мой опыт работы
Опыт работы воспитателя МБДОУ – Вадьковский детский сад
Сухобоковой Ольги Александровны
по теме:
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральным государственным общеобразовательным стандартом) т.е педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, развития творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра.
Суть вышеперечисленных материалов сводится к единой концепции:
-развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый, педагог в данном случае.
Я, воспитатель, связанный с детьми едиными узами содействия и сотрудничества.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, сценарии, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использована при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.
Театрализованные занятия способствуют одновременному достижению трех основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- личностно-социальному развитию детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или мероприятии.
Для решения проблемы развития творческих способностей детей, я выбрала театральную деятельность.
В задачи моей работы входит:
1. Развитие выразительной речи у детей.
2. Развитие их эмоциональной сферы.
3. Развитие навыков эмпатии (язык жестов и двигательных умений)
Для развития выразительности речи использовала такие методы, как артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица.
Для развития памяти, воображения, фантазирования, сценической речи использовала обыгрывание стихов, небольших сказок, песен.
Для развития навыков эмпатии использовала игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого.
Часто использовала фольклор: скороговорки, загадки, считалки, что также способствовало развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.
Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.
Во время работы ознакомилась с разнообразием видов театров в ДОУ, изготовила ширмы, разработала и провела занятия по театрализованной деятельности, разработала свою коллекцию театров в ДОУ, разработала алгоритм работы над спектаклем.
Работа с родителями
Несомненно, эффективность проводимой мной работы без поддержки со стороны родителей был бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий: родительские собрания; выставка книг изготовленных родителями совместно с детьми; индивидуальные беседы; досуг; консультации «Домашний театр», «Театрализованные игры»; анкетирование с целью выявления знаний о пользе театрализованной деятельности; тематические мероприятия.
Результативность опыта
Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей.
Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения по всем разделам Федеральной образовательной программы дошкольного образования . Особое внимание заслуживают такие образовательные области как коммуникативно-личностное, познавательно - речевое, художественно – эстетическое. Уровень освоения данных областей гораздо повысился благодаря проводимой работе по театрализованной деятельности.
Вывод
Именно театрализованная деятельность дополняет и расширяет кругозор детей, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, раскрывает творческие способности детей, а также развивает эстетическое восприятие окружающего мира, фантазию, воображение, память, познавательные интересы.
Приложение №1
Анкета для родителей
1.Сколько лет вашему ребенку?
2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?
4.Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
5.Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
8.Были ли вы со своим ребенком в театре?
9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем саду.
Большое спасибо!
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятий по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
*Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
*Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
*Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
*Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
*Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)