Педагогическая находка
Музыкальная образовательная деятельность
"В поисках музыкальных инструментов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_od_s_detmi_podg.gr_._naumova_t.yu_.docx | 75.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МАОУ Новотарманская СОШ
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
«В поисках музыкальных инструментов»
Автор: Наумова Татьяна Юрьевна,
музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
2019
Тема: «В поисках музыкальных инструментов»
Количество детей в группе: 12 (8 девочек, 4 мальчика)
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: создать условия для различных видов детской активности посредством музыкальных игр, способствуя расширению и обогащению знаний о классификации музыкальных инструментов.
Задачи:
- Вызвать интерес к игре на различных музыкальных инструментах.
- Способствовать освоению умения разделять музыкальные инструменты на четыре группы по их внешним признакам и способу звукоизвлечения.
Активизировать речь детей словами «оркестр», «оркестранты», «дирижер».
- Развивать умение оценивать результаты собственные и сверстников.
Ход деятельности:
Муз.рук. и дети:
Утром солнышко взошло, стало все кругом светло,
Солнышко сияет, в круг нас собирает.
Вот какой у нас кружок – тут дружок и тут дружок,
Рады солнцу детвора, улыбаются с утра.
И я рада вас видеть в нашем музыкальном зале.
Когда добрые друзья встречаются, что они друг другу желают?
(Предполагаемые ответы детей: здоровья, счастья, удачи, подарков и т.д.)
Давайте и мы с вами пожелаем друг другу (того, что выберут дети) и здоровья – поздороваемся. Ручки подадим друг другу, встанем парами по кругу.
Музыкальная коммуникативная игра с пением «Здравствуй, друг!»
(Играющие стоят парами по кругу лицом друг к другу. Поют, выполняя движения по тексту, затем внешний круг переходит к следующей паре по часовой стрелке, а внутренний стоит на месте)
Муз.рук: Пожелали друг другу здоровья, а теперь, может быть, присядем? Присаживайтесь, как вам удобно и где удобно. Всем комфортно? У меня для вас музыкальная загадка. Послушайте, пожалуйста, внимательно фрагмент музыкального произведения и попробуйте угадать, как оно называется.
Восприятие. «Шествие гномов» Э.Григ. Фортепиано.
Муз.рук: Узнали, какое музыкальное произведение прозвучало? (Маргарита У.: «Шествие гномов») Какая прекрасная у тебя музыкальная память, Маргарита! У кого еще хорошая память, которая хранит имя и фамилию композитора, написавшего это музыкальное произведение? (Егор: Эдвард Григ) И у Егора отличная память! Кто услышал, на каком музыкальном инструменте оно исполняется? (Катя П.: На пианино (рояле). Совершенно верно, Катя. Скажите, пожалуйста, исполняет его один музыкант или много? (Саша: Я услышала одного музыканта) Замечательный у тебя, Саша, слух. А если будут играть много музыкантов, как тогда мы их назовем? (Дети: Оркестр). Как, Софья, я не расслышала? (Софья: Оркестр) Спасибо, Софья. Действительно, группа музыкантов, играющих вместе на музыкальных инструментах, называется….?.(Дети: Оркестр).
Слайд - Оркестр
Чудесно! Как вы думаете, оркестром нужно управлять? (Ответы детей). А кто же это делает? (Максим: Дирижер). Верно, Максим. Для чего же он нужен? (Ваня: Он нужен для того, чтобы музыканты играли слаженно). Хорошее определение, Ваня!
Слайд – Дирижер
Хотите попробовать стать музыкантами оркестра? Если музыкант играет в оркестре, как его называют? Попробуйте придумать рифму – музыкант - …. (Дети: (примерно: бант, аксельбант, атлант, педант, аспирант, …и др..) Рифма к слову музыкант связана с оркестром. (Катя И. – оркестрант!). Прекрасно, Катя! Давайте вместе повторим – оркестрант. Предлагаю вам стать оркестрантами и сыграть на музыкальных инструментах в шумовом оркестре. Кто-нибудь видел наш музыкальный сундучок? К сундучку вы подходите, инструменты все берите.
Дети подходят к сундуку, открывают. (Дети: Татьяна Юрьевна, а инструментов здесь нет)
Муз.рук: Как это нет? А куда делись наши музыкальные инструменты?
Дети находят записку. А это что? (Ангелина: Тут какой-то ребус). Что же это значит? - (Катя И: Нужно включить ноутбук (компьютер)
-Что ж, попробуем включить. (включаю, на экране сообщение звонок скайп)
Звонок скайп Слайд - Ноутбук скайп
Кто-то пытается нам дозвониться. Алло! Мы вас слушаем, говорите!
