Моим коллегам

Рожнова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Тема: «С.В. Михалков « Мой щенок»

Цели:

  1. Познакомить учеников с произведением С.Михалкова “Мой щенок”.
  2. Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.

Обучать самостоятельной работе с текстом.

  1. Развивать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
  2. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к животным.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Метапредметные :

Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;

Регулятивные умения:  учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;

Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;

Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология, частично-поисковая, здоровьесберегающая.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями, портрет С.В.Михалкова, название произведения, иллюстрация щенка, напечатанные слова и предложения для работы над беглостью чтения, иллюстрации к стихотворению.

Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку: внешний вид, порядок на рабочем столе, наличие учебников.

- Улыбнитесь мне, друг другу.

- Чтобы урок был интересным, познавательным, что надо делать?

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Самоопределение

- Быть активными и не боятся выражать свои мысли.

Л: умение настроиться на работу

2.Работа с текстом до чтения.

1)Речевая разминка

- С чего начинаем урок литературного чтения? Почему?

1) - Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:

 Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2) - Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- Какой следующий этап урока?

- С какой целью мы повторяем?

- С речевой разминки. Чтобы чётко, понятно, правильно говорить.

Работают над произношением.

2)Актуализация знаний

- Готовясь к нашему уроку, я вспомнила слова из повести «Маленький принц», которую написал Антуан де сент-Экзюпери:

- Внимательно прочитайте слова. Подумайте над их смыслом. Что они означают?

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы думаете, почему это высказывание я предлагаю взять эпиграфом к уроку?

- Мы вернёмся к нему в конце урока. Я думаю, позже вы сможете  объяснить,  почему я взяла именно эти слова.

- У кого из вас дома есть питомцы?

- За что вы их любите?

- Посмотрите, какие вы приготовили рисунки, на которых изобразили своих любимых животных. Сразу видно, что вы их любите.        

- Предположите о ком будем говорить на уроке?

Свободное владение знакомым  материалом.

Л: опора  на свой  жизненный опыт

3)Постановка темы, цели урока

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством писателя Сергея Владимировича Михалкова.

- Сергей Михалков сочинил замечательное стихотворение.

- Прочитайте название этого стихотворения.

- Какова же тема урока?

- Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?

Продолжите предложения:

Мы познакомимся с…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

С.В.Михалков «Мой щенок».

Выразительно и бегло читать, характеризовать героев,  выражать  своё отношение к происходящим   событиям,  самостоятельно работать с текстом.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознанное построение речевого высказывания.

4)Антиципация

- О ком будет это произведение?

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке?

- Как вы думаете, почему девочка грустит?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Р: высказывать свои предположения

3.Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение и восприятие

- Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением. (аудиозапись)

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?

- Как вы думаете, почему эта история произошла со щенком и девочкой?

- Предлагаю ещё раз прочитать произведение, провести диалог с автором и ответить на этот вопрос.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста

2)Перечитывание текста

Чтение за лидером.(Первая часть)

- Что значит «сбилась с ног»?( После первой строчки.)

- Что можете сказать о девочке? Какая она?

Чтение по цепочке.(Вторая часть)

- Как вы понимаете «одеяло он увидел – покрываться нечем стало»?

- Что такое «кладовка»?

- Что такое «жбан»?

- Как вел себя щенок с самого утра? Какой он?

- Что нужно было сделать, чтобы щенок не убежал на улицу?

Выборочное чтение. (Третья часть)

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Что значит «горевала»?

Чтение «буксир». (Четвертая часть)

- Почему  щенка называют «страшный зверь»?

- Почему таким вернулся щенок домой?

-Какой опасности подвергся щенок на улице?

Самостоятельное чтение «про себя». (Пятая часть)

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Веселый,  глупый, любопытный, шаловливый, непоседливый.

Закрывать входную дверь, всегда быть рядом, у щенка должно быть свое место.

