Игротека
.Игры для детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ
C ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих:
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.
Словесная игра «Знаешь ли ты?»
Дидактическая задача: Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.
Количество играющих: неограниченно
Игровое действие: Воспитатель зачитывает отрывок из сказки, дети называют сказку.
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»
«Узнай героя сказки по описанию»
Дидактическая задача: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
Количество играющих: неограниченно
Игровое действие: Воспитатель зачитывает отрывок из сказки, дети называют героя сказки.
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
«Расскажи сказку по иллюстрациям»
Дидактическая задача: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
Игровое действие: Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям»
Дидактическая задача: побуждать детей к пересказу сказки.
Игровое действие: Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку»
Дидактическая задача: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
Игровое действие: Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
Картотека дидактических игр для закрепления знания
русских народных сказок
«Кто за кем?»
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.
2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.
«Что изменилось?».
Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры
1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот, кто наберет больше всех жетонов.
2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«Расскажи по картинке».
Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«Покажи одинаковое».
Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.
Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.
Ход игры.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.
«Кто самый наблюдательный?».
Цель игры: Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.
Материал: сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку».
Ход игры.
Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.
Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.
«Разведчик».
Цель игры: Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий: на, над, под, перед, с, внутри и т. д.
Материал: Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами сказок; бумага, цветные карандаши, загадки.
Ход игры:
Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.
Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.
«Цветные кружочки».
Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.
Материал: Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.
Ход игры:
Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.
Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.
Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.
«Я назову, а вы продолжите».
Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Помоги герою найти свою сказку».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например, «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«В какую сказку попал Колобок?».
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.
Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.
«Сказочная путаница»
Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.
Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
«Волшебный кубик».
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.
Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.
Описание игры:
I вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.
II вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.
«Опиши героя».
Цель: Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.
Материал: Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.
Ход игры:
После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.
«Расскажи сказку по картинке».
Цель: развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.
Материал: Сюжетные картинки к сказкам.
Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.
Предварительный просмотр:
Словесные игры для младшей группы | |
Карточка 1 ЛАДУШКИ. Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки". Слова: Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у- полетели! На головку сели Сели, посидели, Прочь улетели! Движения: Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени. Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку". | Карточка 2 ПРО СОРОКУ. Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится. Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки, приговаривая: Слова: Сорока, сорока, Сорока - белобока Кашу варила. На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор - Кашу на стол. Этому на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, А этому ничего не дала Ты дров не таскал. Ты воды не носил Ты каши не варил. Вот тебе ложечка - Свари сам себе кашку. Тут пень, тут колода, Тут дрова, Тут горячая вода. Движения: Воспитатель и дети варят кашку" вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибается. При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке". |
Карточка 3 ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ. Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья". Слова "Пальчик-мальчик, Где ты был?" - "С этим братцем - В лес ходил, С этим братцем - Щи варил, С этим братцем - Кашу ел, С этим братцем - Песни пел!" Движения: Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы. "Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками). | Карточка 4. КОЗА РОГАТАЯ. Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его. Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть, Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами. Ножками топ-топ,. Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет - Забодает, забодает, забодает. При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки. |
Карточка 5 ЗАИНЬКА. Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают: Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай! Серенький, по новеньким Погуливай, гуляй! Некуда заиньке выскочит, Некуда серому выпрыгнут Заинька, поскачешь - Выскочишь, Серенький, попляшешь - Выпустят. Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза. | Карточка 6 НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ. Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение: Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! "Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков. В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д. Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди. |
