Информация для родителей

Волдаева Светлана Анатольевна

Материалы, представленные на данной странице, предназначены для родителей дошкольников, содержат познавательный материал по разным направлениям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду.

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,



Предварительный просмотр:

«Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

«Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.



Предварительный просмотр:

Формирование у детей навыков здорового образа жизни

 «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

М. Монтель.

Здоровый образ жизни: детский сад

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни .

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.

 

Рациональный режим дня

 Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

 

На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?

 1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).

2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.

3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.

4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.

5.На эмоциональном благополучии и общении.

6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.

К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.

 

Питание

 В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

 

Физическая нагрузка

 Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными

физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

 

Закаливание

 Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

 Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.

 

 

Гигиенические мероприятия и навыки

 Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.

Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста:

 1.умывание и чистка зубов утром и вечером;

 2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;

 3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном;

 4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;

 5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;

 6.замена постельного белья раз в 2-3 недели;

 7.регулярная замена индивидуальных полотенец;

 8.использование туалетной бумаги.

 Мы перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.

 

 Благополучная психологическая обстановка

 Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

 Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Конфликтные ситуации с воспитателем чаще всего тоже могут быть решены - пусть порой и путем обращения к заведующей дошкольного учреждения.

 Родителям следует помнить, что детский сад может стать источником серьезных детских переживаний, ведущих к невротизации и психопатизации, поэтому ни в коем случае их нельзя игнорировать – проблемы нужно решать. Кстати, конфликтная ситуация в детском саду может сыграть свою положительную роль в воспитании: ребенок, видя заинтересованность родителя в его проблемах и грамотное поведение во время конфликта, получает образец решения проблем, учится находить выход из сложных ситуаций. Поэтому приложите все усилия, чтобы решение конфликта было максимально рациональным и проходило без криков и угроз.

 Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому; тренировка выносливости и навыков самоограничения (об этом более подробно читайте в статье«Формирование здорового образа жизни школьника»).

  

Ребенок не ходит в детский сад: построение здорового образа жизни

 При воспитании дома формирование здорового образа жизни ребенка идет несколько иным путем, хотя, несомненно, все компоненты остаются прежними. К негативным сторонам непосещения детского сада можно отнести сложности в соблюдении режима дня, ограниченность общения и, как следствие, затруднение формирования социализации; ограниченные возможности занятий (отсутствие профессиональных педагогов, оборудованного спортивного зала, коллектива для подвижных игр и т.п.). Однако в условиях домашнего воспитания родители получают ценную возможность строить здоровый образ жизни, основываясь на индивидуальном подходе: только дома вы сможете составить индивидуальное меню, выбрать способ закаливания и тип физических упражнений, корректировать режим, подстраиваясь под потребности и желания вашего ребенка.

 Не важно, посещает или нет ваш ребенок детское дошкольное учреждение – важно, чтобы вы были внимательны и понимали важность здорового образа жизни для формирования здорового организма и полноценной личности вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

«Как научить одеваться?»

Эта проблема начинает заботить родителей, когда ему уже около двух лет. Близится время детского сада и очень желательно, чтобы хоть с какими-то вещами кроха справлялся сам. Нередко папы и мамы впадают в две крайности: одни ожидают, что ребенок быстро научится одеваться сам, другие, наоборот, долго не дают малышу взять инициативу в свои руки. Причина, как ни странно, одна — недостаток терпения!

Действительно, кроха, который только учится одеваться, делает все очень долго. Тем, на что взрослому человеку хватит пяти минут, вдумчивый малыш может заниматься битый час. Такие долгие сборы часто вызывают вспышки маминого гнева или, в лучшем случае, желание одеть ребенка самой — лишь бы побыстрее и поаккуратнее!

Главное — терпение!

Разумеется, рано или поздно всякий ребенок научится одеваться. Но вполне в силах родителей помочь ему в освоении этого житейского навыка. Как ни странно, уповать на популярных маминых «помощников» — книжки и игрушки-"шнуровки«, к которым прикреплены пуговицы или шнурки, — приходится мало. Упражнения с этими игрушками могут хорошо развивать мелкую моторику, но умение проталкивать пуговицу в петлю или шнурок в отверстие на куске картона мало помогает, когда приходится делать то же самое на собственном животике либо ботинке. Поэтому не стоит возлагать слишком большие надежды на интерес малыша к этим играм.

