ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КДР. Как привить ребёнку интерес к книге577.8 КБ
PDF icon КДР. Логопедические игры с чистоговорками285.29 КБ
Файл КДР. О роли художественной литературы305.92 КБ
Microsoft Office document icon КДР. Пересказываем вместе с детьми390 КБ
PDF icon КДР. Речевые игры дома510.33 КБ
Файл КДР. Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника486.39 КБ
PDF icon Пальчиковые игры дома - это весело197.9 КБ
Файл Рекомендации родителям "Играем в сказку дома"863.92 КБ
PDF icon КДР. Оздоровительная роль игры370.43 КБ
Файл КДР. В союзе с природой702.01 КБ
PDF icon КДР. Воспитание правильной осанки698.76 КБ
PDF icon КДР. Родителям о зрении491.16 КБ
Microsoft Office document icon КДР. Адаптация224.5 КБ
Microsoft Office document icon КДР. Подвижная игра98.5 КБ
Файл КДР. Экологические сказки623.08 КБ
PDF icon КДР. Основные правила семейного воспитания218.73 КБ
Файл «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»503.25 КБ
Файл Дистанционный мастер-класс для детей и родителей ДОУ Тема: «Домашний театр за 5 минут»290.79 КБ
Файл Мастер-класс для родителей «Умелые пальчики»362.11 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ИНТЕРЕС К КНИГЕ

http://www.amroedu.club/wp-content/uploads/2019/07/preodolevaem-soprotivlenie.jpg

В наше время, когда весь мир заполонили компьютерные технологии, всевозможные гаджеты, многие из нас перестали читать. А ведь чтение развивает в нас все познавательные процессы, чтение — это образование, путь к успеху. Любовь к чтению прививается, прежде всего, в семье.  

Предлагаю советы библиотекаря Л.Лукзен.

КОГДА ЧИТАТЬ?
— как только ребенок родится;
— выделять несколько минут, но каждый день;
— выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
— приучать ребенка “ждать” время для чтения;
— читать в любом месте;
— утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

КАК  ЧИТАТЬ?
— выбирать удобное и уютное место;
— читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
— находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
— рассматривать книжки и картинки;
— читать с “выражением”;
— давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;
— перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

  1. Разговаривайте, пойте и играйте с ребенком. Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень вте. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите — так вы готовите внимательного слушателя.

  1. Выделяйте время для чтения каждый день. Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться — перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи.

ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О роли художественной литературы в жизни современного ребенка

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

К.Г. Паустовский

Современный мир диктует людям свои правила. Высокие скорости, обилие легкодоступной информации из разных

источников (телевидение, интернет), активно развивающиеся социальные сети способствуют тому, что люди всё меньше обращаются к одному из главных источников мудрости и помощнику на пути художественного и духовного развития – к книге. А ведь книга – это не только «источник знаний». Чтение художественной литературы обогащает словарный запас, прививает культуру речи, а зрительный контакт с грамотным печатным словом позволяет развивать грамотность письменной речи. Все знают об этом, но в суете жизни простые истины отходят на второй план или совсем забываются.

Темп современной жизни захватывает и наших детей. Ещё не научившись говорить, малыш уже начинает водить пальцем по родительскому планшету или нажимать кнопки на ноутбуке, вызывая на экран яркие картинки. Обилие и доступность игрового и видеоматериала наполняет жизнь ребенка, вытесняя собой иные возможные варианты досуга.

Что же мы имеем в итоге? Здесь можно говорить о нескольких видах последствий смещения фокуса внимания ребенка от книги в сторону компьютера и средств массовой информации. Аудио и видеоинформация, в большом количестве получаемая ребенком с малолетства, не оставляет пространства для развития детского воображения и фантазий. Малыш мыслит уже готовыми образами, которые он видит на экране, не пытаясь создать в голове собственную интерпретацию происходящего. Оно и понятно – гораздо проще воспользоваться уже сформированным и воплощенным кем-то образом, чем на основе информации из книги «додумывать» мир автора и рисовать в своем воображении героев и их действия. В результате ребенок в школьном возрасте оказывается малоспособным к образному мышлению, что существенно уменьшает его возможности творческого самовыражения.

