  2. Какова вероятность, что в этой семье родится здоровая дочь?
  3. Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
  4. Какова вероятность рождения дочери с двумя этими заболеваниями?
  5. Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

Решение задачи по образцу

Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.

В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.

Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.

Многие признаки и болезни человека, наследующиеся сцеплено с полом, обусловлены генами, локализованными в Х или У - хромосоме. Таких генов известно около 120. К ним относятся гены гемофилии А и В, недостаточности фермента глюко-зо-6-фосфат-дегидрогеназы, цветовой слепоты и др. Такие болезни носят название молекулярных (генных).

Рассмотрим пример наследования гемофилии:

3.

Рецессивный ген дальтонизма(а) находится в Х- хромосоме. Отец девушки страдает, а мать, как и все ее предки, различают цвета нормально. Девушка выходит замуж за юношу с нормальным зрением.

  1. У всех ли дочерей в этой семье будет нормальное зрение?
  2. У всех ли сыновей в этой семье будут нормальное зрение?
  3. Все ли дети этих сыновей будут здоровыми в случае их брака со здоровыми женщинами?
  4. Могут ли у одной из дочерей все дети быть здоровыми?
  5. Если носительница гена дальтонизма вступит в брак с дальтоником, то с какой вероятностью  в семье  дети будут дальтониками?

  Решение задачи по образцу

4.

У кошек гены рыжего(а) и черного(А) цвета аллельные и раположены в Х- хромосомах. Гетерозиготы имеют пеструю(трехцветную) окраску. Короткая шерсть(В) доминирует над длинной(в) и определяется аутосомным геном. Скрещивали короткошерстную пеструю кошку с длинношерстным черным котом. Получили одного котенка с длинной шерстью, а другого черного с короткой.

  1. Какова вероятность рождения пестрого кота?
  2. Сколько типов гамет образуется у кошки?
  3. Какова вероятность рождения кошки с длинной рыжей шерстью?

Решение задачи по образцу

Приложение к задаче №2

Рассмотрим пример наследования гемофилии:

Р

ХНXh – носительница гена гемофилии

x

ХHУ – здоровый мужчина

 

гаметы

ХН; Xh

 

ХH; У

 

F1

ХНХН – здоровая женщина

ХНXh – здоровая женщина, носительница гена гемофилии

ХHУ – здоровый мужчина

ХhУ – мужчина-гемофилик

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется цитоплазматической наследственностью?
  2. Какова роль данного вида скрещивания?
  3. Перечислите формы взаимодействия аллельных генов?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №5

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Эволюционное учение»

Наименование работы: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель работы: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания,  продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить приспособления.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки  выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

тетради, гербарии(растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев), комнатные  растения, чучела или рисунки животных  различных мест обитания.

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Определите среду обитания растений и животных, предложенных вам для исследования

(ряска, кактус, фикус, орел, цапля, синица)

учебник

Наблюдения и выводы запишите в тетрадь.

Рассмотрите предложенные вам картинки, укажите какие условия обитания являются необходимыми для размножения и распространения этих животных и растений. Сделайте вывод о приспособленности к условиям существования.

2.

Рассмотрите  фотографии( рисунки ) животных(орел, цапля, синица, щегол), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.

учебник

Выявите черты приспособленности к среде обитания у земноводных и птиц. Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орел, цапля, синица, щегол), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц.

3.

Выявите относительный характер приспособленности у кузнечика, божьей коровки, жирафа, тигра, зебры.

учебник

 Выявите относительный характер приспособленности у кузнечика, божьей коровки, жирафа, тигра, зебры.

Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обеспечивают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов.

4.

Рассмотрите шишки и семена ели (или сосны). Укажите признаки, свойственные голосеменным растениям. Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности ели (сосны) к условиям существования в лесном биогеоценозе.

учебник

Наблюдения и выводы запишите по образцу:

Растение    

Приспособительные признаки у семян

5.

На примере комнатных растений, имеющихся в кабинете, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у растений в процессе эволюции.

учебник

Определите морфофизиологические приспособительные свойства у данных растений. Наблюдения и выводы запишите  в таблицу.

Растение    

Приспособительные признаки у растений

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется приспособленностью?
  2. Объясните как возникает приспособленность?
  3. Назовите виды приспособленности у растений и животных?
  4. Какую роль в возникновении приспособленности играют изменчивость, естественный отбор?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №6

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Экологические системы»

Наименование работы: «Сравнительное описание одной из естественных природных систем»

Цель работы: сформировать понятия экологическая система, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Дать сравнительную характеристику природным экосистемам.  

