ОДКНР. Основы светской этики. 5 класс. Программа и учебник Студеникина М. Т.

Сидорина Татьяна Викторовна

На странице размещены материалы  по предмету  ОДКНР. (Основы светской этики) 5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Введение СВЕТСКАЯ ЭТИКА Что это такое? Определение.ОДКНР ОСЭ 5 кл12.26 КБ
Файл Тема 1. Гражданин России Основные понятия. ОДКНР ОСЭ 5 кл13.41 КБ
Файл Тема 1. «Гражданин России». Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл14.39 КБ
Файл Тема 2. Порядочность. Основные понятия. ОДКНР ОСЭ 5 кл13.38 КБ
Файл Тема 2. Порядочность. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл14.24 КБ
Файл Тема 3 Совесть. Основные понятия + ДЗ ОДКНР ОСЭ 5 кл443.19 КБ
Файл Тема 3 Совесть. Дополнительный материал. Рассказ Проступок Гены стр. 32 - 33 учебника Студеникина+ ДЗ ОДКНР ОСЭ 5 кл719.88 КБ
Файл Тема 3. Совесть. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл17.17 КБ
Файл Тема 4. Доверие и доверчивость. Основные понятия + ДЗ ОДКНР ОСЭ 5 кл819.67 КБ
Файл Тема 4 . Доверие и доверчивость. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл15.27 КБ
Файл Тема 5 Милосердие и сострадание. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл 15.05 КБ
Файл Тема 6. Правда и ложь. Рабочий лист . ОДКНР ОСЭ 5 кл 16.96 КБ
Файл Тема 6. Правда и ложь. Рабочий лист 2. ОДКНР ОСЭ 5 кл 17.2 КБ
Файл Тема 7. Традиции воспитания. Рабочий лист . ОДКНР ОСЭ 5 кл12.85 КБ
Файл Тема 8. Честь и достоинство. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл. 14.37 КБ
Файл Тема 9. Терпимость и терпение. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл. 16.03 КБ
Файл Тема 10. Мужество. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл.13.72 КБ
Файл Тема 11. Равнодушие и жестокость. Рабочий лист 1. ОДКНР ОСЭ 5 кл. 14.63 КБ
Файл Тема 11. Равнодушие и жестокость. Рабочий лист 2. ОДКНР ОСЭ 5 кл. 13.65 КБ
Файл Тема 12. Самовоспитание. Самооценка Рабочий лист 1. ОДКНР ОСЭ 5 кл.202.97 КБ
Файл Тема 12. Самовоспитание. Рабочий лист 2. ОДКНР ОСЭ 5 кл.13.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОДКНР ОСЭ Введение. Что такое светская этика?

Слово «светская» означает «мирская», «гражданская».

 Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

 Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.



Предварительный просмотр:

ОДКНР ОСЭ 5 класс Тема 1 . Гражданин России.

Государство – форма организации общества, основанная на государственной власти, управляющей гражданами.

Гражданин – человек принадлежащий к определенному государству, имеющий права и обязанности.

У всех граждан Российской Федерации есть права и обязанности.

Права и обязанности гражданина России записаны в Конституции.

Конституция по которой мы живем была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция – основной закон государства.

Президент – избираемый глава государства.

Правительство России возглавляет Председатель Правительства, он руководит министрами.

Парламент – орган власти, принимающий законы.

  В России он называется Федеральное Собрание и состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы.

В Совете Федераций заседают представители республик, краев, областей, входящих в состав России.

   В Государственной Думе работают 450 депутатов. Они избираются гражданами России на 5 лет на всеобщих выборах.

В Конституции России названа столица нашей страны – город Москва, установлены символы государства – герб, флаг, гимн.

   Символы – это условные знаки или изображения. Государственные символы отражают историю государства и его народа.

Граждане должны с уважением относиться к государственным символам – гербу, флагу и гимну.

Герб – это главный символ каждого государства, его эмблема.

   Герб изображается на знаменах, печатях, денежных знаках, бланках наиболее важных документов, например, таких, как паспорт.

Государственный флаг – отличительный знак каждого государства, символ его свободы, независимости и самостоятельности.

Торжественное музыкальное произведение в честь государства называют – гимном.

   Гимн – в переводе с греческого «торжественная, хвалебная песнь».

