Главные вкладки
Виктория Суслова
Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории у детей старшего дошкольного возраста
Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возраста
Тема проекта
| «Моя семья» |
Вид проекта
| Детско-родительский, исследовательский, творческий. |
Возраст детей | 6-7 лет |
Актуальность проекта
| Воспитатель рассматривает фотографии своей семьи. Дети увидели это и подбежали к воспитателю. Д: а что это у вас за фотографии? В: ребята, это моя семья. Тут мои бабушка с дедушкой по линии моей мамы. А это по линии папы. А вот родители моих бабушки и дедушки – прабабушка и прадедушка. Ребята, а вы знаете родителей своих родителей?
Кроме этого был проведен опрос на тему: «Моя семья» и проанализирована сформированность представлений детей о семье и ее истории в вопросе о том, знают ли они свою семью.
Большинство детей знают своих родителей, бабушек и дедушек, но имеют поверхностные представления о прабабушках и прадедушках в разных поколениях (со стороны как мамы, так и папы). Совсем не знают историю своей семьи, своего рода.
Поэтому детям было предложено создать книгу о своей семье и организовать выставку.
|
Цель проекта
| Создание выставки книг «Моя семья».
|
Проблема | Дети не знают историю своей семьи (своего рода), свою родословную.
|
Проблемный вопрос | Что нужно узнать о семье и ее истории, чтобы создать книгу? |
Задачи проекта | Задачи для детей: 1. Рассмотреть семейный альбом вместе с родителями. 2. Вместе с родителями отобрать фото мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. 3. Разучить вместе с родителями стихотворения о своей семье. 4. Составить короткие рассказы: «Мои бабушка и дедушка», «Мои прабабушка и прадедушка», «Моя семья. Семейные традиции». 5. Принести семейные фотографии в группу и подготовить рассказ об одном представителе семьи 6. Нарисовать на занятии с воспитателем свою семью. 7. Принять участие в НОД «Что такое родословное древо?» 8. Нарисовать свое родословное древо на занятии с воспитателем. |
Задачи для родителей: 1. Познакомиться с содержанием проекта «Моя семья» в общем чате социальной сети WhatsApp. 2. Посетить консультацию на тему «Что такое родословное древо?» 3. Вместе с детьми рассмотреть семейный альбом 4. Рассказать детям о их бабушках, прабабушках, дедушках, прадедушках. 5. Помочь детям составить рассказы на тему: «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья. Семейные традиции». 6. Разучить с детьми предложенные воспитателям стихи о семье. 7. Собрать фотографии для создания генеалогического древа каждой семьи 8. Подготовить семейные фотографии вместе с детьми, с представленными рассказами. | |
Задачи для воспитателей: 1. Создать группу для родителей в социальной сети WhatsApp с целью ознакомления с проектом и реализацией. 2. Отослать родителям алгоритм составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи. 3. Отправить родителям ссылки на сайты, где можно подобрать для детей стихотворения о семье и разучить с ними дома. 4. Провести беседы по данной теме с детьми «Родовая ветвь мамы», «Родовая ветвь папы» 5. Провести НОД по рисованию на тему: «Моя семья» 6. Провести образовательную деятельность по теме «Что такое родословное древо?» для детей 7. Провести НОД по рисованию с детьми на тему: «Рисуем свое родословное древо» | |
Продукт проекта
| Выставка книг «Моя семья». |
Сроки реализации | 17 апреля – 28 апреля 2023 год. |
Ресурсы проекта | Материально-технические: икт-оборудование (ноутбук, мышка, по возможности интерактивная панель), памятка для родителей «Как создать родословное древо» Человеческие: воспитатель, дети, родители Информационные: Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», сборник стихов о семье Финансовые: проект был создан при поддержке ДОУ
|
Практическая значимость проекта | Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
|
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
17.04 | Проведение опроса среди детей | Ноутбук, принтер | Болеет большая часть детей (перенести сроки проведения опроса) | Актуальность проекта и проблема |
17.04 | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | Метод. литература | Данная тема не интересна, и родители не хотят принимать участие (обсудить какая тема им будет интересна и прийти к общему выводу)
| Цели поставлены, актуальность и значимость проекта определена |
18.04 | Подбор методической литературы для реализации проекта | Журналы, статьи, иллюстраций | Отсутствие метод. литературы по данной теме (посовещаться с коллегами, опираться на их педагогический опыт)
| Удалось найти метод. литературу |
19.04 | Оповещение родителей о содержании проекта в социальной сети WhatsApp, о алгоритме составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи (Приложение 2)
| ИКТ-оборудование, бумага | Родители не прочитали сообщение (оповестить их о проекте, когда они придут в детский сад за детьми и попросить их ознакомиться) | Родители ознакомились с содержанием проекта |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
19.04 | 2 половина дня | Консультация для родителей «Что такое родословное древо?» (Приложений 3)
| Воспитатель, родители | Родители расширили представления о родословном древе (его видах) и том, как его составлять.