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки  выявлять характерные особенности природных экосистем, определять видовое разнообразие, причины устойчивости, структуру.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

тетради

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Дайте определение экологической системе. Определите, кем по способу питания являются в экосистеме перечисленные организмы (П – продуценты, К – консументы, Р – редуценты):
1) олень;
2) жук-навозник;
3) одноклеточные водоросли;
4)
дизентерийная амеба;
5) ель;
6) дятел;
7) волк;
8) гриб подосиновик;
9) гнилостные бактерии.

учебник

Экологическая система = экосистема - (от греч. «óikos» — жилище, местопребывание и «система») природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например, атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ,  энергии и информации, который можно ограничить в пространстве и во времени по значимым для конкретного исследования принципам.

2.

Какие взаимоотношения складываются между организмами и окружающей средой?

а) как влияют низкие температуры на жизнедеятельность холоднокровных(пойкилотермных) животных

б) как приспособлены растения к перенесению зимы и жаркого лета

в) какое значение в жизни животного имеет вода

г) какие приспособления к жизни в безводных пустынях выработались у растений и животных

учебник

-Экологические факторы - это любые влияющие на организм свойства или компоненты внешней среды, действия которых поддаются измерению.

Группы Э.Ф.:

АБИОТИЧЕСКИЕ         БИОТИЧЕСКИЕ      АНТРОПОГЕННЫЕ

- ФАР – фотосинтетическая активная радиация, т.е. используется растениями для фотосинтеза.

(электромагнитные излучения с длинами волн от 0,1 до 30000нм, область 380 – 710 нм)

- Свет влияет на образование хлорофилла, на работу устьичного аппарата и пр.

Растения по адаптации к световому режиму:

ГЕМОФИТЫ                  СЦИОФИТЫ               ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ

- Для животных свет не является абсолютно необходимым.

-От температуры в первую очередь зависит скорость химических реакций в клетках и интенсивность обмена веществ.

- Для большинства организмов диапазон критических температур составляет от 0˚С до 50˚С . Но существуют организмы, преодолевающие эти пороги.

- От влажности зависит поддержание водного баланса организма.

ГЕМОФИТЫ - организмы водной или околоводной среды.

МЕЗОФИТЫ - обитатели мест с переменной влажностью.

КСЕРОФИТЫ – приспособленные к жизни в сухих условиях.

3.

Из каких компонентов складывается биогеоценоз?

а) что такое продуценты, консументы, редуценты

б) приведите примеры известных вам биогеоценозов

учебник

 Биоценоз– это естественно сложившееся сообщество различных видов.Однако долгое время оставалось неясным, как разграничить понятие «биоценоз» и «биотон» (т.е. место обитания). Этот спор блестяще разрешил русский академик В.Н.Сукачев, который доказал, что и живые существа и их неживое окружение – это единое целое, тесно связанные части одного явления. Следовательно, по его мнению, понятия «биоценоз» и «биотон» надо объединить в термин «биогеоценоз».

«Биогеоценоз» – это исторически сложившееся сообщество растений, животных и окружающих их абиотических условий, которое развивается на конкретной территории.

Биогеоценоз обладает такими свойствами, каких нет у отдельно взятых популяций. В иностранной литературе вместо слова «биогеоценоз» используется «экосистема», более удобное в произношении.

4.

Нарисуйте общую схему круговорота веществ в экологической системе (на выбор)

учебник

Наиболее значимыми для функционирования биосферы являются круговороты основных элементов, входящих в состав живого вещества: углерода, кислорода, азота, фосфора и серы, поскольку они являются компонентами для построения основных молекул живого вещества – углеводов, липидов, белков и нуклеиновых кислот. Эти круговороты создаются живым веществом и одновременно поддерживают жизнедеятельность самих живых организмов. В процессе фотосинтеза за год зелёными растениями потребляется 480 млрд. т вещества, выделяется в атмосферу 250 млрд. т свободного кислорода. При этом создаётся 240 млрд. т живого вещества, а в круговорот вовлекается 1 млрд. т азота, 260 млн. т фосфора, 200 млн. т серы и т.п.

5.

Сравните биогеоценоз лиственного леса и искусственный агроценоз- поле пшеницы, по следующим признакам:

а) видовое разнообразие

б) устойчивость системы

в) цепи питания

г) компоненты

учебник

Говоря о биогеоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности.