(Походу чтения на доске появляется запись)

Девочка

  • Добрая
  • Ответственная
  • Заботливая
  • Внимательная

Щенок

  • Озорной
  • Глупый
  • Любопытный
  • Непослушный
  • Шаловливый

К: умение слушать, построить ответ на вопрос

3)Беседа по содержанию в целом

- Почему эта история произошла со щенком и девочкой?

- Кто прав, кто виноват?

- Да, ребята,  животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин.  

- Наверное, каждый из вас мечтает иметь такого друга. Но что необходимо понимать перед тем, как завести дома животное?

- Сергей Владимирович Михалков написал свое стихотворение «Мой щенок» не просто так,  он хотел вас чему-то научить. Чему же хотел научить вас Михалков?

– А над чем заставило вас задуматься?

-  Да, ребята, я с вами согласна. Любое маленькое существо требует заботы о нем, ласки и любви.

Понимать, какую ответственность будешь нести, взяв собаку к себе домой.

Физминутка.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот.
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Показывают движения

4.Работа с текстом после чтения.

1)Творческое задание (составление картинного  плана, работа над выразительным чтением)

а) составление алгоритма работы

- Читая стихотворение, мы увидели, как одно действие сменяется другим. Чтобы лучше понять содержание стихотворения, мы разбили его на части. Продолжим работу над стихотворением в группах. Каждая группа будет работать со своей частью.

- Откройте конверт с заданием. Прочитайте.

- Составим алгоритм выполнения задания.

б) работа в группах.

- А теперь приступаем к работе. Песочные часы покажут вам время работы.

- Если группа закончит работу, то покажите знак дружбы.

в) проверка работы групп

-Поднимите руки, чья группа работала с 1 частью. Проверим вашу работу.

Для учителя (если группа затрудняется ответить)

- Какой заголовок вы подобрали? Как вы озаглавили эту часть?

- С какой интонацией вы будете его читать?

- Какую картинку вы выбрали?

- В каком темпе будем читать эти строки?

-Поднимите руки, чья группа работала со 2 частью. Проверим вашу работу.

-Поднимите руки, чья группа работала с 3 частью. Проверим вашу работу.

-Поднимите руки, чья группа работала с 4 частью. Проверим вашу работу

-Поднимите руки, чья группа работала с 5 частью. Проверим вашу работу.

- Чему вы научились, выполняя эту работу?

- Верно, составление картинного плана помогло нам раскрыть содержание стихотворения и найти нужную интонацию.

-  А сейчас я предлагаю юным артистам выйти на сцену и прочитать стихотворение для наших гостей.

(Учитель озвучивает отметки выступающим)

Воздействие на эмоциональную сферу.



Читает задание 1 ученик.

- Прочитайте отрывок из произведения, выберите иллюстрацию к отрывку, определите название части, определите настроение, с которым надо читать отрывок.

(Ученики составляют алгоритм:

1. Прочитать отрывок.

2. Подобрать иллюстрацию.

3. Озаглавить отрывок.

4. Выбрать настроение.)

(В каждой группе своя карточка и 5иллюстраций. Работают самостоятельно. Если дети затрудняются, то они могут воспользоваться карточкой-помощником. ) 

(Свой ответ каждая группа формулирует по плану, который напечатан на карточке)

Мы озаглавили часть _______________

Читаем её  ________________________

Выбрали картинку номер____________

1 команда. Дан отрывок « Я сегодня…. не могла»

Иллюстрация

Название части

Интонация

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости.

-Быстро, потому что надо быстро совершать все действия.

2 команда «В это утро…..и пропал»

3 команда «Может быть его украли….сидела и ждала»

Иллюстрация

Название части

Интонация

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости.

Иллюстрация

Название части

Интонация

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

Девочка лечит щенка.

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью

С тревогой.

Со страхом,  а потом с чувством жалости

4 команда  « Вдруг….пчелиный рой»

Иллюстрация

Название части

Интонация

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

 Девочка лечит щенка

С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости.

5 команда «Весь укутанный….его лечу»

Иллюстрация

Название части

Интонация

Возвращение щенка.

