ПУБЛИКАЦИИ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовь в жизни В. Маяковского МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Учитель : Демидова Валентина Вениаминовна .

Слайд 2

Мария Денисова Лиля Брик Татьяна Яковлева Вероника Полонская Адресаты любовной лирики В. Маяковского Элли Джонс

Слайд 3

МАРИЯ ДЕНИСОВА БУДЕТ ЛЮБОВЬ ИЛИ НЕТ? КАКАЯ – БОЛЬШАЯ ИЛИ КРОШЕЧНАЯ?.. МАМА! ВАШ СЫН ПРЕКРАСНО БОЛЕН! МАМА! У НЕГО ПОЖАР СЕРДЦА. «ОБЛАКО В ШТАНАХ» 1914-1915 январь 1914 г.

Слайд 4

Ее назвали в честь возлюбленной Гёте . Рыжеволосая, она никогда не знала недостатка во внимании. Незаурядная, общительная, она всегда ставила на первое место независимость, что не могло не привлекать к ней окружающих. . 1915 г

Слайд 5

Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений.

Слайд 6

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами. Наконец, она – непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

Слайд 7

ЕСЛИ Я ЧЕГО НАПИСАЛ, ЕСЛИ ЧЕГО СКАЗАЛ – ТОМУ ВИНОЙ ГЛАЗА-НЕБЕСА, ЛЮБИМОЙ МОЕЙ ГЛАЗА. КРУГЛЫЕ ДА КАРИЕ, ГОРЯЧИЕ ДО ГАРИ… ПОЭМА «ХОРОШО!»

Слайд 8

Маяковский все чаще сбегал в Париж, Лондон, Берлин, Нью-Йорк, В Париже жила сестра Лили Эльза (в первом замужестве Триоле), и там некоторое время Маяковский чувствовал себя лучше, чем где-либо.

Слайд 9

Элли Джонс ...Берлин 1926 года. В открытом кафе с живописным видом на город сидят свежая загоревшая на итальянском курорте Лиля Брик и явно перевозбужденный Владимир Маяковский . Он что-то рассказывает, бурно жестикулируя и явно оправдываясь. Маяковский только что вернулся из Америки и исповедался Лиле: в Нью-Йорке у него случился роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и теперь она ждет от него ребенка!

Слайд 10

В эту ночь Маяковский написал Элли: он окончательно убедился, что никого, кроме Лили, не любил и никогда полюбить не сможет. Что касается ребенка, то, он, конечно, примет на себя все расходы... " Но ведь ты совершенно равнодушен к детям, Володечка!" - только и сказала в ответ на эту сногсшибательную новость Лиля. « Знаешь, Володя, пока тебя не было, я решила, что наши отношения пора прервать! По-моему, хватит!»

Слайд 11

Осенью 1928 года Маяковский неожиданно засобирался во Францию - якобы долечивать воспаление легких. Едва он уехал, как шепнули Лиле, что на самом деле поэт отправился в Ниццу, чтобы встретиться там с Элли Джонс и своей маленькой дочерью, тоже Элли. Дочь Маяковского Элли Джонс с дочерью Элен Патрицией (Ницца, 1928г.)

Слайд 12

В Париже, куда Маяковский приехал из Ниццы, Эльза познакомила его с очаровательной 22-летней эмигранткой Татьяной Яковлевой, моделью Дома Шанель. Цель знакомства - подбросить Маяковскому барышню в его вкусе, чтобы он увлекся ею и позабыл о женитьбе. Впервые Лиля просчиталась: Маяковский влюбился в Татьяну, причем всерьез.

Слайд 13

Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Париж в жизни Маяковского

Слайд 14

Татьяна Яковлева. Последняя любовь Маяковского была подругой Марлен Дитрих и музой Диора Маяковский пробыл в Париже чуть больше месяца, но успел сделать своей новой знакомой предложение руки и сердца. И – невероятно – посвятить стихи. До этого подобной чести удостаивалась лишь Лиля Брик . "Все, Лиличка. Я твердо решил - женюсь на Татьяне и перевожу ее в Москву. Там жить не смогу, сама знаешь. Прости. Ведь мы давно ничего друг от друга не скрываем".

