Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
"Мы изучаем свет"
с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы:
Макет солнечной системы, фонарики, прозрачные пленки, светофильтр, деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), схемы опытов, настольная лампа.
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?
Дети: Да.
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что вы видите?
Дети: Коробку.
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней находится?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
(Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.)
Воспитатель: Что вы увидели? (…….) Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В коробке темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Дети и воспитатель открывают коробку.
Практический этап
Воспитатель: Маша, покажи, где находится солнце? Солнце – это звезда, которая излучает свет.
Воспитатель: Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.
Воспитатель: Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света?
Дети: Свет от луны, звезд, молния, светлячок, ….
Воспитатель: А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования.
Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Верно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
Дети: предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться……)
Воспитатель: Ребята, что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
- Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
- Внимательно слушать научного руководителя.
- Приступать к выполнению опыта только после указания.
- Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено.
- Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Все вместе отправляются в лабораторию.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.
Наураша рассказывает детям:
- Что такое свет?
- Мы видим благодаря свету
Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.
Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?
Дети: Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.
Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.
Опыт №1.Что нам предлагает сделать мальчик Наураша "Измерение силы света фонарика и экрана". Послушаем.
Воспитатель: Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться.
Воспитатель: давайте сделаем вывод: почему экран не такой яркий как фонарик?
Дети: экран не должен быть таким ярким как фонарик, потому что если экран будет таким же ярким, то у нас испортиться зрение.
Воспитатель: Всё верно.
Давайте послушаем дальше Наурашу.
Опыт №2. Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»
Воспитатель: Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.
Наураша предлагает провести еще один эксперимент.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.
Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге)
Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет.
Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой).
Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)
Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)
Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.
Дети: за столом под рабочей лампой.
Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет.
Что же еще предлагает нам Наураша.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей.
Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»
Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая)
- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают.
- Ребята, что у вас получилось? (А у вас как?.....)
- А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)
- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.
Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет.
- Наведите, пожалуйста , порядок на своем рабочем месте и присаживайтесь на стульчики.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы поработали на славу. Сегодня мы начнем с вами собиратьжурнал опытов по теме «Свет» и давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о свете, о его свойствах? С чем нас познакомил мальчик – ученый Наураша в своей лаборатории. (Сидя сложить схемы в журнал)
Дети: Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.
Воспитатель: Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы, а с остальными схемами опытов Наураша нам предлагает познакомиться в следующий раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
"Мы изучаем свет"
с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы:
Макет солнечной системы, фонарики, прозрачные пленки, светофильтр, деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), схемы опытов, настольная лампа.
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?
Дети: Да.
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что вы видите?
Дети: Коробку.
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней находится?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
(Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.)
Воспитатель: Что вы увидели? (…….) Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В коробке темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Дети и воспитатель открывают коробку.
Практический этап
Воспитатель: Маша, покажи, где находится солнце? Солнце – это звезда, которая излучает свет.
Воспитатель: Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.
Воспитатель: Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света?
Дети: Свет от луны, звезд, молния, светлячок, ….
Воспитатель: А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования.
Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Верно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
Дети: предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться……)
Воспитатель: Ребята, что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
- Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
- Внимательно слушать научного руководителя.
- Приступать к выполнению опыта только после указания.
- Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено.
- Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Все вместе отправляются в лабораторию.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.
Наураша рассказывает детям:
- Что такое свет?
- Мы видим благодаря свету
Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.
Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?
Дети: Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.
Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.
Опыт №1.Что нам предлагает сделать мальчик Наураша "Измерение силы света фонарика и экрана". Послушаем.
Воспитатель: Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться.
Воспитатель: давайте сделаем вывод: почему экран не такой яркий как фонарик?
Дети: экран не должен быть таким ярким как фонарик, потому что если экран будет таким же ярким, то у нас испортиться зрение.
Воспитатель: Всё верно.
Давайте послушаем дальше Наурашу.
Опыт №2. Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»
Воспитатель: Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.
Наураша предлагает провести еще один эксперимент.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.
Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге)
Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет.
Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой).
Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)
Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)
Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.
Дети: за столом под рабочей лампой.
Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет.
Что же еще предлагает нам Наураша.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей.
Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»
Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая)
- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают.
- Ребята, что у вас получилось? (А у вас как?.....)
- А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)
- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.
Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет.
- Наведите, пожалуйста , порядок на своем рабочем месте и присаживайтесь на стульчики.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы поработали на славу. Сегодня мы начнем с вами собиратьжурнал опытов по теме «Свет» и давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о свете, о его свойствах? С чем нас познакомил мальчик – ученый Наураша в своей лаборатории. (Сидя сложить схемы в журнал)
Дети: Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.
Воспитатель: Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы, а с остальными схемами опытов Наураша нам предлагает познакомиться в следующий раз.