Авторы Государственного гимна России:

Александр Васильевич Александров (1883 – 1946 г.) - автор музыки гимна

Сергей Владимирович Михалков (1913 – 2009 г.) - автор текста гимна



Предварительный просмотр:

ОДКНР ОСЭ 5 класс. Тема 1. «Гражданин России». Рабочий лист. ФИ_______________

1. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

1

Конституция

А

форма организации общества, основанная на государственной власти, управляющей гражданами.

2

Президент

Б

человек принадлежащий к определенному государству, имеющий права и обязанности.

3

Государство

В

 избираемый глава государства.

4

Гражданин

Г

основной закон государства.

1

2

3

4

2. Заполни пропуски в тексте. Для этого используй слова для справок.

 Парламент – орган власти,______________________.  В России он называется     ____________________________________________и состоит из двух палат – Совета Федераций и ______________________. В Совете Федераций заседают представители республик, краев, областей, входящих ________________________. В Государственной Думе работают _________________________. Они избираются гражданами России на _______________ на всеобщих выборах.

Слова для справок: принимающий законы, Федеральное Собрание, Государственной Думы, в состав России, в состав России, 5 лет.

3.  Прочитай текст.

     Как же выглядит современный герб нашей Отчизны?

     Это двуглавый орел — золотой на красном фоне. Орла венчают три короны — символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.

     Что такое скипетр? Это украшенный богато жезл — символ власти. Скипетр в современном понимании — знак государственности.

     Держава — украшенный шар, знак законности и права.

     На груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона.

     Всадник — знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.

Герб России — красивый и величественный.

     Повторим, что же означает изображение двуглавого орла на гербе России? Верно! Единство и независимость страны.

Что означает изображение всадника? Правильно! Победу добра над злом!

Что символизируют:

орёл, три короны орла _________________________________________________________

скипетр - ______________________________, ______________________________________

держава - ______________________________, ______________________________________  

всадник - _____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 2. Порядочность. Основные понятия. ОДКНР ОСЭ 5 кл

Нормы (правила) морали – правила поведения людей по отношению друг к другу, основанные на представлениях о добре и зле.

Мораль (лат.) – «касающийся нравов»

Порядочность –одна из важнейших норм морали.

Порядочность – это честность, надёжность, соблюдение норм морали.

Порядочность — моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим.

Согласно Платону, порядочность — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».

В переводах сочинений Аристотеля говорится, что порядочный человек по своей воле никогда не сделает дурного.

Порядочный человек:

Выполняет принятые в обществе правила поведения

Всегда поступает по совести

Не завидует

Делает добро

Проявляет сострадание

Честен и искренен

Выполняет обещания

Радуется чужим успехам

Проявляет терпение

Оправдывает ожидания

Имеет достоинство

Не делает плохого

Уважает других людей

Синонимы понятия порядочность – честность, пристойность.

Антонимы порядочность – подлость, бесчестность, низость.



Предварительный просмотр:

Тема 2. Порядочность. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл ФИ__________________________

  1. Правила поведения людей по отношению друг к другу, основанные на представлениях о добре и зле называются:

А) нормами морали                                             В) Конституцией                            

Б) светской этикой                                              Г) порядочностью

  1. Порядочность это (выбери все верные высказывания):

А) способность хорошо учиться

Б) честность, надёжность, соблюдение норм морали

В) моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим

Г) хорошее знание основных законов Российской Федерации.

  1. Вычеркни лишнее:

Порядочный человек:

Иногда выполняет принятые в обществе правила поведения

Всегда поступает по совести

Не завидует членам своей семьи

Делает добро, если это ему удобно

Редко проявляет сострадание

Честен и искренен с близкими друзьями

Не выполняет обещания

Радуется чужим успехам

Редко проявляет терпение

Имеет достоинство

Не делает плохого в своём классе, у себя на работе

Уважает близких людей

  1. Заполни таблицу, используя слова для справок.

Синонимы понятия порядочность

Антонимы понятия порядочность

Слова для справок: подлость, бесчестность, честность, пристойность, низость.



Предварительный просмотр:

Тема 3. Совесть. Основные понятия и домашнее задание. ОДКНР ОСЭ 5 кл

Совесть связана со способностью человека оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя.

Совесть – ответственность за свои дела.

Совесть – это прирождённая правдивость, понимание добра и зла, одобрение или осуждение каждого своего поступка, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла. То, что можно утаить от других, от себя и своей совести не скроешь.