Их характеристика: 1 Видовое разнообразие- признак экологического разнообразия ; чем больше видов . тем больше экологических ниш, тоесть выше богатство среды. Чем больше разнообразие , тем выше устойчивость сообщества.

2 .Плотность популяций – число особей данного вида на единицу площади или единице объема.

3. биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы.

6.

Почему происходит смена биогеоценозов? Решение экологической задачи. Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаре сильно расплодились мыши, и он решил истребить их, посадив в амбар кошку.
Фермер дважды взвешивал кошку: перед посадкой в амбар она весила 3600 грамм, а после недельной охоты за мышами кошка весила уже 3705 грамм.
После чего фермер произвел расчёт и узнал, сколько примерно кошка съела мышей, и сколько эти мыши успели съесть зерна. Воспроизведите ход решения этой задачи. Будем считать, что мыши выросли на зерне этого амбара и масса одной мыши 15 грамм.

учебник

Смена биогеоценоза- это закономерно направленный процесс качественного изменения биогеоценоза в результате взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их абиотической средой. Явление, при котором один биогеоценоз заменяется со временем качественно другим, называют сукцессией.

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется биогеоценозом, биоценозом, агроценозом?
  2. Что такое антропогенный фактор?
  3. Как подразделяются экологические факторы?
  4. Что такое ограничивающий фактор?

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта №4

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Изменчивость организмов»

Наименование работы: «Изучение изменчивости у организмов»

Цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки  применять теоретические знания на практике.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (иллюстрации изменчивости организмов), тетради, гербарии(растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев)

Литература: 1. Беляев Д.К.  «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Сравните 2-3 растения одного вида, или отдельные органы: листья, семена, плоды. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2.

Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос. Какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида?

3.

Какие на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие- ненаследственной изменчивостью?

 

4.

Заполните таблицу

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что называется изменчивостью?
  2. Какие виды изменчивости бывают?



Предварительный просмотр:

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта № 2

Практического занятия по биологии

  Тема: «Процессы матричного синтеза»

Наименование работы: «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов. Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.»

Цель работы: ознакомить с общими требованиями к оформлению записи условия задачи и её решения.

 Рассмотреть различные типы задач и примеры их решения.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки по решению задач.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради

Литература:

 1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

.Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов:

-АГТ-АЦЦ-ГАТ-АЦТ-ЦГА-ТТТ-АЦГ

Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы?

учебник

(А-Т, Г-Ц)

2.

Участок молекулы ДНК имеет следующее строение:-ГГА-АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА

Используя таблицу генетического кода и принцип комплементарности, определите последовательность нуклеотидов соответствующего участка и(м)-РНК. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, синтезируемом по и(м)-РНК

ДНК:          -ГГА-АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА

и(м)-РНК: - ??? -  ???-  ???-   ???-    ???

Белок :      - ??? -  ???-  ???-   ???-    ???

учебник

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй- из верхнего горизонтального ряда и третий- из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

3.

Сколько процентов А,Т,Г содержится в молекуле ДНК, если известно, что Ц содержится 20%?

учебник

Правило Чаргаффа

Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина цитозину

А=Т, Г=Ц

4

Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 300  нуклеотидов с Аденином, 100 нуклеотидов с тимином, 150 нуклеотидов с гуанином, и 200 с цитозином. Какое число нуклеотидов с А, Т, Г, Ц содержатся в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок , кодируемый этим участком молекулы ДНК,Ответ поясните.

Правило Чаргаффа

Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина цитозину

А=Т, Г=Ц

5

1.Какое количество водородных связей в гене между двумя цепями ДНК, если известно, что он состоит из 12 нуклеотидов, 5 из которых адениловых.

2. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет такой нуклеотидный состав: ТАГ-ГТЦ-ЦЦА-АТЦ.

Сколько водородных связей связывают этот фрагмент со второй цепью ДНК?

учебник

Комплементарные основания: А-Т, Г-Ц, между нуклеотидами I пары 2 водородные связи, между нуклеотидами II пары 3 водородные связи

6.

Определите число оборотов спирали гена ДНК и количество аминокислот в пептиде, если известно, что количество пар нуклеотидов в гене 27000, а каждый полный виток ДНК включает 10 пар нуклеотидов

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Что такое нуклеиновые кислоты?
  2. Что такое редупликация?
  3. Что такое биосинтез белка?
  4. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?


