Аттестация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Ново - Савиновского района города Казани
Индивидуальный план
повышения квалификации
воспитателя
Сахаровой Елены Александровны
на 2023-2028 годы
«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»
г. Казань
План профессионального самообразования
Воспитатель Сахарова Елена Александровна
Дата начала работы и предполагаемый срок ее завершения 2023–2028 год.
Методическая тема
«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Цель: - создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи: • помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
• изучить методическую литературу по данной теме;
• помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Ожидаемые результаты работы воспитателя
Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого – педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений
- Создание среды. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
- Подготовить, провести: Опыты с песком и глиной. Опыты с водой.
Опыты с воздухом. Опыты с магнитом. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
- Создание «Центра экспериментирования». Газеты для любознательных родителей. Организовать фотовыставку «Юные исследователи».
- Провести тематическое занятие «Волшебное стеклышко», «Волшебные весы»
- Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения
- Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Этапы работы.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. |
2023 – 2024г. |
Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
2024 –2025г. |
Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
2025 – 2026г. |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития |
2028г. |
Литература
Изучение методической литературы и периодических изданий:
1 Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009
10 Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
Перспективный план работы педагога по самообразованию.
Содержание деятельности и цели | Сроки |
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.
| 2023 – 2024 г. |
Цель: разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
| 2024 – 2025 г. |
Цель: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
| 2026 – 2027 г. |
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №86 комбинированного вида»
Ново - Савиновского района города Казани
Индивидуальный план
повышения квалификации
воспитателя
Сахаровой Елены Александровны
на 2023-2028 годы
«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»
г. Казань
План профессионального самообразования
Воспитатель Сахарова Елена Александровна
Дата начала работы и предполагаемый срок ее завершения 2023–2028 год.
Методическая тема
«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Цель: - создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи: • помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
• изучить методическую литературу по данной теме;
• помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
• развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
• способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Ожидаемые результаты работы воспитателя
Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого – педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений
- Создание среды. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
- Подготовить, провести: Опыты с песком и глиной. Опыты с водой.
Опыты с воздухом. Опыты с магнитом. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
- Создание «Центра экспериментирования». Газеты для любознательных родителей. Организовать фотовыставку «Юные исследователи».
- Провести тематическое занятие «Волшебное стеклышко», «Волшебные весы»
- Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения
- Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Этапы работы.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. | 2023 – 2024г. |
Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | 2024 –2025г. |
Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | 2025 – 2026г. |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2028г. |
Литература
Изучение методической литературы и периодических изданий:
1 Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009
10 Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
Перспективный план работы педагога по самообразованию.
Содержание деятельности и цели | Сроки |
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.
| 2023 – 2024 г. |
Цель: разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
| 2024 – 2025 г. |
Цель: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
| 2026 – 2027 г. |
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.