5. Дополнительное образование
Мною разработана дополнительная общеразвивающая программа Кукольный театр "Арлекин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_kukolnyy_teatr_arlekin.doc | 123 КБ |
proekt_nasha_ideya_nasha_fantaziya.docx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – сад № 10» города Когалыма
(МАОУ «Школа - сад № 10»)
Принята на заседании методического совета от «31» августа 2024 г. | Утверждаю Директор МАОУ «Школа – сад» №10 «31» августа 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «АРЛЕКИН»
направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Беспалова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
г. Когалым, 2024 год
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Наименование дополнительной общеразвивающей программы (далее – программа) – Кукольный театр «Арлекин».
Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением от 28.09.2020г. № 028 «Об утверждении Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Сегодня развитие театрального искусства является актуальным и заключается в том, что, придя в театральное объединение «Кукольный театр», ребенок через преодоление внутренних зажимов и комплексов становится открытым и свободным. Универсальность театрального искусства позволяет показать свои вокальные, музыкальные, литературные, физические и актерские данные, что ведет к воспитанию конкурентоспособной личности, востребованной в Сургутском районе, Ханты-Мансийском автономном округе, России.
Новизна заключается в том, что, вместе с обучением мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям.
Педагогическая целесообразность. Данная программа является результатом многолетнего практического опыта, педагогической, театральной, лекторской, исполнительской деятельности. В ней учитывается основные постулаты педагогики: от простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, навыков, умений, которые затем аккумулируются в кукольных спектаклях.
В основу образовательного процесса программы положены следующие принципы:
- гуманизации;
- демократизации;
- последовательности;
- системности;
- сотрудничества;
- детского центризма;
- увлекательности и творчества;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Отличительная особенность программы. Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество. Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления знаний. Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение театрального искусства. Музыка, слово, театр настолько переплетены, что для их изучения требуется комплексный подход. Программа включает в себя освоение сценической речи, умения слушать и слышать музыку, разбираться в живописи, скульптуре и т.д. Театральная педагогика включает в себя историю театра, театрально-декоративное искусство, технические средства.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомить с традициями народного театра: играми, обрядами, обычаями.
- Познакомить с особенностями устройства кукольного театра, настольным и настольно-плоскостным, предметным и верховым театром кукол.
- Познакомить с понятием «фольклор», фольклорным театром, жанрами и произведениями потешного фольклора.
- Познакомить с этапами подготовки театрального спектакля.
- Научить технике кукловождения, изготовления и вождения кукол.
- Научить изготавливать театральные куклы, реквизит и декорации.
- Познакомить с организацией кукольного театра.
- Научить создавать сценический образ с помощью куклы.
Развивающие:
- Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать эстетические чувства и эмоциональную сферу.
- Развивать творческие способности, навыки декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине через приобщение к народному творчеству.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 8 до 10 лет, не имеющие медицинских противопоказаний. Количество человек в группе – 15 человек.
Уровень программы: базовый.
Объем программы составляет 68 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
Срок реализации программы: учебных недель – 34, месяцев – 9.
Форма обучения: очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме.
Формы занятий: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия в объединении - 45 минут, перерыв – 10 минут.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - |
2. | Средства актерской выразительности. | 6 | - | 6 | Игры, упражнения |
3. | Театр предметных кукол. | 10 | 2 | 8 | Упражнения |
4. | Постановка кукольного спектакля. | 26 | 6 | 20 | Спектакли, этюды |
5. | Театр игрушек. Способы обновления сказки. | 8 | 2 | 6 | Упражнения |
6. | Сочинение сказки. Индивидуальная работа. | 8 | 8 | Спектакль | |
7. | Строительство и организация кукольного спектакля. | 6 | - | 6 | Игры, упражнения |
8. | Аттестация обучающихся. | 2 | 1 | 1 | Творческий отчет |
Итого: | 68 | 13 | 55 |
3. Содержание программы
- Вводное занятие.
Решение организационных вопросов;
Общие требования безопасности при проведении занятий. Правила работы в театральном объединении.
2. Средства актёрской выразительности.
Игровые тренинги на выработку интонаций, движений, жестов, мимики, темпа, ритма. Ориентирование в предлагаемых обстоятельствах, во времени и пространстве. Знакомство с репертуарным планом. Работа над произношением,
Игры на развитие внимания, воображения, памяти. Упражнения на творчество и самовыражение. Чтение произведений, определение условий для их постановки в кукольном театре. Определение характерных черт персонажей. Распределение ролей. Культура и техника речи.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
- Театр предметных кукол.
Трансформация предметов, сценический образ. Работа с предметной куклой: ведение по грядке, появление, уход и поворот, направление голоса, сила голоса. Гимнастика рук и пальцев. Передача кульминационного момента пьесы ритмом движения кукол, интонацией и силой голоса актеров. Поиск, подбор материала, конструирование предметной куклы. Отработка взаимопонимания актеров за ширмой во время действия. Технология изготовления театральной куклы.
- Постановка кукольного театра.
Выбор пьесы, работа над текстом, чтение по ролям. Разработка декораций к кукольным спектаклям. Изготовление кукол. Вождение куклы. Голос куклы. Отработка наиболее интересных этюдов и сцен из спектаклей. Этюдная работа над материалом. Окончательное распределение ролей. Репетиции. Подбор музыкального и шумового фона. Музыкальное оформление спектакля. Декорации и их изготовление. Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителям.
