Педагогическая работа
учебные материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №1
Лабораторной работы по биологии № 2
Тема: «Биологически важные химические соединения»
Наименование работы: «Определение витамина С в продуктах питания»
Цель работы: Изучение роли и значения витамина С в питании человека, овладение методами определения содержания витамина С в продуктах питания
Приобретаемые умения и навыки: подготовка вариантов опытов, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.
Норма времени:2 часа
Оборудование: Бюретка с маленькой воронкой, стеклянная палочка, лабораторный штатив, цилиндр, стаканы.
Реактивы: Иод аптечный 5% спиртовой раствор, крахмальная суспензия, дистиллированная вода. Соки: апельсина, лимона, яблока, картофеля.
Литература:
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Задание для отчета
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями
Контрольные вопросы
1.Приведите классификацию витаминов, дайте определение этой группе химических соединений.
2.Какую физиологическую роль выполняет витамин С в организме?
3.Причины гиповитаминозов и авитоминозов.
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №1
Лабораторной работы по биологии №1
Тема: «Клеточное строение организмов»
Наименование работы: «Строение растительной, животной, бактериальной клеток»
Цель работы: Закрепить знания об основных положениях клеточной теории, о строении клетки, о выполняемых функциях органоидами .
Приобретаемые умения и навыки: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить различия в особенностях строения различных клеток, сравнивать их между собой.
Норма времени: 2 часа
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, лук, разведенные дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Литература:
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерий. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма | учебник | Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите ее в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. |
2. | Зарисуйте в тетради рассмотренные клетки и подпишите их органоиды. | учебник | Основные части растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма с пластидами, ядро и вакуоли. |
3. | Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. | учебник | В письменной форме записать, сходство и отличие. Перечислить органоиды на рисунках. |
4. | Сравните между собой клетки растительные и животные и ответьте на вопросы:
| учебник | Клетка- основная структурная единица любого организма, обладающая всеми признаками живого. Наличие хлоропластов, содержащих зеленый пигмент хлорофилл,- признак всех представителей царства растений. Во всех живых клетках, различающихся по форме, размерам, функциям, идут сходные процессы: питание, дыхание ,выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки. |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется клеткой?
- Перечислите органоиды клетки?
- Какие функции выполняют в клетке ядро, цитоплазма, вакуоль, пластиды, клеточная оболочка?
- В чем отличие растительной клетки от животной?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №2
Практического занятия по биологии
Тема: «Основы генетики. Закономерности наследования признаков»
Наименование работы: «Решение задач на моногибридное скрещивание»
Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, гомозигота, гетерозигота, расщепление.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки по решению генетических задач.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение:
| учебник | Оформление задач Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ). Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ). При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа). Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв). Под генотипом всегда пишут фенотип. Гаметы записывают, обводя их кружком (А). У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество верная запись неверная запись ♀ АА ♀ АА А А А 8. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом. 9. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов. |
2. | При скрещивании раннеспелого сорта овса с позднеспелым получили 720 раннеспелых растений и одно позднеспелое. При дальнейшем самоопылении этих гибридов получили 344 растения
| учебник | Пример решения и оформления задач Задача. У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих красную и желтую окраску плодов. Дано: А – красная окраска а – желтая окраска Р ♀АА х ♂аа Решение: 1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа F1 и F2 - ?_ 2. Записываем схему скрещивания. Р ♀АА х ♂аа Кр желт. а А G F1 Аа 100% Кр.. Р ♀Аа х ♂Аа Кр. Кр. а А а А G F2 АА Аа Аа аа Кр кр. Кр. Желт. 25% 25% 25% 25% по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1 Ответ: F1 Аа 100% кр.; F2 АА , Аа, аа |
3. | У кролика нормальная шерсть доминантна, а короткая рецессивно.У крольчихи с нормальной шерстью родилось 4 крольчонка с короткой шерстью, 3крольчонка с нормальной.
| учебник | Образец смотри в тетради |
4. | Мужчина с голубыми глазами (рецессивный признак) женат на женщине с карими глазами. У них родился голубоглазый сын.
| учебник | Образец смотри в тетради |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется генотипом и фенотипом?
- Какой вид расщепления по генотипу и фенотипу при моногибридном скрещивании?