Мало кто из родителей понимает, что отказавшись от чтения и предпочтя книге высокотехнологичный компьютер или телевизор, ребенок не получит навык усидчивости, который дает чтение. Компьютер позволяет переходить от одного действия к другому с высокой скоростью, практически без ожидания. В длительной фокусировке внимания в этом случае нет необходимости. Чтение книги же предполагает долгосрочную фокусировку внимания на сюжетной линии произведения, тренирует память, заставляет сосредоточено следить за

логикой повествования. Да, это требует некоторых усилий, но и окупается в будущем.

Сегодня довольно остро стоит проблема сочинений в школе. Это также во многом обусловлено тем, что детей не приучают вовремя к культуре чтения художественной литературы. Ещё Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместится в годы юности, и. тем более, зрелом возрасте». Привычка к чтению закладывается с детства. Каждый день читая глазами фразы, ребенок научается самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, он в состоянии оценить красоту языка и грамотность речи. При отсутствии же такого навыка, будущий школьник имеет все шансы безграмотно писать, изъясняться простыми предложениями и иметь бедный словарный запас. Это чревато не только проблемами с сочинениями в школе, но и проблемами в коммуникации из-за неспособности донести до другого человека свои мысли и желания в понятной и доступной форме. Зачастую родители приходят к таким выводам слишком поздно, когда проблемы уже выходят на первый план. Они готовы работать с этим, но в средней и старшей школе уже очень сложно привить ребенку любовь к чтению.

Как же быть? Как научить своего малыша любить и ценить книги? Безусловно, начать стоит с себя. Дети копируют своих родителей. Видя вашу заинтересованность, ребенок обязательно захочет узнать, что же таят в себе эти обложки. Маленького ребенка можно заинтересовать красочными картинками. Сейчас довольно много красивых книг для детей с хорошими иллюстрациями. Уделите ребенку время, обыграйте с ним прочитанную сказку или рассказ. Пусть он говорит за полюбившегося героя. Заведите прекрасную традицию – чтение на ночь. Дети с удовольствием слушают голос матери или отца и при этом увлекаются сюжетом книги. Помните – все начинается с малого, но любое, даже самое короткое время, проведенное за книгой – это вклад в будущее вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

ПЕРЕСКАЗЫВАЕМ

 ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

    Известно, что ребёнок всегда испытывает потребность в общении. Эта потребность проявляется в желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать заинтересовавшее их, передавать содержание мультфильмов. И, естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда улавливает логику событий, путает факты и их последовательность, нередко речь ребёнка бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

 Следовательно, нам, взрослым необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересказ литературных произведений является одним из факторов развития речи детей.

  Пересказ – это изложение своими словами прослушанного произведения, он считается наиболее лёгким типом монологической речи. Пересказ помогает развить речь дошкольников, учит выделять главное из того, что услышали, отвечать на вопросы. Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает, насколько хорошо ребенок может формулировать, анализировать, понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Умение пересказывать является важным  фактором в подготовке к школьному обучению, ведь школьник при выполнении заданий должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.

 Те дети, с которыми родители занимаются пересказом произведений различного жанра, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке. Именно за счет такого развития эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни.

Такое занятие как пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста.  Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и  сделать детальный анализ.

Требования к литературному тексту для пересказа

    Для пересказа выбирают доступные по содержанию произведения, которые могут научить чему-то полезному, персонажи которых имеют яркие черты характера, а мотивы их поступков понятны ребенку. Сюжеты должны иметь четкую композицию и выраженную последовательность действий. Изложение должно быть достаточно динамичным, лаконичным и образным. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, но и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом. 

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.    Выбирают художественные произведения, написанные образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных грамматических форм. Необходимо учитывать также объем текста и его занимательность. Так, можно использовать для пересказа народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Д.Ушинского, небольшие по объему.
   

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме.

Пересказ сказки

   Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях. Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности.

Обратите внимание детей на то, что сказки начинаются со «сказочных» слов: «жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т.п.

Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира.

Пересказ литературных произведений

   Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать  определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Рассказы этой категории дают возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Факторы, облегчающие процесс овладения пересказом.

Подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители должны еще внятно и выразительно  прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу,  после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В  такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интерес к самому пересказу. 

Другим фактором является наглядность. Дети очень любят рассматривать иллюстрации к произведениям. Они помогают ярче представить героя  произведения, последовательность событий. (Ярким примером служат сказки и картинки В. Сутеева)

  Следующий фактор - это создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы (от «мнемо»- память). Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Договоритесь с ребёнком, что будет обозначать каждый символ. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

      Обучая детей пересказу с опорой на мнемотаблицы, мы готовим его  к школьному обучению. Ребенок учится составлять план своего ответа. Развивается самоконтроль и саморегуляция: ребенок следит за тем, что он уже рассказал и что ему еще предстоит рассказать.