Слайд– Ноутбук и говорящий Гном
Гном Ворчун:
Хе-хе-хе!
Что взгрустнули вы, друзья?
Инструменты у меня!
Надоел мне шум и гам!
Инструменты не отдам!
Слайд - Ноутбук скайп
Муз.рук: Что же делать? Гном Ворчун забрал у нас наши музыкальные инструменты! И как нам быть? (Дети: Искать Гнома. - А где ж его искать? – (Дети: В сказке). – Тогда отправляемся в сказку, верно? А как это сделать?
(Максим: Нам нужен какой-нибудь транспорт)
Слайд– Транспорт – (Самолет, Паровозик, Машина, Кораблик, Лошадь)
Муз.рук: Выбирайте транспорт! Поехали!.
Музыкальная игра «Транспорт» - по выбору детей
Музыкальная игра с движением «Самолет» («Веселый паровозик», «Автомобили), речедвигательная игра «Пароход», ритмическая игра «Лошадка»
Слайд– Занавес
Муз.рук: Ребята, …(выбранный транспорт) нас привез в сказочную страну. Мне кажется, вот за этим занавесом начинается сказка. Как же нам это проверить и заглянуть за занавес?
(Предположения детей, как открыть занавес. Исходя из предложения, дыхательная или артикуляционная мини-гимнастика, занавес открывается.)
Слайд – Дуб с золотой цепью
Муз.рук: Где это мы с вами оказались? (Дети: В сказке, потому что дуб сказочный)
Слайд – Кот
А вот и сказочный кот! Здравствуйте, Кот ученый!
Кот: Добро пожаловать в сказку! Что вас сюда привело?
Дети: У нас Гном Ворчун инструменты украл. Мы хотим их вернуть.
Кот: Вам нужно найти его домик. Там он хранит свои ценности.
Дети: А где же нам его искать? Куда идти? В какую сторону?
Кот: Верьте в чудеса….(исчезает).
Муз.рук: Ну вот, ушел…А куда идти – не сказал. А что же он нам сказал? (Саша: Верить в чудеса). - Так давайте сотворим наше чудо. Сплетем корзинку чудес. А из чего плетут корзинки? (Дети: Из прутиков, веточек, лозы) Верно, а прутиками будут наши пальчики.
Музыкальная пальчиковая игра «Чудесная корзинка»
Волшебство Слайд- Карта
Муз.рук: Смотрите – действительно, чудо! Теперь у нас есть карта! Так… давайте ее рассмотрим…Мы где находимся? (Аня: Вот здесь. У дуба, а вон там домик Гномика. Катя П.: Смотрите, на нашем пути есть остановка. Катя И.: Это Музыкальный городок!) Теперь мы знаем, в какую сторону нам двигаться. Вы готовы к приключениям? Тогда вперед! Выбираем транспорт
Музыкальная игра «Транспорт» (по выбору) Слайд - Транспорт
Слайд – Город
Муз.рук: Перед нами – музыкальный город. Прогуляемся по его улицам? Смотрите, нас встречают жители музыкального города.
Слайд – Кот и Пес
Котик - музыкант:
Приветствую вас, друзья. Я – котик, белый ротик, а это мой друг – Песик, черный носик. С нами, дети, поиграйте, на чем играем – угадайте!
Муз.рук: Принимайте решение, друзья. Играем? (Дети: Играем!) Кто готов загадывать музыкальные инструменты? Прошу вас.
Музыкальная игра с пением «Веселые музыканты»
(Под пение, ведущий ребенок загадывает музыкальный инструмент и показывает способ звукоизвлечения, остальные отгадывают, какой музыкальный инструмент был загадан, к какой группе инструментов он относится)
Котик-музыкант:
Все отгаданы загадки,
Дальше, в добрый путь, ребятки!
Муз.рук: Теперь свернем на следующую улицу. Здесь нас встречают музыкальные инструменты.
Слайд - Саксофон
Саксофон:
Как же рад вас видеть я!
Вас приветствую, друзья!
Приглашаю детвору
Поиграть в одну игру.
Кнопка нажимается – игра начинается!
Гиперссылка на игру
Интерактивная МДИ «Найди лишний музыкальный инструмент»
(На слайдах изображены задания – различные группы инструментов, среди которых один из другой группы (например, все инструменты струнные, один ударный и т.д). Задача: найти лишний инструмент, рассказать, почему он здесь лишний, назвать группы инструментов)
Саксофон:
Замечательно, ребятки!
Отгадали все загадки.
Ждет дорога вас, спешите,
Инструменты возвратите!
Муз.рук: Да, ребята, Саксофон прав – нам нужно спешить. Отправляемся в путь! Выбирайте транспорт!