Главный совет, который можно дать родителям в первые несколько месяцев активного обучения искусству одеваться: сохраняйте терпение! Малышу действительно нужно гораздо больше времени, чем взрослому, для того чтобы одеться. Поэтому, если вы планируете куда-то пойти, начните собираться заранее.

И каждый раз, помогая вашему крохе одеваться, объясняйте все, что вы делаете. Для малыша повторение — действительно мать учения, и для хорошего освоения навыка ему нужно повторить что-либо многократно.

Что в гардеробе?

Чтобы сделать процесс более быстрым и легким, на время обучения обеспечьте малыша самой простой и удобной одеждой, без излишеств покроя, которые усложнят поставленную перед ним задачу. Лучше просто убрать все, что нужно зашнуровывать, застегивать или завязывать. Чтобы помочь своему ребенку разбираться в проблеме «перед-зад», возьмите на вооружение простое правило: приобретать одежду, на которой рисунки будут только спереди. Это относится и к футболкам, и к водолазкам, и к штанишкам. Малышу будет гораздо проще!

Свободная футболка или водолазка с широкой горловиной, штанишки или юбочка на резинке (не особенно тугой в талии), носочки и простая удобная обувь — вот первоначальный гардероб, с которым ребенок может справиться самостоятельно. Немного подробнее остановимся на каждом предмете.

Футболка

Главная проблема при надевании футболки или водолазки: ребенок, в отличие от взрослого, пытается просунуть в горловину лицо, а не макушку. Конечно, чаще всего лицо застревает, причем малыш в это время ничего не видит и начинает кричать от испуга. Если родитель при этом сердится, ребенок утверждается в мысли, что надевать какую-то часть одежды очень сложно. А тут еще родители ругаются... Так что иногда бывает, что кроха оставляет любые попытки решить эту задачу самостоятельно.

Чтобы помочь ребенку управиться с футболкой или водолазкой, постарайтесь широко растянуть горловину. Самые удобные футболки — с кнопкой на плече, которую вы после надевания можете быстро и практически незаметно застегнуть, не раня самолюбия малыша.

В первое время необходимо помогать ребенку, направляя его голову так, чтобы в отверстие стремился попасть не подбородок, а все-таки макушка. Покажите, как натянуть футболку, чтобы голова легко прошла в отверстие. Только учитывайте, что повторить придется не два и не три раза, а не менее десяти, а то и больше — лишь это поможет ребенку освоить сложное для него действие.

Носочки

С этим предметом туалета детки обычно управляются быстро. Главная сложность — пальчики на ногах, которые дети нередко растопыривают и потому не могут натянуть носки до конца. Поэтому в первое время придется постоянно напоминать, что пальчики нужно держать прямо. Второй сложный момент — пятка, которая постоянно оказывается сверху; на это тоже нужно будет обращать внимание. Хотя, если кроха и наденет носочек пяткой кверху, ничего страшного в этом нет.

Штанишки

Девочкам, конечно, приходится проще: с тем, чтобы надеть юбочку, проблемы возникают довольно редко. Но если вас ожидают активные игры на улице, то без брючек никак не обойтись и малышкам.

Учиться надевать штанишки лучше всего, сидя на краю кровати — так, чтобы ноги свисали вниз, не доставая до пола, но при этом и спрыгнуть можно было без проблем. Предложите малышу вытянуть ножки прямо и надевайте штанишки именно в таком положении. Самая обычная ошибка — ребенок раньше времени распрямляет ножку и она запутывается в штанине. В этом случае нужно снять штанишки и терпеливо повторить все сначала, с теми же объяснениями про вытянутые ножки, которые очень ловко забираются в штанишки. А как только ступня покажется из штанины, малышу нужно только встать, и вот он уже справился!

Обувь

Ребенку больше всего подходит обувь на застежке-липучке. Если ботинок с язычком, родительская помощь будет необходима еще долго. Ведь придерживать язычок самому — задача практически непосильная для двухлетнего крохи.

О чем не стоит беспокоиться?

Мамы порой оказываются слишком придирчивы ко внешнему виду своих или чужих детей. Будьте снисходительны, ведь для ребенка важно не то, как он одет, а то, что он сумел проявить самостоятельность! Поверьте, гордость вашего крохи за свои достижения гораздо важнее косых взглядов чужих людей.

А на кое-какие детали и вовсе не стоит обращать внимания. Например, если футболка или водолазка не заправлена в юбочку или штанишки, акцентировать на этом внимание просто бесполезно. Дети так активно двигаются, что заправлять верхнюю часть одежды в нижнюю придется каждые несколько минут. Лучше просто купить достаточно длинную футболку с рисунком, которую можно носить поверх штанишек или юбочки.