 

Уважаемые родители!

Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет ощущать интерес и поддержку с вашей стороны.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Вы обязательно заметите улучшение состояния связной речи вашего ребёнка только при условии систематических занятий.

     

                                     


Примерный перечень произведений для пересказа

  • В. Сутеев:

     «Три котёнка», «Кто сказал мяу», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Под грибом», «Разные колёса».

  • В. Бианки:

    «Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Чёрная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».

  • Е. Чарушин:

    «Волчишка», «Медведь», «Заяц», «Курочка».

  • М. Пришвин:

     «Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».

  • И. Соколов-Микитов:

     «В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».

  • Н. Сладков:

     «Отчаянный заяц», «»Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну       принесли», «Как медведя переворачивали».

  • К.Д. Ушинский:

    «Бишка», «Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «»Лекарство», «Сила не право».

  • Л.Н. Толстой:

    «Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».

  • К.И.Чуковский:

    «Цыплёнок», «Путаница».

  • Русские народные сказки:

    «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «»Лиса и журавль».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://raskrasdetstvo.com/upload/resize_cache/iblock/ee2/500_500_1/ee2d8e9306795ebe2e4bea4c7162c68f.jpgРОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Уильям Теккерей

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература сопровождает детей с первых дней жизни. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать.

Дошкольное детство – это именно тот возраста, когда происходит «закладка» формирования психологических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и другие психологические функции в этом возрасте.

Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

  •  Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы       (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
  • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
  • Неспособность грамотно сформулировать вопрос
  • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате - родители не понимают многих поступков ребенка)
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция

    Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать   язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания;   другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.

В возрасте 5-6 лет, мы замечаем, что многие дети хорошо умеют читать. Но взрослые должны понимать, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он научился самостоятельно читать, нужно удовлетворять.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Как прививать интерес ребенка к художественной литературе? Вот несколько советов.

  • Приобщайте ребенка к книге с раннего детства.
  • Выбирайте книгу в соответствии с возрастом.
  • Показывайте ребенку, что чтение доставляет вам удовольствие. Читайте с выражением интонацией. После чтения проведите беседу о прочитанном.
  • Приучайте ребенка к бережному отношению с книгой.
  • Во время чтения, сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо.
  • Читайте всегда, когда ребенок просит вас.
  • Читайте ребёнку вслух каждый день, перед сном.
  • Для выбора книги, организуйте, совместный поход в магазин.

 Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.

Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей .


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для детей от 1 года до 2,5 лет

1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения

2. В. Бианки «Лис и мышонок»

3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)

4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»

5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»

6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.)

7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей

8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»

9. К. Чуковский «Цыпленок» и др.

Для детей от 2,5 - 4 лет

1. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.

2. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»

3. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»

4. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»

5. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»

6. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы

7. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.

8. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

   9. В. Осеева «Волшебное слово»

10. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»

11. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера

12. Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы

13. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»

14. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»

15. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница» и др.

 Для детей от 5 до 7 лет

 1. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера)

2. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», и др.

       3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»

4. В, Бианки «Где раки зимуют»

5. Братья Гримм «Сказки»

6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.

7. В. Гришин «Лягушка-путешественница»

8. А. Ершов «Конек-горбунок»

9. Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»

10. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»

11. Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

12. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.

13. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи Длинный чулок»

14. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др.

15. В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

16. Г. Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!» и др.

17. Ш. Перро (в пересказе для детей) «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»

18. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Еж», «Золотой луг»

19. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»

20. Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»

21. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сказки»

22. П. Трэверс «Мэри Поппинс»

23. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино»

24. Е. Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» и др.        

 25. К. Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце» и др.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ,

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Галя\Desktop\РАБОЧАЯ\АТТЕСТАЦИЯ\! РАБОТЫ\РОМАНИШИНА\5c4f949b-ce5d-5b19-bc8c-afe7b7250840.jfif РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРАЕМ В СКАЗКУ ДОМА»

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

СКАЗКА НАУЧИТ РЕБЕНКА:

-пересказывать близко к тексту;

- обогатит словарь образными выражениями;

-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи).

- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;

- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.

