Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников
В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует учителей и родителей. Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь? Исследование позволило определить некоторые из причин:
- детям трудно читать, так как мешают нарушения логопедического характера;
- дети не хотят читать, так как считают это занятие неинтересным;
- дети не умеют подобрать книгу для чтения;
- дети не хотят читать, потому что родители не читают вместе с ними.
Самым главным из факторов в формировании читательских интересов младших школьников является участие родителей. В первые годы жизни ребенка книга не является предметом жизненной необходимости, как еда или игрушка, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге привносится, навязывается ребенку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье раскрываютсяч методики совместного чтения. | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников
В современных условиях развития общества остро стоит проблема приобщения детей к чтению, данная проблема волнует учителей и родителей. Большинство родителей обеспокоены тем, что детей не привлекает процесс чтения. В чем же причины, по которым процесс чтения для ребенка вызывает неприязнь? Исследование позволило определить некоторые из причин:
- детям трудно читать, так как мешают нарушения логопедического характера;
- дети не хотят читать, так как считают это занятие неинтересным;
- дети не умеют подобрать книгу для чтения;
- дети не хотят читать, потому что родители не читают вместе с ними.
Самым главным из факторов в формировании читательских интересов младших школьников является участие родителей. В первые годы жизни ребенка книга не является предметом жизненной необходимости, как еда или игрушка, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге привносится, навязывается ребенку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Но если он наблюдает, что взрослые берут в руки книгу, журнал, газету и уделяют им достаточное внимание и время, ему становится любопытен этот процесс. Рождается мотив обращения к книге. Когда наступает возраст, определяемый психологами «я сам», значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности - игровой, речевой, театральной, изобразительной, трудовой. Мотивы появляются и становятся предметными. В три - пять лет ребенок замечает связь между своим самочувствием и книгой. Главный итог предшкольного общения с книгой - рождение интереса к детской литературе через яркие и умные книги [3,с.38-39].
В наш век семейное чтение утрачивает свое значение, так считают многие ученые, проводившие исследование по данной теме. Многие родители не испытывают потребности в чтении литературы и как только ребенок начинает читать отстраняются от совместного чтения книг [1,c.27]. Перечислим основные причины, по которым семейное чтение утрачивает свое значение:
- книга отошла на второй план из-за широкого распространения телевидения, видеотехники, компьютеров, в связи с этим чтение матерью вслух детям, стало редким явлением в наши дни;
- современные родители ссылаются на занятость.
Роль семьи неоспорима в развитии ребенка-читателя. Заинтересованные родители главные помощники учителя, поэтому важно заострять внимание родителей на том, что без помощи семьи очень сложно воспитать увлеченного читателя. К формированию ребенка-читателя необходимо привлекать родителей с самых первых дней обучения детей в школе. Работу с родителями по развитию читательских интересов младших школьников надо начинать с первого класса. При работе с родителями можно использовать следующие методы работы: опрос, анкетирование, беседа, лекция, обмен опытом, творческий метод. На родительских собраниях обсудить темы «Значение книги в жизни ребенка», «Растим читателя», «Роль семейных традиций в формировании читательских интересов младших школьников», предложить родителям приемы для привития у детей интереса к чтению, например:
- зачитывают интересный эпизод из произведения;
- просят прочитать книгу младшим членам семьи;
- просят прочитать книгу бабушке или дедушке;
- читают по ролям вместе с ребенком;
- читают по абзацам вместе с ребенком;
- рассматривают иллюстрации и предполагают содержание произведения.
Также родителям предложить памятки-рекомендации «Что могут родители?», «Что читать детям?», в классе оформить уголок для родителей, в котором предложены памятки-рекомендации «Что могут родители?», «Что читать детям?», «Как привить интерес у ребенка к книге».
Авторитет родителей играет важную роль в воспитании юных читателей. Если дети видят, что их родители читают с удовольствием, то и ребенок постепенно будет втягиваться в процесс чтения, в кругу семьи зарождается любовь к книге. В статье Лукзен Л. «Растим читателя» дается информация, о том, что, по мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача родителей помочь детям по воспитанию интереса к чтению. Автор дает рекомендации как это сделать:
- рассказывайте, пойте, играйте с ребенком;
- выделяйте время для чтения каждый день;
- выбирайте книги с осторожностью;
- окружите ребенка материалами для чтения;
- медленно и с удовольствием;
- читайте снова… и снова;
- читайте везде и всегда;
- не заставляйте ребенка читать;
- показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении [2,с.24-27].
Надо заметить, что следуя этим простым рекомендациям, можно увлечь ребенка чтением и впоследствии не придется усаживать ребенка за книгу, прикладывая к этому усилия.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослым читательских переживаний, обсуждения прочитанного в разновозрастном коллективе, т.е. в семье. Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время, особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости [4, с.27].
Сущность вышеизложенного материала сводится к тому, что из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью. В семьях, где есть традиции чтения, дети читают по-другому. Но современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения - это одно из самых благотворных воспитательных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге / Е.С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №12. - С.27-28.
2 Лукзен Л. Растим читателя / Л. Лукзен // Семейное чтение. - 2010. - №4-5. - С.24-27.
3 Первова Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2009. - №9. - С.37-43.
4 Рождественская Р.Л. Роль семейного чтения в формировании творческого читателя / Р.Л. Рождественская // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С.25-29.