Слайд 15

История их любви закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел. Ходили разговоры, что именно Брик сделала всё, чтобы поэт не получил возможности выехать за границу. А Маяковский прямо говорил: «Если я не увижу Татьяны, я застрелюсь». Именно так он и поступил в апреле 1930 года. Я все равно Тебя Когда-нибудь возьму - Одну или вдвоем с Парижем.

Слайд 16

Вероника Полонская Вероника Полонская была настоящая красавица и прекрасная актриса. И играла она красавиц.

Слайд 17

Актриса МХАТа Нора Полонская, жена Михаила Яншина, была последней любовницей Маяковского, с которой в свое время его свела сама Лиля, чтобы отвлечь от опасной соперницы Яковлевой. Нора чистосердечно рассказала Лиле и о романе с Маяковским, и о его последних днях.

Слайд 18

Легендой при жизни ее сделала строка в предсмертном письме поэта: «Товарищ Правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо ».

Слайд 19

Выводы: Каждая из этих женщин была очень интересной личностью. Только двум из них он посвятил свои стихи: Лиле Брик и Татьяне Яковлевой. Но ребенка родила только Элли Джонс.

Слайд 20

ЛЮБОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ, ЭТО ГЛАВНОЕ... В. МАЯКОВСКИЙ Любовь - вечная тема - проходит через всё творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.М.Горький. "Дед Архип и Лёнька" МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2», ХМАО Учитель русского языка и литературы Демидова Валентина Вениаминовна

Слайд 4

Многие герои ранних рассказов Горького — изгои общества, люди, которым не нашлось места в нормальной, цивилизованной жизни: тут и чернорабочие соляных приисков, и обнищавшие крестьяне («На соли»), и просто нищие, слабые и беззащитные («Дед Архип и Ленька»), и мелкие ремесленники («Супруги Орловы»), и босяки («Челкаш», «Бабушка Акулина»). Эти рассказы полны драматизма и конфликтов, в них изображены тяжелые судьбы людей, у которых цель жизни еще не найдена

Слайд 5

В 1898 году на прилавках книжных магазинов Москвы и Петербурга появился сборник очерков и рассказов, подписанный небывалым именем — Максим Горький. «Дед Архип и Лёнька»

Слайд 6

Перед изумленными читателями предстала новая, доселе неведомая Россия — нищая и босяцкая, но гордая и свободолюбивая, страстно бунтующая против всех несправедливостей тогдашней жизни и одновременно жадно тянущаяся к свету и счастью.

Слайд 7

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперёк узкой полоски песка — он жёлтой лентой тянулся вдоль берега, между обрывом и рекой; задремавший Лёнька лежал калачиком сбоку деда. Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева, принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

Слайд 8

дряхлый старик и его одиннадцатилетний внук бродяжничают по югу России, казачьим местам. Никого у них не осталось. Семь лет дед «выкармливал» Леньку. Но силы старика на исходе.

Слайд 9

«Ты — хилый ребеночек, а мир-то — зверь. И проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого...»

Слайд 10

Рази ты думаешь, человеком считают нищего-то? Никто! Десять лет по миру хожу — знаю. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Подаст да и думает, что уж ему сейчас же райские двери отворят! Ты думаешь, подают зачем больше? Чтобы совесть свою успокоить; вот зачем, друг, а не из жалости! Ткнёт тебе кусок, ну, ему и не стыдно самому-то есть. Сытый человек — зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный, веки вечные они сучком в глазу друг у друга будут. Потому и невозможно им жалеть и понимать друг друга…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в разных стилях речи. Выполнили ученики: 5 а кл.- Авдеев В. 7 б кл.- Малюшина В. 10 б кл.- Боровков Н. Учитель: Демидова Валентина Вениаминовна.

Слайд 2

Недостаточное количество часов в программе по русскому языку. В текстах ЕГЭ есть задание на определение фразеологического оборота (часть А), на нахождение фразеологизма (часть В). Проблема. ???