Домашний кукольный театр в жизни ребенка играет большую роль. Ребенок может быть не просто зрителем, а активным участником в организации театральной постановки, принимать на себя различные роли: быть актером, кукловодом, декоратором, сценаристом, режиссером и т. д. Это дает возможность развитию творчества, фантазии, смекалки, уверенности и гордость за свои результаты. Ребенок испытывает радость при общении с близкими, а так же при реализации своего творческого потенциала.

Домашний кукольный театр способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Ребенок сочувствует героям, сопереживает разыгрываемые события и поступки. Эмоционально пережитый спектакль вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

ОБЫЧНО ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ КУКОЛЬНОМУ СПЕКТАКЛЮ ПРОХОДИТ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

1. Выбор сказки, возможно предварительное чтение сказки

2. Подготовка или изготовление героев сказки

3. Подготовка сцены, декораций и реквизита

4. Распределение ролей

5. Проводится репетиция

6. Показ спектакля

Желательно записывать премьеры спектаклей на видео. Ребенок с удовольствием и не один раз, будет пересматривать запись с театральным представлением. А у вас на долгую память останутся в записи прекрасные моменты жизни ребенка.

Существует множество видов театра и кукол, которые можно изготовить самостоятельно, применяя доступные подручные средства. Одним из таких является бумажный театр на палочке.

hello_html_37a04eb7.jpg   hello_html_18c050a7.jpg

Театр на палочке пользуется большой популярностью среди детей, так как позволяет играть не только за ширмой, но и свободно передвигаясь по комнате. Кроме того он легок в исполнении, требует минимум материалов и времени.

Для изготовления театра понадобятся:

- картон

- палочки

- скотч

- ножницы

- краски

Можно скачать из интернета

1. На картоне делаем наброски героев сказки. Для удобства можно распечатать готовые силуэты на плотной бумаге.

2. Раскрашиваем фигуры

3. Вырезаем фигуры героя. Обклеиваем скотчем лицевую и заднюю часть фигуры, обрезаем все лишнее.

4. Приклеиваем на заднюю часть палочку. Фигурка героя готова.

ПОМНИТЕ,

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

ЭТО НЕ ТОЛЬКО УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЕ,

НО И

ПРЕКРАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И

РАЗВИТИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://ucare.timepad.ru/78084d6b-f131-4791-8217-685afce3110a/poster_event_1586398.jpgКонсультация для родителей

В СОЮЗЕ С ПРИРОДОЙ

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку, и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим: не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д., необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Условия для успешной адаптации в новой группе ДОУ

Новости: Адаптация в ДОУ. / МБДОУ "Детский сад №7 "Березка" г.  Новочебоксарск / Портал образования ЧР


Консультация для родителей

Адаптация

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в новой группе показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда проходит легко и быстро.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относятся:

Нарушение аппетита

Нарушение сна

Меняется эмоциональное состояние

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

Повышение температуры

Изменения стула

Нарушение некоторых приобретенных навыков

Длительность привыкания к новым социальным условиям зависит от индивидуальных особенностей.  Дети одного и того же возраста ведут себя по - разному: одни в первый день плачут, но уже на другой день идут с интересом следят за игрой детей, другие внешне спокойны, несколько заторможены, без возражении выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с родителями. И начинают хорошо себя чувствовать только на 8-10 день или даже позже. В зависимости от того, к какой группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится на «стыке» двух групп, т. е. является пограничной.

Во время адаптации родителям следует создать условия для спокойного отдыха ребёнка дома. Не следует давать ребёнку плакать в одиночестве, нужно определить причину его горя, дать ему понять, что вы сочувствуете и понимаете его. Не заставляйте ребёнка делать что – то по - другому страх, возникающий в такой ситуации, значительно усложнит его привыкание к новым не привычным условиям.  



Предварительный просмотр:

Приложение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»

«

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

Список используемой литературы

1. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном- 2006г.

2. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания - 2005г.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, - 2000.

Шмырова О.В., воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с № 420

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ДОУ и семьи»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

https://fs01.urokinachalki.ru/e/00110c-002.jpgЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологические сказки для детей. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

 В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, взрослые. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян.

На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.

  А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

 Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, ведь у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, можно прийти к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой. Они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.

Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место отводится экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

 Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Взаимодействуем с семьями воспитанников

https://i.ytimg.com/vi/5gQ2z_WNj58/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AHUBoAC4AOKAgwIABABGHIgUyhCMA8=&rs=AOn4CLBCFY4Hj1uewLhnvbMMHQzo-XiK2w Родительское собрание

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Задачи:

- Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

- Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

- Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

- Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Практическая часть. МК.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

 Проблемы речи детей дошкольников:

 Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

 Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

 И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

 Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Задачи:

 Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Обогащение словарного запаса.

Заучивание стихов.

Пересказ художественной литературы.

Обучение составление рассказов.

Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

 В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна)

 Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

 Этапы:

 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

 Данную методику используют при отгадывании загадок:

 При заучивании стихотворений:

 Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

Беседа о прочитанном.

Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Все бы мишеньке храпеть!

Эх ты, мишенька-медведь!

При описании предмета:

 

Итоговый результат

 

- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 

Практическая часть

Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы, и выполнить следующие задания

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

«Кораблик», А.Барто Матросская шапка, Веревка в руке,

Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня:

-        Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне. Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка, В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»

 Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его  творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 435»hello_html_117039d4.jpg

Дистанционный мастер-класс для детей и родителей ДОУ

Тема: «Домашний театр за 5 минут»

                                                                                                   Воспитатель МБДОУ д/с № 435, Макеева Е.П.

Цели: приобщение детей и родителей к совместной деятельности, посредством изготовления кукол.

Задачи:

 - приобщать родителей к театрализованной деятельности;

- способствовать повышению педагогической культуры родителей;

- содействовать сплочению родительского коллектива;

 - побудить родителей создавать куклы для театра совместно с детьми своими руками.     

Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.         Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство малышей с различными моделями поведения.  Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.

В игре ребенок развивается, умнеет, развиваются память, речь, художественное воображение; корректируется поведение детей, развиваются сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого).

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет

он жизненной тропой.

        Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. С каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. С ней дети сразу начинают разговаривать и играть: отвечают на вопросы, идут за куклой, здороваются с ней и прощаются, укладывают спать, танцуют, бегают и т.д. Это игра!!! Но, какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем интереснее игра. А особенно если эта игрушка сделана своими руками с помощью взрослого.

        Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

   И, сделанная своими руками игрушка, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

        Я хочу рассказать, как можно сделать кукольный театр своими руками. Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек и игр. Но, во-первых эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, приносят больше пользы в любом отношении. (Дети заняты, общение с родителями, моторика рук, фантазия, воображение и т.д.) Изготовить театральных героев очень просто. Вот вам несколько подсказок.

1.Театр на стаканчиках из-под йогурта и пластиковых стаканчиках. В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из-под творожка и йогурта емкости. Они подходят в качестве подставочек для ваших героев.

hello_html_6ddbde4c.jpg                        hello_html_3e13a101.jpg

2.Театр на сd-дисках. Наверняка в доме найдутся диски, которые уже не нужны, а выкинуть жалко. Можно из них сделать героев мультфильмов и сказок.

hello_html_m7decd15.jpg

3. Театр на пластмассовых ложках. Из одноразовых ложек получаются забавные зверушки. Вместе с малышом можно изготовить разных сказочных героев.

hello_html_m778435cd.jpg

4.Театр на бумажных тарелках. У каждой мамы на кухне найдутся одноразовые картонные тарелки. Придумайте с ребенком поделку и займитесь творчеством, можно сделать и льва, и обезьяну, и даже весёлых кукол.hello_html_m794c735b.jpg                     hello_html_m34155dbd.jpg

5.Театр на рулонах туалетной бумаги. Рулончики от туалетной бумаги - очень ценный материал для творческих мам и их детей. Посмотрите, каких героев можно сделать, имея немного времени и подручных средств.

hello_html_m1c9f453f.jpg

6.Театр на капсулах от киндера. У ребенка остается много капсул от киндеров. Можно и им найти применение в нашем театре.

hello_html_161ec4ec.jpg

7. Театр на пальчиках перчаток. От резиновой перчатки отрезаются пальчики, выворачиваются наизнанку, и теперь можно творить. Рисуем вместе с ребенком все, что вам захочется, любую сказку. Развиваем, фантазию, творчество, мелкую моторику.

hello_html_249b4b07.jpg hello_html_5b2fba0f.jpg

Как устроить кукольный театр дома?

        Вопреки всем известному выражению, домашний кукольный театр начинается с разрешения детям пошалить. Если папа и мама не очень строгие, позволяют устроить в доме маленький бардак (иногда), значит, разыграть представление с куклами-актерами обязательно получится!

