Программа "Город у Красного яра"

Программа "Город у Красного яра" разработана для учащихся 3, 4 классов. Включает 32 занятия по  4 разделам: Моя родословная, Моя школа-мой дом, Мой город - моя Родина, Окрестности Красноярска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gorod_u_krasnogo_yara.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

         

       

Разработала

Черкашина Юлия Петровна,                                                             учитель начальных классов

.                            

Красноярск

2024

Мы горячо любим свою Родину – Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать. 

Д.И.Копылов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время все чаще обращаются к возрождению духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится к нашим родным местам - к Красноярской земле.

Функции школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края; в развитии у учащихся наблюдательности, мышления, воспитания воли и других ценных качеств личности. При изучении «малой родины» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Программа предназначена для проведения занятий в рамках классных часов. Рассчитана на учащихся 3-4 классов (9-10 лет). Способствует развитию интереса к  истории родного края, расширяет кругозор, детей, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

             -Изучение родословной;

             - Изучение истории города;

             - Изучение истории школы;  

             -Неизвестные достопримечательности города.

  Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции учащихся.
  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Красноярского края.
  • Воспитание духовности.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего г. Красноярска, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры.
  •  Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Методические приемы.

Основными методическими приемами являются:

  • Исследовательская деятельность.
  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
  • Методическая работа.

Используемые технологии:

  • технологии сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.

В основу программы положены следующие принципы образования:

  • природосообразность (соответствие возрастным особенностям ребят),
  • культуросообразность (город, край со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.

Основные направления:

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в рамках классного часа), внешкольное (посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Занятия
  • Экскурсия
  • Исследовательская деятельность
  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьную библиотеку;
  •  экскурсии по городу;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экскурсий;
  • организация работы;
  • участие в районных и областных краеведческих конкурсах (по возможности).

Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Красноярска, Красноярского края.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках литературы, окружающий мир)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися)

Прогноз:

ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны

Прогнозируемые результаты: приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках литературы, окружающего мира.

Формы реализации программы

  • Встреча с замечательными людьми
  • Проведение выставок, презентаций
  • Проведение экскурсий
  • Участие в районных и областных краеведческих конкурсах
  • Создание проектов

Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.

 Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

Познавательная часть программы (формы работы)

- беседы, написание исследовательских работ, презентации

- практические занятия (составление генеалогического древа)

 - познавательные историко-краеведческие  игры

- викторины

- конкурсы рисунков, плакатов

Краеведческая часть программы (формы работы)

- изучение краеведческой литературы;

- сбор краеведческого материала;

- встречи с интересными жителями города.

Особенности программы

Программа связана с общим образованием. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом.

        Основные принципы построения программы: программа состоит из 32 учебных часов, рассчитана на 1 год. Реализация программы направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свою семью, свою школу, свой город, приобретают первоначальные знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего города, края. Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, знаниями о прошлом.

Итогом работы должна стать краеведческая выставка, на которой учащиеся готовят творческие отчеты по интересам. Эти творческие работы в дальнейшем могут использовать классные руководители, экскурсоводы, учителя. При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.        

Планируемые результаты:

  • Имеют представление об истории становления и развития края, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
  • Знают историю своей семьи;
  • Знают замечательных людей своего населенного пункта, района;
  • Понимают необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете).
  • Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал.
  • Описывать основные этапы развития населенного пункта.
  • Систематизировать знания о своей семье.
  • Систематизировать информацию о родном крае
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.
  • Проводить мини-исследование и выступить с докладом.

  1. Календарно-тематическое планирование

Раздел 1.      «Моя родословная»

№п/п

Тема

Содержание занятия.

Форма проведения

Кол-во

часов

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа о краеведении.

1

2

Экскурсия  по родному краю 

Экскурсия на эко-ферма «Коза-дереза»)

1

3

Наука генеалогия                                                                      

Беседа  о  генеалогии

1

4

Имя твоё

Что означает твое имя.

1

5

Фамилия – флаг семьи

Что означает твоя фамилия.

1

6

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи.

1

7

Реликвии моей семьи.

Сбор информации

1

8

Генеалогическое древо

Презентация проекта

1

8

Раздел 2  «Моя школа  - мой дом»

1

Моя школа  - мой дом.

Беседа о школе, знакомство со стендами

1

2

История школы

Работа над составлением  летописи школы

1

3

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы, презентация

2

5

Детские организации

«Орлята России»

1

6

Гордость нашей школы.

Оформление папки.

1

6

Раздел 3  «Мой город — моя Родина»

1

О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку.

1

2

Мой двор, моя улица.

Составление небольших рассказов о своем дворе, о любимом месте в городе и пригороде

8

3

Мой город  на карте края.

 Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление книги о городе

1

10

Раздел 4 «Окрестности Красноярска»

1

 Названия окрестностей города

Сбор названий окрестностей  города (дороги, родники и др)

1

2

Экскурсии

5

7

Фотовыставка        “Город  у Красного яра”

Сбор фотографий с видами города

2

8

Итоги работы за год

Презентация

1

8

Всего за год

32