Проказы щенка.

Щенок пропал.

Девочка страдает.

 Девочка лечит щенка

 С удивлением.

С грустью.

С нежностью и любовью.

С тревогой.

Со страхом, а потом с чувством жалости.

- Подбирать иллюстрацию к тексту, находить заголовок, подбирать нужную интонацию

Выходят дети от каждой группы. Читают выразительно свою часть текста.

К:                  умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение

Л: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

2)Творческое задание

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять?

- Какие способы вы предложили бы семье, для поиска собаки?

- А вы знаете, как пишутся объявления?

- Один ученик работал с дополнительной литературой и узнал, как пишутся объявления.

- Давайте посмотрим на объявления, которое написали дети. Всё ли верно написано? Исправьте ошибки.

Написать объявления, позвонить в полицию, искать всей семьей и друзьями.

Сообщение ученика.

В объявлении нужно указать,  что продаёшь или   покупаешь,   кто пропал или что нашли. Описать внешность, признаки, особые приметы.  Обязательно указать свой адрес или телефон.

Ученики работают в паре.(Рабочая тетрадь с. 61 № 1)

5.Итог урока.

- С каким стихотворением вы сегодня познакомились?

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?

- Почему стихотворение назвали “Мой щенок”?

- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?

Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Как вы их теперь понимаете? 

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Л: объяснить самому себе что получилось, а что нет.

Р: оценка своей деятельности на уроке.

6.Рефлексия.

- Вспомните, какие задачи ставили перед собой в начале урока. Достигли ли?

- Выберите и продолжите любое предложение, оцените свою работу на уроке:

- Сегодня на уроке я научился…

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда..

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

7.Домашнее задание.

  • Придумать свою историю про щенка.
  • Наизусть понравившуюся часть.
  • Рисунок к понравившемуся эпизоду.

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Андрей Платонов «Неизвестный цветок»

(4 класс, система Л. В. Занкова)

Технология формирования правильного типа читательской деятельности

Цели: 1. Развитие образного мышления учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою.

            2. Формировать и развивать коммуникативные умения и навыки.

            3. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

этап урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

организационный момент

1-3 мин.

1.Общая готовность детей к уроку.

2.Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

- Урок хотела бы начать с высказывания одного известного философа – Горация.

- Прочитайте:

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».

- Вы согласны с этим утверждением? Почему?

- Я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

I этап до чтения

5-10 мин.

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

4. Появление целей урока.

- С каким произведением вы знакомились дома?

- Какими были предположения до чтения? Оправдались?

- На что обратили внимание перед чтением? (название, иллюстрация, слова)

- Какие вопросы возникли до чтения?

- На все ли вы нашли ответы?

- О чём говорит сочетание слов «сказка – быль»? (сказочные события переплетаются с реальными)

- Как вы думаете, с какой целью автор объединил несовместимые жанры? (в таком сочетании кроется тайна, которая поможет понять главную мысль произведения)

- Почему произведение «Неизвестный цветок» помещён в разделе «Каждый выбирает по себе»?

- Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?

- Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим предположения.

1. Свободное владение прошлым материалом.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

II этап во время чтения

15-20 мин.

1. Перечитывание текста.

 

2. Беседа по содержанию в целом.

1 часть (на пустыре) чтение за «лидером». По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы.

- Что напоминает начало? (сказку)

- Почему никто не знал?

- Как вы понимаете «чёрная добрая земля»?

- Что значит «томилось»? (мучиться, испытывать трудности)

- Почему долго «томилось»?

- Какой характер цветка?

- Почему ветер утихал?

- Что значит «тучная земля»?

- Какой характер цветка?

- Что значит превозмогал?

-Какой характер цветка? (на доске - сила воли, терпение, мужество, борец, трудолюбивый, сильный, жизнелюбивый, грустный, одинокий, скромный)

- Что значит «глодать»?