        Это так здорово, когда в семье царит атмосфера творчества! Часто у взрослых только с появлением собственных детей проявляются такие таланты, о которых они раньше и не подозревали. Например, родители открывают в себе способности актера, певца, кукловода. А еще – портного, способного сшить за каких-то час-полтора практически без выкроек симпатичных петушков, колобков, мышек, кошек и других сказочных существ, с которыми детям очень нравится делать постановки в домашнем кукольном театре.

        Кстати, уважаемые родители, кукольный театр дома – это сплошная выгода. Пока дети будут увлечены представлением с куклами, у вас появится отличная возможность заняться своими делами, которые всегда откладывали.

        Сцена и декорации своими руками за 5 минут.
        Сюжет для постановки выбрать просто. На первых порах, это может быть любимая сказка малыша, скажем, про репку или про золотую рыбку. Нужно рассказать ребенку (если он еще не знает), что кукольный театр – это такое зрелище, в котором люди-кукловоды управляют за ширмой актерами-куклами. Ширму можно купить в магазине. Но сделать ее самим из подручных средств еще проще. Вариантов много, например, можно поступить так:

- натянуть веревку в широком дверном проеме и повесить на ней непрозрачную ткань. То же удобно проделать в комнате, закрепив веревку в двух противоположных углах помещения (если оно просторное);

- поставить в ряд 2-3 стула (сиденьями в сторону зрительного зала), гладильную доску или небольшой столик, тоже покрыв их тканью или простынкой;

- соорудить ширму из большой упаковочной коробки для мебели или бытовой техники. Соблюдайте технику безопасности, когда будете прорезать в ней отверстие-окошко! Такая ширма годится для совсем маленьких детей, взрослые вряд ли поместятся в коробке. Декорации (солнышко, облака, домики, тропинки, деревья, цветы) можно вырезать из цветного картона или подобрать готовые рисунки у детей в альбоме, а потом наклеить их или закрепить булавками на ширме. Подойдут также живые веточки и цветы, принесенные с прогулки в качестве букета или гербария.

Чем полезен для детей кукольный театр?

Кукольный театр несет огромный позитив и для детей, и для взрослых, то есть для всей семьи. Во-первых, это возможность хорошо провести время вместе с детьми, лучше узнать детскую психологию. Ведь общая цель сближает! Родители во время репетиций показывают малышам, как работать в команде и действовать по обстоятельствам. Например, если в спектакле кто-то забывает слова, ему нужно помочь – подсказать роль или подменить на время.

        Во-вторых, у ребенка во время участия в кукольных представлениях происходит активное развитие речи и эмоций. Спектакли способствуют развитию памяти, постановке правильной речи, декламации. Теперь точно никто из родственников или детских врачей не будет упрекать вас, что малыш невнятно говорит!

        В-третьих, как раньше было сказано, кукольный театр – это один из способов заняться рукоделием вместе с детьми, развивать эстетический вкус, фантазировать и практиковать свои умения в пошиве самодельных кукол и костюмов. Глядишь, воспитаете будущего модельера-декоратора.

        В-четвертых, в вашем доме не будет места для скуки. На спектакли можно приглашать бабушек и дедушек, соседей, друзей ребенка из садика или школы. В день рождения спектакль или кукольное шоу станет для гостей гвоздем программы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 435»

Взаимодействуем с семьями воспитанников

Мастер-класс для родителей

 «Умелые пальчики»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей, организованными в домашних условиях.

2. Изготовить совместно с родителями игрушку «Волшебный шарик».

Оборудование: пособия для демонстрации (планшетики с резинками, сетка с лентами, разные виды застежек,   разные виды бус, палочки  и т.д.)        подносы с манкой, макароны с крупными отверстиями, тарелочки одноразовые, шнурки, прищепки с шаблонами, «сухой бассейн»  с мелкими игрушками, палочки с лентами  воздушные шары и разные виды круп для изготовления волшебного шара.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Прежде чем начать общение я предлагаю Вам,  зарядиться положительными эмоциями.

Скажите мне  громко и хором, друзья,    

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли Вы на встречу, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  

Я вас понимаю. Как быть?  

Проблемы детей нам нужно решить?  

Дайте мне тогда ответ:  Помочь откажетесь нам?

Последнее спрошу вас я:  Активными все будем?

