"Педагогический дебют - 2023"
Призер 3 место в муниципальном конкурсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.48 КБ |
peddebyut.pdf | 206.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Учитель – герой нашего времени?»
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои,
точно портрет, но не одного человека.
М.Ю. Лермонтов
Герой – это человек, совершивший подвиг, или действующее лицо в литературном произведении, участник событий. Но обычный школьный учитель? Часто недооцененный, незамеченный, исполняющий рутинную повседневную работу, а в современном информационном обществе, даже, как будто вполне заменимый, потому что сегодня ученик уже способен самостоятельно изучать и применять полученную информацию, искать способы и средства рационального использования приобретенных знаний. У наших учеников существует возможность самостоятельно, порой без помощи педагога получить необходимую, важную информацию. И все же, я убеждена, что сформировать духовные и нравственные ценности возможно лишь при активном, деятельном и эмоциональном участии учителя, наставника. Еще в XIX веке замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым было замечено: «Если б вы знали, как необходим хороший, умный, образованный учитель! ... без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!». Только талант учителя, лексическое многообразие и богатство его речи увлечёт воспитанников, не давая повода усомниться в нравственных приоритетах. Незначительное внимание большинства отечественных средств массовой информации к проблематике и опыту нравственного воспитания является дополнительным аргументом в пользу того, что учитель сегодня не просто носитель сложной информации, знаток методических тонкостей, но и воспитатель нового поколения. Только учитель направит воспитанника на активный путь осмысленного ученичества.
По мнению академика Д.С. Лихачева, нравственные качества личности нужно воспитывать. И очень созвучен в данном контексте мудрый Песталоцци: «Воспитание и только воспитание - цель школы». В связи с этим именно воспитательная, наставническая деятельность учителя среди подростков приобретает особую значимость, ведь от уровня воспитанности каждого гражданина зависит развитие всего общества.
Я считаю, что воспитание - это работа системная, многоплановая, повседневная. И она должна носить обязательно живой, неформальный характер. И самые большие возможности дает учителю обычный школьный урок. Каждый учебный предмет имеет средства и возможности для развития в детях духовности, нравственных ценностей. А еще сама профессия учителя обязывает быть примером для детей. Учитель всегда знает больше учеников. Учитель зарабатывает свой авторитет, который никогда не дается авансом. Я считаю, что начинать всегда нужно с себя. Вот ответьте, положа руку на сердце, с душой ли выполняете свою работу? От чистого ли сердца обращаетесь к детям? Или живете по принципу «Без зарплаты нет работы»? Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем.
Премьер-министр Векликобритании Уинстон Черчилль, когда-то произнес фразу, ставшую известным афоризмом: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». А, ведь, действительно, именно учителю подражают, верят, к нему прислушиваются. Именно с него для учеников начинается Родина, понимание основных жизненных ценностей и ориентиров!
В профстандарте педагога говорится о воспитании, о том, что учитель должен обладать определенными качествами. Но, если отойти от документов и поразмыслить, то понимаешь, что это действительно аксиома. “Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить” — говорил Твардовский А.Т. И, безусловно, был прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь. А еще очень важно помнить, что не каждое слово, сказанное нами, упадет в благодатную почву. Одних слов недостаточно. Запоминаются дела и поступки.
В данном контексте я считаю уместно вспомнить о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войне. В одном учебнике по педагогике мне встретились слова маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии - личным примером учил, как надо воевать.” В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
А разве можно не вспомнить польского педагога и писателя Януша Корчака, который отказался от побега из Гетто только для того, чтобы скрыть от ребят правду, чтобы до последней минуты, искренне глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню… Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку девочку. Шел, вероятно, с улыбкой, ведь дети – народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал… Обман, на который способны только родители умирающего ребенка… Януш Корчак не захотел расстаться со своими воспитанниками и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.
Примеров самоотверженности и преданности учительской профессии достаточно и в наши дни: это подвиг учителей Беслана, не оставивших своих учеников 1 сентября 2004 года, несмотря на ранения и неизбежную гибель, три страшных дня люди провели в спортзале без еды и воды. За это время взрослые проявили настоящий героизм, защищая и успокаивая детей. Во время трагедии в Беслане погибли 17 учителей, которые отдали свои жизни, чтобы спасти детей.
12 февраля 2016 года в школе города Костромы рухнул потолок. Благодаря педагогу Виктории Горлевич никто не пострадал — женщина вывела детей из класса за секунду до обрушения.
Героический поступок совершила учительница английского языка Татьяна Дарсалия. Во время пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» она вывела из здания свою дочь, а потом вернулась в горящий кинозал за другими детьми. Самой Татьяне спастись не удалось…
Можно привести еще множество фактов, когда учитель стал примером, источником силы для своих учеников. «В жизни всегда есть место подвигу» - сказал Максим Горький. И, действительно, в немалой степени это касается учительской профессии.
На старой рождественской открытке, увиденной мной, и почему то, запечатлевшейся в памяти, изображена маленькая деревушка, покосившиеся домики и заборы, заботливо укутанные пушистым снегом. Заброшенная, забытая всеми провинция. Но за этими старыми домишками возвышается величественная белая церковь с золотыми куполами. И, глядя на это изображение, я понимаю, что вот это и есть русская душа, с ее ценностями и нравственными устоями. Когда мы жертвуем всем ради общей великой цели, когда надеемся и верим, любим и прощаем. Когда готовы отдать последнее, и даже на руинах и развалинах, среди нищеты и обреченности мы способны возродить, построить нечто прекрасное и могучее. А вот останется ли в нас наша русская душа, будет ли она в наших детях, зависит от нас, педагогов. Подвиг ли это, достойный героя? Служение? Подвижничество? Долг? Роль?..