ОПЫТ РАБОТЫ
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
««Инновационная технология «Тимбилдинг»
как средство формирования коллектива»
воспитателя МБДОУ детского сада
№ 141 «Жемчужинка» г. Брянска
Червинской Натальи Адрееевны.
Актуальность проблемы.
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально -экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Поэтому для реализации этих устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения, объединившееся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Однако коллектив детей и команда единомышленников — совсем не одно и то же. Детский коллектив дошкольников - это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Что дает детский коллектив ребенку? В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи.
Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. Одной из причин индивидуальных детских проблем является отсутствие благоприятного климата в детских коллективах, а также отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова.
Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Здесь на помощь педагогу может прийти тимбилдинг - технология командообразования, благодаря которой дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе. Тимбилдинг (англ. Teambuilding — построение команды) - это, прежде всего, инструмент построении команды, который необходим каждому человеку. Сама по себе идея командостроения не нова. Однако существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, походов и дворовых игр.
В образовательном процессе ДОУ тимбилдинг рассматривается как технология, предполагающая использование разнообразных форм и методов работы с детским коллективом, а также комплекса игр и упражнений, с помощью которых в итоге из обычных дошкольников с разнообразными индивидуальными особенностями формируется уверенная, надежная и сплочённая супер команда. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе достигается также за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Все это позволяет наладить нам доверительные отношения с детьми, расположить их к сотрудничеству, а значит сплотить детский коллектив.
В детском возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг - это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать все дети. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.
Иными словами, детский тимбилдинг — это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду. Т.е. детский тимбилдинг - это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого ребенка, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.
В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе совместных побед, социально полезных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело. Для большинства из таких игр не требуется никаких приспособлений. После каждого из упражнений необходимо обсудить с детьми те действия, которые они предпринимали для выполнения задания, выяснить, какие из них сработали, а какие - нет, чему они смогли научиться.
Таким образом, детский тимбилдинг, при конкретизации специфики его содержательной и технологической характеристик, способен превратить группу детей дошкольного возраста в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.
Цели и задачи работы.
Технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, что и определило выбор темы моей работы.
Основная цель заключалась в систематизации, подборе игр, упражнений технологии тимбилдинга, направленных на социально – коммуникативное развитие детей, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка в детском коллективе.
Передо мной ставилась проблема: каковы наиболее более эффективные способы, сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
• создать и поддержать дружеские отношения в группе;
• снять психологическое напряжение, снять конфликт;
• повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе
• повысить уровень личной ответственности за результат;
• перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.
• формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;
• организация высокоэффективной системы деятельности;
• формирование системы ценностей детского коллектива;
• формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приёмов:
Словесные - объяснения, указания, похвала, беседа.
Практические - упражнения, игры, тренинги, конкретные задания, игровые приемы.
Проблемные – создание проблемной ситуации.
Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему.
Работа по решению поставленных задач в соответствии ФГОС проводилась с учетом следующего комплекса принципов:
Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
Ожидаемые результаты
• Обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,
• планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
• распределять роли,
• взаимно контролировать действия друг друга,
• уметь договариваться, вести дискуссию,
• правильно выражать свои мысли в речи.
• повышение педагогической культуры родителей.
Новизна моего педагогического опыта заключалась в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.
Этапы работы.
Работа была распределена на определённые этапы:
1. Организационный этап
Проведён анализ психолого-педагогической литературы по теме, разработана структура внедрения технологии тимбилдинга для социально-коммуникативного развития детей. Организован сбор информации по данной теме на основе диагностики социально-личностной компетенции.
Изучена литература:
1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.
2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.
3. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000
5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005.
Сбор информации по проблеме на основе диагностики социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
В проведении входного мониторинга участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Полученные результаты выявили, высокий уровень у 11%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.
Средний уровень показали – 42 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;
И низкий уровень имеют 47% детей, которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.
Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих формированию социально – коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии тимбилдинга.
2. Формирующий этап.
На основании полученных результатов был составлен план работы по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста :
1. Создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе технологии тимбилдинг.
2. Подбор программ, игр, упражнений для детей по данному направлению работы.
3. Организация работы с родителями.
Виды программ тимбилдинга различаются:
- по теме (исторический, интеллектуальный, спортивный, творческий, экзотический)
- по характеру деятельности (игра – путешествие, квест, спортивная командная игра, тренинг…)
- по составу участников
- по использованию целевого оборудования (настольные игры, спортивный инвентарь, нестандартное игровое оборудование)
- по месту проведения (группа, улица, на природе)
5 формул успеха командной работы
- Понять цели создания команды (сплочение, налаживание отношений, выявление лидеров, создание просто доброжелательной атмосферы)
- Сформировать команду и «заразить» каждого достижимыми целями и верой в успех (здесь велика роль организатора, он сам должен верить в успех команды, быть позитивным, активным, креативным)
- Определить правила работы (объяснить правила игр точно и доходчиво)
- Распределить задачи и ответственность
- Добиваться максимальной отдачи от каждого для достижения общей цели.