Тема  нашей встречи таится в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их …. (пальчики)

Одна другой касается — 
       Хлопок получается.  (ладонь)

Сжали пальцы мы руки -

Получились...       (кулаки)

Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

- Что такое мелкая моторика? 

         С научной  точки зрения  мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.

 Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу.  И поэтому, когда мы их стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Неспроста  с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п.

Игра «Пальчики-птицы»

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

- Как вы думаете, с чем это связано?

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми;

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео);

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)

Как мы уже с Вами определили, развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы вас познакомим.

Родителям предоставляется выставка игр и пособий для развития мелкой моторики.

     Пальчиковые игра, сопровождаемая чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я предлагаю вас поиграть, повторяйте за мной.

Игры «Зайчики»,  «Замочек»

Вот такие небольшие стихи, сопровождаемые движениями пальцев рук, ладоней и кулачков помогают детям не  только развить моторику, но и … Эти игры мы используем на разных видах занятий.

    Для развития мелкой моторики есть заводские, фабричные игрушки. Какие? (шнуровки, мозаика, бусы, разные виды застежек и т.д.)

Рисование, лепка, аппликация – одно из самых любимых занятий всех детей. Мы учимся рисовать не только карандашами и красками, но и пальчиками, ватными палочками, ладошками. Для лепки, например, можно использовать ламинированные картинки, на которые ребенок может добавить какие-то детали (мухомор и божья коровка – точки, дерево – листики, елка – игрушки и т.д.)

     У каждой из вас на кухне есть манка, пшено, гречка и др. На поднос насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою,  и нарисуйте  простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко,  тучку с дождиком.

Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс по всему развитие фантазии и воображения.

Рисование манкой, по манке.

     А как вы думаете, чем эта игра может быть полезна для вашего ребенка? Какие игры еще можно придумать с манкой?

  1. Пересыпание из одной емкости в другую.
  2. Насыпание крупы ложкой в сосуд.
  3. Нахождение предметов в крупе (ищем клад) пальчиками, ложкой, ситечком.

Игры с шишками так же развивают моторику и массажируют пальчики детей. 

(провести массаж рук с помощью шишек)

Игры с фасолью, горохом, пластиковыми крышками от бутылок

Игра «Сухой бассейн». Родители ищут игрушки в фасоли и на ощупь определяют, что они нашли.  

Если не хочет ребенок кушать кашу, можно ему предложить найти сюрприз после как он её съест. И кашу съели и моторику развили.

Предложите, пожалуйста, свои варианты игр с фасолью, крышками. А что мы развиваем у ребенка,  играя в эти игры?

  1. Выкладывание узора, дорожки, геометрических фигур и др.
  2. Игра «Покорми птичку» - в прорезь забрасываются фасолинки, крышечки  как монетки в копилку.
  3.  Рассортировать фасоль (разные крупы), крышечки по баночкам. Усложним задачу – будем делать это на скорость.

Игра с крышечками «Выложи узор» (по образцу, самостоятельно)

Игры с прищепками. Очень дети любят играть с прищепками. Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение.

Игра «Волшебные прищепки» (по одному изображению на пару ребенок-родитель)

Какие варианты игр с прищепками Вы можете предложить?

     Я вам предлагаю дома поиграть с детьми еще в очень интересную игру. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок, верёвочка или ниточка. Покажите малышу, как нанизать макароны на верёвочку «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Поверьте, для детей это очень трудно сделать.

Какие варианты игр можно еще придумать с макаронами и что они могут развить или чему могут научить вашего ребенка.  

  1. Выложить дорожку из макарон или геометрическую фигуру.
  2. Чередование узора.
  3. Классификация макарон по форме или цвету и размеру.

        Игра «Бусы из макарон»

        Игра «Палочки- намоталочки» (кто быстрее накрутит ленту на палочку, можно привязать машинку к ленте «Чья машина быстрее?»)

     Но, а сейчас настало время заняться творчеством.  Сегодня мы сделаем игрушку, которая поможет детям развивать пальчики. (Родителям и детям предлагаются воздушные шарики, крупа (гречка, горох, манка), воронки, ложки). В шарик через воронку ребенок насыпает крупу с помощью ложки или руками. Когда крупы достаточно много, шарик завязывается на узел. Такую игрушку можно разминать пальчиками, формировать из нее разные фигуры и т.д. (по типу сквиш, антистресса).