- Театр игрушек. Способы обновления сказки.
Способы обновления сказок. Соединение различных персонажей в одной сказке. Пародия на уже знакомую сказку. Получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев. Продолжение сказок после окончания.
- Сочинение сказки. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. Подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам.
- Строительство и организация кукольного спектакля.
Одновременная самостоятельность и подчиненность актеров, художника-сценографа воле режиссера-постановщика. Просмотр профессионального кукольного спектакля. Основные понятия о театральной декорации. Реквизит кукольного спектакля. Изготовление декораций к кукольным спектаклям. Театральное освещение. Световые эффекты в театральном действии. Сценический свет как средство создания образа. Понятие «работники театрального цеха». Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей, монтировщиков. Подбор реквизита. Творческие встречи с представителями театральных профессий. Овладение специфическими выразительными средствами - эмоционально окрашенной выразительной речью, умением слышать голосовые характеристики персонажей. Работа с куклами разных систем: пальчиковыми, настольными, верховыми.
- Аттестация обучающихся.
Тестирование на знание теоретического материала и практическая работа.
4. Планируемые (ожидаемые) результаты
Предметные результаты
- знание основных понятий о театральном искусстве;
- знание устройства кукольного театра;
- владение техникой кукловождения;
- умение изготавливать театральные куклы, реквизит и декорации;
- знание настольного и настольно-плоскостного, предметного и верхового театра кукол;
-владение актерским мастерством;
- владение знаниями об устройстве декораций и театральных ширм.
Метапредметные результаты
- расширение общего кругозора;
- умение составлять сказки;
- знание жанров фольклора;
- знание фольклорного театра, игрового и потешного фольклора.
Личностные результаты
- знание этапов подготовки театрального спектакля;
- владение актёрским мастерством;
- умение организовать кукольный театр;
- умение создавать сценический образ с помощью куклы
5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проводится в конце учебного года. Форма проведения аттестации: творческий отчет
- Методические материалы
Формы занятий.
- Теоретические занятия.
Обучающимся предполагаются:
- обобщающие теоретические знания по темам историко- культурного характера, дающие представления об основных особенностях театрального искусства и изучении русского фольклора;
- теоретические сведения о различных жанрах театрального искусства;
- теоретические сведения о круглогодичных народных календарных праздниках и обрядах.
- Практические занятия.
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- актерское мастерство;
- освоение на практике круглогодичного календаря и народного театра;
- освоение техники кукловождения.
- Индивидуальные занятия:
Учитывая принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, со второго года обучения каждому ребенку требуются индивидуальные занятия по актерскому мастерству.
- Репетиционно-концертные занятия подготовка и публичное представление:
- отдельных фрагментов из кукольных спектаклей;
- театрализованных представлений;
- обрядовых действий.
Это способствует закреплению изученного материала, дает ребятам
возможность поделиться своими занятиями и творческими успехами
с другими людьми, доставить удовольствие им и себе.
- Игровые занятия:
- игры-конкурсы на лучший показ персонажа кукольного представления;
- на лучшее придумывание загадки, частушки, сказки;
- на лучшую импровизацию заданной мелодии;
- актерские этюды;
- импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки сказок, календарно-обрядовых действ, театрализованных представлений и т.д.
- Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
02.09.2024 – 31.05.2025 | 34 недели и 238 дней | 27.10.2024 – 04.11.2024 | с 21 по 28.12.2024 с 17 по 24.05.2025 |
30.12.2024 – 07.01.2025 | |||
22.03.2025 – 30.03.2025 |
7.2. Материально-технические условия реализации программы
1. Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор, интерактивная доска).
3. Столы, стулья.
4. Ширма, куклы, реквизит.
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
8. Список литературы
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
- Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика 3 -е издание. М; ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2017г.
- Витковская Ю, Оснашвили С. Театр читателя: Репертуарный сборник. М.; ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2017г.
Аннотация к программе Кукольный театр «Арлекин»
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Сегодня развитие театрального искусства является актуальным и заключается в том, что, придя в театральное объединение «Кукольный театр», ребенок через преодоление внутренних зажимов и комплексов становится открытым и свободным. Универсальность театрального искусства позволяет показать свои вокальные, музыкальные, литературные, физические и актерские данные, что ведет к воспитанию конкурентоспособной личности, востребованной в Сургутском районе, Ханты-Мансийском автономном округе, России.
Данная программа является результатом многолетнего практического опыта, педагогической, театральной, лекторской, исполнительской деятельности. В ней учитывается основные постулаты педагогики: от простого к сложному, постепенность накапливаемых знаний, навыков, умений, которые затем аккумулируются в кукольных спектаклях.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Дать первичные знания о театральном искусстве и познакомить с традициями народного театра: играми, обрядами, обычаями.
- Познакомить с особенностями устройства кукольного театра, настольным и настольно-плоскостным, предметным и верховым театром кукол.
- Познакомить с понятием «фольклор», фольклорным театром, жанрами и произведениями потешного фольклора.
- Познакомить с этапами подготовки театрального спектакля.
- Научить технике кукловождения, изготовления и вождения кукол.
- Научить изготавливать театральные куклы, реквизит и декорации.
- Познакомить с организацией кукольного театра.
- Научить создавать сценический образ с помощью куклы.
Развивающие:
- Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать эстетические чувства и эмоциональную сферу.
- Развивать творческие способности, навыки декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине через приобщение к народному творчеству.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.