Слайд 3

Ц Е Л И : развивать внимание, скорость мышления; Знать фразеологизмы и их значение стимулировать стремление к творчеству и самовыражению; активизировать эмоциональную сферу; обобщить и закрепить знания по теме «Фразеология»; формировать правила речевого поведения ; Рассмотреть ФЕ в разных стилях.

Слайд 4

Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Н.М. Шанский

Слайд 5

произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи , слово, понятие, учение Слово ФРАЗЕОЛОГИЯ греч. idioma – особенность, своеобразие

Слайд 6

Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

Слайд 7

Таблица «Фразеологизмы». Фразеологизмы могут быть Однозначными: «Почивать на лаврах» - удовлетворяться достигнутым. Многозначными: «Вертится на языке» - очень хочется сказать; никак не вспоминается .

Слайд 8

По значению выделяются Фразеологизмы-синонимы: Тертый калач; стреляный воробей / в значении «опытный человек» Фразеологизмы-антонимы: Непочатый край / в значении «много»/. Раз-два и обчелся / в значении «мало»

Слайд 9

Сфера употребления фразеологизмов Стили речи книжный разговорный Публицистичес- кий

Слайд 10

Разговорный стиль Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиотизмами», « российскими пословиями », предлагая включить их в словарь.

Слайд 11

Наблюдаем, Размышляем...

Слайд 12

Подберём слова-синонимы к фразеологизмам: сломя голову - … водить за нос - … бить баклуши - … себе на уме - … витать в облаках - …

Слайд 13

Баклуша – чурка из полена для выделки какого-либо Деревянного изделия Лясы – болтовня, пустые разговоры Пядь –мера длины, расстояние между концами растянутых большого и среднего пальцев

Слайд 14

Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. Вот видите – по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ стали говорить НА ШИРОКУЮ НОГУ.

Слайд 15

Узнай фразеологизм по рисунку

Слайд 16

не видеть дальше своего носа вешать нос клевать носом Задирать нос встретиться носом к носу держать нос по ветру остаться с носом НОС

Слайд 17

говорить в глаза Мозолить глаза глазом не моргнуть хлопать глазами пускать пыль в глаза с глазу на глаз Хоть глаза выколи Глаз

Слайд 18

одна нога здесь, другая там. ног под собой не чуять Унести ноги сбиться с ног путаться под ногами встать с левой ноги потерять почву под ногами Нога

Слайд 19

Подбери фразеологизмы

Слайд 20

«Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.

Слайд 21

«Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать.

Слайд 22

«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Водить за нос» — обманывать.

Слайд 23

Объясни значение фразеологизма

Слайд 24

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной. Вывод:

Слайд 25

В языке средств массовой информации находит свое воплощение публицистический стиль. Его цель – воздействие на слушателей, читателей, зрителей, пропаганда общественно-политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению Публицистический стиль

Слайд 26

Специфика газетной речи проявляется в том, что в газете есть особые речевые образования –заголовки, подзаголовки, рубрики. Излюбленным приемом у писателей и журналистов все больше становятся различные преобразования фразеологизмов.

Слайд 27

В публицистике используются, как правило, литературно-книжные фразеологизмы. В эту группу входят крылатые слова, мифологические и библейские выражения: храм науки, волею судеб, кануть в лету, стереть с лица земли, игра судьбы, одержать победу и др.

Слайд 28

В языке современной прессы фразеологические сращения часто используются для ироничной окраски сообщения. Например: «Стройкомплекс Москвы втирает очки », «Выселят за милую душу », «А вот на следующий год придется поскрести по сусекам ». [«АиФ» №17 апрель 2003, с.4, 6, 7]

Слайд 29

«В метро настойчиво “цветут и пахнут” рассадники всяческих инфекций – бомжи». «Светофор вам не светит» . Вопрос об установке светофора на одной из улиц с интенсивным движением никак не решается: светофор светить не будет (ни в прямом смысле, ни в переносном) [«АиФ» №17, апрель 2003, с.6] «Бейтесь теперь головой об лед!» Хоккейная сборная России отправилась на чемпионат мира в Хельсинки. [«МК» №90, 25.04.03, с.9 ] Автор статьи прогнозирует не слишком радостные результаты.