Карточка 7 КОНЬ. Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии). Слова: Топ-топ-топ! Ты скачи в галоп. Ты лети, конь, скоро-скоро, Через реки, через горы, Все в галоп, в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп! Тпру!.. - говорит воспитатель. Игру можно повторить, меняя ребенка. Движения: Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…". | Карточка 8 ПЕТУШОК. Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь? Что ты громко поешь? Детям спать не даешь! После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка. |
Карточка 9 ХОХЛАТКА. Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки. Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. "Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому се и называют хохлаткой. По дворику хохлатка, По дворику хохлатка С цыплятами идет. Чуть дети зазеваются, Шалят и разбегаются, Сейчас к себе зовет: "Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!" Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: "Вернитесь! Не смейте убегать!" - вы все прибежите ко мне". Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны. Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит: Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать! Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза. | Карточка 10 СОВА. Цель игры. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга. Слова воспитателя и детей: В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг - как полетит! Движения; Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам. Услышав слова "как полетит", дети убегают, а сова их догоняет. Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице. |
Карточка 11 УТОЧКА. Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке. Ход игры. Воспитатель показывает игрушки - большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. - Послушайте, дети, стихотворение про уточку: Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем): Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Лена (вместе с воспитателем): Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву. Детей своих поведу. Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается. | Карточка 12 ПТИЧКИ. Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей. Ход игры. Воспитатель обращается к детям: "Послушайте новое стихотворение про птичек: Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад. Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз. |
Карточка 13 СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ. Цель игры. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями. Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение: Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне. Ну, лови, лови скорей. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот - левей, левей! Убежал на потолок. Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика. | Карточка 14 КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА. Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют "рябушечкой", затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей "шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: - Курочка-рябушечка, куда ты пошла? - На речку. -- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? --Цыпляток поить. - Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: "Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?" Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: "Курочка-рябушечка, куда ты пошла?" и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых. |
Карточка 15 ЕДУ-ЕДУ. Цель игры. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении. Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть- всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: "Как цокают копыта у лошадей?" Дети цокают: "Цок-цок-цок". "Как мы остановим лошадку?" "Тпр-р-р", - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, "натянув вожжи", движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем. Слова; Движения: "Еду-еду Дети скачут галопом. К бабе, к деду На лошадке В красной шапке. По ровной дорожке Скачут на одной ножке. На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Прыгают на двух ногах "с кочки на кочку", Всё прямо и прямо, А потом вдруг.В яму! Бух! Останавливаются. | Карточка 16 ИГРА В ПОЕЗД. Цель игры. Закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков. Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны. «Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали! Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом ребята сидят. «Гу-гу-гу, гу-гу-гу», — Пыхтит паровоз, Далеко, далеко Ребят он повез. Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе. В этой игре может быть использован и другой текст: Загудел паровоз И вагончики повез: «Чах-чах, Чу-чу-чу, Далеко я укачу!» Или: Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут, А круглые колесики Все тук, да тук, да тук. |
Карточка 17 ПТИЦЫ И АВТОМОБИЛЬ. Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, двигаться в соответствии со словами стихотворения. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты). Слова: Движения! Прилетали птички, Дети-птички «летают» и Птички-невелички, прыгают. Весело скакали, Садятся на корточки, сту- Зернышки клевали. чат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!» Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем. | Карточка 18 ВОРОНЫ. Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо. Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Слова: Движения: Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате, Скачут весело вороны: размахивая руками, как «Кар-кар-кар!» (Громко.) крыльями. Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (Громко.) Только к ночи умолкают Садятся на корточки, ру- и все вместе засыпают: ки под щеку — засыпают. «Кар-кар-кар!» (Тихо.) Игра проходит хорошо в том случае, если дети наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит. |