Предварительный просмотр:

ГБПОУ  РО  КТАУ

        «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инструкционно-технологическая карта

Практического занятия по биологии

         

  Тема: «Сцепленное наследование признаков»

Наименование работы: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании у животных.»

Цель работы: закрепить понятия: сцепленное наследование, группы сцепления генов, кроссоверные гаметы, закон сцепленного наследования, локусы.

 Сформировать умение и навыки по решению генетических задач.

Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение  и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.

Норма времени: 2 часа

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради

Литература:

 1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.

2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.

Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.

Содержание работы

№ п/п

Содержание работы

Применяемое оборудование

Инструкционные указания

1

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит.

А - ген серое тело;
а - ген черного тела;
В - ген нормального крыла;
в- ген укороченного крыла.

учебник

Сцепленное наследование наблюдается, если гены, отвечающие за разные признаки, располагаются в одной паре гомологичных хромосом. Сцепление может быть полным или неполным.

При полном сцеплении гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются вместе.В этом случае скрещивание дигетерозиготы 14-05-2018 12-22-43.jpg и рецессивной дигомозиготы 14-05-2018 12-23-40.jpg приводит к появлению двух фенотипов, полностью повторяющих фенотипы родителей.

Неполное сцепление генов наблюдается, если гены расположены в хромосоме далеко друг от друга. При скрещивании дигетерозиготы и рецессивной гомозиготы получается 4 класса различных фенотипов. При этом происходит образование новых генотипов, полностью отличающихся от родительских.

В этом случае в процесс образования гамет вмешивается кроссинговер.

Дигетерозигота 14-05-2018 12-22-43.jpg образует не два, а четыре вида гамет: некроссоверные

18-05-2018 09-35-29.jpg, 18-05-2018 09-35-45.jpg (больше) и кроссоверные — 18-05-2018 09-36-07.jpg, 18-05-2018 09-36-23.jpg (меньше).

При их соединении с гаметами дигомозиготы 18-05-2018 09-35-45.jpg образуются четыре генотипа и четыре фенотипа: в большем количестве —

нерекомбинантыи 14-05-2018 12-23-40.jpg, в меньшем количестве — рекомбинаны        и 14-05-2018 12-23-06.jpg.

2.

При скрещивании самки дрозофилы с черным телом (рецессивный признак) и нормальными крыльями (доминантный признак) с самцом серым (доминантный признак) телом и сетчатыми крыльями (рецессивный признак) получено следующее потомство: серых с нормальными крыльями 280, серых с сетчатыми крыльями 336, черных с нормальными крыльями 334, черных с сетчатыми 230. Определите генотипы родителей. Рассчитать расстояние между генами цвета тела и сетчатостью крыльев.

учебник

Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции. Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).

А - серое тело;
а - черное тело;
В - нормальные крылья;
в - сетчатые крылья.

3.

При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: 47 : 3 : 3 : 47. Определите расстояние между генами А и В.

учебник

4.

У кур в V-й хромосоме локализованы гены: А - сплошная окраска оперения, В - коричневая окраска глаз (расстояние между генами 20 морганид). Скрещивали гетерозиготных куриц, имеющих сплошное оперение, коричневые глаза с гомозиготным петухом, имеющим полосатую окраску оперения и черные глаза. Определите количество цыплят (в процентах) со сплошным оперением, черными глазами и полосатой окраской, коричневыми глазами.

учебник

  Решение задачи по образцу

А - ген сплошной окраски оперения;
а - ген полосатой окраски оперения;
В - ген коричневой окраски глаз;
b - ген чёрной окраски глаз;
S
AB = 20 морганид;

5.

У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, а пестрая окраска рецессивна по отношению к однородной окраске. Скрещивали черных животных и получили коричневого пестрого щенка. С какой вероятностью щенки будут похожи на родителей? Гены А и В сцеплены, сила сцепления равняется 20 морганидам. Какие гаметы и в каком соотношении будут возникать в ходе мейоза у дигетерозиготного организма?

учебник

  Решение задачи по образцу

А - черная окраска шерсти;
а - коричневая окраска шерсти;
В - однородная окраска шерсти;
b - пестрая окраска шерсти.
Кроссинговер 20 морганид, т. е. S
АВ = 20 м.

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  ОТЧЕТА

       Предоставить  рабочую  тетрадь с  выполненными заданиями.

Контрольные вопросы

  1. Дать определение понятий: сцепленное наследование, кроссоверные гаметы, локус.
  2. Дать определение закона Т.Моргана.