Слайд 30

Рассмотрим несколько примеров изменения количества составляющих фразеологизмов выражение «Бабки на ветер» ( деньги на ветер) озаглавило заметку о расточительных людях, которые научились делать салюты даже из бабочек (в прямом смысле). «Башню не снесло, но крыша поехала . Студия телеканала“Россия” на Шаболовке переезжает» «Не хочу учиться, а хочу учить» (о том, как заработать студенту репетиторством). Виталия Кличко заткнули за чемпионский пояс» .

Слайд 31

«Не лесом единым», «Ни дня без песенки», «Если у вас нет работы» , «Сами не едят, а нам посылают», «Нет дыма без огня» , «Нарушителей посчитают по осени» (преобразования фразеологического выражения цыплят по осени считают ).

Слайд 32

«Доживем до понедельника?» (конфликт школы с администрацией поселка Малаховка. Чиновники хотят лишить детей школы). Название фильма прижилось в языке как фразеологическое выражение. Изменение на вопросительное .

Слайд 33

ПОМНИТЕ! Используя фразеологизмы, не нарушайте их цельности

Слайд 34

Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям В.П.Жуков, А.В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», М.,1989 г. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова, М., 1967 г.

Слайд 35

В нашей работе мы рассмотрели классификацию стандартных фразеологизмов, проанализировали возможные ошибки при их употреблении, проследили тенденции употребления и изменения формы фразеологизмов в языке современных СМИ. В Ы В О Д

Слайд 36

Роль фразеологических единиц в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского КНИЖНЫЙ СТИЛЬ.

Слайд 38

В тексте произведения встречается 454 употребления ФЕ (фразеологических единиц), из них 159 – в авторской речи, остальные – в речи героев. На долю речи главного героя романа Р.Раскольникова приходится самое большое число употреблений ФЕ – 96.

Слайд 39

основное семантическое поле время речь–мысль состояние поведение психическое состояние характеристика лица или предмета

Слайд 40

умственные метания Раскольникова и его действия «Когда пробил час , все вышло совсем не так, а как-то нечаянно, даже почти неожиданно ». Настасья не только была дома, но « все время» смотрела на него. «Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк». «Занимали его в это мгновение ... посторонние мысли». «... он на минуту очнулся». Перед дверью старухиной квартиры на одно мгновение пронеслась в уме его мысль: «не уйти ли?». Ни одного мига нельзя было терять более.

Слайд 41

Характеристики лица или предмета . кровь с молоком («здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица, с румянцем») в контексте описания внешности «жирного франта» – развратника, приобретает отрицательную эмоционально- экспрессивную окраску: «Господин этот был лет за 30, плотный, жирный, кровь с молоком , с розовыми губами и с усиками и очень щеголевато одетый».

Слайд 42

Особенно многочисленны и разнообразны по тематике глагольные ФЕ. Можно выделить следующие группы: 1) со значением речи – мысли (собраться с мыслями, ломать голову, ударило в голову, стукнуло в голову, заводить разговор) ; 2) передающие психическое состояние (мороз прошел по спине, дух захватило, терять терпение, краска бросилась в лицо, ум мешается, впадать в бешенство, в задумчивость, злоба накипала) ; 3) описывающие поведение (задирать нос, не открывать глаз, отводить глаза, покатиться со смеху, делать вид, не обращать внимания, производить впечатление).

Слайд 43

В речи Раскольникова широко представлено гнездо ФЕ с общим компонентом конец (концы ). Так, зародившееся в бреду решение схоронить концы – «уничтожить улики какого-либо преступления, проступка, чтобы не осталось никаких следов», воплощается в действии – бросить все в канаву – и концы в воду (в переносном смысле «не осталось никаких следов, улик чего-либо» и в то же время в буквальном смысле – в воду, в канаву), и дело с концом («и все» – окончательная развязка).