- Сотрудничать.
Правила работы в команде
- Необходимо работать вместе, чтобы достичь общей цели.
- Работать в командах, которые между собой существенно не отличаются. Равносильные.
- Способствовать тому, чтобы все члены команды достигли успеха
- Ход мероприятия выстроен так, чтобы взаимно помогать друг другу.
- Сотрудничать - чтобы чему-то научиться.
- Разбираться вместе в возникающих вопросах, решать их сообща, находить верные решения.
Виды тимбилдинга: Существует множество видов тимбилдинга. Мы используем некоторые из них:
Творческий тимбилдинг - от рисования картин до постановки спектаклей. Например, участники могут поставить пьесу или спектакль по мотивам известного произведения. Одной из форм проведения творческого тимбилдинга является коллективное создание картин – Арт- тимбилдинг.
Интеллектуальный тимбилдинг – мозговые штурмы, викторины, квесты и другие интеллектуальные игры. Часто они могут быть настольными – стульчики «Мистакос», гигантский лабиринт, игра «Командный рисовальщик». Всё где надо сосредоточиться и принять единственно важное решение, чтобы не подвести команду.
Спортивный тимбилдинг, который предполагает игры в команде: футбол, эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а так же игры с нестандартным игровым оборудованием, которое способствует развитию координации, ловкости, например «Коса – заплетайка».
Психологические тимбилдинги, такой вид тимбилдинга позволяет выявить неформальных лидеров в команде и понять роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы. В ходе таких мероприятий формируются навыки правильного общения и умение находить компромисс. Хорошо проходят игры: «Паутина», «Палки – выручалки».
Прежде чем организовывать программы тимбилдинга, мы отрабатывали социально-коммуникативные навыки детей через игры технологии тимбилдинга.
Данные игры были разбиты на тематические блоки.
1. Блок «Игры на знакомство».
Подобные игры проводились с привлечением детей старшего дошкольного возраста с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.
Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности.
В данном блоке применяла такие игры, как «Здравствуй друг!», «Вот я какой!», «Верёвочка».
2. Блок «Игры на развитие межличностных взаимодействий».
Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей:
• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
• формируется умение ценить свою и чужую работу;
• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник "проживал" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т. д.
Здесь дети "узнали" себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации.
В данном блоке применяла такие игры, как «Гусеница», «Обруч», «Скульпторы».
3. Блок «Игры на взаимоотношения между детьми».
Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.
В данном блоке применяла такие игры, как «Паровозики», «Змейка», «Два берега».
4. Блок «Игры на нахождение лидеров в детском коллективе».
Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:
- выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;
- создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;
- приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.
В данном блоке применяла такие игры, как «Фигуры», «Круги дружбы», «Пойми меня».
5. Блок «Игры-развлечения».
Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько:
- дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;
- приобщаются к игровой культуре;
- формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;
- формируется чувства радости от совместного дела – игры;
- формируется и развивается творческий потенциал детей.
В данном блоке применяла такие игры, как «Юные таланты», квест – игры.
В ходе реализации опыта осуществляла консультативную поддержку родителей: «Детский тимбилдинг. Что это такое?», «Коммуникативные игры – это серьезно», «Ты меня понимаешь?».
3. Заключительный этап.
На заключительном этапе подводились итоги работы. Для диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста снова использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
Также использовала систему мониторинга достижения детьми основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня социально- коммуникативного развития детей показывает:
• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;
• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;
• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;
• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сделать выводы:
Эффективное использование данной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в социальном развитии детей, к личностному росту дошкольников.
Технология Тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию, помогла сплотить детей, ребята стали меньше ссориться, больше уступать друг другу, они научились общаться друг с другом и с взрослыми, поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, действовать в команде и побеждать.
Результаты, которые мы достигли с помощью качественно проведенного тимбилдинга.
• нормализация атмосферы и отношений внутри группы, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
• получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
• верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
• открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
• повышение уровня инициативности дошкольников;
• повышение уровня доверия в коллективе.
Таким образом, для того, чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей суперкомандой, что и позволяет сделать детский тимбилдинг.
Заключение.
Сплочение детского коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога чрезвычайно велик.
В связи с этим, команда должна быть не просто группой людей, а сплоченным коллективом, работающим над определенной целью. Возглавлять ее должен руководитель, обладающий всеми нужными для этого личными качествами, и именно ему предстоит не только сформировать команду, но и заставить ее эффективно работать. Ведь не зря говорят: «Лидер воспитывает лидера».
Участвуя в подобных мероприятиях, наши дети научились контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. Смогли выработать, столь полезные в современной обстановке, лидерские качества, научились брать на себя ответственность, преодолевать свои комплексы и страхи, работать плечом к плечу со своими сверстниками. Это занятие позволило им гораздо увереннее вести себя в окружении своих сверстников, дало навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Таким образом, тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
Литература:
1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.
2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.
3. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000
5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005.