- Как обозначаются гомозигота и гетерозигота?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №3
Практического занятия по биологии
Тема: «Основы генетики. Закономерности наследования признаков»
Наименование работы: «Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание»
Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, гомозигота, гетерозигота, расщепление. Сформировать умение и навыки по решению генетических задач.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания | |||||||||||||||||||||||||
1 | У кур оперенные ноги (А) доминируют над голыми, розовидная форма гребня (В) доминирует над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперенные ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем.
| учебник | При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы по материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.
11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или ½. Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1). | |||||||||||||||||||||||||
2. | У арбуза зеленая окраска(А) и круглая форма (В) плодов доминирует над полосатой и удлиненной. Скрещивали сорт с полосатыми удлиненными плодами с гомозиготным сортом с зелеными круглыми плодами. Получили гибриды и провели их взаимное скрещивание, которое дало832 растения.
| учебник | Пример решения и оформления задач Задача. У томатов красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих красную и желтую окраску плодов. Дано: А – красная окраска а – желтая окраска Р ♀АА х ♂аа Решение: 1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа F1 и F2 - ?_ 2. Записываем схему скрещивания. Р ♀АА х ♂аа Кр желт. а А G F1 Аа 100% Кр.. Р ♀Аа х ♂Аа Кр. Кр. а А а А G F2 АА Аа Аа аа Кр кр. Кр. Желт. 25% 25% 25% 25% по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 : 2 : 1 Ответ: F1 Аа 100% кр.; F2 АА , Аа, аа | |||||||||||||||||||||||||
3. |
| учебник | Решение задачи по образцу | |||||||||||||||||||||||||
4. | У коров черная масть(А) доминирует над рыжей, а безрогость (В) над рогатостью. Скрещивали черного безрогого быка и рыжую рогатую корову и получили рыжего рогатого теленка.
| учебник | Решение задачи по образцу |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Какое скрещивание называется дигибридным и полигибридным?
- Какова роль данных видов скрещивания?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №4
Практического занятия по биологии
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков»
Наименование работы: «Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом»
Цель работы: закрепить понятия: ген, аллельные гены сцепленные с полом, генотип, фенотип, доминантные признаки, рецессивные, анализирующее скрещивание, X-хромосома, Y-хромосома. Сформировать умение и навыки по решению генетических задач.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном (А), расположенным в Х- хромосоме. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием.
| Решение задачи: Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации: ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот ХBХb – черепаховая кошка Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b. Редко встречаются коты с черепаховой окраской, но они, как правило, бесплодны, так как их генотип ХХY, т.е. при мейозе у одного из родителей произошло не расхождение хромосом. | |
2. | Гемофилия (несвертываемость крови) контролируется рецессивным геном(а), раположенным в Х- хромосоме, а сахарный диабет- аутосомным геном(в). У здоровых супругов родился сын, больной гемофилией и диабетом.
| Решение задачи по образцу Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом. В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога. Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны. Многие признаки и болезни человека, наследующиеся сцеплено с полом, обусловлены генами, локализованными в Х или У - хромосоме. Таких генов известно около 120. К ним относятся гены гемофилии А и В, недостаточности фермента глюко-зо-6-фосфат-дегидрогеназы, цветовой слепоты и др. Такие болезни носят название молекулярных (генных). Рассмотрим пример наследования гемофилии: | |
3. | Рецессивный ген дальтонизма(а) находится в Х- хромосоме. Отец девушки страдает, а мать, как и все ее предки, различают цвета нормально. Девушка выходит замуж за юношу с нормальным зрением.
| Решение задачи по образцу | |
4. | У кошек гены рыжего(а) и черного(А) цвета аллельные и раположены в Х- хромосомах. Гетерозиготы имеют пеструю(трехцветную) окраску. Короткая шерсть(В) доминирует над длинной(в) и определяется аутосомным геном. Скрещивали короткошерстную пеструю кошку с длинношерстным черным котом. Получили одного котенка с длинной шерстью, а другого черного с короткой.
| Решение задачи по образцу |
Приложение к задаче №2
Рассмотрим пример наследования гемофилии:
Р | ХНXh – носительница гена гемофилии | x | ХHУ – здоровый мужчина |
|
гаметы | ХН; Xh |
| ХH; У |
|
F1 | ХНХН – здоровая женщина | ХНXh – здоровая женщина, носительница гена гемофилии | ХHУ – здоровый мужчина | ХhУ – мужчина-гемофилик |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется цитоплазматической наследственностью?
- Какова роль данного вида скрещивания?