Слайд 44

Мармеладов Монолог Мармеладова насыщен библейскими образами: тайное становится явным, царство божие, как тать в нощи , – и тем выразительнее контраст этой архаичной фразеологии с содержанием повествования бедняка. О Катерине Ивановне Мармеладов говорит самые теплые слова – работала не покладая рук . Катерина Ивановна вторит в своих высказываниях о Мармеладове: служил верою и правдою .

Слайд 45

М Ы С Л Ь мысль пронеслась мысль ударила в голову мысли кружились мысли перескакивали , мысль занозила сердце мысли кишели в голове мысли стали мешаться мысли путались , В тексте романа встречается много индивидуальных, авторских образований, отражающих зарождение мысли и ее развитие, противоречивость и стихийность мыслительного процесса

Слайд 46

Изучение фразеологии романа открывает путь к постижению его идеи. Фразеологизмы делают речь образной и точной, красочной и выразительной, оживляют и украшают повествование. Именно поэтому они так широко используются в разных стилях. Вывод:



Предварительный просмотр:

       ИМЯ    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   КАК  ЧАСТЬ  РЕЧИ.            Повторение.

       С русским  воином   через  века…. 

       

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели урока: (вырабатываются вместе с учениками).

образовательные:

  1. проверить прочность усвоения темы,
  2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;

развивающие:

  1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
  2. операций сравнения, сопоставления;
  3. коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  1. вырабатывать ответственность за выполненную работу;
  2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

      Оборудование: 

  • символика  Российского государства (герб, знамя, гимн),
  • доклады о  ветеранах, солдатах,
  • выставка книг, сочинений,
  • тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы.

Вступительное  слово учителя:

Среди множества традиционных и вновь  приобретённых праздников есть один особый –

 23 февраля, День Защитника  Отечества.

Поэтому сегодня мы проводим  интегрированный  урок, который я назвала «С русским воином через века…»

                 Во все времена отношение к нему и его ратной  профессии было окружено  ореолом  патриотизма и славы.

             

            Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах  мы будем повторять   тему  «Имя прилагательное».

  1. Говоря о нашей  Отчизне, её защитниках, мы  повторим  виды орфограмм.
  2. Попытаемся  приводить   примеры   только по  заданной теме, развивать свою речь.
  3. Будем  воспитывать в себе гражданина  своей страны, учиться развивать чувство  патриотизма.

На доске - эпиграф к уроку.   Прочитаем.  Расставим недостающие знаки  препинания  и назовём прилагательные.

                                                                                              Россия   священная наша держава,

                                                                                              Россия   любимая наша страна.

                                                                                              Могучая воля, великая слава –

                                                                                              Твое достоянье на все времена!        

Учитель: Откуда  это четверостишие?  (гимн Рос. Федерации).

-Что такое гимн?   Обратимся к нашим консультантам.

Консультант: Гимн – торжественная песня , принятая  как символ   государственного или социального единства.

Учитель: Выпишем словосочетания       торжественная песня,

                                                                      государственное единство.

С какой орфограммой мы здесь встретились?   (Н-НН  в прилагательных),

выделяем суффиксы, объясняем.( образовались от существительных при помощи суффикса ЕНН).

-Добавьте ещё несколько словосочетаний на данное правило.

Ученики: священная  война,   Отечественная война,  правительственная комиссия,

военная  служба,   длинные солдатские вечера., минное поле.

Учитель: Теперь назовите правило, когда пишется  Н в прилагательных.

(кожаный ремень, деревянный ствол автомата).

     Следующий символ России – Герб.     Обратимся к консультантам.

Консультант: Герб – это отличительный знак  государства, города, сословия.

Учитель: запишем предложение, определим степень прилагательного.

    Двуглавый орёл – один из древнейших символов.

   (простая превосходная форма прилагательного).

На доске написано четверостишие.    Выразительно прочитаем его.

Мать-земля  родная наша,

В дни беды и в дни  побед                    

Нет тебя  светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Задание:   графически выделить  суффиксы ,  подчеркнуть прилагательные как члены предложения.(один ученик работает на доске).

Теперь обратимся  к  флагу.

Консультант: Флаг -  официальный символ власти . В апреле 1896 г .Министерство  юстиции постановило , что государственным  должен считаться   бело-сине-красный и никакой другой флаг.