Или если ваш ребенок начал учиться застегивать пуговицы, то, даже когда он и пропустил одну, лучше не застегивать по-своему. Одна пропущенная пуговица обычно не причиняет неудобства. Если пропущено больше, все равно похвалите малыша за старания, но предложите ему «немного поправить» туалет и застегнуть пуговицы заново, самостоятельно или вместе с вами.

Любимая одежда

С одеждой связана еще одна особенность малышей, которая доставляет хлопоты большинству родителей. Детям свойственны очень стойкие привычки, и почти каждый ребенок привязывается к какой-то одежке, из которой в свое время вырастает... А то и успевает сносить почти до дыр, но не собирается от нее отказываться! И стоит родителям проговориться, что они хотят избавиться от дырявых носочков или коротких штанишек, как малыш начинает в прямом смысле лить слезы... Что же делать? Есть варианты!

Мамины хитрости

— Место прорехи только украсит термоаппликация. Никаких специальных навыков для производства подобного мелкого ремонта не требуется, избавиться от дырки можно буквально за пару минут.

— В любимую одежду, из которой малыш безнадежно вырос, можно нарядить куклу или мягкую игрушку.

— Если мама в ладах со швейной машиной, то штанишки можно надставить, а платьице удлинить. Но предварительно нужно обязательно объяснить ребенку, что именно вы намерены сделать, и даже попросить помочь. Иначе маму вместо благодарности может ожидать взрыв детского горя.

— Если у вас есть маленькие родственники или просто знакомые, выясните у ребенка, не хочет ли он, чтобы одежку, из которой он вырос, носил теперь другой малыш. Если ребенок решительно откажется, лучше не настаивать, это может вызвать враждебность. Но нередко теплые чувства к маленькому другу все же перевешивают, и кроха великодушно соглашается передать вещичку «по наследству».

— Наконец, можно просто тайком избавиться от заношенных вещей. Если не привлекать к этому внимания (особенно, если в то же время у ребенка появится что-то новенькое), малыш может вообще не вспомнить об утрате. Но если он все же поинтересуется, куда подевалась его любимая одежка, лучше всего ответить что-нибудь неопределенное, вроде «Я видела ее где-то здесь, если хочешь, можешь поискать». Или сочинить небольшую сказку о какой-нибудь зверюшке, которая забрала одежку для своих детенышей.

Правдивого, но жесткого ответа вроде «Мне пришлось ее выбросить» некоторые детские психологи советуют избегать, потому что малыш начинает нервничать и беспокоиться.

Не забывайте, что для маленького ребенка любимая вещь — объект почти одушевленный, и он начинает подозревать, что если родители смогли поступить таким образом с его любимой вещью, то смогут из-за какого-то проступка поступить так и с ним... С точки зрения взрослого, это странно, но если есть другие решения — лучше не давать повода для подобных страхов.

— Ободряйте малыша, и со временем вы будете с умилением вспоминать сложности, благополучно оставшиеся в прошлом!

 



Предварительный просмотр:

«Капризы и упрямство»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Предварительный просмотр:

«Помогите ребенку говорить»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие — крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.

Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, им предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по сто лу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Цель: добиться, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

Магазин

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п
- пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, петрушка, барабан, балалайка, буратино, собака, белка, кукла и пр.).

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем выбудете?» - «Покупателями», -отвечают дети. «Что делает продавец?» -«Продает». - «Что делает покупатель?»
- «Покупает».

Ведущий показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем он приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Ведущий соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Отдавая ребенку игрушку, нужно спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звуки
м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Поедем или нет?

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Лесная прогулка

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Расставить игрушки на столе и попросить детей назвать их. Затем предложить детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Нужно следить, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
 



Предварительный просмотр:

«Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей».

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна   ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.



Предварительный просмотр:


В помощь родителям «Коллекция русских скороговорок, чистоговорок, упражнения по развитию речи».

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).


У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.


Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

 Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
По двору, по подворью в добром здоровье.
У нас на подворье погода размокропогодилась.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Летят пичужки через три пустые избушки.
У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
На кочке квочка, квочка на кочке.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!




Предварительный просмотр:

«Влияние родительских установок на развитие детей».

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!



