Глоссарий педагога

Олеся Сергеевна Рулева

Краткий словарь педагогических терминов с определениями.

Краткий словарь педагогических терминов с определениями по ФОП ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy.docx26.33 КБ
Файл glossariy_fop_do.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Глоссарий 

Образование

универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени

Воспитание

как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова)

Развитие

процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова)

Формирование

специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова)

Обучение

специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирования специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек (Т. М. Бабунова)

Социализация

(от лат. "социум" — общественность) – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств

Индивидуализация

(от лат. "неделимо") — процесс порождения и осознания индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности

Сензитивные периоды

это периоды особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени (то есть ребенок что-то заметил, выделил, принял для себя; обучение в сензитивный период происходит легко и радостно для ребенка)

Качество дошкольного образования

определяется предоставлением возможности выбора для ребенка "индивидуального образовательного маршрута" на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми

Образованность

степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования культурного и исторического опыта (элементарная грамотность и компетентность)

Компетентность

комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного (через себя) освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая)

Портфолио ребенка

целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития

Основные сферы развития личности ребенка

1. Здоровье и физическое развитие

2. Социально-личностное развитие

3. Познавательно-речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

 Креативность

(от англ. create — создавать, англ creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. 

 Релаксация

(от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) расслабление, состояние покоя, после сильных переживаний и физических усилий.

Рефлексия

осмысление, анализ собственных действий.

Технология

Совокупность знаний о способах и средствах, осуществлять те или иные процессы.

Сенсорный

(от лат. sensus, «восприятие») чувствующий, относящийся к ощущениям.

Консонанс и диссонанс

(фр. consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia — нестройность, нестройное звучание) — противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также сами созвучия (интервалы, аккорды), воспринимаемые как слитные и неслитные.То есть диссонанс - это неприятное для слуха звучание, а консонанс - приятное



Предварительный просмотр:

Глоссарий ФОП ДО

Единое Федеральное образовательное пространство

один из главных принципов на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, позволяющий каждому гражданину реализовать свое конституционное право на получение образования всех уровней в равных объемах и условиях.

Духовно – нравственные ценности

это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Базовые ценности Российского народа 

основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Обучение и воспитание Гражданина Российской Федерации 

приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию.

Разностороннее развитие.

Разносторонняя личность

человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности, это личность, находящаяся в гармонии с собой и миром. Он имеет четко отстроенную систему мотивов и целей. Разностороннее развитие личности предполагает, что человек достигает успеха более чем в одной сфере, или способен развивать различные навыки. Люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому, они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами».

Культурные практики 

предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);

в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);

коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);

чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности).

Уклад ДОО 

общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений

Особенности образовательной деятельности

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

1) совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;

2) совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог - равноправные партнеры;

3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;

4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;

5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).

Поддержка детской инициативы 

это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью. Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка.

Общность, сообщества в ДОО:

Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между всеми педагогами и специалистами ДОО, объединенная единством целей и задач воспитания, реализуемых всеми сотрудниками ДОО.

Профессионально-родительская общность - это система связей и отношений, установившаяся между сотрудниками ДОО и родителями воспитанников, направленная на создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания.

Детско-взрослая общность - это система связей и отношений между детьми и всеми воспитывающими взрослыми, включенными в воспитывающее пространство ДОО. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.

Детская общность - это существующие в пространстве ДОО связи и отношения между детьми. Детская общность может быть, как сверстнической, так и разновозрастной.

Базовые общенациональные ценности раскрываются в общностях 
через деятельности и события.

Коррекционно -развивающая работа в ДОО

комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в ДОО осуществляют педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и другие квалифицированные специалисты.

Планируемые результаты 

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

Педагогическая диагностика 

достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

Прикладное творчество 

это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимается ваш ребенок.

Активный отдых 

подразумевает следующие виды деятельности: физкультурные праздники и досуги, Дни здоровья, туристские прогулки и экскурсии, пешеходные прогулки и детский туризм.