 Запишем словосочетания:  Флаг бело-сине-красный,   Военно-морской  флот., доброжелательный человек.  

 Объяснить  слитное написание  и  постановку  тире, рассказать правило.

Учитель : Если  говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова  СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ,  МУЖЕСТВО,  ВЕЛИКОДУШИЕ,  БЛАГОРОДСТВО.

Задание: образовать от данных   существительных – имена  прилагательные и сделать разбор по составу.

(СМЕЛЫЙ, ВОЛЕВОЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ.)

 

Дадим лексическое значение  словам   мужественный, благородный,  великодушный.

Обратимся к консультантам :

К. № 1.  Мужественный – обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности.

К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

К. № 3. Великодушный – обладающий высокими  душевными  качествами, снисходительный к другим   до готовности бескорыстно жертвовать  своими  интересами.

Запишем предложение:     1.  Солдат  в словах  горд, в делах твёрд.

Подчеркните грамматическую основу.   Обоснуйте свой ответ.

 

 На столе у  каждого ученика  лежит листок с   небольшим текстом:

Задание:  1.    Раскройте скобки .  Объяснить правописание  прилагательных.

                  2.    Сделайте  морфологический   разбор  любого прилагательного.

                  3.   Определите  тип  и стиль  речи. Назовите  признаки этого стиля.                                

Какие-то  (не)определённые  человеческие тени , контуры зданий, (не)вероятные машины  проносились перед  нами. Третий день пути  по (не)знакомому  лесу  ознаменовался (не)ожиданным  происшествием.   Свалившись  после (не)удачной  попытки встать, Алексей  на  мгновение  потерял  сознание.   Сразу  ощутил он  с (не)бывалой  силой  и истощение, и (не)человеческую  усталость , и  боль в ногах.

 

                                                (Б. Полевой.  «Повесть о настоящем  человеке»).

Проверяем. С какой орфограммой вы встретились? (Слитное и раздельное написание НЕ ).

Проверяем, объясняя правила написания.

Прослушайте следующие предложения и скажите, как вы будете писать НЕ  с прилагательными

1.Ненастная погода мешала лётчику передвигаться.

2.Он хотел встретить не  вражеских  солдат, а русских.

3.Им овладело совсем не приятное чувство.  

Теперь обратимся  ещё к одной  орфограмме:  О-Ё  после шипящих.

1.Больш…е наступление  ожидалось в дремуч..м  лесу.

2.Свинц..вые  пули  проносились над  головами.

3.В  годы  войны  полк  берёг  кумач..вое  знамя.

4.Нам  больш..го  счастья не  надо, чем жить  в мирное  время. 

Зачитываем, проверяем.

Сделаем  выводы:   Имя  прилагательное-часть речи, которая отвечает на  вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?  В предложении чаще   всего   бывает  определением или сказуемым.

Изменяется  по родам, числам, падежам.

Прилагательное имеет разряд  (качественный, относительный,  притяжательный).

Некоторые прилагательные  могут  иметь  краткую  форму и степени   сравнения( они  в предложении  являются  сказуемыми).

Учитель

Записываем  домашнее  задание (разноуровневое):

1ур.- ответить на вопросы  учебника

2 ур.- выписать из книг  пословицы или выражения писателей на тему «Моя малая Родина».

(ЖИТЬ  -  РОДИНЕ  СЛУЖИТЬ.     РОДИНА-МАТЬ ,УМЕЙ ЗА НЕЁ  ПОСТОЯТЬ)

3 ур.- Написать  мини-сочинение  на данную тему, используя прилагательные,  назвать их морфологические признаки.

Рефлексия.

Учитель: остались ли вопросы по данной теме? Всё ли понятно? Чьи ответы понравились?

Выставление оценок.

Закончить  урок  я хочу   строчками   из стихотворения.

  А. ДРАТ.

                                           «ДОПРИЗЫВНИКУ».

Не послал ещё военкомат

Той повестки с именем твоим.

Не вручён тебе  твой автомат-

Он сегодня  с кем-нибудь  другим.