Предварительный просмотр:

«Жадный ребенок»

Многие родители бывают встревожены, услышав из уст собственного ребенка фразу, подобную этой: «Мое! Не трогай! Не дам!» Близкие удивляются: он ведь еще совсем маленький, а уже такой жадный! Как же справиться с подобной проблемой? А может быть, вообще не стоит беспокоиться и заострять на том внимание? Попробуем вместе поискать ответы на столь непростые вопросы. Жадность не является природным качеством и уж тем более не передается по наследству. Откуда же она берется в маленьких, неиспорченных существах? По мнению психологов, у малыша до трех лет чувство жадности отсутствует вовсе. Оно начинает проявляться позже, когда ребенок принимается строить взаимоотношения с окружающими, и обычно возникает лишь в какой-то конкретной ситуации, по вполне определенной причине. Отчасти именно родители «помогают» детям стать жадными. Наверняка большинство на это возразит: «Как же так! Я ведь учу ребенка быть щедрым и делиться с другими!» Естественно, каждому родителю хочется, чтобы кроха вырос отзывчивым и добрым человеком. Но парадокс заключается в том, что именно стремление во что бы то ни стало сделать малыша совершенным во всем иногда приводит к неожиданным результатам.

Сам себе хозяин

На третьем году жизни карапуз начинает проявлять неподдельный интерес к окружающему миру, в том числе к различным предметам и вещам. Многие из них ребенок воспринимает как неразделимое целое. Например, мамина косметичка (лучше не трогать, мама рассердится), папин портфель (не нужно открывать, папа будет ругаться), бабушкины очки (нельзя брать, чтобы случайно не разбить и не огорчить бабушку). Именно в этот период своего уже осознанного существования малыш понимает, что тоже является настоящим собственником. У него есть свои кроватка, стол, стул, чашка, игрушки, одежда. Вот только взрослые почему-то относятся с пренебрежением к его праву самому распоряжаться всеми этими вещами. Естественно, дитя вступает в неравную борьбу за свои права: «Мое! Не трогай! Не дам!» Тем самым малыш стремится отстоять себя и заявить о себе, как о личности. Взрослые же зачастую принимают это за проявление жадности и активно начинают с ней бороться: «Дай девочке поиграть своей куклой, видишь, как она плачет! Нельзя быть таким жадиной!» Или: «Почему ты не даешь бабушке посмотреть твою новую книжку? Разве ты жадный?» Кроха искренне не понимает, почему мама с папой, вместо того чтобы защитить его интересы, бросаются на помощь соседскому Пете или Сереже. Из-за этого у малыша появляются чувства обиды и недоверия — его любят меньше, чем других. «Может быть, я плохой?» — рассуждает кроха. Возникает замкнутый круг — взрослые стараются научить ребенка делиться, а вместо этого малыш еще больше замыкается на своих вещах. Он уже ни в какую не хочет с ними расставаться. Как разрешить непростую ситуацию? Наверное, стоит признать (хотя это и нелегко), что маленький человечек — такой же член семьи, как и остальные. Ребенок имеет те же права, что и взрослые, а именно: на уважительное отношение к себе и своей собственности. Не стоит заставлять малыша делиться, если он того не хочет. Невозможно насильно научить чему-то хорошему. Если же станете постоянно контролировать уровень добрых чувств малыша, то не удивляйтесь, когда получите в ответ агрессию и бунт. Психологи полагают, что верный способ сделать маленького человечка жадным — это заставлять его делиться. Не принуждайте, пусть ребенок привыкнет к тому, что он хозяин своих вещей и им ничто не угрожает со стороны взрослых. Постепенно кроха научится (конечно, не без помощи старших) давать свои игрушки другим и играть вместе. Но для этого требуется время!

Разделить удовольствие

Все лучшее — ребенку! Несомненно, любой родитель старается следовать этому негласному правилу. Но порой взрослые перебарщивают. Представим себе весьма распространенную ситуацию. Ребенок радостно подбегает к вам со словами: «Мамочка, папа дал мне конфету! Хочешь кусочек?» А вы на это: «Спасибо, милый! Кушай сам, мне ничего не надо». Конечно, маму можно понять. Ей хочется, чтобы малыш получил больше удовольствия от угощения. Однако, отказываясь от угощения сегодня, завтра вы можете столкнуться с тем, что карапуз уже твердо усвоит — маме ничего не надо, у нее все есть. И разве ребенок будет виноват в том, что ему не приходит в голову поделиться с кем-то, если все его проявления щедрости ранее не находили отклика у родителей? Вряд ли стоит бояться, что сын или дочь недополучат лишний кусочек яблока или печенья. Согласитесь принять дар малыша. Это его порадует, ведь приятнее разделить угощение с родителями, чем есть одному! А ведь именно благодаря положительным эмоциям крохе легче усвоить хорошую привычку!