- Какой же была жизнь цветка на пустыре? (безрадостной, борьба за жизнь, трудной)

- Были ли у него друзья? (ветер, лучи солнца)

2 часть (встреча с Дашей) чтение «буксир». По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы.

- Почему автор сравнивает цветок со звездой? (так же одинок как звезда во Вселенной, необычайной красив)

- Что помогало цветку выжить? (труд и сила воли)

- Какие чувства переполняли Дашу? (грусть)

- Что такое «благоухание»?

- Почему Даша могла почувствовать тихий запах цветка?

3 часть (встреча Даши и цветка) чтение в паре.

- Какая часть проиллюстрирована с. 115? Зачитайте начало и конец.

- Я вам предлагаю с соседом в паре прочитать и обсудить диалог Даши и цветка: какое значение имела встреча для цветка и для Даши? (поддержали друг друга)

- Оцените поступок Даши. Почему она поступила? (добрая, сочувствие, сострадание)

4 часть (пионеры) вычитывание.

- Из следующей части, в которой говорится о пионерах, найдите и зачитайте словосочетания или предложения, которые характеризуют душевные качества ребят, помогающих неизвестному цветку. (справедливые, доброта, милосердие, сочувствие, любовь, забота)

5 часть (через год) самостоятельное чтение.

- Предлагаю, оценив свои возможности, выбрать задание и выполнить.

1 уровень. Какие изменения произошли на пустыре через год? Почему?

2 уровень. Почему новый цветок был лучше, сильнее своего отца?

3 уровень. Почему новый цветок вырос на старом месте, а не на плодородной земле?

1. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

 Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.

III этап после чтения

10-15 мин.

1. Концептуальная беседа по тексту.

2. (Творческие) задания.

- О чём же это произведение?

- Как бы вы поступили на месте героя?

- Стоит ли жить так, как жил неизвестный цветок?

- Какую важную мысль хотел донести Платонов до читателя? (жизнь цветка – подвиг, нужно много трудиться, чтобы жить и не умереть. Борьба за выживание создаёт красоту жизни. Любоё существо заслуживает того, чтобы окружающие услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – не просто, надо приложить усилия, совершить поступок и это вызывает уважение.

- Вспомните пословицы, поговорки, в которых бы отражалась главная идея произведения.

- В конце урока я бы хотела прочитать вам стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать, и насыщать

Увечных слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

- Почему именно это стихотворение?

1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

(Самостоятельное) выделение основной идеи текста, его концептуального уровня.

2. Выполнение (творческого) задания

подведение итогов урока

3-5 мин.

- Какие действия мы совершали, чтобы прийти к таким выводам?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Перечисление своих действий.

домашнее задание

1-2 мин.

Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста.

Работа по развитию речи.

  1. Составь план произведения и ответь на вопрос №1.
  2. Вопрос №4.
  3. Пересказ истории от лица цветка.
  4. Подумай и напиши, что будет дальше с цветком.
  5. Приготовь рассказ об авторе.



Предварительный просмотр:

Константин Георгиевич Паустовский

«Заячьи лапы»

Цели: 1. продолжить знакомство с творчеством Паустовского и особенностями его произведений.

            2. пронаблюдать, какими средствами удалось писателю подвести читателя к серьёзной идеи произведения.

1. Организационный момент.

- Читая одну книгу, где собраны разные высказывания великих людей мира, одна мысль мне очень понравилась, я бы хотела с вами поделиться.

«Самый лучший день-сегодня.

Самая большая потребность-общение.

Самое большое богатство-здоровье.

Самый большой дар-любовь».

- Вы согласны с этим утверждением? Почему?

- Я предлагаю взять эти строки эпиграфом нашего урока.

2. Работа до чтения.

- С каким произведением вы познакомились дома?

- Какими были предположения до чтения рассказа?

- Они оправдались?

- На что обратили внимание перед чтением? (автор, название, иллюстрации, слова)

- Какие вопросы возникли до чтения?

- На все ли вы нашли ответы?