                Слов  Присяги   в звонкой тишине

               Перед строем  ты не произнёс.

               Отчий дом  не увидал  во  сне.

               И наряды  сутками  не нёс.

                                          Не  подшиты  подворотнички…

                                          Не  ведётся  счёт  солдатских дней…

                                          И на складе  вещевом  значки

                                          Ждут  грядущей доблести  твоей.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

       ИМЯ    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   КАК  ЧАСТЬ  РЕЧИ.            Повторение.

                С русским  воином   через  века…. 

       

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели урока: (вырабатываются вместе с учениками).

образовательные:

  1. проверить прочность усвоения темы,
  2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;

развивающие:

  1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
  2. операций сравнения, сопоставления;
  3. коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  1. вырабатывать ответственность за выполненную работу;
  2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

      Оборудование: 

  • символика  Российского государства (герб, знамя, гимн),
  • доклады о  ветеранах, солдатах,
  • выставка книг, сочинений,
  • тетради, ручки, карандаши, карточки-сигналы (Н) (НН), маршрутные листы.

Вступительное  слово учителя:

Среди множества традиционных и вновь  приобретённых праздников есть один особый –

 23 февраля, День Защитника  Отечества.

Поэтому сегодня мы проводим  интегрированный  урок, который я назвала «С русским воином через века…»

                 Во все времена отношение к нему и его ратной  профессии было окружено  ореолом  патриотизма и славы.

             

            Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах  мы будем повторять   тему  «Имя прилагательное».

  1. Говоря о нашей  Отчизне, её защитниках, мы  повторим  виды орфограмм.
  2. Попытаемся  приводить   примеры   только по  заданной теме, развивать свою речь.
  3. Будем  воспитывать в себе гражданина  своей страны, учиться развивать чувство  патриотизма.

На доске - эпиграф к уроку.   Прочитаем.  Расставим недостающие знаки  препинания  и назовём прилагательные.

                                                                                              Россия   священная наша держава,

                                                                                              Россия   любимая наша страна.

                                                                                              Могучая воля, великая слава –

                                                                                              Твое достоянье на все времена!        

Учитель: Откуда  это четверостишие?  (гимн Рос. Федерации).

-Что такое гимн?   Обратимся к нашим консультантам.

Консультант: Гимн – торжественная песня , принятая  как символ   государственного или социального единства.

Учитель: Выпишем словосочетания       торжественная песня,

                                                                      государственное единство.

С какой орфограммой мы здесь встретились?   (Н-НН  в прилагательных),

выделяем суффиксы, объясняем.( образовались от существительных при помощи суффикса ЕНН).

-Добавьте ещё несколько словосочетаний на данное правило.

Ученики: священная  война,   Отечественная война,  правительственная комиссия,

военная  служба,   длинные солдатские вечера., минное поле.

Учитель: Теперь назовите правило, когда пишется  Н в прилагательных.

(кожаный ремень, деревянный ствол автомата).

     Следующий символ России – Герб.     Обратимся к консультантам.

Консультант: Герб – это отличительный знак  государства, города, сословия.

Учитель: запишем предложение, определим степень прилагательного.

    Двуглавый орёл – один из древнейших символов.

   (простая превосходная форма прилагательного).

На доске написано четверостишие.    Выразительно прочитаем его.

Мать-земля  родная наша,

В дни беды и в дни  побед                    

Нет тебя  светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Задание:   графически выделить  суффиксы ,  подчеркнуть прилагательные как члены предложения.(один ученик работает на доске).

Теперь обратимся  к  флагу.

Консультант: Флаг -  официальный символ власти . В апреле 1896 г .Министерство  юстиции постановило , что государственным  должен считаться   бело-сине-красный и никакой другой флаг.

 Запишем словосочетания:  Флаг бело-сине-красный,   Военно-морской  флот., доброжелательный человек.  

 Объяснить  слитное написание  и  постановку  тире, рассказать правило.

Учитель : Если  говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова  СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ,  МУЖЕСТВО,  ВЕЛИКОДУШИЕ,  БЛАГОРОДСТВО.

Задание: образовать от данных   существительных – имена  прилагательные и сделать разбор по составу.

