«Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»

Алимжанова Динара Рустемовна

       В настоящее время актуальность игровой деятельности  повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология, а так как игра – это ведущий вид деятельности детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде то на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.

Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:

  • Познание
  • Интерес
  • Творчество

Цель технологии:  построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Особенности технологии:

  • Широкий возрастной диапазон участников игр.
  • Многофункциональность развивающих игр.
  • Вариативность.
  • Сказочность.
  • Взаимосвязь развивающих пособий.
  • Поэтапность.
  • Широта использования.
  • Творческий потенциал каждой игры.
  • Комфортность.
  • Технология с «открытым кодом»

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

  • универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
  • предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
  • конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:

  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач. 

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Успешно использую в работе с детьми средней группы следующие игры:

-"Игровизор"

- «Квадрат Воскобовича» двухцветный;

- «Прозрачный квадрат»;

- «Кораблик «Брызг-брызг»;

-"Фонарики"

Данная игровая технология предполагает создание сказочного игрового пространства «Фиолетовый Лес». И такой лес появился в нашей группе, заселенный героями сказок, которые очень полюбились моим ребятам и стали им настоящими друзьями: мудрый Ворон Метр, Малыш Гео, Пчелка Жужа, Незримка Всюсь, Паук Юк, девочка Долька, гусеница Фифа, Гусь Капитан и другие.

Дети нашей группы с интересом слушают сказки Фиолетового Леса, становятся действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, преодолевают в игре вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают эмоционально-положительный фон, вызывают ощущение радости и переживания, удовлетворения от игровой деятельности.

Игры, в которые с интересом играют дети группы «Пчёлки»

Игра «Квадрат Воскобовича» четырёхцветный.

Ворон Метр нам покажет квадрат

Заниматься с детьми Ворон рад

Тайну Метра увидим мы там

Где согнем квадрат пополам,

Мы в волшебный мир полетим

И в фигурки квадрат превратим.

Немного фантазии, несколько движений ловких пальчиков и квадрат оживает, превращаясь в различные образы: домик, конфету, ёжика, мышку, семафор, лодочку, летучую мышь и др. Данные фигуры дети собирают по показу, по предложенным схемам, складывают по команде. Например: «Положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме верхнего загнуть на квадрат». С помощью квадрата ребята знакомятся и с геометрическими понятиями: угол, диагональ, центр, геометрическими фигурами, закрепляют навыки счета. В свободное время дети с удовольствием берут игровой квадрат, придумывают свои фигуры, ведь у этого долгоиграющего оригами огромные возможности для детского творчества.

Игра «Прозрачный квадрат».

К заповедному Озеру Айс

Нам Незримка Всюсь поможет попасть

Своё Озеро он охраняет

И в прозрачные льдинки играет.

На волшебном Озере Айс наши путешественники знакомятся с проказником Незримкой Всюсь и с Нетающими Льдинками, которые превращаются в различные фигурки и помогают Малышу Гео найти дорогу из Фиолетового Леса. Для наших ребят прозрачные льдинки гораздо интереснее, чем квадраты, треугольники, прямоугольники. Они в удовольствием складывают разные по величине геометрические фигуры, сортируют их, конструируют фигуры по схемам из альбома, а также придумывают различных птиц, животных, транспорт и др.

Игра «Фонарики».

В Фиолетовом Лесу есть Цифроцирк с директором Магноликом, который предложит детям свою любимую игру.

В Цифроцирк не забудем зайти

И Магнолика в цирке найти

Мы фонарики в руки возьмем

И фигурки из них соберем

Будем пальчики мы разминать

Чтоб фонарики нам зажигать.

«Фонарики» Воскобовича – это эталоны формы. Зажигая «фонарики» дети получают представления о размерах и формах предметов, цветах, формируются навыки счета. Из геометрических фигур дети складывают человечков, животных, транспорт, растения, предметы быта, дома и многое другое, используя схемы и с удовольствием придумывают свои.

«Игровизор»

К игре прилагается маркер, с помощью которого дети могут рисовать, обводить, а потом стереть. Под прозрачную пленку подкладывается лист с заданиями.

Задания: направленные на знакомство с эталонами формы, величиной, пространственными отношениями; задания направленные на формирование моторного образа буквы, цифр; графический диктант и т. д.

Играя в кораблик «Брызг-Брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие с отважной командой: Гусь-капитан и его дружными помощниками Лягушками-матросами: Речкин, Морейкин, Озёркин.

В их компании ребятам будет ещё интереснее выполнять различные игровые задания.

Отважный кораблик

Плывет в океан,

Лягушки-матросы,

А Гусь – капитан.

Лягушки-забыв по усталость и скуку.

В пути изучают морскую науку.

     Подплыл кораблик к пристани. Стал на прикол. Давайте рассмотрим кораблик «Брызг-Брызг».

       Вначале рекомендуется рассматривать кораблик без флажков.

- Ребята, сколько вы видите мачт на корабле? (семь)

- У кораблика «Брызг-Брызг» семь мачт разных по высоте.