Главные вкладки
Программа "Город у Красного яра"
Программа "Город у Красного яра" разработана для учащихся 3, 4 классов. Включает 32 занятия по 4 разделам: Моя родословная, Моя школа-мой дом, Мой город - моя Родина, Окрестности Красноярска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gorod_u_krasnogo_yara.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала
Черкашина Юлия Петровна, учитель начальных классов
.
Красноярск
2024
Мы горячо любим свою Родину – Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.
Д.И.Копылов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время все чаще обращаются к возрождению духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится к нашим родным местам - к Красноярской земле.
Функции школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края; в развитии у учащихся наблюдательности, мышления, воспитания воли и других ценных качеств личности. При изучении «малой родины» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Программа предназначена для проведения занятий в рамках классных часов. Рассчитана на учащихся 3-4 классов (9-10 лет). Способствует развитию интереса к истории родного края, расширяет кругозор, детей, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
-Изучение родословной;
- Изучение истории города;
- Изучение истории школы;
-Неизвестные достопримечательности города.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.
Цели программы:
- Воспитание активной гражданской позиции учащихся.
- Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Красноярского края.
- Воспитание духовности.
Задачи программы
- Изучение прошлого и настоящего г. Красноярска, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры.
- Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Методические приемы.
Основными методическими приемами являются:
- Исследовательская деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
- Методическая работа.
Используемые технологии:
- технологии сотрудничества;
- проектные технологии;
- организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (соответствие возрастным особенностям ребят),
- культуросообразность (город, край со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Основные направления:
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в рамках классного часа), внешкольное (посещение музеев).
Формы проведения занятий:
- Занятия
- Экскурсия
- Исследовательская деятельность
- Создание презентаций, выставок.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в школьную библиотеку;
- экскурсии по городу;
- сбор материалов;
- оформление материалов экскурсий;
- организация работы;
- участие в районных и областных краеведческих конкурсах (по возможности).
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Красноярска, Красноярского края.
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках литературы, окружающий мир)
- пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися)
Прогноз:
ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны
Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках литературы, окружающего мира.
Формы реализации программы
- Встреча с замечательными людьми
- Проведение выставок, презентаций
- Проведение экскурсий
- Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
- Создание проектов
Содержание программы
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
Познавательная часть программы (формы работы)
- беседы, написание исследовательских работ, презентации
- практические занятия (составление генеалогического древа)
- познавательные историко-краеведческие игры
- викторины
- конкурсы рисунков, плакатов
Краеведческая часть программы (формы работы)
- изучение краеведческой литературы;
- сбор краеведческого материала;
- встречи с интересными жителями города.
Особенности программы
Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.
Основные принципы построения программы: программа состоит из 32 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свой город, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего города, края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом.
Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой учащиеся готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.
Планируемые результаты:
- Имеют представление об истории становления и развития края, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
- Знают историю своей семьи;
- Знают замечательных людей своего населенного пункта, района;
- Понимают необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете).
- Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал.
- Описывать основные этапы развития населенного пункта.
- Систематизировать знания о своей семье.
- Систематизировать информацию о родном крае
- Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
- Проводить мини-исследование и выступить с докладом.
- Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. «Моя родословная» | |||
№п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа о краеведении. | 1 |
2 | Экскурсия по родному краю | Экскурсия на эко-ферма «Коза-дереза») | 1 |
3 | Наука генеалогия | Беседа о генеалогии | 1 |
4 | Имя твоё | Что означает твое имя. | 1 |
5 | Фамилия – флаг семьи | Что означает твоя фамилия. | 1 |
6 | Моя семья. Семейные традиции. | Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. | 1 |
7 | Реликвии моей семьи. | Сбор информации | 1 |
8 | Генеалогическое древо | Презентация проекта | 1 |
8 | |||
Раздел 2 «Моя школа - мой дом» | |||
1 | Моя школа - мой дом. | Беседа о школе, знакомство со стендами | 1 |
2 | История школы | Работа над составлением летописи школы | 1 |
3 | Учителя нашей школы | Сбор материала об учителях школы, презентация | 2 |
5 | Детские организации | «Орлята России» | 1 |
6 | Гордость нашей школы. | Оформление папки. | 1 |
6 | |||
Раздел 3 «Мой город — моя Родина» | |||
1 | О чем рассказали книги. | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
2 | Мой двор, моя улица. | Составление небольших рассказов о своем дворе, о любимом месте в городе и пригороде | 8 |
3 | Мой город на карте края. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление книги о городе | 1 |
10 | |||
Раздел 4 «Окрестности Красноярска» | |||
1 | Названия окрестностей города | Сбор названий окрестностей города (дороги, родники и др) | 1 |
2 | Экскурсии | 5 | |
7 | Фотовыставка “Город у Красного яра” | Сбор фотографий с видами города | 2 |
8 | Итоги работы за год | Презентация | 1 |
8 | |||
Всего за год | 32 |