Музыкальная игра «Транспорт» (по выбору) Слайд - Транспорт
Слайд – Сказочный лес
Муз.рук: Куда это мы с вами приехали?
Маргарита Б.: Может, на карту посмотрим?
Муз.рук: Правильно, Маргарита, а я и забыла, что у нас есть карта. Хорошо, что ты напомнила. Слайд – Карта, Домик Гномика
Катя И.: Смотрите! Мы нашли домик Гномика!
Егор: Гномик! Отдавай наши музыкальные инструменты!
Муз.рук: Странно, не отвечает. Где же он?
Софья: Может быть, его дома нет?
Ваня: Может, он на работе?
Звонок скайп Слайд - Ноутбук
Муз.рук: А, вот и звонок от него. Алло! Мы вас слушаем!
Слайд - Гном
Гном Ворчун:№17
Ух, упрямые какие,
Догадались, чем шуметь!
Ладно, вас за шум прощаю,
Инструменты возвращаю.
С вдохновением играйте,
Мне работать помогайте.
И смотрите - не теряйте!
Слайд– Сундук с инструментами
Муз.рук: Так, сундук в сказочном пространстве появился, значит, он должен материализоваться где-то здесь. Давайте-ка поищем.
Дети находят сундук с музыкальными инструментами.
Муз.рук: Ну что ж, ребята! Инструменты разбирайте, и, как сказал Гномик, с вдохновением играйте! Расскажите, какие у вас оказались инструменты и к какой группе они относятся? (Рассказы детей) Ребята, у вас в руках музыкальные инструменты, значит, вы теперь стали - …( Дети: музыкантами, оркестрантами) . (Если не назвали – как же называются музыканты, играющие в оркестре? Давайте попробуем сыграть все вместе. (играют) Ну что, красиво у нас получилось? (Маргарита У: Нет!) Почему? Что не так? (Ангелина: Мы играем неправильно. Катя П: Да правильно мы играем, просто громко и как попало) Чего или кого нам не хватает? (Маргарита Б: Дирижера!) Маргарита, ты, как всегда, права! Кто же будет дирижером? (Дети выбирают дирижера) Давайте-ка проверим, готов ли наш коллектив играть? Коллектив играющих музыкантов, это - ? (Дети: Оркестр!) Прекрасно! А мы с вами музыканты.. – (оркестранты!) Чудесно! А Софья у нас кто? (Дирижер!) Совершенно замечательно! Дирижер, давайте команду!
Оркестр «Светит месяц» р.н.п.
(Музыкальная импровизация, затем музицирование по партиям под управлением дирижера)
Муз.рук: Совершенно замечательно! Браво! Таким оркестрантам нет равных, а дирижер просто настоящий талант! Вы согласны со мной? (Ответы детей).
Ну что ж, инструменты уберем в сундук, чтобы больше их не потерять, как думаете? (Складываем инструменты) Я вас, ребята, благодарю за помощь, за то, что помогли инструменты вернуть. Без вас мне бы их никогда не найти.
Слайд - Ночь
Муз.рук: Смотрите – в городе музыкальных инструментов наступила ночь. И нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы не проделывать такой длинный путь назад и вернуться быстро, воспользуемся волшебным веером.
Глазки закрывайте, ручки-ножки расслабляйте.
Релаксация «Волшебный веер»
Веер нежно обдувает,
В детский сад нас возвращает.
Раз, два, три – глазки открывай, смотри!
Вот мы и в родном детском саду, и наше путешествие благополучно закончилось. Где же мы с вами побывали? (Егор: В сказке в гостях у гнома) Зачем мы ходили к нему в гости? (Катя П.: Чтобы вернуть наши музыкальные инструменты) Для чего нам они? (Ангелина: Чтобы играть в оркестре) Вспомните, как называются музыканты оркестра? (Дети: Оркестранты) Совершенно верно. А человек, управляющий оркестром? (Дети: Дирижер) У каждого из вас в руках был музыкальный инструмент. Расскажите, как он назывался и к какой группе относился? (Ответы детей) Получается, наш оркестр из каких инструментов состоял? (Ваня: Из духовых и ударных) Инструментов каких групп у нас в оркестре не было? (Катя И: Струнных и клавишных) Спасибо вам еще раз за помощь! Мне запомнилось, что вы были очень активные, внимательные, дружные и радостные. (Задеваю спрятанный заранее сундучок) Ой, что это? (Дети берут сундучок, открывают, находят письмо)
«Вы меня, друзья, простите, и подарочек примите.
С удовольствием играйте, меня, гнома, вспоминайте.». (Диск с играми)
Друзья мои, гном Ворчун прислал вам диск с музыкальными играми! Берите, будете играть в группе на интерактивной доске сами и научите своих друзей!
До новых радостных встреч!