- Перечислите формы взаимодействия аллельных генов?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №5
Практического занятия по биологии
Тема: «Эволюционное учение»
Наименование работы: «Приспособленность организмов к среде обитания»
Цель работы: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить приспособления.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
тетради, гербарии(растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев), комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания | ||||
1 | Определите среду обитания растений и животных, предложенных вам для исследования (ряска, кактус, фикус, орел, цапля, синица) | учебник | Наблюдения и выводы запишите в тетрадь. Рассмотрите предложенные вам картинки, укажите какие условия обитания являются необходимыми для размножения и распространения этих животных и растений. Сделайте вывод о приспособленности к условиям существования. | ||||
2. | Рассмотрите фотографии( рисунки ) животных(орел, цапля, синица, щегол), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц. | учебник | Выявите черты приспособленности к среде обитания у земноводных и птиц. Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орел, цапля, синица, щегол), определите черты приспособленности к способу добычи пищи в строении клюва у птиц. | ||||
3. | Выявите относительный характер приспособленности у кузнечика, божьей коровки, жирафа, тигра, зебры. | учебник | Выявите относительный характер приспособленности у кузнечика, божьей коровки, жирафа, тигра, зебры. Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обеспечивают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов. | ||||
4. | Рассмотрите шишки и семена ели (или сосны). Укажите признаки, свойственные голосеменным растениям. Укажите, какое условие среды обитания является необходимым для размножения и распространения этого растения. Сделайте вывод о приспособленности ели (сосны) к условиям существования в лесном биогеоценозе. | учебник | Наблюдения и выводы запишите по образцу:
| ||||
5. | На примере комнатных растений, имеющихся в кабинете, определите черты приспособленности к условиям влажности, выработавшиеся у растений в процессе эволюции. | учебник | Определите морфофизиологические приспособительные свойства у данных растений. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется приспособленностью?
- Объясните как возникает приспособленность?
- Назовите виды приспособленности у растений и животных?
- Какую роль в возникновении приспособленности играют изменчивость, естественный отбор?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №6
Практического занятия по биологии
Тема: «Экологические системы»
Наименование работы: «Сравнительное описание одной из естественных природных систем»
Цель работы: сформировать понятия экологическая система, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз. Дать сравнительную характеристику природным экосистемам.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки выявлять характерные особенности природных экосистем, определять видовое разнообразие, причины устойчивости, структуру.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
тетради
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Дайте определение экологической системе. Определите, кем по способу питания являются в экосистеме перечисленные организмы (П – продуценты, К – консументы, Р – редуценты): | учебник | Экологическая система = экосистема - (от греч. «óikos» — жилище, местопребывание и «система») природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например, атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ, энергии и информации, который можно ограничить в пространстве и во времени по значимым для конкретного исследования принципам. |
2. | Какие взаимоотношения складываются между организмами и окружающей средой? а) как влияют низкие температуры на жизнедеятельность холоднокровных(пойкилотермных) животных б) как приспособлены растения к перенесению зимы и жаркого лета в) какое значение в жизни животного имеет вода г) какие приспособления к жизни в безводных пустынях выработались у растений и животных | учебник | -Экологические факторы - это любые влияющие на организм свойства или компоненты внешней среды, действия которых поддаются измерению. Группы Э.Ф.: АБИОТИЧЕСКИЕ БИОТИЧЕСКИЕ АНТРОПОГЕННЫЕ - ФАР – фотосинтетическая активная радиация, т.е. используется растениями для фотосинтеза. (электромагнитные излучения с длинами волн от 0,1 до 30000нм, область 380 – 710 нм) - Свет влияет на образование хлорофилла, на работу устьичного аппарата и пр. Растения по адаптации к световому режиму: ГЕМОФИТЫ СЦИОФИТЫ ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ - Для животных свет не является абсолютно необходимым. -От температуры в первую очередь зависит скорость химических реакций в клетках и интенсивность обмена веществ. - Для большинства организмов диапазон критических температур составляет от 0˚С до 50˚С . Но существуют организмы, преодолевающие эти пороги. - От влажности зависит поддержание водного баланса организма. ГЕМОФИТЫ - организмы водной или околоводной среды. МЕЗОФИТЫ - обитатели мест с переменной влажностью. КСЕРОФИТЫ – приспособленные к жизни в сухих условиях. |
