Аттестация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Ново - Савиновского района города Казани

 

 

 

 

 

Индивидуальный план

повышения квалификации  

воспитателя

Сахаровой Елены Александровны

на 2023-2028 годы

«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань

 

 

 

План профессионального самообразования

Воспитатель Сахарова Елена Александровна

Дата начала работы и предполагаемый срок ее завершения 2023–2028 год.

 

Методическая тема

«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»

Актуальность

     Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

 Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

Цель: - создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи: •   помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

•        изучить методическую литературу по данной теме;

•        помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

•        развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

•        стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

•        способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты работы воспитателя

 

Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого – педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений

  • Создание среды. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
  • Подготовить, провести: Опыты с песком и глиной. Опыты с водой.

Опыты с воздухом. Опыты с магнитом. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

  • Создание «Центра экспериментирования». Газеты для любознательных родителей. Организовать фотовыставку «Юные исследователи».
  • Провести тематическое занятие «Волшебное стеклышко», «Волшебные весы»
  • Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения
  • Проведение опытов на занятиях и в свободное время 

 

                             Этапы работы.

Этапы реализации

Задачи

Сроки                 

 

Подготовительный

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

 

 

2023 – 2024г.

 

Диагностический

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

2024 –2025г.

 

Практический

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

 

2025 – 2026г.

 

Аналитический   

Анализ созданных педагогических условий для развития

 

2028г. 

 

 

 

 

 

Литература

Изучение методической литературы и периодических изданий:

1 Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009

10 Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы педагога по самообразованию.

Содержание деятельности и цели

Сроки

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

  • Изучать опыт педагогов ДОУ.
  • Изучать методики, технологии, опыт педагогов в Интернете.
  • Посещать семинары, мастер-классы, конференции с целью приобретения опыта.

2023 – 2024 г.

Цель: разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Создавать наглядные пособия, схемы, трафареты.
  • Разрабатывать консультации для родителей,.
  • Консультировать воспитателей ДОУ.
  • Создавать презентаций на актуальную тему.

2024 – 2025 г.

Цель: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

  • Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
  • Создание портфолио воспитателя с включением своих достижений, опыта работы и достижений воспитанников.

2026 – 2027 г.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Ново - Савиновского района города Казани

Индивидуальный план

повышения квалификации  

воспитателя

Сахаровой Елены Александровны

на 2023-2028 годы

«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»

г. Казань

План профессионального самообразования

Воспитатель Сахарова Елена Александровна

Дата начала работы и предполагаемый срок ее завершения 2023–2028 год.

Методическая тема

«Развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования»

Актуальность

     Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – поисково-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Развитие поисковых интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие поискового интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

 Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

Цель: - создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи: •        помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

•        изучить методическую литературу по данной теме;

•        помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

•         развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

•        стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

•         способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Ожидаемые результаты работы воспитателя

Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого – педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений

  • Создание среды. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.
  • Подготовить, провести: Опыты с песком и глиной. Опыты с водой.

Опыты с воздухом. Опыты с магнитом. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

  • Создание «Центра экспериментирования». Газеты для любознательных родителей. Организовать фотовыставку «Юные исследователи».
  • Провести тематическое занятие «Волшебное стеклышко», «Волшебные весы»
  • Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения
  • Проведение опытов на занятиях и в свободное время  

                             Этапы работы.

Этапы реализации

Задачи

Сроки                  

Подготовительный

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

2023 – 2024г.

Диагностический

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2024 –2025г.

Практический

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2025 – 2026г.

Аналитический    

Анализ созданных педагогических условий для развития

2028г.  

Литература 

Изучение методической литературы и периодических изданий:

1 Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009

10 Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

Перспективный план работы педагога по самообразованию.

Содержание деятельности и цели

Сроки

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

  • Изучать опыт педагогов ДОУ.
  • Изучать методики, технологии, опыт педагогов в Интернете.
  • Посещать семинары, мастер-классы, конференции с целью приобретения опыта.

2023 – 2024 г.

Цель: разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • Создавать наглядные пособия, схемы, трафареты.
  • Разрабатывать консультации для родителей,.
  • Консультировать воспитателей ДОУ.
  • Создавать презентаций на актуальную тему.

2024 – 2025 г.

Цель: Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

  • Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
  • Создание портфолио воспитателя с включением своих достижений, опыта работы и достижений воспитанников.

2026 – 2027 г.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.