Когда ты сделал что-то плохое, то постоянно размышляешь над тем, что совершил. Плохие мысли тебя преследуют, и ты понимаешь, что надо исправить свой поступок. Ты исправляешь его, приходит облегчение, и наступает мир с самим собой.

Чтобы развивать чувство совести, надо учиться говорить правду. Правда нужна нам, чтобы очистить совесть. Надо уметь признать свои ошибки и вовремя попросить прощения. И самому уметь прощать других людей.

Простить – значит больше не таить обиды, перестать сердиться и гневаться, упрекать товарища за нанесённую обиду.

Совесть – это важнейшая составная часть порядочности человека. Разберём это слово. Приставка «со» употребляется в случаях, указывающих на общность или сопричастность (со-чувствие, со-трудничество, со-общество).

За приставкой «со» следует корень «весть», означающий «ведать», «знать». Именно совесть даёт нам знать о правильности или вредности нашего поступка, совершённого по отношению к другим людям.

В основе совести лежит сострадание к другому человеку.

Сострадание включает в себя жалость, сочувствиевызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Совесть – это внутренний голос человека, который звучит сам по себе, помимо нашего разума и воли. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо, порядочно, когда совесть настойчиво говорит, что на самом деле мы поступили плохо, не по-человечески.

Каждый поступок вызывает определённые чувства: хороший – радость, спокойствие, удовлетворение, нам приятно; плохой – волнение, тревогу, стыд. Так совесть реагирует на наши хорошие и плохие дела.

Взаимоотношения учеников в классе.

  1. Ваше самоуважение зависит от умения уважать других.
  2. Хотите хорошо чувствовать себя в коллективе – умейте заботится о самочувствии других.
  3. Всегда поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
  4. Одноклассники должны быть уверены в вашем добром к ним отношении.
  5. Чуткость и внимание проявляются в чутком отношении к другим, умении видеть состояние другого человека, в готовности прийти ему на помощь.
  6. Основа отношений в коллективе – доброжелательность, умение понимать поступки других людей, желая им добра.

Совесть не уживается с эгоизмом. Эгоизм –поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе. Эгоист думает только о себе, о собственной пользе и выгоде, только о своих интересах.

Совесть не мирится с корыстью. Корысть – стремление к личной наживе, обогащению.

Совесть либо победит и вытеснит зло, либо покинет человека незаметно и навсегда.

Домашнее задание. Отвечаем на вопросы 1, 2, 3, 4 устно. Письменно выполняем задание 5 в тетради.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тема 3. Совесть. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл ФИ______________________________,

  1. Какие слова пропущены в предложениях? Заполните пропуски в тексте:

Порядочность — это ______________, _____________, _____________норм ______________.

Совесть — это чувство моральной _______________за своё поведение, нравственная ______________своего поведения.

Слова для справок: честность, надёжность, соблюдение, ответственности, самооценка, оценка, мужество, морали.

  1. Со словом СОВЕСТЬ есть фразеологизмы и устойчивые сочетания. Подберите к каждому выражению со словом СОВЕСТЬ его лексическое значение.

1

жить по совести

А

чистосердечно

2

по совести говоря

Б

правильно, справедливо

3

поступить без зазрения совести

В

хорошо, добросовестно

4

делать на совесть

Г

не испытывать чувство стыда

Заполни таблицу

1

2

3

4

  1. Какие пословицы из предложенных больше всего подходят к основной мысли рассказа "Проступок Гены"? ( стр. 32 – 33 учебника)

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

А) Нечистая совесть спать не даёт.

Б) Совесть без зубов, а грызёт.

В) Волосом сед, а совести нет.

Г) Когда совесть раздавали, его дома не было.

Д) Есть слёзы, есть и совесть.

  1. Отметь утверждения, с которыми ты согласен.

А) У всех людей есть совесть

Б) После совершения плохого поступка любого человека всегда мучает совесть

В) Плохих людей, преступников совесть не мучает

Г) Бессовестному человеку жить легче

Д) Совесть удерживает от совершения плохих поступков

Е) Совесть – внутренний судья человека.

5. Подумай, что означают выражения: с чистой совестью, поступить по совести, лежит на совести, муки совести, сделано на совесть.

Прочитай описание ситуаций. Выбери и вставь в пропуски подходящие выражения (выделены жирным шрифтом).

А) Люди ценят вещи, которые _________________________________________ .

Б) Роман сделал все домашние задания и гуляет во дворе с ____________________________________________________________________ .