- А как вы считаете, почему Паустовский назвал свой рассказ «Заячьи лапы»?

- Прочитаем текс, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.

3. Работа во время чтения.

1 часть (у ветеринара) чтение «за лидером». По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы.

- Как вы считаете, какая миссия человека, который стал ветеринаром?

- Почему плакал заяц?

- Кто такой оголец?

- Что такое сени?

- Что вы почувствовали после прочитанного? Почему?

- Как вы думаете, почему Ваня не нашёл помощи у ветеринара?

- Какой характер у данного персонажа? (грубый, равнодушный, жестокий)

2 часть (бабка Анисья) чтение «буксир». По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы.

- А откуда бабушка знает, что заяц выздоровеет?

- Почему она отправляет их к Карлу Петровичу?

- Что значит прошамкала?

- Почему бабка Анисья помогла советом? Какой у неё характер? (добрая, жалостливая, душевная)

3 часть (дорога домой) чтение «по цепочке» и вычитывание.

- «Он не шёл, а бежал…» Почему?

- Из этого отрывка, в котором говорится, как Ваня добирался домой, найдите и зачитайте словосочетания или предложения, которые характеризуют мальчика. (переживает, заботливый, добрый, старательный)

4 часть (у аптекаря) чтение по ролям в паре.

- Какая часть проиллюстрирована на с. 87?

- Зачитайте начало и конец.

- Я вам предлагаю с соседом в паре прочитать и обсудить диалог аптекаря с дедом. Почему аптекарь помог найти дорогу?

- Какой человек аптекарь? (нервный, сердитый, строгий, добрый)

5 часть (Карл Петрович) самостоятельно

- Предлагаю, оценив свои возможности, выбрать задание и выполнить.

1 уровень

Что рассказал дед Карлу Петровичу о зайце? (пересказ)

2 уровень

Найди разговор деда с Карлом Петровичем, прочитай и составь словесный портрет доктора. (Его характер)

3 уровень

Найди разговор деда с Карлом Петровичем, прочитай и задай вопросы к автору.

 - А как бы вы поступили на месте героев рассказа?

- О чём или о ком этот рассказ? Только ли о зайце?

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц – в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто - то сдаёт экзамен жизни, кто – то нет.

6 часть (урок жизни) с. 91 чтение по цепочке.

- Чем же провинился дед перед зайцем?

4. Работа после чтения.

- Какую важную мысль хотел донести Паустовский до читателя?

Человек хотел нанести вред природе, но она великодушно не помнит зла, готова прийти на помощь, если её не уничтожать. Спасение и жизнь человека зависит от нашего отношения к природе.

- Главные мысли можно выразить словами и других писателей.

- Послушайте песню из кинофильма «Маленький Мук».

- Соотнесите эти 2 произведения, что общего?

- Какие действия мы совершали, чтобы прийти к таким выводам?

5. Домашнее задание.

  1. Составь план рассказа и ответь на вопрос №3.
  2. Вопрос №4.
  3. Пересказ истории от лица Вани.
  4. Подумай и напиши, что будет дальше с зайцем. Приготовь рассказ об авторе.



Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема урока: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»».

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.

Метапредметные :

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология, частично-поисковая, здоровьесберегающая.

Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку: внешний вид, порядок на рабочем столе, наличие учебников.

-  Мы начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на ребят нашего  класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.  

- Чтобы урок был интересным, познавательным, что надо делать?

- С чего начинаем урок?

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Самоопределение

- Быть активными и не боятся выражать свои мысли.

Л: умение настроиться на работу

2.Работа с текстом до чтения.

1)Речевая разминка

- С чего начинаем урок литературного чтения? Почему?

1) Упражнение на дыхание «Завывание зимней вьюги». Звук (у).

- На выдохе, пока воздух не закончится.

- Затем отрывисто.

2) Упражнения для артикуляции

  • «Губы трубочкой – губы в улыбке»
  • «Проколи щёчку»
  • «Не сломай язык» (скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

- Начинаем говорить тихо, заканчиваем громко.