Карточка 19 ПЧЁЛКИ. Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж, учить действовать по словесному сигналу. Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть: «Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!» На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне. Слова пчелки-мамы: Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Слова пчелок-детей: Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Движения: Пчелки летают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же. Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать. Для продолжения игры дети с помощью считалки выбирают нового медведя. | Карточка 20 У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ. Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: «Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», — рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель. Слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет. |
Карточка 21 КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ? Ведущий спрашивает, что бывает высоким, а дети отвечают: дерево, дом, столб, человек, небо и т. д. Здесь же можно спросить (проведя сравнение): что выше - дом или дерево, слон или человек, машина или велосипед? Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Эту игру можно проводить с самыми различными словами, например: что бывает широким (дорога, лента, река, доска и т. д.) или что бывает красным, зеленым, круглым, квадратным и т. д. | Карточка 22 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Дети становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Он говорит: «Сейчас будем называть зверей» — и бросает мяч одному из ребят. Поймавший мяч должен назвать кого-нибудь из животного мира (кошка, мышь, заяц, белка, волк, овца) и бросить мяч обратно ведущему. Игра продолжается дальше. После 8-10 бросков ведущий может менять тему: «Сейчас будем называть птиц» - и бросает мяч. Поймавший называет какую-нибудь птицу. Такую игру можно проводить с самыми различными темами: рыбы, цветы, вещи, пища, грибы, фрукты и т. д. |
Карточка 23 УГАДАЙ, КТО ПРИШЁЛ. Ведущий уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, знакомых детям (корове, собаке, козе, кошке и др.), а ребята угадывают, кто это. | Карточка 24 ДЕТИ И ВОЛК. Дети гуляют по площадке. Появляется ведущий, изображая волка. Где тут маленькие детки? Дети. Тут их нет. В о л к. А кто тут есть? Дети. Собачки. В о л к. А почему они не лают? Дети (подражают собачкам). Ав-ав! Волк. Собак мне не надо. (Уходит.) Дети прыгают и веселятся. Вновь появляется волк. Происходит выше описанный разговор. Теперь дети изображают кошек. При повторении игры малыши могут быть и лошадками, и свинками, и козочками, и коровками, и другими животными. |
Карточка 25 КТО ЛЕТИТ? Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - на поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры. Голубь. Воробей. Ворона. Пчела. Стрекоза. Божья коровка. Собака. Слон. Кошка. Ракета. Стол. Змея. Облака. Орел. И т. д. | Карточка 26 ОТГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ? Выбирается водящий, он становится спиной к детям на расстоянии 3-4 м и закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его, например: Саша-а-а! Водящий разворачивается. - Кто тебя позвал, угадай! - спрашивает ведущий. Водящий называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. |
Карточка 27 ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает ребятам движения. Малыши должны повторять движения ведущего. Если весело живется, Делай так (2 хлопка в ладоши перед грудью) Если весело живется, Делай так. (2 хлопка в ладоши над головой) Если весело живется, Делай так. (2 хлопка по коленям) Если весело живется, Делай так (2 притопа ногами) Если весело живется Делай все. (Повторяется подряд одно за другим все движения: 2 хлопка в ладоши перед грудью, 2 хлопка в ладоши над головой, 2 хлопка по коленям, 2 притопа ногами.) По желанию детей можете повторить игру несколько раз, постепенно добавляя различные движения - прыжки вверх, поворот вокруг себя, кивок головой, поднятие одной из ног, щелчки пальцами, приседания и т. д. | Карточка 28 ХРЮША Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за ведущим. Можно поставить резиновую игрушку свинку (Хрюшу) так, чтобы ее хорошо видели А у Хрюши, а у Хрюши Вот такие уши! (Изображает руками возле головы огромные уши.) А у Хрюши нос курносый Вот такой, вот такой! (Показывает.) А у Хрюши хвост вертлявый Вот такой, вот такой! (Показывает.) А у Хрюши ножки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши ушки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши живот Вот, вот, вот. (Показывает.) Ходит Хрюша наш бочком, Вот так, вот так. (Показывает.) Ходит Хрюша с пятачком Вот таким, вот таким. (Показывает.) А наш Хрюша говорит Вот так, вот так. (Хрю-Хрю Хрю-Хрю.) Хватит Хрюшу Нам дразнить, Лучше будем Дружно жить! (Подходит к игрушке и гладит ее.) По желанию детей можете повторить игру несколько раз. |
Карточка 29 ЧТО ВИДЕЛИ? Дети сидят или стоят в любом порядке. Ведущий говорит: «Сейчас я буду рассказывать вам, что видел, и если это бывает, вы скажете: «Видели, видели, в зоопарке видели, если такого в жизни не бывает, вы молчите. Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить, а где нет». - За решеткой у ворот Спит огромный бегемот. Дети. Видели, видели, в зоопарке видели. - А пятнистая гиена точит когти о полено. Дети. Видели, видели, в зоопарке видели. - До чего свиреп и лют Хищный зверь большой верблюд. (Дети молчат.) - На хвостах висят мартышки -То-то рады ребятишки. Дети. Видели, видели в зоопарке видели. - Пони, маленькие пони, до чего красивы кони. Дети. Видели, видели в зоопарке видели. - За морями, за долами ходит курица с рогами. (Дети молчат.) - Выше ели и осины полетели вдруг пингвины. (Дети молчат.) - А вчера - вот это дело! -Свинья по небу летела. (Дети молчат.) По желанию детей можете повторить игру несколько раз. | Карточка 30 УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ? Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например: Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть Или: Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму. Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет. |