В) Тане вручили на новогоднем вечере приз (комплект из 2-х аудиодисков) за маскарадный костюм, который ей помогла сшить подруга Лена. Таня один диск отдала Лене. Таня поступила по ________________________ .

Г) Никита с Олегом играли во дворе в мяч. Олег попал мячом в окно дома, стекло разбилось. Когда мальчиков задержали, Олег не признался, что это сделал он, и наказали обоих. Этот поступок ____________________________ Олега, но он не ________________________________________________________________ .

  1.  Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

А)  Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба.

Б)  Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого

В)  Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты.

Г)  Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

Д)  Или…__________________________________________________________________

  1. Про совесть нельзя сказать, что…

А) это стыд перед собой

Б) это наш внутренний судья

В) средство достижения желаемого

8. Самое трудное для человека:

А) быть честным по отношению к окружающим людям
Б) быть честным по отношению к своим сверстникам
В) быть честным по отношению к самому себе



Предварительный просмотр:

Тема 4. Доверие и доверчивость. Основные понятия + ДЗ ОДКНР ОСЭ 5 кл

Порядочность, совесть, доверие – важнейшие качества личности.

Доверие – это убеждённость в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

Признаком личного доверия служит откровенность, готовность поделиться секретной информацией, не подлежащей разглашению среди других.

Доверие

Вера в других

Откровенность

Честность

Уверенность

Доверительные отношения складываются постепенно. Поделился с товарищем по учёбе поначалу чем-то малым, несущественным. Если он никому не рассказал о своём секрете, значит, можешь доверить ему что-то важное. Если твой собеседник разболтал тайну, то доверять ему нельзя.

Доверительность отношений предполагает наличие расположения, симпатии и даже любви. Доверие возникает в результате взаимных усилий.

Доверие – это всегда результат осмысленных действий людей.

Доверие существенно отличается от доверчивости.

Доверчивость - это готовность или способность человека верить в то, что утверждение истинно, особенно на основе минимальных или неопределенных доказательств. Доверчивость - это не обязательно вера в то, что может быть ложным: предмет веры может быть даже правильным, но доверчивый человек поверит в это без веских доказательств.

Доверчивый человек не подозревает обмана и лжи, без размышлений доверяясь другому человеку. Он не способен разглядеть лгуна, обманчиво видит в нём только хорошее. Вот почему доверчивость часто называют слепой. Доверчивостью нередко пользуются обманщики, добиваясь своих корыстных интересов.

Советы, которые помогут установить более добрые и доверительные отношения с окружающими людьми.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема 4 . Доверие и доверчивость. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл

ФИ, класс ____________________________________________________

  1. Выбери определение доверия.

А) Готовность или способность человека верить в то, что утверждение истинно, особенно на основе минимальных или неопределенных доказательств.

Б) Убеждённость в честности и порядочности человека, вера в искренность и добросовестность его поступков.

В) Ответственность за свои дела.

Г) Честность, надёжность, соблюдение норм морали.

  1. Вставь в таблицу пропущенные слова.

Доверие

Вера в других

  1. Вставь в текст пропущенные слова. Используй слова для справок.

Доверительные отношения складываются _______________________. Поделился с товарищем по учёбе поначалу чем-то _______________, ________________________. Если он __________________________________ о своём секрете, значит, можешь доверить ему что-то ____________________. Если твой собеседник _______________ тайну, то доверять ему ______________________.

Доверительность отношений предполагает наличие ______________________, симпатии и даже ___________________. Доверие возникает в результате ____________________________________________.

Слова для справок: малым, несущественным; постепенно, никому не рассказал; разболтал; доверить; важное; нельзя; взаимных усилий; расположения; любви.

  1. Выбери утверждения, с которыми ты не согласен.

А) Доверчивый человек всегда распознает ложь и обман.

Б) Доверие – это всегда результат осмысленных действий людей.

В) Доверчивость часто называют слепой

Г) Признаком личного доверия служит откровенность.

Д) Доверительные отношения складываются при первом взгляде на человека.

  1. Выбери продолжение фразы

Доверять себе – значит….

А) позволять себе делать всё, что хочется, не задумываясь о последствиях.

Б) уметь действовать самостоятельно, критически относясь к самому себе.

В) всегда спрашивать совета, даже в тех делах, которые хорошо умеешь делать сам.

Г) никогда не учитывать свои потребности, желания, интересы.