3. | Из каких компонентов складывается биогеоценоз? а) что такое продуценты, консументы, редуценты б) приведите примеры известных вам биогеоценозов | учебник | Биоценоз– это естественно сложившееся сообщество различных видов.Однако долгое время оставалось неясным, как разграничить понятие «биоценоз» и «биотон» (т.е. место обитания). Этот спор блестяще разрешил русский академик В.Н.Сукачев, который доказал, что и живые существа и их неживое окружение – это единое целое, тесно связанные части одного явления. Следовательно, по его мнению, понятия «биоценоз» и «биотон» надо объединить в термин «биогеоценоз». «Биогеоценоз» – это исторически сложившееся сообщество растений, животных и окружающих их абиотических условий, которое развивается на конкретной территории. Биогеоценоз обладает такими свойствами, каких нет у отдельно взятых популяций. В иностранной литературе вместо слова «биогеоценоз» используется «экосистема», более удобное в произношении. |
4. | Нарисуйте общую схему круговорота веществ в экологической системе (на выбор) | учебник | Наиболее значимыми для функционирования биосферы являются круговороты основных элементов, входящих в состав живого вещества: углерода, кислорода, азота, фосфора и серы, поскольку они являются компонентами для построения основных молекул живого вещества – углеводов, липидов, белков и нуклеиновых кислот. Эти круговороты создаются живым веществом и одновременно поддерживают жизнедеятельность самих живых организмов. В процессе фотосинтеза за год зелёными растениями потребляется 480 млрд. т вещества, выделяется в атмосферу 250 млрд. т свободного кислорода. При этом создаётся 240 млрд. т живого вещества, а в круговорот вовлекается 1 млрд. т азота, 260 млн. т фосфора, 200 млн. т серы и т.п. |
5. | Сравните биогеоценоз лиственного леса и искусственный агроценоз- поле пшеницы, по следующим признакам: а) видовое разнообразие б) устойчивость системы в) цепи питания г) компоненты | учебник | Говоря о биогеоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности. Их характеристика: 1 Видовое разнообразие- признак экологического разнообразия ; чем больше видов . тем больше экологических ниш, тоесть выше богатство среды. Чем больше разнообразие , тем выше устойчивость сообщества. 2 .Плотность популяций – число особей данного вида на единицу площади или единице объема. 3. биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы. |
6. | Почему происходит смена биогеоценозов? Решение экологической задачи. Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаре сильно расплодились мыши, и он решил истребить их, посадив в амбар кошку. | учебник | Смена биогеоценоза- это закономерно направленный процесс качественного изменения биогеоценоза в результате взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их абиотической средой. Явление, при котором один биогеоценоз заменяется со временем качественно другим, называют сукцессией. |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется биогеоценозом, биоценозом, агроценозом?
- Что такое антропогенный фактор?
- Как подразделяются экологические факторы?
- Что такое ограничивающий фактор?
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №4
Практического занятия по биологии
Тема: «Изменчивость организмов»
Наименование работы: «Изучение изменчивости у организмов»
Цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки применять теоретические знания на практике.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (иллюстрации изменчивости организмов), тетради, гербарии(растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев)
Литература: 1. Беляев Д.К. «Общая биология» учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г. – 303с.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2010г. – 256с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Сравните 2-3 растения одного вида, или отдельные органы: листья, семена, плоды. Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида. | ||
2. | Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос. Какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида? | ||
3. | Какие на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие- ненаследственной изменчивостью? |
| |
4. | Заполните таблицу |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что называется изменчивостью?
- Какие виды изменчивости бывают?
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта № 2
Практического занятия по биологии
Тема: «Процессы матричного синтеза»
Наименование работы: «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов. Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.»
Цель работы: ознакомить с общими требованиями к оформлению записи условия задачи и её решения.