Эмоции

Малыши намного эмоциональнее и непосредственнее нас, взрослых. Свои чувства они выражают открыто и бесхитростно. Зачастую ребенок отказывается делиться с кем-то лишь потому, что относится к человеку с недоверием, а то и враждебно. Чаще всего в эту категорию попадают родственники — несправедливо наказал папа, бабушка все время ругает и критикует и т. д. Обида и приводит малыша к отказу делиться чем-либо с конкретным человеком. Легко истолковать категорический отказ как жадность. Но это лишь форма детского протеста в сложившейся ситуации. Для начала стоит разобраться, что скрывается за негативным поведением ребенка, а потом на него реагировать. Не исключено, что кроха в данный момент просто находится в плохом настроении и не готов делать добрые дела (такое ведь случается и со взрослыми)!

Трудно быть хорошим

Иногда ребенок не понимает, чего ждут от него родители. Увы, мы не всегда последовательны в вопросах воспитания. Вчера малыш не дал приятелю по площадке поиграть своей машинкой, и мама осталась им недовольна. Сегодня подарил самой красивой девочке в детском саду любимого мишку, купленного папой, и родитель отругал его за это. Как же крохе разобраться в сложном мире правил и условностей, установленных взрослыми? Для начала родителям надо разобраться между собой, что же они хотят донести до малыша и как это лучше сделать. Понятно, что жадность и полное отсутствие инстинкта собственности — это крайности. Необходимо найти золотую середину между ними, чтобы помочь малышу стать таким, каким мы хотим его видеть. Обозначив ребенку некоторые границы поведения, нужно показывать и объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Но чтобы ребенок поверил, родители должны подкрепить все личным примером. Иначе малыш вам просто не поверит.

10 золотых рецептов против жадности

  1. Не пытайтесь насильно сделать малыша щедрым. Любое насилие ведет к тому, что кроха либо начинает против вас «военные действия», либо ломается как личность.
  2. Научитесь уважать право ребенка самому распоряжаться собственными вещами — решение должно быть всегда за ним.
  3. Избегайте навешивать ярлыки и называть кроху жадиной. Слыша такое изо дня в день, малыш не научится делиться, но решит, что он действительно жадный, плохой и его никто не любит.
  4. Не оставляйте без внимания любые добрые поступки ребенка. Похвала приятна в любых выражениях: «Я очень рада, что ты сегодня дал Сереже поиграть своей новой машинкой!» Или: «Молодец, ты поделился с бабушкой яблоком!» Карапуз готов на многое, чтобы заслужить одобрение мамы. Зная, что вы радуетесь его щедрости, он будет стараться заслужить похвалу еще, еще и еще...
  5. Каждый ребенок любит своих родителей и мечтает походить на них, поэтому старается во всем копировать поведение мамы и папы. И если взрослые отзывчивы и щедры к другим людям, малыш не оставит это без внимания и просто не сможет вырасти жадиной.
  6. Избегайте конфликтных ситуаций. Например, не берите с собой на прогулку дорогие вещи или любимые игрушки малыша, потеря или поломка которых может сильно огорчить не только ребенка, но и вас.
  7. Объясните крохе преимущества взаимовыгодного обмена игрушками с другими детьми: «Как здорово дать поиграть соседскому мальчику или девочке свою игрушку, а взамен получить не менее интересную и увлекательную вещь. А если собрать все игрушки и играть вместе, получится очень весело!»
  8. Дайте ребенку возможность понять и почувствовать, как здорово быть добрым и щедрым. Прекрасный способ для этого — устроить детский праздник подарков. И не обязательно дожидаться красного дня на календаре, а также делать большие финансовые затраты. Смастерите вместе с малышом простые поделки из бумаги или пластилина, сделайте рисунки, испеките печенье или торт и пригласите в гости друзей вашего карапуза. Вот вам и праздник! А теперь пусть малыш сам подарит гостям сделанные им подарки. Наверняка кроха запомнит этот день на всю жизнь, ведь делать сюрпризы и видеть восторг и радость друзей так приятно!
  9. Рассказывайте малышу сказки, где добро всегда побеждает зло, а положительные герои никогда не жадничают (поэтому их все любят и помогают).
  10. Последний совет — самый простой и сложный одновременно. Доверяйте своему малышу, любите его и никогда не сомневайтесь — он вырастет замечательным человеком!