- Начинаем говорить громко, заканчиваем тихо.

- Говорим с разными эмоциями. (показываю смайлик)

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- Какой следующий этап урока?

- С какой целью мы повторяем?

- С речевой разминки. Чтобы чётко, понятно, правильно говорить.

Работают над произношением.

2)Мотивация к деятельности

- Прочитайте высказывание великого поэта: «Чтение – вот лучшее учение!» Как вы думаете, почему он так сказал?

- Поднимите руки, кто любит читать стихотворения?

- Почему, ты, любишь?

- Стихи очень мелодичные, их можно петь. В них поэты передают настроение, душевное состояние и это вызывает удивление. Когда читаешь стихотворения, мир кажется лучше и добрее.

- Готовы ли вы сегодня на уроке погрузиться в  чудесный мир Поэзии?

Свободное владение знакомым  материалом.

Л: опора  на свой  жизненный опыт

3)Актуализация знаний

- Поверим домашнюю работу. Конкурс «Кто лучше» (выразительное чтение стихотворения)

- Оцени своё чтение.

- Оцените чтение одноклассника.

- Дайте рекомендации.

4)Постановка темы, цели урока

- Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке, отгадайте загадки:

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу,
Белы дома.
Ночью к нам пришла ...
(Зима) 

С собою Солнце приведёт,

Ночь вдаль уведёт,

До обеда с нами будет,

И естественно разбудит!

(Утро)

- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? - Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, так и называется « Зимнее утро».

- Я думаю, что вы уже догадались, кто автор этого стихотворения?

- Тема нашего урока?

- Какие цели поставите перед собой, изучая данное произведение?

1. Познакомиться со стихотворением «Зимнее утро».

2. Проанализировать стихотворение.

3. Научиться читать стихотворение  выразительно.   

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

о зимнем утре

 А.С.Пушкин 

Выразительно и бегло читать, характеризовать героев,  выражать  своё отношение к происходящим   событиям,  самостоятельно работать с текстом.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осознанное построение речевого высказывания.

5)Антиципация

- Откройте учебник, рассмотрите иллюстрацию, предположите, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»?

- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)

 

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Р: высказывать свои предположения

3.Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение и восприятие

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. (Звучит аудиозапись.)

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном (чувства, картины) (Радости.  Хочется очутиться среди сверкающего снега. Увидеть зимний лес, сесть в сани и прокатиться по снежной дорожке)

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)

-От чьего лица написано стихотворение? С кем он хочет поделиться своими чувствами?- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе, ведя диалог с автором.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста

2)Перечитывание текста

Чтение за лидером.(Первая часть)

- В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. А зачем нам объяснять значение слов?

Дремлешь  - находишься в состоянии полусна

Сомкнуты -  закрыты                                          

Нега- наслаждение, приятное состояние, иногда – сон                                                      

Взоры-  глаза                                                

Северная Аврора- богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

- Как герой обращается к своей собеседнице?

- Кaкoй вы прeдстaвляeтe  сeбe  гeрoиню?

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?

- Какие настроения испытывает герой Пушкина?

- Что автор использует для передачи радостного настроения (эпитеты – чудесный день, друг  прелестный, восклицательные предложения, устаревшие слова

Чтение по цепочке.(Вторая часть)

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?

- «Вечор» - это когда?

- А мгла – это что?

- А почему тучи мрачные?

- «Нынче» - это когда?

- Каким настроением окрашена вторая строфа? Докажите словами из текста.

- Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»?

Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть красоту наступившего утра.                                

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.(Учитель вводит понятие «контраст»)

Выборочное чтение. (Третья часть)

- Герой наблюдает за природой из окна. Что видит поэт? Прочитаем следующую строфу самостоятельно и назовите.

- Что значит великолепными? - Прозрачный лес?

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы.

- Какое настроение у героя?

