Главные вкладки
Елена Владимировна Попова
МКОУ ШР «СОШ №12»
с. Шаманка
СВЯЗЬ ВРЕМЁН
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность
Каждый ребенок в определенном возрасте начинает интересоваться своими родственниками, своим родом. Он спрашивает, а кто были его прадедушка и прабабушка, чем они занимались, где жили? И не всегда родители знают все ответы на подобные вопросы.
Проблема недостатка знаний детей о своей семье натолкнула нас на мысль начать работу с дошкольниками по созданию проекта «Связь времен». Выбор темы проекта связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые живут рядом.
В наше время эта тема очень актуальна. Уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает свою родословную
Для успешной реализации данного проекта за основу взяли модель взаимодействия: педагог – дети – родители.
Прежде всего, были поставлены задачи:
- формирование представлений о родственных отношениях;
- знакомство с понятием «родословная», «генеалогическое древо».
На предварительном этапе большое внимание уделили расширению представлений о том, что такое семья, родственные отношения, закрепили знания о Ф.И.О. родителей, дедушек, бабушек.
На основном этапе проходил сбор информации, оформление и накопление материала; занятия, игры.
Для более тесной взаимосвязи с семьями были даны домашние задания: нарисовать «Семейный герб». Родители и дети стремились подчеркнуть особенности семьи, рода. В гербах отображались труд родителей, их профессии, семейные традиции.
Каждый ребенок, с помощью родителей, познакомился с профессией родных. Также ребята узнали о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях.
Ребята приносили фотографии и семейные альбомы. Мы рассматривали их и искали сходство с родственниками.
Совместно с родителями создали «Книгу имён», где раскрывается «тайна» имени, почему так назвали, что означает имя ребёнка.
Попросили родителей написать сочинение о своей семье, как она создавалась, какой замечательный ребёнок в ней растёт:
«Сочинение про Владислава Ивановича»
«Мы жили отдельно, каждый сам по себе.
Теперь же мы вместе, в угоду себе.
Сложили вместе все свои Я.
Так появилась наша семья.
Владик наш ребёнок смелый, и в себе уверенный.
Он решительный, весёлый и почти общительный.
Мало слов он знает очень и поэтому «почти».
Любит сын играть в мяч и смотреть мультфильмы.
А еще уж очень любит книжечки цветные.
Усталость не для Влада,
Влад подвижный и живой и всегда будет такой!».
Предложили родителям вместе с ребенком подумать и составить генеалогическое древо семьи. Безусловно, данная работа требовала больших усилий от родителей в плане сбора информации. Родители и дети проявили творчество и воображение, в процессе этого были созданы разнообразные, интересные генеалогические древа семьи.
Придя в детский сад, дети рассказывали не только о маме и папе, но и о бабушках, дедушках. Особенную гордость испытали дети, что нашли фотографии и могут рассказать о прабабушках и прадедушках, их славном прошлом.
Совместно с родителями мы создали в группе «Мини – музей биографии семьи». Первыми экспонатами были фотоальбомы «Я и моя семья». В течении года экспонаты пополнялись. Темы были разными : «Мой дом», «Как мы отдыхаем летом», «Мой папа и дедушка Защитники отечества», «Мои новогодние каникулы», «Семья и природа», «Древо моей семьи», «Любимые профессии моих родных»
Музей создавался, главным образом для того чтобы мамам и папам представилась возможность вместе с детьми полистать семейные альбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них своему ребенку. А дети стали гордиться своими близкими.
Коллекцию мини - музея расположили на полке и столе группы так, что она была доступна для детей. На столе расположили альбомы, папки, книги данной тематике. Основная идея создания мини – музея показать, какими разными бывают семьи, познакомить с их историей.
В нашем детском саду есть традиция - ко дню Защитника Отечества приглашать пап на «Богатырские игрища». Многие делятся, где служили, как служили. И надо видеть глаза тех детей, чей папа рассказал, показал фотографии службы в армии.
На 9мая совместно с детьми и родителями создали лэпбук «Спасибо деду за победу!», где поместили стихи о войне и воспоминания прадедушек. Впечатления незабываемы: «Мой папа много рассказывал из жизни своего дедушки, показывал фотографии. Он герой. Я горжусь, что у меня был такой прадедушка! Он умер, но я хочу быть достойным его». Каждый год мы ходим к памятнику, возлагаем венок. А вечером, вместе с родителями дети идут в строю Бессмертного полка и несут свечи памяти.
Работая над проектом, обратили внимание родителей на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков.
К концу работы над проектом у детей расширился кругозор о составе семьи, родственных отношениях, обогатился словарный запас. Дети стали употреблять в речи такие слова как: «род», «родословная», «предки», «родственники», «родня» и др. У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям.
Вывод: семья – это важно! И счастливо жить без семьи невозможно!
У детей сформировались элементарные представления об истории своей семьи, своей родословной.
Список литературы:
Книга двух авторов
Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (Текст) / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. –С. 45-49.
Статья из периодического издания (журнала)
Волкова, Л.В. Ознакомление старших дошкольников со своей родословной (Текст) /Л.В. Волкова, И.А. Калабина // Воспитатель дошкольного образовательногоучреждения. – 2013, -№ 2. – С. 77- 8.