|
20.01 | 1 половина дня | Дидактическая игра «Кто старше? Кто младше?» (Приложение 4)
| Дети, воспитатель | Дети поупражнялись в применении прилагательных сравнительной степени – «моложе», «старше», «младше». Научились высказываться сложными предложениями с союзом «а». |
20.04 | 2 половина дня | Подвижная игра «Бабушка распутай нас!» (Приложение 5)
| Дети, воспитатель | Развили умение ориентироваться в пространстве. |
21.04 | 1 половина дня | Заучивание стихотворение о семье
| Дети, воспитатель, родители | Дети выучили с родителями дома стихотворения наизусть.
|
21.04 | 2 половина дня | Чтение произведения «Печенье» В. Осеевой, его обсуждение (Приложение 6)
| Дети, воспитатель | Закрепили умение составления цепочки последовательности событий рассказа В. Осеевой в ходе чтения, дидактической игры на ИКТ оборудовании и в ходе создания рисунка печенья.
|
24.04 | 1 половина дня | Беседа на тему «Моя семья» (Приложение 7)
| Дети, воспитатель | Сформировали позитивное представление о семье, своих близких в процессе беседы. |
24.04 | 2 половина дня | Составление рассказа о своей семье по алгоритму
| Дети, воспитатель, родители | Дети вместе с родителями составили рассказы о своей семье |
25.04 | 1 половина дня | НОД художественно-эстетическое развитие на тему «Моя семья» (Приложение 8) | Дети, воспитатель | Закрепили умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена.
|
25.04 | 2 половина дня | Чтение произведения К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» (Приложение 9)
Оформление обложки книги | Дети, воспитатель, | Составили пересказ по рассказу К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с использованием мнемотаблицы.
|
26.04 | 1 половина дня | Интегрированное занятие «Моя семья, родословное древо» (Приложение 10)
| Дети, воспитатель | Расширили представления детей о семье и её истории, создали свое родословное древо. |
26.04 | 2 половина дня | Разбор и обсуждение пословиц и поговорок о семье | Дети, воспитатель | Дети вместе с воспитателем разобрали и обсудили пословицы и поговорки о семье. |
27.04 | 1 половина дня | Создание выставки книг «Моя семья»
| Дети, воспитатель | Воспитатель вместе с детьми организовывают выставку книг.
|
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
28.04 | Проведение выставки книг «Моя семья» | Родителям понравилась выставка книг, так как они оставили отзывы в родительском чате группы в WhatsApp. Дети остались под впечатлением поскольку на протяжении реализации всего проекта, они были заинтересованы. Воспитателю понравился материал, который был подобран для реализации проекта.
| 92% детей приняли участие в создании и оформлении выставки 83% семей приняли участие в мероприятиях проекта.
| Размещение на сайте статьи о проведении проекта и всей информации по нему. Выступление на педагогическом совете с представлением результатов проекта. Размещение фотографий с реализаций этапов проекта, детского продукта деятельности. |