Чтение «буксир». (Четвертая часть)

Янтарным блеском - прозрачно-жёлтый цвет                                                                            

Озарена - ярко освещена                                              

Лежанка -  выступ у печки, где можно лежать                                               

велеть  - приказать                                                
запречь - запрягать  

кобылка бурая – серовато-коричневая лошадь

- Яркое  солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи?

- Кто помнит, как называется этот литературный приём?

- Почему треск печи веселый?

- Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный? Когда на сердце грустно и печально.

- Какое настроение передает поэт в этой строфе? 

- Почему мечтательное? О чем мечтает поэт?  

Самостоятельное чтение «про себя». (Пятая часть)

- Перечитай последнюю строфу. Какую интонацию ты выберешь?

- Как названа лошадь? Кобылка бурая, нетерпеливый конь?

- Почему? Так поэт передает свое желание оказаться на просторе или мечтает, что лошадь станет нетерпеливым конем.    

- Бег нетерпеливого коня − это не только перемещение в пространстве, но и ход времени. В душе поэта совмещается мгновенное и вечное: о милом береге и о вчерашнем вечере, способность к восприятию красоты, любви и ожидания.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. (Походу чтения на доске появляется запись)

«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»

Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм.

Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.

Настроения радостного ожидания, бодрости., свежести, задора восторженно, с восхищением.

эпитеты – чудесный день, друг  прелестный, восклицательные предложения, устаревшие слова

Вечор -  вчера вечером

Мутное небо – непрозрачное небо (от набежавших или скрывших солнце туч)

Мгла -  непрозрачный воздух

Мрачные тучи – темные тучи                                              

Нынче - сегодня     

Печальное, тревожное, в конце удивленно

«Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»  

Олицетворение, сравнение

Радостное, весёлое, солнечное, восторженное, поэта радует красота зимнего пейзажа, не спеша, спокойно

 

Звукопись

У поэта восторженное, радостное и веселое настроение, поэтому треск тоже веселый.

Настроение тепла, уюта, покоя. спокойно, медленно, мечтательно       

спокойно, медленно, мечтательно

К: умение слушать, построить ответ на вопрос

3)Беседа по содержанию в целом

 - С кем герой делится своими мечтами, впечатлениями, переживаниями? Почему?

- Какой вывод можно сделать о чём это стихотворение:

- это стихотворение о красоте зимнего утра;

- это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком.

Физминутка.

Танец снежинок

Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег.

Показывают движения

4.Работа с текстом после чтения.

1) работа над выразительным чтением

Работа над выразительностью.

Работа в группах

- Предлагаю объединиться в 5 групп и поработать над выразительностью.

- Вспомним алгоритм выразительного чтения.

1. Проставь паузы.

 2. Подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении.

3. Читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь.  

- Каждая группа работает над отдельной строфой. В своей группе прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Выберите того, кого вы считаете, что он более правильно передаст настроение автора. Попробуем передать все перемены настроения автора в выразительном стихотворении. Постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега, чтобы мороз пощипывал и румянил щеки, чтобы радость звенела в каждом слове.

Проверка – читает 1 человек от группы

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось  точно передать настроение героя?

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?

Воздействие на эмоциональную сферу.



Выходят дети от каждой группы. Читают выразительно свою часть текста.

К:                  умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение

Л: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

2)Творческое задание

Игра «Художники».

Работа в группах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

5.Итог урока.

 - Кaкoe чувствo oстaлoсь у вaс, пoслe чтeния стихoтвoрeния A.С.Пушкинa «Зимнee утрo»?

А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как  живое воплощение гармонии.

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Л: объяснить самому себе что получилось, а что нет.

Р: оценка своей деятельности на уроке.

6.Рефлексия.

- Вспомните, какие задачи ставили перед собой в начале урока. Достигли ли?

- Давайте закончим наш урок упражнением «Комплимент деловым качествам» (в этих упражнениях ученики оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности признания личной значимости каждого)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

7.Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

2) выучить наизусть;

3) нарисовать иллюстрацию;

4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».