Рисование бабочки в технике монотипия.
Конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_babochki_v_tehnike_monotipiya.docx | 104.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема. Рисование бабочки в технике монотипия.
Цель. Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Задачи урока:
- Закрепить знания о цветоведении, о теплых и холодных цветах.
- Дать понятие симметрии как способа гармонизации формы.
- Учить детей вырезать симметричные формы с использованием одной оси симметрии.
- Актуализировать знания о правилах работы с шаблоном и ножницами.
- Ознакомить учащихся с техникой монотипия.
- Развивать умение видеть богатство цвета в окружающем мире, развивать моторику, образное мышление, зрительную и эмоциональную память.
- Вызвать желание сохранить красоту окружающего мира – бабочек, творить красоту своими руками.
- Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию культуры детей.
- Воспитывать аккуратное отношение к материалам и инструментам.
Оборудование.
Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видео-ролик «Сохраним красоту. Бабочки.», презентация «Рисуем бабочку».
Для учеников: клеенки, сухие и влажные салфетки, непроливайка для воды, лист бумаги для акварели, шаблоны, простой карандаш, краски-гуашь, кисточки, ножницы, фломастеры, конвертики с тремя фишками в виде бабочек: красный, жёлтый, синий.
План урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Повторение пройденного материала.
II. Введение в тему урока.
1.Вступительное слово учителя.
III. Формулировка темы и целей урока учащимися.
IV.Актуализация знаний учащихся.
1. Бабочки-рекордсмены.
2. Этапы развития бабочки.
V. Работа над новым материалом.
1. Бабочки в произведениях известных художников.
2. Постановка проблемы.
3. Знакомство с новым приёмом в изобразительном искусстве – монотипией: исторические сведения, принцип изображения.
VI. Педагогический рисунок - объяснение.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
И в десять, и в восемь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
– Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь . Пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.
II. Введение в тему урока.
- А чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, послушайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел,
Он вспорхнул, и улетел.(Слайд 2)
III.Формулировка темы урока и целей учащимися.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Какие цели мы перед собой поставим? Чему научимся? (Слайд 3)
Японский поэт писал о бабочке так:
«Почему, бабочка, ты меня интересуешь?
Потому, что ты как цветок, только в небе»
Бабочки – необыкновенные создания, они летают по миру и украшают природу разными цветами.
IV.Актуализация знаний учащихся.
1. Бабочки-рекордсмены.
Начнём с самого интересного и познавательного. Жизнь бабочек коротка. Некоторые живут всего несколько дней, а есть те, которые живут 1 год. В среднем же продолжительность жизни бабочки 20-40 дней. Самая благодатная пора для них – лето. Питаются бабочки сладким соком цветов – нектаром, в теплые летние дни перепархивая с цветка на цветок.
В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. Среди бабочек есть свои рекордсмены.
Самая маленькая бабочка на Земле – ацетозея, размах её крыльев, как и длина тела всего 2 мм. (Слайд 4)
Самая большая бабочка на Земле – павлиний атлас, размах её крыльев достигает 30 см.
Встречается в тропических и субтропических лесах Юго-восточной Азии, Южного Китая и от Таиланда до Индонезии, Калимантана, Явы (Слайд 5)
2. Этапы развития бабочки. (Слайд 6)
- Как размножаются бабочки?
Они откладывают яйца(Слайд 7), из яиц появляются гусеницы(Слайд 8), они превращаются в куколок(Слайд 9), обматывая себя собственной паутиной . В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: так медленно, как из пеленок, появляется бабочка. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если её взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.
3. Части тела бабочки.(Слайд 10)
V. Работа над новым материалом.
1. Бабочки в произведениях известных художников.
Бабочка – один из самых любимых образов в изобразительном искусстве.
Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) является великим русским художником, который написал большое количество уникальных полотен, отражающих жизнь и труд крестьянского народа. (Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, что он впоследствии изобразил в картине «На жатве. Лето.» Середина 1820-х годов. Холст, масло, 60х48 Государственная Третьяковская галерея, Москва.) (Слайд 11)
Великий голландский художник Винсент Ван Гог. На этом полотне Ван Гог изобразил несколько цветков мака и двух бабочек на фоне редкой травы. Манера исполнения картины максимально приближена к японской живописи.(Маки и бабочки. Апрель-май 1890г . Холст, масло 34х25 см.) (Слайд 12)
2. Постановка проблемы.
- Что же для вас является самым трудным в изображении бабочки? ( Повторить одинаковые узоры на обоих крылышках, сделать левую и правую части одинаковыми).
Действительно, самое трудное в изображении бабочки нанести зеркальное отражение рисунка на противоположное крылышко, ведь бабочка – существо симметричное.(Слайд 13)
Симметрия – это расположение одинаковых частей предмета относительно центра. (Слайд 14)
Получить зеркальное отображение предмета или его части нам поможет новый приём изобразительного искусства – монотипия.
3. Знакомство с новым приёмом в изобразительном искусстве – монотипией: исторические сведения, принцип изображения.
Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали. (Слайд 15)
Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы
следующего поколения художников, но именно он догадался соединить кустарный труд со станком. (Слайд 16)
Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотипии только ленивые. (Слайд 17)
VI. Педагогический рисунок - объяснение.
1.Этапы выполнения работы. (Слайд 18)
- Согнуть лист пополам. (Слайд 19)
- Приложить к сгибу шаблон и обвести его.
- Развернуть лист и нанести краски на одну сторону листа. (Слайд 20)
- Сложить лист опять пополам, оставив отпечаток на противоположной стороне. (Слайд 21)
- Развернуть лист и подрисовать гуашью и фломастерами детали. (Слайд 22)
- Вырезать бабочку по нарисованному контуру(по желанию).
2. Повторение очерёдности этапов работы.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
- А работать вы будете под музыку Э.Грига и послушаете пьесу «Бабочка».
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1. Подведение итогов.
- Чему научились на уроке? С чем новым познакомились?
2.Выставка работ учащихся.
3. Рефлексия.
- Совсем скоро появятся на наших улицах живые бабочки и будут радовать нас своей красотой. А пока пусть эти бабочки украсят наш класс. Откройте конвертик и возьмите только одну бабочку:
- розовую бабочку - урок очень понравился;
- жёлтую бабочку – урок не очень понравился;
- голубую бабочку – на уроке было скучно.