(СМЕЛЫЙ, ВОЛЕВОЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ВЕЛИКОДУШНЫЙ, БЛАГОРОДНЫЙ.)

 

Дадим лексическое значение  словам   мужественный, благородный,  великодушный.

Обратимся к консультантам :

К. № 1.  Мужественный – обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности.

К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

К. № 3. Великодушный – обладающий высокими  душевными  качествами, снисходительный к другим   до готовности бескорыстно жертвовать  своими  интересами.

Запишем предложение:     1.  Солдат  в словах  горд, в делах твёрд.

Подчеркните грамматическую основу.   Обоснуйте свой ответ.

 

 На столе у  каждого ученика  лежит листок с   небольшим текстом:

Задание:  1.    Раскройте скобки .  Объяснить правописание  прилагательных.

                  2.    Сделайте  морфологический   разбор  любого прилагательного.

                  3.   Определите  тип  и стиль  речи. Назовите  признаки этого стиля.                                

Какие-то  (не)определённые  человеческие тени , контуры зданий, (не)вероятные машины  проносились перед  нами. Третий день пути  по (не)знакомому  лесу  ознаменовался (не)ожиданным  происшествием.   Свалившись  после (не)удачной  попытки встать, Алексей  на  мгновение  потерял  сознание.   Сразу  ощутил он  с (не)бывалой  силой  и истощение, и (не)человеческую  усталость , и  боль в ногах.

 

                                                (Б. Полевой.  «Повесть о настоящем  человеке»).

Проверяем. С какой орфограммой вы встретились? (Слитное и раздельное написание НЕ ).

Проверяем, объясняя правила написания.

Прослушайте следующие предложения и скажите, как вы будете писать НЕ  с прилагательными

1.Ненастная погода мешала лётчику передвигаться.

2.Он хотел встретить не  вражеских  солдат, а русских.

3.Им овладело совсем не приятное чувство.  

Теперь обратимся  ещё к одной  орфограмме:  О-Ё  после шипящих.

1.Больш…е наступление  ожидалось в дремуч..м  лесу.

2.Свинц..вые  пули  проносились над  головами.

3.В  годы  войны  полк  берёг  кумач..вое  знамя.

4.Нам  больш..го  счастья не  надо, чем жить  в мирное  время. 

Зачитываем, проверяем.

Сделаем  выводы:   Имя  прилагательное-часть речи, которая отвечает на  вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?  В предложении чаще   всего   бывает  определением или сказуемым.

Изменяется  по родам, числам, падежам.

Прилагательное имеет разряд  (качественный, относительный,  притяжательный).

Некоторые прилагательные  могут  иметь  краткую  форму и степени   сравнения( они  в предложении  являются  сказуемыми).

Учитель

Записываем  домашнее  задание (разноуровневое):

1ур.- ответить на вопросы  учебника

2 ур.- выписать из книг  пословицы или выражения писателей на тему «Моя малая Родина».

(ЖИТЬ  -  РОДИНЕ  СЛУЖИТЬ.     РОДИНА-МАТЬ ,УМЕЙ ЗА НЕЁ  ПОСТОЯТЬ)

3 ур.- Написать  мини-сочинение  на данную тему, используя прилагательные,  назвать их морфологические признаки.

Рефлексия.

Учитель: остались ли вопросы по данной теме? Всё ли понятно? Чьи ответы понравились?

Выставление оценок.

Закончить  урок  я хочу   строчками   из стихотворения.

  А. ДРАТ.

                                           «ДОПРИЗЫВНИКУ».

Не послал ещё военкомат

Той повестки с именем твоим.

Не вручён тебе  твой автомат-

Он сегодня  с кем-нибудь  другим.

                Слов  Присяги   в звонкой тишине

               Перед строем  ты не произнёс.

               Отчий дом  не увидал  во  сне.

               И наряды  сутками  не нёс.

                                          Не  подшиты  подворотнички…

                                          Не  ведётся  счёт  солдатских дней…

                                          И на складе  вещевом  значки

                                          Ждут  грядущей доблести  твоей.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!