Мозг и речь. Норма и патология.
Изучение неврологических основ логопедии имеет большое образовательное значение в подготовке педагогов-логопедов и других дефектологов. Ознакомление начинающего педагога со строением и функцией мозга вводит его в область научного естествознания. Использование педагогами специальной медицинской литературы часто бывает малоэффективным из-за сложности для восприятия, ведь она рассчитана на медиков. Медики, со своей стороны, хорошо ориентируясь в неврологической симптоматике, недостаточно уверены, когда им приходится сталкиваться с речевой патологией, обусловленной поражениями как центральной, так и периферической нервной системы. Особую трудность вызывают легкие, "стертые" формы дизартрии- одно из наиболее распространенных в последние десятилетия речевых нарушений.
Работая непосредственно над изучением центральной нервной системы, логопеды-студенты смогут наглядно воспринимать всю сложность строения мозга, этой высокодифференцированной материи. Наглядность поможет лучше осмыслить механизм речи в норме и патологии, ведь большинство речевых аномалий вызвано результатами различных поражений нервной системы.
Вопрос о месте естественнонаучных дисциплин в деле подготовки специалистов, к сожалению, еще дискутируется.
Развитие педагогической науки в историческом аспекте всегда происходило в острой борьбе. Однако прогрессивные педагоги всегда осуждали такое направление.
Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез помогут тесная связь со смежными науками и интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков.
В отдельности они бессильны!!!
Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.
Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе в коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ДОЛЖЕН ПРЕДШЕСТВОВАТЬ КОМПЛЕКС МЕДИЦИНСКИХ: МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ ФОН; КИНЕЗОТЕРАПИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ МАССАЖ, ЛФК, АРИКУЛЯЦИОННУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ, ФИЗИО И ФИТОТЕРАПИЮ.