Карточка 31 ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ (Доскажи словечко) Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово. Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил) Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит) У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино) Он и весел, и незлобен, Этот милый чудачок. С ним хозяин - мальчик Робин, И приятель - Пятачок. Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух) Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж) И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки) Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка) Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок) Птица черная кружится, "Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится Всем известная персона. А зовут ее... (Ворона) Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь) Апельсины и бананы Очень любят... (Обезьяны) Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? ... (Зайка) Эта рыжая плутовка И коварна и хитра: Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая... (Лисица) Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок -Взрослая... (Собака) Посмотрите, по дорожке Ходят маленькие ножки. На головке - гребешок. Кто же это? ... (Петушок) Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки. Он сказать не может: «Мама, есть хочу!» А потому весь день Мычит упрямо: «Му-у!» Это вовсе не ребенок -Это маленький... (Теленок) Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка -Кто это? ... (Лягушка) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лиса) Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это? ... (Петушок) | Карточка 32 ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка) Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е-е». (Козел) На заборе сидит, «Ку-ка-реку» кричит. (Петух) Мычит: «Му-у». Кто это? Не пойму. (Корова) Гав! Гав! На заре. Гав! Гав! На дворе. (Собака) Почему сказал он: «Му-у"? « My » сказал он потому, Что мешают спать ему. (Теленок) Он сердится: «Ты чего Спать мешаешь?... Иго-го!» (Лошадка) Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет, Мягкие лапки, , А в лапках цап-царапки. (Кошка) Под полом таится, Кошки боится. (Мышка) Голодна - мычит, Сыта - жует, Малым ребяткам Молочко дает. (Корова) Зимой и летом Одним цветом. (Елка) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол) Два кольца, два конца, Посредине гвоздик. (Ножницы) Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык, тык. (Зайка) Словно елка, весь в иголках. (Еж) В дупле живет да орешки грызет. (Белка) Зеленые мы, как трава, Наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки) Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук «ж» твержу. (Жук) В лесу одна смешная птица Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!" Никак не может научиться Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» (Кукушка) Кто в лесу глухом живет - Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу. (Медведь) Круглый-круглый, сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь - посмотри: Красный-красный он внутри. (Арбуз) |
Карточка33 КАКОЙ ФОРМЫ? 1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.) 2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т.д. | Карточка 34 КАКОГО ЦВЕТА? 1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета. Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д. 2 вариант: Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др. |
Карточка 35 УЗКОЕ – ШИРОКОЕ. Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие). Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки. | Карточка36 ВЫСОКО – НИЗКО 1 вариант: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко). Например: солнышко – высоко, а земля низко. 2 вариант: Можно предложить назвать высокие и низкие предметы. Например: дерево высокое, а куст низкий. |
Карточка37 СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ 1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный. 2 вариант: Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ботинок, огурец, солнце. 3 вариант: Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы. | Карточка 38 НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Например: помидор, тыква, кабачок (овощи). |
Карточка 39 ЧТО ЛИШНЕЕ? Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему. Например: стул, стол, шапка (шапка не мебель); треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов). | Карточка 40 ПОСЛУШАЙ ЗВУКИ. Игра на развитие фонематического слуха. Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т.д.). |
Словесные игры для младшей группы | |
Карточка 1 Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки". Слова: Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! - Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у- полетели! На головку сели Сели, посидели, Прочь улетели! Движения: Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени. Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку". В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем. | Карточка 2 Про сороку Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится. Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"), приговаривая: Слова: Сорока, сорока, Сорока - белобока Кашу варила. На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор - Кашу на стол. Этому на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, А этому ничего не дала Ты дров не таскал,. Ты воды не носил Ты каши не варил. Вот тебе ложечка - Свари сам себе кашку. Тут пень, тут колода, Тут дрова, Тут горячая вода. Движения: Воспитатель и дети варят кашку" вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибается. При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке". |
Карточка 3 Игра с пальчиками Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья". Слова "Пальчик-мальчик, Где ты был?" - "С этим братцем - В лес ходил, С этим братцем - Щи варил, С этим братцем - Кашу ел, С этим братцем - Песни пел!" Движения: Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы. "Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками). | Карточка 4. Коза рогатая Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его. Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть, Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами. Ножками топ-топ,. Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет - Забодает, забодает, забодает. При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки. |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей 2-3х лет
в период адаптации к ДОУ
Игра «Давайте познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
Игра «Раздувайся, пузырь!»
Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Игра «Лови-лови!»
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, — ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
Игра «Чей голосок?»
Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
Игра «Расскажи стихи руками»
В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».
Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения — это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Внимание! Воспитателям в эту игру играть обязательно вместе с детьми!
Ниже приводятся стихи, которые могут быть использованы для этой цели. Возможно, вы найдете другие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):
Игра «Зайка»
Заинька-зайка,
(Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)
Маленький зайка,
(Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)
Длинные ушки,
(Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».)
Быстрые ножки.
(Побежали.)
Заинька-зайка,
Маленький зайка,
(Движения повторяются.)
Деток боишься,
Зайка-трусишка.
(Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
Игра «Мишка»
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)
Мишка хочет сладких ягод,
(Погладить себя по животу, облизнуться.)
Да никак их не найдет.
(Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
(Показать указательным пальцем, на лице — восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.)
Подошли к мишутке детки,
(Помаршировать.)
Мишка громко зарыдал.
(Кулачками потереть глаза, изобразить плач.)
(Возможен более оптимистичный конец, тогда последняя строчка будет звучать так: «Мишка ягодки им дал».)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Ромашка»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КОПИЛКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Автор:
Репьева Инна Владимировна,
воспитатель
Введение.
Копилка - полезный и стильный аксессуар. Он имеется в каждом доме. В детском саду - это не просто емкость для сбережения денежных средств, а своеобразный инструмент образования. Дошкольники с любопытством изучают окружающий мир, и это отличное время для формирования у ребенка различных умений и навыков, том числе и финансовых. В этом случае на помощь и приходит копилка. Она помогает проводить игры с «технологическим приемом накопления». Копилки учат ребенка ставить цели, и стремится к их исполнению. «Копилка» станет отличным поводом провести время вместе.
Правила игры.
В играх с использованием копилки могут принимать участие, как команды, так и отдельные игроки (до 4 человек). Игроки выбирают монетку любого (предлагаются цвета на выбор) цвета, и закрепляют свою фишку на магнитик, напротив. Фишкой может быть имя игрока или любое другое условное обозначение. За каждый правильный ответ игрок получает монетку выбранного цвета. Побеждает в игре тот, кто больше собрал монеток. Предлагаем игры для детей 5 – 7 лет.
Играем в «Желаемое – Необходимое»
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная – за «необходимое». Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
• «мыло» – дети должны поднять красную карточку,
• «хлеб» – красная карточка,
• «обувь» – красная карточка,
• «игрушечная машинка» – синяя карточка,
• «воздушный шарик» – синяя карточка и так далее.
Побеждает тот, кто больше наберет монеток.
Поэтому же принципу проводится игра «Товар или нет»
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Игру можно проводить по командам. Перед детьми раскладывают картинки с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например- «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2. Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Игра «Дополни предложение»
Цель: В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.
Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.
Например, Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).
Мама купила в каком магазине продукты....
Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.
Игра «Что кому нужно?»
Цель: В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям разных профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Игровое задание. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, продавец, врач и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Иллюстративный материал на тему «Труд взрослых», предметные картинки, фишки.
Игра «Угадай профессию»
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о труде взрослых. Определять профессию, называть и выбирать действия, которые относятся к той или иной профессии. Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.
Ход игры:
Задание 1. Воспитатель называет несколько действий, которые относятся к одной профессии. Дети должны назвать правильно. Монетку получает тот, кто первый даст ответ.
Задание 2. «Назови лишнее действие». Воспитатель называет несколько действий, одно из которых не относится к загаданной профессии. Дети должны назвать правильно, объяснить выбор. Монетку получает тот, кто первый даст ответ.