6.  Представь себе, что твой младший приятель интересуется, как установить более добрые и доверительные отношения с окружающими людьми. Какой совет ты бы никогда ему не дал?

А) Умей хранить чужие тайны.

Б) Всегда относись к людям с недоверием.

В) Принимай людей такими, какими они есть, с их положительными и отрицательными качествами.

Г) Докажи своими поступками, что на тебя можно положиться

7 К каким негативным последствиям может привести слепая доверчивость?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 5: «Милосердие и сострадание». Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл ФИ____________________________________________________________________

  1. Что значит помогать бескорыстно? Укажите правильный вариант ответа:

А) Бесплатно, но взамен получать дружбу.

Б) Не требуя благодарности взамен

В) За небольшую плату

  1. Что значит милосердие? Укажите самый точный вариант ответа:

А) Неравнодушие к чужой беде.

Б) Неравнодушие к беде своей семьи.

В) Переживание за всех людей на земле

Г) Готовность помочь как родным, так и посторонним людям, проявить снисхождение к ним из сострадания.

  1. Какие слова пропущены в предложениях? Заполните пропуски в тексте:

Милосердие – это _______________ оказать помощь из сострадания, _______________; сама _______________, снисхождение, вызванные такими чувствами. Снисхождение это _______________ отношение к кому-либо, к чьим-либо ____________________________. Сострадание — это _______________, вызываемые чьим-либо страданием, _______________. В милосердии нуждаются все, особенно остро ________________________________________ люди, дети и _______________.

Слова для справок: готовность; человеколюбия; помощь; терпимое и мягкое; слабостям и недостаткам; сочувствие, жалость; несчастьем; больные, пожилые и старые; «братья наши меньшие»; здоровые; сильные.

  1. Соедини начало и конец предложений.

1

Снисхождение это

А

Всемирный день сострадания и милосердия.

2

28 ноября -

Б

жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем

3

Сострадание – это сочувствие,

В

не думая о вознаграждении.

4

Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям,

Г

терпимое и мягкое отношение к кому-либо, к чьим-либо слабостям и недостаткам.

 Заполни таблицу:

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

Тема 6. Правда и ложь. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл ФИ______________________________________

  1. Заполни таблицу.

Слова для справок: правда, ложь, неправда.

- это то, что не соответствует действительности, противоречит совести человека.

- это то, что соответствует действительности.

- намеренное искажение действительности.

  1. Отметь пословицы о правде и лжи.

___Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят

___Нечистая совесть спать не даёт.

___Верь не силе, а правде

___ Кто доброе творит, тому зло не вредит

  1. Прочитай рассказ Л. Н. Толстого «Мальчик и волк»

       Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: НЕПРАВДА! Как сделал он и два и три раза - И вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «сюда, сюда скорей! Волк!» Мужики подумали, что опять повсегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Ответь на вопросы.

А) О чем этот рассказ?____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?

_________________________________________________________________________

В) Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Как обман мальчика отразился на судьбе стада?

________________________________________________________________________

Д) Какая пословица из нашего списка (смотри пункт 1) подходит к данной ситуации?

_________________________________________________________________________

  1. Найди ошибки в пословицах из левого столбца таблицы и запиши их верно в правый столбец.

Неправильно

Правильно

Враньё введёт в добро

Верь не правде, а силе.

Ложь человека красит.

С ложью правда дружит.

Ложь человека красит

  1. Предлагаю составить правила честного поведения. Отметь подходящие правила.

  1. Сказал – сделай.
  2. Говори правду только тогда, когда тебе хочется.
  3. Не уверен – не обещай.
  4. Не нужно признавать свои ошибки.
  5. Ошибся – признайся.
  6. Говори только то, что думаешь.
  7. В сложных ситуациях допустимо говорить только ту часть правды, которая тебе выгодна.
  8. Поступай только честно.
  9. Не можешь сказать правду – объясни почему.



Предварительный просмотр:

Тема 6. Правда и ложь. Рабочий лист 2. ОДКНР ОСЭ 5 кл ФИ______________________________________

  1. Заполни таблицу.

Слова для справок: правда, ложь, неправда.

- это то, что не соответствует действительности, противоречит совести человека.

- это то, что соответствует действительности.

- намеренное искажение действительности.

  1. Отметь пословицы о правде и лжи.

___Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят

___Нечистая совесть спать не даёт.

___Верь не силе, а правде

___ Кто доброе творит, тому зло не вредит

  1. Прочитай рассказ Л. Н. Толстого «Мальчик и волк»

       Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: НЕПРАВДА! Как сделал он и два и три раза - И вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «сюда, сюда скорей! Волк!» Мужики подумали, что опять повсегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Ответь на вопросы.

А) О чем этот рассказ?____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Б) Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?

_________________________________________________________________________

В) Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Как обман мальчика отразился на судьбе стада?

________________________________________________________________________

Д) Какая пословица из нашего списка (смотри пункт 1) подходит к данной ситуации?

_________________________________________________________________________

  1. Найди ошибки в пословицах из левого столбца таблицы и запиши их верно в правый столбец.

Неправильно

Правильно

Враньё введёт в добро

Верь не правде, а силе.

Ложь человека красит.

С ложью правда дружит.

Ложь человека красит

  1. Предлагаю составить правила честного поведения. Отметь подходящие правила.

  1. Сказал – сделай.
  2. Говори правду только тогда, когда тебе хочется.
  3. Не уверен – не обещай.
  4. Не нужно признавать свои ошибки.
  5. Ошибся – признайся.
  6. Говори только то, что думаешь.
  7. В сложных ситуациях допустимо говорить только ту часть правды, которая тебе выгодна.
  8. Поступай только честно.
  9. Не можешь сказать правду – объясни почему.



Предварительный просмотр:

Тема 7. Традиции воспитания. Рабочий лист . ОДКНР ОСЭ 5 кл

ФИ_______________________________________________________________

  1. Напиши, какие из традиции воспитания сословий России тебе хотелось бы сохранить и почему.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши, какие традиции воспитания сословий России показались тебе устаревшими и неактуальными в наши дни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши, какие особенности воспитания детей нашего века тебе хотелось бы сохранить для будущих поколений?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 8. Честь и достоинство. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл. ФИ______________________

  1. Какая черта характера соответствует понятию достоинство?

А) гордыня          Б) тщеславие          В) мужество        Г) заносчивость

  1. Как вы понимаете пословицу "Береги платье снову, а честь смолоду"?

А) Одежда у человека всегда должна быть новой

Б) Человек должен быть честным только в молодости

В) Быть честным и порядочным человек должен с самого раннего детства

  1. Какая черта характера соответствует понятию чести?

А) смелость        Б) враньё         В) унижение           Г) хитрость

  1. Известно, что первые представления о чести появились в давние времена. В чём они выражались?

А) Человек должен был сам для себя придумать нормы поведения в обществе и строго им следовать.

Б) Человек должен был вступать в бой с любым человеком, который ему не понравился.

В) Человек должен был вести образ жизни, не унижающий достоинства того рода или сословия, к которому он принадлежал.

Г) Человек должен был накопить, добыть материальные ценности для себя и своего рода.

  1. Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

Слова для справок: честь, стыд, вина, достоинство.

Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.  

Это достойные уважения и гордости моральные качества человека; это его доброе имя, его незапятнанная репутация.  

Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими

Это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнение долга перед самим собой



Предварительный просмотр:

Тема 9. Терпимость и терпение. Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл. ФИ___________________

1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит, у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

в) другой ответ

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б) постараюсь отшутиться

в) другой ответ

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"

а) молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

5. Соберите слова из слогов:

мо-тер-сть-пи ______________________________________________________________

пе-тер-ние _________________________________________________________________

6. Вставь нужное слово по смыслу. (Терпимость или терпение?)

А. “...Если хочешь найти гриб, перестань бегать. Суета тут ни к чему. Грибнику нужно________________ и внимание. Гриб - он ведь на всякие хитрости горазд”.

Б. “...Есть лесная примета: как медведь перевернется на другой бок, так и солнце повернет на лето. Лопнуло у птиц и зверей _____________________ Пошли медведя будить”.

7.  Соотнеси понятия и их определения. Заполни таблицу.

Понятия: терпимость, терпение.

- понимание культуры и традиций других людей.

- действие или состояние; способность человека сохранять выдержку, самообладание.

8. Это качество в зарубежных странах называется толерантностью. Что это – терпимость или терпение?

Ответ: ___________________________________

9. О каком понятии – терпении или терпимости (толерантности) идёт речь в стихотворении?

Мы с тобою не похожи цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас – мы с тобой из разных рас.
Ну так что же, что с тобой мы не похожи?
Мы ведь дети – ты и я, и у нас одна Земля.
Надо мной и над тобою всюду небо голубое,
В ясном небе солнце светит, шепчет нам: «Дружите, дети!»