Рассмотреть различные типы задач и примеры их решения.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки по решению задач.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
.Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АГТ-АЦЦ-ГАТ-АЦТ-ЦГА-ТТТ-АЦГ Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы? | учебник | (А-Т, Г-Ц) |
2. | Участок молекулы ДНК имеет следующее строение:-ГГА-АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА Используя таблицу генетического кода и принцип комплементарности, определите последовательность нуклеотидов соответствующего участка и(м)-РНК. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, синтезируемом по и(м)-РНК ДНК: -ГГА-АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА и(м)-РНК: - ??? - ???- ???- ???- ??? Белок : - ??? - ???- ???- ???- ??? | учебник | Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй- из верхнего горизонтального ряда и третий- из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. |
3. | Сколько процентов А,Т,Г содержится в молекуле ДНК, если известно, что Ц содержится 20%? | учебник | Правило Чаргаффа Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина цитозину А=Т, Г=Ц |
4 | Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с Аденином, 100 нуклеотидов с тимином, 150 нуклеотидов с гуанином, и 200 с цитозином. Какое число нуклеотидов с А, Т, Г, Ц содержатся в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок , кодируемый этим участком молекулы ДНК,Ответ поясните. | Правило Чаргаффа Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина цитозину А=Т, Г=Ц | |
5 | 1.Какое количество водородных связей в гене между двумя цепями ДНК, если известно, что он состоит из 12 нуклеотидов, 5 из которых адениловых. 2. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет такой нуклеотидный состав: ТАГ-ГТЦ-ЦЦА-АТЦ. Сколько водородных связей связывают этот фрагмент со второй цепью ДНК? | учебник | Комплементарные основания: А-Т, Г-Ц, между нуклеотидами I пары 2 водородные связи, между нуклеотидами II пары 3 водородные связи |
6. | Определите число оборотов спирали гена ДНК и количество аминокислот в пептиде, если известно, что количество пар нуклеотидов в гене 27000, а каждый полный виток ДНК включает 10 пар нуклеотидов |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Что такое нуклеиновые кислоты?
- Что такое редупликация?
- Что такое биосинтез белка?
- Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка?
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта
Практического занятия по биологии
Тема: «Сцепленное наследование признаков»
Наименование работы: «Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании у животных.»
Цель работы: закрепить понятия: сцепленное наследование, группы сцепления генов, кроссоверные гаметы, закон сцепленного наследования, локусы.
Сформировать умение и навыки по решению генетических задач.
Приобретаемые умения и навыки: Закрепить умение и навыки по решению генетических задач; применять теоретические знания на практике.
Норма времени: 2 часа
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Содержание работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. А - ген серое тело; | учебник | Сцепленное наследование наблюдается, если гены, отвечающие за разные признаки, располагаются в одной паре гомологичных хромосом. Сцепление может быть полным или неполным. При полном сцеплении гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются вместе.В этом случае скрещивание дигетерозиготы и рецессивной дигомозиготы приводит к появлению двух фенотипов, полностью повторяющих фенотипы родителей. Неполное сцепление генов наблюдается, если гены расположены в хромосоме далеко друг от друга. При скрещивании дигетерозиготы и рецессивной гомозиготы получается 4 класса различных фенотипов. При этом происходит образование новых генотипов, полностью отличающихся от родительских. В этом случае в процесс образования гамет вмешивается кроссинговер. Дигетерозигота образует не два, а четыре вида гамет: некроссоверные — , (больше) и кроссоверные — , (меньше).При их соединении с гаметами дигомозиготы образуются четыре генотипа и четыре фенотипа: в большем количестве — нерекомбинантыи , в меньшем количестве — рекомбинаны и . |
2. | При скрещивании самки дрозофилы с черным телом (рецессивный признак) и нормальными крыльями (доминантный признак) с самцом серым (доминантный признак) телом и сетчатыми крыльями (рецессивный признак) получено следующее потомство: серых с нормальными крыльями 280, серых с сетчатыми крыльями 336, черных с нормальными крыльями 334, черных с сетчатыми 230. Определите генотипы родителей. Рассчитать расстояние между генами цвета тела и сетчатостью крыльев. | учебник | Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции. Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb). А - серое тело; |
3. | При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам А и В, с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: 47 : 3 : 3 : 47. Определите расстояние между генами А и В. | учебник | |
4. | У кур в V-й хромосоме локализованы гены: А - сплошная окраска оперения, В - коричневая окраска глаз (расстояние между генами 20 морганид). Скрещивали гетерозиготных куриц, имеющих сплошное оперение, коричневые глаза с гомозиготным петухом, имеющим полосатую окраску оперения и черные глаза. Определите количество цыплят (в процентах) со сплошным оперением, черными глазами и полосатой окраской, коричневыми глазами. | учебник | Решение задачи по образцу А - ген сплошной окраски оперения; |
5. | У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, а пестрая окраска рецессивна по отношению к однородной окраске. Скрещивали черных животных и получили коричневого пестрого щенка. С какой вероятностью щенки будут похожи на родителей? Гены А и В сцеплены, сила сцепления равняется 20 морганидам. Какие гаметы и в каком соотношении будут возникать в ходе мейоза у дигетерозиготного организма? | учебник | Решение задачи по образцу А - черная окраска шерсти; |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями.
Контрольные вопросы
- Дать определение понятий: сцепленное наследование, кроссоверные гаметы, локус.
- Дать определение закона Т.Моргана.