Ответ: ____________________________________________

10. Прочитай стихотворение, найди ошибку и исправь её.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!



Предварительный просмотр:

Тема 10. Мужество.  Рабочий лист. ОДКНР ОСЭ 5 кл.

  1. Напишите определение понятию «мужество»

Мужество – это __________________________________________________

  1. Выбери  правильные утверждения.

Мужественный человек:

  • силён физически;
  • делает добрые дела;
  • храбрый и отважный;
  • действует в опасной обстановке;
  • аккуратный в делах и начинаниях;
  • контролирует свои действия;
  • проявляет снисхождение.

  1. Подчеркни слова, которые соответствуют теме «Мужество»:

радость, защита, честь, лень, эгоизм,  самообладание, толерантность, грубость, достоинство,  доверие,  неуверенность, отвага,  храбрость.

  1. Напиши, кого ты считаешь мужественным человеком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Собери пословицу:

трусливым, чем, орлом, биться, лучше, зайцем, жить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 11. Равнодушие и жестокость. Рабочий лист 1. ОДКНР ОСЭ 5 кл. ФИ_________________________________________________________

  1. Равнодушие? Жестокость? Отзывчивость?

Накормить бездомное животное

Пройти мимо упавшего человека

Разделить чью-то неприятность

Ударить слабого

Заступиться за слабого

Проведать больного

Дразнить кого-либо

Радоваться чужому горю

Помочь в беде

  1. Как бы вы поступили в следующей ситуации?

За углом школы затаились двое старших ребят, когда-то здесь учившихся. Они поджидают малышей, чтобы отобрать у них деньги.

__ В следующий раз пойду другой дорогой

__ Убегу

__ Расскажу всё взрослым

___ Свой вариант ответа ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Что такое равнодушие?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что такое жестокость?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Что может произойти при молчаливом согласии равнодушных людей?

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Что такое сквернословие?

________________________________________________________________________________

  1. Продолжи фразу:

Сегодня в России сквернословие может наказываться ____________________________

или _______________________________________________________________________

  1. Почему сквернословие и хамство называют оружием неуверенных в себе людей?

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Продолжи фразу философа Сократа: «Каков человек, такова его и ______________ .»

  1. На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий? Почему ты так решил?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Мише, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость? Что ты думаешь по поводу этой ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема 11. Равнодушие и жестокость. Сквернословие. Рабочий лист. 2 ОДКНР ОСЭ 5 кл.

ФИ_________________________________________________________________

  1. Продолжи фразу: Часто ___________________________ сопутствует жестокости.
  2.  Сквернословие это  - _____________________________________________________________
  3. Как в старину (при царе Алексее Михайловиче) следили за тем, чтобы люди не сквернословили?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наказывают ли за сквернословие сейчас в России?  Как?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли являться сквернословие речевой модой?_____________________________________

  1. Сквернословие, как и хамство, является ______________________________________________

  1. Зачем используют бранные слова?__________________________________________________

  1. «Каков человек, такова его и __________________________» Сократ

Равнодушие и жестокость. Сквернословие. Рабочий лист. 16.03.2021 ФИ_______________________

  1. Продолжи фразу: Часто ___________________________ сопутствует жестокости.
  2.  Сквернословие это  - _____________________________________________________________
  3. Как в старину (при царе Алексее Михайловиче) следили за тем, чтобы люди не сквернословили?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наказывают ли за сквернословие сейчас в России?  Как?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли являться сквернословие речевой модой?_____________________________________

  1. Сквернословие, как и хамство, является ______________________________________________

  1. Зачем используют бранные слова?__________________________________________________

  1. «Каков человек, такова его и __________________________» Сократ



Предварительный просмотр:

Самовоспитание. Рабочий лист № 2.

 Определение степени развития волевых качеств. ФИ________________



Предварительный просмотр:

Тема 12. Самовоспитание. Самооценка Рабочий лист 2. ОДКНР ОСЭ 5 кл.

ФИ_______________________________________

Выберите свой вариант ответа и закончите предложение:

  1. У меня низкая самооценка, потому что

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У меня высокая самооценка, потому что

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я отвечаю за свои поступки, потому что

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не отвечаю за свои поступки, потому что

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я в основном эгоистичен, всё делаю только для себя, потому что

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я в основном заботлив и добр, потому что

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________